Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

Международная общественная организация | Специальный консультативный статус при ЭКОСОС ООН
Ассоциированный член ДОИ ООН | Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов
Коллективный член Международного совета музеев (ИКОМ) | Член Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА»

Семья РериховЭволюционные действия РериховЖивая ЭтикаПакт РерихаМЦРМузей имени Н.К. РерихаЛ.В. Шапошникова
Защита имени и наследия РериховОНЦ КМ КонференцииЖурнал «Культура и время»Творческие отделыСотрудничество

      рус  eng
СТРАНИЦЫ  Новости МЦР|Новости сайта|Подписаться на новости|Сохраним Музей Рериха
версия для печати
23.02.2022

«Светочи всех веков»: в Казани прошла лекция о героях в творчестве Н.К.Рериха

 Kazan_lection.jpg

В казанской Галерее современного искусства состоялась очередная встреча в рамках еженедельного лектория «Держава Рериха», который проходит здесь, сопровождая экспозицию картин Н.К.Рериха из собрания Русского музея. С программой «Герои, святые, подвижники в творчестве Николая Константиновича Рериха» выступила сотрудник Региональной общественной организации «Татарстанское рериховское культурное объединение» Дания Ибрагимова.

Лекция началась со слов Н.К.Рериха из его очерка «Душа народов»: «Жизнь героя ведет человечество. Как исток вдохновений, как мера прекрасного, как побудитель мужества – так звучит голос истинного героизма». По мнению многих биографов великого художника и мыслителя, тема духовного подвижничества была самой любимой и значительной в его творчестве. С этим невозможно не согласиться, потому что при погружении в работы Николая Константиновича глубоко осознаешь, что каждое из этих произведений содержит призыв к нравственному самоусовершенствованию человека.

Где бы ни был мастер – в России, Европе, Америке или Азии – он всегда отдавал дань теме героизма. За всю жизнь Рерих написал огромную галерею образов подвижников всего мира – русских, европейских и восточных. Помимо отдельных картин художник создавал целые серии по данной теме.

На лекции Дания Ибрагимова представила и рассказала слушателям о четырех сериях полотен Н.К.Рериха: «Богатырский фриз», «Героика», «Санкта», «Знамена Востока».

Самым почитаемым былинным героям Древней Руси целиком посвящен монументальный цикл картин Рериха под названием «Богатырский фриз». Над ним художник трудился с 1909 по 1910 год. В серию вошли восемь сюжетных произведений («Садко», «Витязь», «Баян», «Илья Муромец», «Микула Селянинович», «Город», «Вольга Святославович», «Соловей-разбойник») и одиннадцать декоративных композиций.

Обращаясь к образам мифических, былинных героев или персонажей народного эпоса, Николай Константинович стремился вернуть людей в мир универсальных ценностей. Как известно, подобные образы, живущие в веках, сохраненные в фольклоре, – это архетипы, то есть некие «базовые модели, определяющие ценностные ориентации индивидов и общества», как формулируют ученые. Сила художника – в умении говорить архетипами. Рерих владел этим умением как никто другой. Изображая героев народного эпоса, он воспевал лучшие качества человеческого духа, имеющего неразрывную связь с Миром Высшим.

«Герой, в каком бы обличьи он ни был, проявляет и оформляет то, что нередко подсознательно живет в самом народе», – писала академик Людмила Васильевна Шапошникова в своем труде «Неугасимый свет тернового венца», посвященном философскому осмыслению героической темы в творчестве Николая Константиновича Рериха. Художник рассматривал явление героизма не как эстетическую категорию, а как неотъемлемую часть процессов, связанных с продвижением человечества, возвышая его до масштабов космической эволюции. Мужество и бесстрашие, причем не моментальное, а долговременное и постоянное, отсутствие самости и себялюбия, щедрость и бескорыстие, великодушие и благородство, высокий ум и отзывчивое сердце продвигают не только самого героя, но и народ, среди которого живет и действует эта великая личность. Поэтому роль героев в истории человечества, в развитии его духовной культуры и сознания велика и определяюща.

Важно подчеркнуть, что, обращаясь к образам и сюжетам древних сказаний, легенд, былин, мифов, Николай Константинович Рерих выражал как вневременные ценности, так и делал актуальные послания обществу, в котором жил. Cвоеобразным ответом на события 1917 года стала сюита «Героика», созданная Рерихом в Финляндии. В серию вошли семь произведений: «Клад захороненный», «Зелье нойды», «Приказ», «Священные огни», «Ждут», «Конец великанов», «Победители клада». Вероятно, в основу сюжетов «Героики» легла «Песнь о Велунде» скандинавской мифологии. Все картины серии связаны не только по своей внутренней концепции, но и по цвету. Они пронизаны сильнейшим духовным напряжением, которое испытывал Николай Константинович вместе со своим народом в 1917 году. Серия «Героика» выставлялась в Швеции, Дании, Финляндии и имела большой успех у зрителей.

Следующим по хронологии циклом работ на тему подвижничества стала серия «Санкта» («Святые»), написанная в Америке, куда Николай Рерих с семьей прибыл по приглашению директора Чикагского института искусств для организации персональных выставок. Невиданные темпы развития Америки 1920-х годов поразили Рерихов. Но одновременно с этим он замечает излишнюю материлизацию общества. В Америке «...к искусству относятся как к бизнесу и ищут во всем выгоду, а молодежь почти не интересуется ни живописью, ни классической музыкой», – горестно отмечала сотрудница Нью-Йоркского музея имени Николая Рериха Зинаида Лихтман.

Возможно, именно это стало для художника импульсом к созданию серии картин «Санкта», в которой, обращаясь к духовным корням своей страны, а именно к наставлениям Сергия Радонежского, Рерих стремился помочь возрождению нравственных ценностей и дать импульс духовному и культурному развитию Америки.

В цикл вошли шесть картин: «И Мы открываем врата», «И Мы трудимся», «И Мы не боимся», «И Мы продолжаем лов», «И Мы приносим свет», «И Мы видим». Серия отличается тем, что художник не писал образ конкретного подвижника, а символично изображал внутренний мир и внутреннюю жизнь монастырской обители. Именно православные монастырские общины стали духовно-нравственной школой для многих русских людей. Здесь учились жить сообща, в согласии, помогая друг другу в совместном труде. Начало возникновению православных обителей-общин было положено Преподобным Сергием Радонежским, которого Рерих называл «строителем русской духовной культуры».

«Монастыри часто назывались общинами. Жизнь общинная уже была признаком сотрудничества и взаимоуважения»; «Вмещение понятия общины составит Врата к следующим достижениям» – читаем в книге «Община» Учения Живой Этики.

Для выражения принципов общинной жизни Николай Константинович Рерих использовал символические формы. В каждом полотне серии «Санкта» пространство физическое наполняется пространством духовным, свет физический – светом духовным. Художник убеждает нас в том, что везде в мире существует великая реальность, включающая в себя единство материального и идеального, физического и духовного.

После Америки Рерих отправился с семьей в Индию. В 1924 году началась организованная им крупнейшая Центрально-Азиатская экспедиция, на начальном этапе маршрута которой (1924–1925) художник создает одну из самых прекрасных и значительных серий в его творчестве «Знамена Востока». На полотнах автор запечатлел основателей учений и религий, философов и подвижников, реформаторов и мыслителей Востока. «Выразителями лучших народных стремлений, истинным украшением планеты» называл их Николай Константинович.

Он писал: «Истинно чудесно, поистине прекрасно среди водоворота нашей жизни, среди волн неразрешимых социальных проблем видеть перед собою сияющие Светочи всех веков. Прекрасно изучать жизнеописания этих великих Искателей и Подвижников и находить в них укрепление нашего мужества, неисчерпаемой энергии и терпимости». И еще: «Их не так много – строителей жизни, отвечающей во внутреннем смысле грядущей эволюции. И бережно мы должны отбирать эти имена грядущего света, продолжая список их до современности».

«Серия “Знамена Востока” представляет мудрость во всем ее богатстве – через “знаменосцев” и духовные процессы, к которым эти Великие имели непосредственное отношение», – писала Людмила Васильевна Шапошникова в своей книге «Вселенная Мастера».

Сюжеты картин были почерпнуты автором из кладезя легенд и преданий, что позволило художнику показать Учителей высшего знания в те значительные моменты их деяний, которые оставили неизгладимый след в народном сознании. Они изгоняют тьму, помогают в беде, неутомимо творят благо и жертвуют собой; они принимают на себя многие земные трудности, чтобы помочь великому Будущему. Это картины: «Будда Победитель – перед источником жизни» (1925), «Моисей Водитель – на вершине, окруженный сиянием неба» (1925), «Сергий Строитель – самосильно работает» (1925), «Дозор Гималаев. В горах» (1925), «Конфуций Справедливый – путник в изгнании» (1925), «Йенно-гуйо-дья – друг путешественников» (1925), «Миларепа услышавший» (1924), «Дордже Дерзнувший» (1925), «Сараха – Благая стрела» (1925), «Магомет на горе Хира» (1925), «Нагарджуна – победитель змия» (1925), «Ойрот – вестник Белого Бурхана» (1925), «Матерь Мира» (1924), «Знаки Христа» (1924), «Лао-Цзы» (1924), «Цзон-Капа» (1924), «Падма Самбхава» (1924), «Чаша Христа» (1925), «Змий Древний» (1924).

Изображая самоотверженность труда, благородство и героизм Учителей человечества, великий мыслитель Николай Рерих утверждал востребованность их Заветов во все времена. Они и сейчас звучат как канон будущего, тот путь, по которому нужно идти, преодолевая трудности и испытания, ради лучшего, более чистого и совершенного мира. Это путь сердца, расширения сознания, духовно-нравственного самоусовершенствования, великим и непреходящим примером которого служат личности, воспетые Николаем Рерихом в его художественных шедеврах.

Подготовили Дания Ибрагимова, Диана Галлямова



Возврат к списку

Архив: 2021, 2020, 2019, 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007