Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

Международная общественная организация | Специальный консультативный статус при ЭКОСОС ООН
Ассоциированный член ДОИ ООН | Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов
Коллективный член Международного совета музеев (ИКОМ) | Член Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА»

Семья РериховЭволюционные действия РериховЖивая ЭтикаПакт РерихаМЦРМузей имени Н.К. РерихаЛ.В. Шапошникова
Защита имени и наследия РериховОНЦ КМ КонференцииЖурнал «Культура и время»Творческие отделыСотрудничество

      рус  eng
СТРАНИЦЫ  Новости МЦР|Новости сайта|Подписаться на новости|Сохраним Музей Рериха
версия для печати
15.04.2022

О.Лазарева. Знамя Святого Сергия

 sergii2.jpg
 

Светлый Облик Преподобного Сергия Радонежского широко известен и почитаем во всем мире, но прежде всего Он необыкновенно близок, созвучен русскому сердцу. Великий основатель Святой Руси, строитель русской государственности, благодатный воспитатель русского народа – так называли этого величайшего подвижника исследователи его жизни и подвига. В своей статье «Душа народов» Н.К.Рерих отмечает, что каждая страна, каждый народ несет в своем сердце имена героев и подвижников, ведших его к Свету. Для России – это имя Святого Сергия – «сокровище души народной», как определяет Его Николай Константинович. «От Бога данный России Воевода» – так назван Святой Сергий в Акафисте. Он – Светильник земли русской, «Живая Связь с Миром Высшим». Он – Духотворец, ободряющий и возносящий дух всех, приближающихся к Нему. Вся Его жизнь была самоотверженным служением народу, великим самоотречением и непрестанным подвигом.

Истории известны многие факты неоднократной помощи Сергия Радонежского России и ее спасения. В 1380 году Преподобный благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву, положившую начало освобождения Руси от монголо-татарского ига. В Смутное время начала XVII века, когда нашествие тушинцев, поляков и литовцев угрожало самому существованию Земли Русской, череда видений Преподобного дала возможность вдохновить народ на борьбу с захватчиками, а троекратное видение Сергия во сне Кузьме Минину пробудило в последнем решимость собрать ополчение для освобождения и очищения Московского государства. В начале 30-х годов прошлого века, когда в России поднялась волна безбожия и разрушения духовной культуры, страну вновь наполнили видения Преподобного, пробуждавшие дух русского народа и укреплявшие его самосознание.

Это время начала 1930-х годов стало преддверием грозных событий надвигающейся Второй мировой войны. Перед Россией же постепенно вставала угроза войны сразу на два фронта – с фашистской Германией и с милитаристской Японией. Причем Япония могла начать войну намного раньше Германии. Уже в 1932 году Япония захватила Маньчжурию, получив хороший плацдарм для нападения на Советский Союз. Перед Россией возникала серьезная опасность уничтожения ее внешним врагом.

Именно в это время, в 1932 году, Николай Константинович Рерих пишет одну из своих наиболее известных картин «Святой Сергий Радонежский». На ней изображен великий русский подвижник, стоящий на высоком холме. В руках Сергия – белый плат с тремя кругами, на котором он держит белый храм как символ возрожденной России. Позади изображена Троице-Сергиева Лавра, а внизу – воины, идущие на битву с врагом. Наверху – изображение Всевидящего Ока, находимое на древнейших фресках.

Интересен и смысл этой картины, и ее судьба. Вероятно, картина уже изначально была предназначена для России, но попасть туда в то время она не могла. По договоренности с королем Югославии Александром I вместе с несколькими другими картинами Н.К.Рериха ее отослали в Белград на экспозицию в Музей Принца Павла. В 1938 году 13 картин из Белграда, в том числе и «Святой Сергий Радонежский», были переданы в Русский культурно-исторический музей в Праге, созданный известным литератором и последним секретарем Льва Толстого В.Ф.Булгаковым. Во время Второй мировой войны Русский музей подвергся варварскому разрушению фашистами, но, к счастью, картины Рериха не пострадали. После закрытия музея в 1944 году Булгакову удалось вывезти сохранившиеся картины и устроить их в гимназии. И уже после окончания войны, в 1948 году, когда Булгаков возвращается на родину, вместе с ним возвращаются и сохранившиеся коллекции Русского музея, в том числе и картина Рериха «Святой Сергий Радонежский», которая вместе с другими картинами была помещена в Третьяковскую галерею.

На нижнем поле этой картины расположена примечательная надпись: «Дано Святому Преподобному Сергию трижды спасти Землю Русскую. Первое при князе Дмитрии. Второе при Минине. Третье …» Николай Константинович неоднократно повторяет слова этой надписи в своих очерках. А в своем письме Булгакову в 1938 году, незадолго до прихода в Чехословакию немецких захватчиков, он предлагает ему временно прикрыть эту надпись. «Но внутри будем знать твердо, – добавляет Рерих, – что Преподобный дважды спасал Родину от врага внешнего, от него же спасет и в третий раз» [1, с. 35]. И уже после войны: «Помните, Вы мудро прикрыли надпись на картине “Св. Сергий”. Не сказать же тогда, что дано спасти от немцев. А до Сергиевой Лавры так и не дошли враги, а ведь у порога были» [2, с. 402]. Описывая в одном из своих очерков чудесное заступничество Преподобного Сергия в самые тяжелые моменты русской истории, Николай Константинович заключает, что спасение России всегда было связано с этим Великим Обликом. «Все великие акты русской истории, – пишет он, – совершались под Знаменем Преподобного. Не видеть этого – значит иметь закрытые глаза» [3, с. 92].

Также интересно и то, что вышеназванная картина Н.К.Рериха имеет еще одно название – «Знамя Святого Сергия». Именно под этим названием она вошла в первое издание сборника «Знамя Преподобного Сергия Радонежского», собранного Е.И.Рерих в 1934 году. Что же это за Знамя? Белый плат в руках Сергия имеет знак из трех равных кругов. Этот же знак, только заключенный в центре окружности, изображен на Знамени Мира – флаге, являющемся отличительным символом Пакта Рериха. Пакт Рериха был разработан для защиты культурных объектов в военное и мирное время. Знамя Мира, поднимаемое над объектами Культуры как Красный Крест Культуры, должно служить защитой их от уничтожения и разрушения. И хотя в первую очередь Знамя Мира связывают с Пактом Рериха, но значение самого Знамени намного шире, а изображенный на нем Знак триединства имеет универсальное, космическое значение.

Происхождение Знака Преподобного – Знамени Мира – очень древнее. Он широко употреблялся во всех культурах и у всех народов. Этот знак, символизирующий троичность нашего мироздания и утверждающий основы Культуры, глубоко почитался и первыми христианами. Почитался этот знак и Преподобным как Святая Троица. О происхождении этого знака Николай Константинович неоднократно писал своим корреспондентам. Посылая М.А.Таубе репродукцию со своей картины «Знак Троицы», Николай Константинович так объяснял одно из значений этого символа: «Наконец-то я могу Вам послать домашний снимок с моей последней картины, посвященной смыслу значения знака Знамени. <…> Что может быть древнее и подлиннее византийской концепции, уходящей в глубину веков, к первому обобщенному Христианству, и так прекрасно претворенной в иконе Рублева “Святая Живоначальная Троица” Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Именно этот символ – символ древнейшего Христианства, освященный для нас также и именем Св. Сергия, подсказал мне наш знак, смысл которого и выражен на прилагаемом снимке, сохранив все элементы и расположение их, согласно иконе Рублева» [4, с. 355–356].

Нужно отметить, что и Образ Преподобного Сергия Радонежского и Знамя Мира утверждались Рерихами одновременно. Начиная с 1929 года, когда был подготовлен проект Пакта по защите культурных ценностей, по всему миру стали создаваться комитеты Пакта и Знамени Мира, проводились международные конференции, выставки, посвященные этим культурным начинаниям. И в то же самое время создавались часовни Сергия Радонежского, учреждались содружества Его Имени, проводились выступления об этом русском Подвижнике. Все это не случайно. Ведь Знамя Мира, как отмечала Е.И.Рерих, это Знамя Владык, Знамя Твердыни Света. Это Знамя Иерархии Света, библейской Лестницы Иакова, направляющей эволюцию всего человечества по пути Блага, охраняющей его и предлагающей ему помощь в сложные поворотные моменты истории. Знамя Мира – это и Знамя Сергия, Великого Светоча, представляющего собой эту Светлую Иерархию. Все самое высокое заключено в Знамени Мира. Это Знамя Культуры и Света, это панацея от зла, это те Основы, которыми жив мир. «…Явление Знамени Мира есть тот основной знак, который даст новую ступень человечеству, – сказано в книге Иерархия. – Так под этим знаком объединятся Красота, Знание, Искусство и все народы» [5, § 377]. И если само Знамя Мира представляет собой символ духовного объединения всего человечества, то в аспекте Знамени Сергия оно утверждалось как объединительный символ для русского народа.

 sergiy_stroitely2.jpg
 

И здесь нужно сказать, что Знамя Преподобного само по себе, без сознательного принятия его человечеством, не может оказать того мощного воздействия в утверждении блага для всех людей, которое заключено в нем. Помощь Иерархии Света, даваемая в этом высоком символе, должна быть принята добровольно, а для этого сознание человечества должно быть подготовлено путем принятия основ Культуры и Этики, путем утверждения всех лучших качеств духа – дружелюбия, великодушия, сотрудничества, терпимости… Потому Рерихи отмечали, что Знамя Мира имеет в первую очередь воспитательное и нравственное значение. Елена Ивановна Рерих писала: «Неужели же есть такие люди, которые, мня себя образованными и даже духовными, не понимают самого основного и главного значения Пакта и Знамени Мира? Не понимают, что значение Знамени Мира прежде всего в том, что путем охраны человеческого творчества в сознании масс и подрастающего поколения закладывается уважение именно к духовным ценностям, которыми живо человечество» [6, с. 168].

И в другом письме: «Знамя Мира в его зачаточном состоянии из-за невежественного сознания человечества не приносит народам благосостояния, но Знамя, принятое сознаниями просветленных умов, несет высшее Благо человечеству. Оно несет конец безумному разрушению и уничтожению высших ценностей, несет и охрану человеческой жизни…» [7, с. 433–434].

Только сознательное принятие высоких духовных ценностей и утверждение их в своем сердце может преобразить человечество и утвердить мир на Земле. Известное выражение «Мир через Культуру» показывает то направление, по которому человечество должно развиваться для достижения этого мира. Это то будущее, при котором развитие духовности в человеке и преображение его сознания вернут людям утраченную человечность и сделают невозможным ведение каких-либо войн. А пока перед нами указанный путь к этому будущему. «Никакое Переустройство Мира не может оявиться успешным без осознания и насаждения великих основ Культуры, Живой Этики и Эстетики, – писала Е.И.Рерих. – Без забот и охраны Культуры новое поколение окажется просто цивилизованными дикарями, и для такого нового вида дикаря атомная бомба может оявиться верхом достижения для его корыстолюбивых и практических целей» [8, с. 255].

К сожалению, в настоящее время, пока человечеством не изжиты многие негативные проявления в виде алчности, злобы, эгоизма, пока существуют угрозы безопасности и агрессии правительств одних стран против других, не всегда возможно избежать военных конфликтов. И здесь нужно вспомнить и другую сторону Знамени Преподобного – Знамени во время борьбы Света и тьмы в осознании его значения в это непростое время. Само Знамя начало утверждаться незадолго до Второй мировой войны, и давалось оно в предвидении новых разрушений и разложений по всему миру. Знамя Мира, отмечая необходимость защиты культурных ценностей в такой трудный период, указывало также и путь спасения человечества. Принятие Знамени – это принятие помощи и защиты Иерархии Света. «…Знамя есть Символ Света, – писала Е.И.Рерих, – все принявшие его ставят себя под защиту его. Самые большие противники его те, кто осуждены на разложение…» [9, с. 89]. Принятие Знамени могло дать если и не предотвращение войны, то намного уменьшить ее масштаб и последствия и утвердить возможность скорейшего возвращения к миру. К сожалению, странами Европы, в том числе и Советским Союзом, Знамя Мира тогда принято не было. Разгорелась кровопролитная война, во время которой были не только потеряны миллионы человеческих жизней, но и утеряны и разрушены многие сокровища мировой Культуры, до этого дававшие духовную пищу многим поколениям людей.

В одном из своих писем Елена Ивановна подчеркивает: «Относительно Знамени Вы пишете, что некоторые люди будут против него, ибо они не симпатизируют пацифическим идеям. Но почему они берут лишь одну сторону Знамени? Ведь самый Пакт, прежде всего, говорит о Знамени во время войны и прочих разрушительных явлений. Ведь Красный Крест хорош в мирное время, но главное значение его во время войны. Также и Знамя как охранитель особенно нужно сейчас, когда мы стоим у преддверия грозных событий» [10, с. 159].

Также Е.И.Рерих отмечала, что «Знамя Мира, указующее Высшее понятие, к которому нужно стремиться, в то же время утверждает действенную защиту. Агрессия одно, но совершенно иное – действенная защита законных прав» [11, с. 94]. Именно Знамя Преподобного указывает на борьбу против сил зла и агрессии, борьбу за справедливость, защиту более слабого и утверждает в сердцах людей истинный героизм. «Наше Знамя – Охранитель, Напоминатель и связующее Звено, – пишет она, – но именно оно также участвует во время войны. Мы можем всей душой быть против войны, но мы знаем красоту долга перед родиной. В истории нашего государства Самый Высокий, Самый Миролюбивый Подвижник воодушевлял народ и посылал даже иноков своих на бой против врагов Родины. Мы чтим Его за это. Его Заветами мы идем!» [10, с. 154].

Эти слова написаны в 1934 году, но они остаются актуальными и сейчас, когда мир пребывает в нестабильности, а агрессия стран Запада продолжает развязывавать и провоцировать все новые военные конфликты. Причем направление этой агрессии идет в первую очередь против России. Россия, являясь страной, которой предназначено великое будущее, страной, которая держит равновесие мира, вызывает ненависть и злобу уходящих темных сознаний. И в своем желании уничтожить Россию эти сознания не стесняются использовать даже другие государства, действуя через их территории и правительства. В такое время, как никогда, необходимо обращение к Высшим ценностям, заложенным в Знамени Мира, в Знамени Преподобного.

Общаясь с русскими людьми и непосредственно, и по переписке, Рерихи неизменно устремляли их сознание к этому Великому Святому, стоящему на страже России. Во время Маньчжурской экспедиции Н.К.Рерих много внимания уделял русской эмиграции, встречался с ними, выступал с лекциями. Указывая в своих беседах и выступлениях на значение и роль Преподобного в жизни русского народа, Николай Константинович призывал соотечественников объединиться вокруг Его Облика и Знамени и стараться подражать Ему в Его служении Родине. «Преподобный Сергий во всем великолепии своих подвигов является <…> вовсе не отвлеченным, но реальным объединяющим началом», – утверждал Рерих [12, с. 172]. «Будьте Сергиями Радонежскими, постоянно духовно стремитесь возвыситься до Него», – говорил он [12, с. 172].

В своих письмах различным корреспондентам Е.И.Рерих также неоднократно напоминала о том же. В 1935 году она писала Владимиру Константиновичу Рериху, брату своего мужа, жившему в то время в Харбине в эмиграции: «Также знаю я, что именно Преподобный Сергий есть Хранитель Земли Русской… Потому, когда сознание это окрепнет и загорится в сердцах сородичей, тогда и начнется великое духовное воскресение и спасение Родины. Потому пора вспомнить все суровые Заветы мужества, строительства и любви к Родине этого Наивысочайшего Православного Воина Христова, чтобы объединиться под СТЯГОМ ЕГО» [9, с. 163]. И еще: «…Пусть сородичи воскреснут духом и некоторые среди них пусть устыдятся нравственного падения своего. Пусть все воскрешенные соберутся под Знаменем Преподобного Сергия, от Бога Данного Воеводы Земли Русской. Только в этом спасение, так пророчествую и так утверждаю!» [9, с. 309].

В настоящее время, когда основное внимание большинства людей занимает наш грубый материальный мир, многие тонкие понятия кажутся отвлеченностями, неприложимыми к жизни. Великие Святые, Подвижники, Герои представляются как исторические деятели прошлого, для которых нет места в современной жизни. Но это не так. Именно тонкие энергии движут эволюцию мира, они дают изменение исторического хода событий, часто независимо от тех или иных внешних обстоятельств. А Великие Облики остаются навсегда связанными с делом и подвигом Их прошедших жизней и незримо присутствуют среди нас. Потому и Сергий Радонежский продолжает оставаться Хранителем и Заступником своего народа и являть собою Великую Реальность. Но для того чтобы ощутить эту Реальность, нужно допустить ее в сознание и устремиться к Нему. Нужно поднять Знамя, данное для защиты Родины и спасения мира. Знамя Преподобного, принятое и поднятое над страной, даст возможность обрести те Великие возможности, которые суждены России, и поможет утвердить победу над всеми врагами ее.

«Осознание спасительного Маяка – Иерархии Света – среди океана безумия так необходимо, так неотложно! Знамя Мира должно напоминать о грозном времени!» – писала Елена Ивановна [8, с. 325].

«Будем крепко держать наш ЕДИНЫЙ ЯКОРЬ – ЗНАМЯ ПРЕСВЯТОГО СЕРГИЯ» [10, с. 341].

 terra2.jpg
 

Литература

1. Письма с Гор: Переписка Елены и Николая Рерих с Рихардом Рудзитисом. Т. II. Мн.: Лотаць, 2000.

2. Рерих Н.К. Листы дневника. Т. 3. М.: МЦР, 2002.

3. Рерих Н.К. Листы дневника. Т. 1. М.: МЦР, 1999.

4. Рерих Н.К. Письма. Т. 1. М.: МЦР, 2018.

5. Живая Этика. Иерархия.

6. Рерих Е.И. Письма. Т. IV. М.: МЦР, 2002.

7. Рерих Е.И. Письма в Америку. Т. 4. М.: Сфера, 1999.

8. Рерих Е.И. Письма. Т. VII. М.: МЦР, 2007.

9. Рерих Е.И. Письма. Т. III. М.: МЦР, 2001.

10. Рерих Е.И. Письма. Т. II. М.: МЦР, 2000.

11. Рерих Е.И. Письма. Т. VI. М.: МЦР, 2006.

12. Рерих Н.К. Письма. Т. 2. М.: МЦР, 2020.



Возврат к списку

Архив: 2021, 2020, 2019, 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007