Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

Международная общественная организация | Специальный консультативный статус при ЭКОСОС ООН
Ассоциированный член ДОИ ООН | Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов
Коллективный член Международного совета музеев (ИКОМ) | Член Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА»

Семья РериховЭволюционные действия РериховЖивая ЭтикаПакт РерихаМЦРМузей имени Н.К. РерихаЛ.В. Шапошникова
Защита имени и наследия РериховОНЦ КМ КонференцииЖурнал «Культура и время»Творческие отделыСотрудничество

      рус  eng
СТРАНИЦЫ  Новости МЦР|Новости сайта|Подписаться на новости|Сохраним Музей Рериха
версия для печати
28.04.2022

Всемирный день Культуры и Знамени Мира в Казани

 cultura2.jpg
 

16 апреля 2022 года в Галерее современного искусства города Казани состоялась программа, посвященная Всемирному дню Культуры, которую организовала Региональная общественная организация «Татарстанское рериховское культурное объединение» (ТРКО).

Мероприятие прошло в рамках культурно-просветительского лектория «Держава Рериха», совместного проекта Международного Центра Рерихов и ТРКО.

Своим появлением Всемирный день Культуры обязан великому русскому художнику, ученому, мыслителю и общественному деятелю Николаю Константиновичу Рериху. Он инициировал создание Международного договора об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников, который был подписан 15 апреля 1935 года руководителями 21 государства американских континентов и назван по имени создателя Пактом Рериха. Вместе с Договором было предложено принять Знамя Мира в качестве охранного знака объектов культуры. Знамя Мира сегодня называют Красным Крестом культуры. Оно представляет собой белое полотнище с амарантовой окружностью и вписанными в нее тремя сферами: прошлое, настоящее и будущее в круге Вечности или наука, искусство и религия в едином пространстве Культуры.

В обращении к делегатам первой международной конференции по продвижению Пакта Николай Рерих призвал учредить Международный день Культуры, когда «во всех школах и просветительных обществах одновременно будет посвящен день осознанию национальных и мировых культурных сокровищ» (Н.К.Рерих «Привет конференции Знамени Мира. Конференция в Брюгге, 1931»), «пусть даже ненадолго некоторые из них обратят мысли свои к Культуре, но все же, хотя бы временно, они помыслят о ней и тем приобщатся к сообществу строителей жизни» (Н.К.Рерих «Городу Брюгге»).

Об этой инициативе снова заговорили в 1998 году. Международная Лига защиты Культуры призвала учредить Всемирный день культуры, а в качестве даты предложила 15 апреля – дату подписания Пакта Рериха. С тех пор этот праздник отмечают в десятках стран мира, количество которых растет с каждым годом.

В столице Татарстана давно сложилась традиция проводить в честь Всемирного дня Культуры торжественные просветительские мероприятия.

В начале нынешней встречи председатель Татарстанского рериховского культурного объединения Борис Зайцев рассказал, что накануне в Москве открылась выставка фотографий и художественных работ «Над землей о земном» космонавта, Героя Советского Союза А.Н.Баландина.

Александр Баландин впервые в истории космонавтики соединил напряженную орбитальную вахту с выполнением обширного культурного проекта «Космос – Человек – Культура», в ходе которого Знамя Мира было поднято над нашей планетой. Это масштабное событие произошло 11 февраля 1990 года. На борт орбитального пилотируемого комплекса «Мир» его доставили космонавты А.Я.Соловьев и А.Н.Баландин. 17 июня Александр Баландин вынес Знамя Мира в открытый Космос, где оно находилось девять суток и совершило 144 витка вокруг Земли.

Этот прекрасный космический проект был призван обратить внимание всего человечества на жизненно важные идеи Николая Рериха о необходимости всемирной охраны культурных достижений народов в военное и невоенное время.

Рерих считал культуру главной движущей силой на пути совершенствования человеческого общества, видел в ней основу единения людей разных национальностей и вероисповеданий. Об этом на вечере в Казани говорила Дания Ибрагимова в докладе «Н.К.Рерих о Культуре».

В начале XX века, когда предчувствием войны жило все европейское пространство, Рерих выдвигает идею претворения мира на земле совершенно иным путем, нежели это делали конференции по разоружению. Он видит этот путь в новом подходе к человеческому сознанию «путем утверждения и созидания блага».

Миротворческие инициативы Николая Рериха и его девиз «Мир через Культуру» вызвали горячую поддержку как у современников, так и у представителей последующих поколений. Рерих писал о том, что имеющая духовное и возвышающее начало культура должна играть ведущую роль в развитии цивилизации, означающую гражданственное, общественное строение жизни. Кризисы в обществе и во взаимоотношении человека с природой наступают в том случае, если игнорируется роль культуры и все силы направляются только на развитие цивилизации.

Рерих неустанно призывал разграничивать понятия «цивилизация» и «культура». Последняя – это гораздо более широкое, всеобъемлющее, утонченное, первичное понятие. Цивилизация охватывает жизнь в ее общественно-материалистических формах, а культура обосновывает и одухотворяет их, наполняя смыслом и содержанием.

В развитии культуры Николай Константинович различает следующие ступени: невежество, цивилизация, образованность, затем интеллигентность, духовное утончение, и лишь после этого человек приобретает способность к синтезу и высшую культурность. Именно расширение сознания, очищение мышления и чувство красоты дают ту утонченность, то благородство духа, которые отличают культурного человека.

Именно такой личностью был сам Николай Константинович Рерих, его семья, включавшая супругу и двух сыновей. Каждый из них внес неоценимый вклад на ниве утверждения Культуры. «Жизнь нашей семьи – это была жизнь в труде. Все мы, каждый в своей области, трудились, но все работали всегда вместе. Вчетвером мы составляли единое целое и помогали друг другу. Это позволило нам узнать очень многое, собрать и дать другим», – говорил Святослав Николаевич Рерих.

Рерихи явились прообразом семьи будущего, когда кровное родство будет строиться на основе духовного родства. Находясь в гуще жизни, они явили пример взаимоотношений между членами семьи и обществом, пример практического применения великих законов Космоса в повседневности.

Елена Ивановна Рерих, супруга Николая Константиновича, мама всемирно известного востоковеда Юрия Рериха и всемирно известного художника Святослава Рериха, была выдающимся философом ХХ века. В сотворчестве с Учителями Востока Елена Ивановна создала философское Учение Живой Этики, представляющее собой новую страницу в истории мировой философской мысли и духовно-культурного прогресса. Также бесценным является оставленное Еленой Ивановной эпистолярное наследие – дневники, письма.

На мероприятии в Казани кандидат педагогических наук Любовь Осипова выступила с докладом «Елена Ивановна Рерих об эволюционной роли России», созданном на основе писем 1954–1955 годов.

Любовь Николаевна цитировала мысли Елены Ивановны, которые она высказывала о Родине, всегда высоко поднимая значение России в мире. По словам Елены Ивановны, так как наша страна является сообществом всех национальностей, как европейских, так и азиатских, то космическая роль России – в укреплении мира, единства, свободы народов и в продвижении эволюции Земли. Именно Россия «может показать дорогу планетарного мышления».

Елена Ивановна всегда призывала беречь Россию и неустанно проявлять мужество и готовность защищать свое пространство от угроз разъединения и разрушения. Когда над Россией нависает опасность, нельзя проявлять апатию, мягкотелость, слабохарактерность. Так как защита России – это не только охрана ее суверенности, но и защита права на эволюционное продвижение всего глобального общества.

«Лично мне, – писала Елена Ивановна Рерих в одном из писем, – гораздо симпатичнее мужественное самопожертвование и исполнение долга перед родиной, нежели современное движение среди цвета молодежи одной страны, выразившееся в резолюции “не сражаться за родину в случае войны”. Вы скажете, а как же Знамя Мира? И, пожалуй, у Вас явится даже сомнение: не тайная ли я сторонница войны? Нет, война для меня явление несказуемого ужаса! Но так как мы живем в мире, где все еще и прежде всего уважается физическая мощь, и придется долго еще внедрять в сознание молодых поколений [понятия] об ужасах и противозаконности всякого убийства и захвата, то мы, воспитывая в этом направлении сознание молодежи, все же не должны лишать его мужественности и красоты исполнения долга перед своей родиной. Кто же захочет представить из себя зрелище покорных овечек перед волчьей и тигровой пастью! А пасти эти протягиваются со всех незащищенных углов».

Сообщения Дании Ибрагимовой о рериховском определении культуры и Любови Осиповой об отношении Е.И.Рерих к роли России в мире вызвали отклик, поддержку у гостей мероприятия. Все согласились с тем, как важно сегодня утверждать ценности мира и дружбы народов через повышение уровня культуры в обществе, через укрепление духовности, нравственности и патриотизма.

Встреча завершилась просмотром документального фильма «Пакт Рериха. Мир через Культуру», созданного в 2015 году к 80-летию со дня подписания Пакта.




Возврат к списку

Архив: 2021, 2020, 2019, 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007