Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

Международная общественная организация | Специальный консультативный статус при ЭКОСОС ООН
Ассоциированный член ДОИ ООН | Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов
Коллективный член Международного совета музеев (ИКОМ) | Член Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА»

Семья РериховЭволюционные действия РериховЖивая ЭтикаПакт РерихаМЦРМузей имени Н.К. Рериха
Л.В. ШапошниковаЗащитаОНЦ КМ КонференцииЧтенияКультурно-просветительская работаТворческие отделы

СТРАНИЦЫ  Новости МЦР|Новости сайта|Подписаться на новости|Юбилейный год Рерихов – 2024
версия для печати
23.07.2022

Международная выставка «Пакт Рериха – Мир через Культуру» в Мирском замке (Республика Беларусь)

 mir2.jpg
 

15 июля 2022 года в Слоновом зале Мирского замка открылась выставка «Пакт Рериха – Мир через Культуру».

Городской поселок Мир в Гродненской области знаменит благодаря замку, являющему прекрасный образец готической архитектуры с существенным влиянием исконных здешних традиций. Это то место на территории Беларуси, где можно глубоко прикоснуться к истории Великого княжества Литовского и Речи Посполитой.

Как частное имение Мир впервые упоминается в 1434 году. Благодаря его владельцу Юрию Ильиничу, маршалку надворному литовскому, в 20-х годах XVI века началось строительство замка. Для возведения такого мощного фортификационного сооружения у хозяина Мира были веские причины. В начале XVI века на земли Великого княжества Литовского участились набеги крымских татар. Неустойчивая политическая ситуация обострялась враждебностью между феодальными группировками внутри государства. Существовала и еще одна причина: Юрий Ильинич стремился получить графский титул Священной Римской империи, а одним из необходимых условий для этого было наличие в собственности каменного замка. Правда, основателю замка не удалось насладиться своим детищем – еще до окончания строительства Юрий Ильинич умер. В середине XVI века Мир становится центром одноименного графства. Вскоре род Ильиничей полностью угас, и в 1568 году замок перешел могущественному роду Радзивиллов, которые владели им более 250 лет. В XIX веке замок принадлежал помещикам Витгенштейнам, а последними его владельцами стали князья Святополк-Мирские, после которых с установлением советской власти в 1939 году замок перешел в государственную собственность.

Зал, в котором представлена выставка «Пакт Рериха – Мир через Культуру», назван Слоновым. Князья Святополк-Мирские, внесшие свою лепту в реконструкцию замка, предполагали установить в этом зале камин с резными мраморными слонами. Камин так и не был поставлен, однако название «Слоновый» закрепилось и стало еще одним своеобразным штрихом к истории замка.

Мирский замок для своего времени был мощным военным сооружением. Грозные башни, прочные стены толщиной до 3-х метров, узкие и крутые винтовые лестницы с огромными ступеньками и окошки-бойницы без слов расскажут о героическом военном прошлом замка, а просторный двор и грандиозные сооружения – о периоде процветания его хозяев.

На протяжении своего существования замковый комплекс не раз разрушался и перестраивался. В годы войны России и Речи Посполитой (1654–1667) Мир был частично сожжен, в 1655 году захвачен русскими войсками, затем шведами. В 1706 году во время Северной войны (1700–1721) значительный урон Миру нанесли войска шведского короля Карла XII. Особенно сильно Мирский замок пострадал в ходе войны 1812 года. Немалый ущерб принесла Первая мировая война, когда Мирский замок три года находился в прифронтовой зоне.

В период Великой Отечественной войны местечко Мир оккупировали немецко-фашистские захватчики, а в замке было устроено гетто, вписавшее трагическую страницу в его историю. После освобождения Беларуси в июле 1944 года в помещениях замкового комплекса нашли приют местные жители, чьи дома разрушила война.

В 1947 году Мирский замок был взят под охрану государства. Реставрационные работы начались в 1983 году, а в 1987 году Замковый комплекс «Мир» стал филиалом Государственного художественного музея БССР (ныне – Национальный художественный музей Республики Беларусь). После принятия в 1988 году декрета «О статусе Мирского замка как историко-культурной ценности национального значения» разработан проект реставрации и приспособления замкового комплекса для музейной экспозиции. В 1992 году в юго-западной башне состоялось открытие первой музейной экспозиции. За сохранение и реставрацию Мирского замка в 1993 году получен диплом Международной ассоциации по защите европейского природного и культурного архитектурного наследия «Europa Nostra». В 2000 году Замковый комплекс «Мир» был включен в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Сегодня Мирский замок чрезвычайно популярен и является одним из самых посещаемых объектов культурного наследия Республики Беларусь. Он славится тематическими экскурсиями, музыкальными вечерами, театральными спектаклями, фестивалями и выставками, а также культурными акциями, посвященными памятным дням в истории Беларуси.

Перед открытием выставки «Пакт Рериха – Мир через Культуру» зал с экспозицией наполнила музыка Баха, а в завершение музыкального вступления торжественное настроение предстоящему мероприятию придал «Полет Валькирий» Рихарда Вагнера.

Открыла выставку заведующая сектором по информационно-методической работе и связям с общественностью Елена Николаевна Сенкевич. В своем выступлении она отметила, что биография Николая Константиновича Рериха прочно связана с русской историей и культурой. Еще в студенческие годы он стал членом Русского археологического общества, проводил раскопки во многих губерниях, изучал фольклор. Наследие Николая Константиновича Рериха, как отметила Елена Николаевна, огромно, оно включает тысячи картин, многочисленные статьи, очерки, письма и дневники. Завет Рериха актуален и сегодня: «Любите Родину. Любите все народы на всех необъятностях нашей Родины. Пусть эта любовь научит полюбить и все человечество…»

Заместитель директора Музея «Замковый комплекс “Мир”» по научной и просветительской работе Ольга Васильевна Новицкая, приветствуя присутствующих и организаторов выставки, выразила большую благодарность Белорусскому отделению МЦР за возможность представить жителям и гостям Мира выставку, посвященную Пакту Рериха, особенно актуальную в наше неспокойное время.

От имени организаторов выставки выступил председатель Отделения Международного Центра Рерихов в Республике Беларусь Георгий Васильевич Шестиреков. Он выразил благодарность руководству Мирского музея за сотрудничество, рассказал о целях и задачах выставочного проекта МЦР и предложил посмотреть видеофильм «Пакт Рериха – Мир через Культуру».

После демонстрации фильма Георгий Васильевич провел экскурсию по выставке, в ходе которой рассказал о выдающейся семье Рерихов и их работе по продвижению идеи о необходимости защиты памятников культуры и научных учреждений, которая для Николая Константиновича началась еще с юношеских лет, когда он принимал активное участие в археологических раскопках.

Николай Константинович Рерих был личностью уникальной. По глубине энциклопедических знаний и разносторонности таланта его часто сравнивают с титанами эпохи Возрождения: великий художник, создавший более 7 тысяч полотен, крупный ученый, оригинальный мыслитель, неустанный путешественник, общественный деятель планетарного масштаба. Он был крупным археологом и этнографом, блестящим историком, причем его исторические предвидения нередко имели пророческий характер.

В 1903 году Николай Константинович, совершая вместе с женой Еленой Ивановной большое паломничество по древнерусским городам, побывал, как он пишет, и на границе литовской в городах Ковно и Гродно, где был очарован местным храмом. «Но вот стоит Коложская церковь около Гродно... Остались от нее не бесформенные остовы стен без всяких ближайших сведений; в ней еще виден склад украшателя, и о ней мы знаем – она была устроена с особенным великолепием, и следы его еще обозначались в XVIII столетии, как говорит Игнатий Кульчинский в своем инвентарном описании Коложи 1738 года. Кроме изразцовых настенных украшений, еще сохранившихся, мы знаем о фресках, об остатках богатого иконостаса; знаем об оконных свинцовых переплетах; знаем о покрытии крыши и купола цветною, глазурованною черепицею. Своды храма уничтожены только при осаде Гродно Карлом Двенадцатым. Все это еще так свежо и в то же время уже неосязаемо, невосстановимо... Какое сокровище! Ужасно подумать, что, может быть, большей части его уже не существует.

Если Коложской церкви суждено “поддержание”, то в каких формах выразится оно?» – пишет Николай Константинович в своем очерке.

Даже из этого небольшого отрывка записных листов Рериха видно, сколь обширны его познания в истории, археологии, искусстве. Тогда же, во время путешествия, впервые у него оформилась мысль о необходимости особого охранения святынь народных.

Пакт Рериха – первый международный Договор по защите культурного наследия во время вооруженных конфликтов и в мирное время. Он был подписан в Вашингтоне в 1935 году в присутствии президента США Франклина Делано Рузвельта представителями 21 страны Северной и Южной Америки. При его подписании президент США Ф.Д.Рузвельт сказал: «Предлагая этот Пакт для подписания народам всего мира, мы стремимся к всемирному применению одного из важнейших принципов сохранения современной цивилизации. Этот договор заключает в себе духовное значение гораздо более глубокое, нежели выражено в самом тексте».

Вместе с Договором было предложено Знамя Мира, или Красный Крест Культуры, – отличительный флаг, утвержденный Пактом Рериха, который предполагается размещать над культурными учреждениями для их защиты от варварских нападений и разрушений.

Пакт Рериха стал практической реализацией эволюционных идей, воплощенных в художественном, философском, научном наследии Николая Константиновича Рериха и членов его семьи – супруги Елены Ивановны Рерих, выдающегося философа и общественного деятеля, и его сыновей, крупнейшего востоковеда Юрия Рериха и известного художника Святослава Рериха. Пакт Рериха и Знамя Мира – неотъемлемая часть творческого наследия семьи Рерихов.

В заключение экскурсии Георгий Васильевич Шестиреков по просьбе присутствующих рассказал о представленных на выставке художественных произведениях Николая Рериха, обратив особое внимание на картины, относящиеся к серии пророческих работ.

Отдельный раздел выставки посвящен достижениям Республики Беларусь в области сохранения культурного наследия.

От имени Музея «Замковый комплекс “Мир”» в знак благодарности за сотрудничество Белорусскому Отделению МЦР был вручен подарочный набор, в который вошли книги и наборы открыток об истории создания старинных усадеб Беларуси, а также сувенирная тарелка с изображением Мирского замка. В свою очередь представители Отделения передали в дар Мирскому музею буклет «Музей, который нужен миру», рассказывающий об истории создания и деятельности общественного Музея имени Н.К.Рериха в Москве, и сборник очерков Н.К.Рериха «Мир через Культуру», изданный МЦР к 80-летию Пакта Рериха, а также благодарственные письма работникам замка, принимавшим активное участие в организации и проведении данной выставки.

Выставка «Пакт Рериха – Мир через Культуру» в Мирском замке будет работать до 30 августа 2022 года.

Публикация о выставке на сайте Мирского замка 



Возврат к списку

Архив: 202320222021, 2020, 2019, 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007