Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

Международная общественная организация | Специальный консультативный статус при ЭКОСОС ООН
Ассоциированный член ДОИ ООН | Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов
Коллективный член Международного совета музеев (ИКОМ) | Член Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА»

Семья РериховЭволюционные действия РериховЖивая ЭтикаПакт РерихаМЦРМузей имени Н.К. Рериха
Л.В. ШапошниковаЗащитаОНЦ КМ КонференцииЧтенияКультурно-просветительская работаТворческие отделы

СТРАНИЦЫ  Новости МЦР|Новости сайта|Подписаться на новости|Сохраним Музей Рериха
версия для печати
08.09.2022

Открытие выставки фоторабот Сергея Скородумова «Алтай – Монголия. По маршруту экспедиций Н.К.Рериха и Л.В.Шапошниковой» в МЦНТИ (Москва)

 altay2.jpg
 

30 июля 2022 года в Москве в Международном Центре научно-технической информации (МЦНТИ) состоялся Круглый стол на тему «Л.В.Шапошникова о Живой Этике и России». Перу академика Людмилы Васильевны Шапошниковой (1926–2015), одного из основателей и первого генерального директора общественного музея имени Н.К.Рериха, принадлежат 35 книг и более 500 статей, посвященных творческой деятельности семьи Рерихов, философии Живой Этики, русскому космизму, культуре и истории народов Индии. Эти работы вошли в золотой фонд мирового культурного наследия. Одним из многочисленных жизненных достижений Людмилы Васильевны является тот факт, что в 1975–1980 годах она прошла почти по всему маршруту знаменитой Центрально-Азиатской экспедиции Н.К.Рериха (1924–1928). Результаты ее исследований и впечатлений изложены в книгах «От Алтая до Гималаев» и во второй части трилогии «Великое путешествие» – «По маршруту Мастера», изданной в двух книгах. Фотографии, выполненные Л.В.Шапошниковой во время путешествия, стали основой для альбомов, книг и выставки «По маршруту Мастера», которая разработана Международным Центром Рерихов в 2006 году и пользуется неизменным успехом в России и за рубежом.

Эти два уникальных путешествия и сегодня привлекают внимание многих исследователей и вдохновляют их. В рамках культурной программы Круглого стола состоялось открытие выставки фоторабот «Алтай – Монголия. По маршруту экспедиций Н.К.Рериха и Л.В.Шапошниковой». Ее организаторами стали Международный Центр Рерихов (МЦР), Международный центр научной и технической информации и Ярославское Рериховское общество «Орион». Автор фотовыставки – Сергей Владимирович Скородумов, сотрудник Международного Центра Рерихов, председатель Ярославского Рериховского общества «Орион». Экспедиционные маршруты автор прошел вместе со своими друзьями из Анжеро-Судженского (Ирина Мершина), Кемеровского (Александр Лобачевский) и Прокопьевского (Светлана Блошенко) рериховских обществ. Разработчиком всех маршрутов и руководителем алтайских путешествий стала Ирина Мершина. Монгольская часть экспедиции прошла под руководством Александра Лобачевского.

Открытие выставки предварило выступление куратора этого проекта Валентины Владимировны Виноградовой. Она напомнила присутствующим слова Н.К.Рериха, которые он написал перед началом своей экспедиции: «Бьется ли сердце Азии?» Л.В.Шапошникова, ответив на них утвердительно, в одиночку прошла маршрут экспедиции Н.К. Рериха, проявив при этом мужество и героизм.

Людмила Васильевна поведала об энергетических магнитах, заложенных экспедицией, сформировавших единое культурное пространство Будущего. Она продолжила мысли Н.К.Рериха, утверждавшего, что разъединение, которое мы наблюдаем, обязательно приведет к новому витку объединения. Каждая культура и каждое сердце внесет в этот процесс свой вклад. И на выставке «Алтай – Монголия» мы это видим. Ее автор вложил в свои работы душу. Выставка в свою очередь была бы невозможна без поддержки друзей. И эта поддержка, содружество и духовное объединение сегодня необходимы как в творческих проектах, так и в других делах нашей жизни.

Открывая экспозицию, Вице-президент Международного Центра Рерихов Александр Витальевич Стеценко в своем приветствии поздравил Сергея Скородумова с первой персональной выставкой фотографий в столице. Он отметил, что представленные работы передают красоту мест, где побывал их автор, вдохновившись путешествием Н.К.Рериха и фототворчеством Л.В.Шапошниковой, прошедшей по маршруту Мастера. Алтай – место, где земля соприкасается с небом. И представленные на выставке фотографии передают этот момент очень ярко. Несколько фоторабот посвящены горным пикам Катунского хребта, названных в честь Рерихов. Есть среди этих вершин и пик МЦР, названный так по инициативе рериховской общественности России, ближнего и дальнего зарубежья, совершившей восхождение на одну из безымянных вершин Алтая. Сергей Владимирович участвовал в этой экспедиции, запечатлел ее трудные этапы и успешный итог.

Как отметил А.В.Стеценко, сегодня чрезмерная погоня за прибылью угрожает этим сакральным землям. Бизнес стремиться получить природные ландшафты для различных коммерческих целей. Под угрозой уникальная экосистема Алтая, не терпящая грубого вмешательства человека. Через представленные на выставке фотографии мы не только приобщаемся к красоте Алтая, но и понимаем его значение для будущего нашей страны и цивилизации. Алтай и Монголия – это те регионы, по которым в древности волнами прокатилось великое переселение народов. В силу своего особого положения Алтай очень важен для России. Мы должны сохранить его для будущего. Обратившись к автору фоторабот, А.В.Стеценко поблагодарил его за предоставленную выставку и пожелал новых творческих свершений.

Руководитель отдела выставок МЦР Дмитрий Юрьевич Ревякин начал свое выступление со слов Л.В. Шапошниковой о том, что «пройденного пути у нас никто не отберет». Он подчеркнул, что замечательные произведения ученого-индолога являются точными путеводителями для ныне живущих исследователей, желающих повторить хотя бы отчасти маршрут знаменитой Центрально-Азиатской экспедиции Н.К.Рериха. Ее высокохудожественные фотографии служат примером для современных фотографов, стремящихся запечатлеть красоту Азии. Автор из Ярославля, С.В.Скородумов, неоднократно путешествовал по Алтаю, бывал в сложных горных походах, участвовал в двух восхождениях на пик МЦР. В горах каждый грамм груза на счету. И нужно обладать большой выносливостью и, главное, любовью к своему увлечению – художественной фотографии, чтобы нести на своих плечах по горным кручам еще и фотоаппаратуру. Более шестидесяти фотографий представлено на выставке в МЦНТИ. Есть среди них и уникальные. Это высокогорная съемка Алтая, сделанная, как говорится, «в связке» на крутом горном склоне, нетронутые каменные изваяния сакрального плато Тургунда близ Тюнгура, а также прекрасные памятники Монголии, которые описали в своих экспедиционных дневниках Рерихи: храм тысячи сокровищ Эрдени Дзуу, развалины древнего Каракорума, монастырь Манджушри-хид у священной горы монголов Богдо-Улы, Дом-музей Н.К.Рериха, памятник совместной победе двух армий – советской и монгольской – над японскими милитаристами, юрты и суровые пески Гоби… В заключение Д.Ю.Ревякин пожелал автору фотографий обогатить экспозицию «Алтай – Монголия» новым разделом, посвященным Великим Гималаям.

Сергей Владимирович Скородумов в своем ответном слове поблагодарил руководство МЦР и МЦНТИ за возможность представить свои работы в Москве. Отдельные слова благодарности он выразил куратору проекта Валентине Виноградовой, оказавшей неоценимую поддержку проекту, и административному директору МЦНТИ Александру Николаевичу Никишину, который приложил много сил при подготовке выставки. Как отметил С.Скородумов, без помощи своих друзей многие редкие кадры Алтая были бы вряд ли возможны. Для съемки высокогорных видов потребовалось освоить альпинистские навыки: работу в связке, спуск по веревке по горным склонам, преодоление ледников в «кошках». Для многих рериховцев, как и для автора выставки, учителем основ альпинизма стал Юрий Владимирович Мирошников, выдающийся мастер горного туризма из Анжеро-Судженска (Кузбасс), которого сегодня, к сожалению, уже нет с нами.

Сергей Cкородумов подчеркнул: «Людмила Васильевна Шапошникова отмечала, что маршрут экспедиции Н.К.Рериха необычайно красив. Имея перед собой прекрасные современные виды этого маршрута, очень хотелось запечатлеть на фотопленку людей и лучшие пейзажи Алтая и Монголии, чтобы привлечь внимание зрителей к этим удивительным красотам Азии».

После торжественного разрезания ленточки, автор провел экскурсию по экспозиции. Алтайский художник, писатель, этнограф, общественный деятель Григорий Иванович Чорос-Гуркин оставил замечательный отзыв о родном крае: «Алтай – живой дух, щедрый, богатый исполин-великан. Сказочно красив он своей многоцветной одеждой лесов, полей, трав. Туманы его – прозрачные мысли бегут во все страны мира. Озера – его глаза, смотрящие во Вселенную. Водопады и реки – его речь и песни о жизни, о красоте земли, гор». По словам Сергея Скородумова, Алтай во время экспедиций напомнил ему живой мыслящий океан Солярис из фильма Андрея Тарковского, снятого по роману польского писателя-фантаста Станислава Лема.

Представители рериховских организаций Западной Сибири и Центральной России с 2008 по 2012 годы совершили несколько алтайских путешествий. Часть из них прошла под эгидой Международного Содружества Рериховских организаций и Международного Совета Рериховских организаций имени С.Н.Рериха. Эти походы включали восхождения на алтайские перевалы и вершины, посвященные Рерихам, поднятие Знамени Мира на них, установку специальных памятных знаков. В 2008 и 2009 году были также выполнены восхождения на безымянную вершину в районе горы Белухи, которую предложили назвать в честь Международного Центра Рерихов.

Сергей Скородумов рассказал о нелегком преодолении перевалов и восхождениях на вершины, сопровождавшихся целым рядом запоминающихся событий, что позволило хотя бы в некоторой степени ощутить трудности, с которыми столкнулась Центрально-Азиатская экспедиция.

Так, участникам современных алтайских маршрутов пришлось освоить искусство передвижения на конях. В 2009 году группа при восхождении на пик Учителя и пик МЦР прошла часть пути буквально по следам, которые накануне оставил снежный барс. Он, как оказалось, выбрал самый надежный подъем на перевал Токмак и спуск с него. Причем палатку у подножия перевала на леднике Леонида пришлось поставить на единственно приемлемое место, также отмеченное лапами барса. К счастью, встреча с этим опасным хищником так и не состоялась.

Восхождение на пик Учителя осуществлялось по тропе, куда с гор постоянно долетали камни. И наиболее безопасное время для прохождения маршрута оказалось ранним утром и поздним вечером. Подъем на перевал Дивногорцев проходил буквально наперегонки со снежным облаком. Участники восхождения еле успели поставить палатку, как по ее стенкам забарабанила «пулеметная очередь» из снега и града. Одна из ночевок на перевале Каратюрек сопровождалась волчьим воем, который раздавался где-то неподалеку. Преодоление всех встретившихся на пути трудностей научило участников путешествий работать в команде и чувствовать плечо друга.

Н.К.Рерих писал: «И в доисторическом, и в историческом отношении Алтай представляет нераскрытую сокровищницу». Осмотрев памятные места Уймонской долины, грот Куйлю с рисунками доисторических людей, побывав в Денисовой пещере и на плато Тургунда, участники алтайских экспедиций убедились в этом на практике.

Монголию Рерихи посетили в 1926–1927 годах. Они интересовались не только славным прошлым монголов, но и их настоящим и будущим. Как известно, в те годы монголов рассматривали как дикие кочевые племена, а Монголию как давно забытую и затерянную в глубинах Азии страну. Однако отношение Рерихов к Монголии было совсем другим. Они относились к этой стране с большой любовью и уважением. Вопреки всем отрицательным мнениям Н.К.Рерих писал о Монголии как о стране огромного жизненного потенциала, устремленной на небывалое строительство. Подтверждая будущую реальность, Л.В.Шапошникова писала: «Многие культурно-исторические вехи, поставленные Рерихом во время Центрально-Азиатской экспедиции и после, являлись сами по себе открытиями. Каждая из них несла и несет в себе большие возможности, связанные с изучением Времени, Пространства и Человека». И с этой мыслью невозможно не согласиться.

Летом 2015 года была организована экспедиционная программа рериховских организаций по монгольскому маршруту Н.К.Рериха и Л.В.Шапошниковой. В путешествии приняли участие 9 человек из Ярославля, Кемерова, Томска, Анжеро-Судженска, Прокопьевска (Кузбасс). Из Кемерова группа на двух автомашинах направилась по маршруту: Мариинск – Красноярск – Иркутск – Улан-Удэ, а затем – в столицу Монголии Улан-Батор.

Участники экспедиции посетили памятники культуры Улан-Батора и окрестностей, побывали в монастыре Манджушри-хийд (основан в 1733 году), расположенном на южном склоне Богдо-Хан-Улы (недалеко от города Зуунмонд). Осмотрели город Хархорин, который расположен в долине реки Орхон и является частью Всемирного наследия. Рядом с Хархорином находятся развалины древнего города Каракорум, бывшей столицы Монгольской империи при Угэдэй-хане в 1220–1260 годах.

После Хархорина маршрут пролегал через монгольские города Арвайхээр и Баянхонгор. Часть пути проходила через пустыню Гоби. Экспедиция побывала в городах Ховд, Олгий, а затем через пограничный пункт Цаганнуур вернулась в Россию и завершила маршрут в Анжеро-Судженске. Общая протяженность пути составила 6300 километров.

Посетители выставки с большим интересом выслушали рассказ об экспозиции выставки и задали немало вопросов. Сергей Скородумов отметил, что был бы рад, если выставка вдохновила присутствующих на новые путешествия по маршруту экспедиций Н.К.Рериха и Л.В.Шапошниковой.

После открытия выставки свое чарующее и утонченное искусство показал ансамбль «Суффикс». Он исполнил авторскую музыку, сочетая звуки аутентичных восточных (дудук, аль-уд, кларнет, саз, альт) и современных (ханг, хрустальная арфа) инструментов, а также арабский вокал. Этот творческий коллектив с успехом выступает на многих известных площадках России.



Возврат к списку

Архив: 202320222021, 2020, 2019, 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007