Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

Международная общественная организация | Специальный консультативный статус при ЭКОСОС ООН
Ассоциированный член ДОИ ООН | Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов
Коллективный член Международного совета музеев (ИКОМ) | Член Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА»

Семья РериховЭволюционные действия РериховЖивая ЭтикаПакт РерихаМЦРМузей имени Н.К. Рериха
Л.В. ШапошниковаЗащитаОНЦ КМ КонференцииЧтенияКультурно-просветительская работаТворческие отделы

СТРАНИЦЫ  Новости МЦР|Новости сайта|Подписаться на новости|Сохраним Музей Рериха
версия для печати
25.11.2022

Творческая программа «Космос русской поэзии» в Кемерове

 kemerovo2.jpg
 

29 октября 2022 года в Государственной научной библиотеке Кузбасса имени В.Д.Федорова состоялись две встречи, на которых была представлена творческая программа «Космос русской поэзии». Ее автор – сотрудник Международного Центра Рерихов, председатель Ярославского Рериховского общества «Орион» Сергей Скородумов.

На первую встречу, которая прошла в рамках молодежного лектория «Культура и мы», собрались учащиеся Кузбасского техникума архитектуры, геодезии и строительства. Вторая лекция была проведена для читателей библиотеки в рамках «Литературной гостиной».

«Космос» в переводе с греческого означает «порядок», «гармония», «красота». Человек является частью Космоса, поэтому с рождения в каждом из нас заложено чувство прекрасного. Космос находится не только за пределами планеты, но и в нас самих. Постепенно через процесс творчества раскрывается Космос нашего внутреннего мира, нашей души. Выдающийся русский философ Николай Бердяев писал: «Человек родствен и подобен Космосу, но не потому, что он дробная часть Космоса, а потому, что он сам – целый Космос и одного с Космосом состава».

Сергей Скородумов рассказал о развитии в России космического мировоззрения. Осветив некоторые вехи русской истории, он представил слушателям свидетельства проявления космизма в иконописи и фольклоре.

Огромное значение в формировании культурного поля России и русского национального характера имеет деятельность преподобного Сергия Радонежского в XIV веке. Великий Подвижник на своем примере показал возможность преображения мира и человека по законам духовного Космоса. «Память о Сергии, – писала Елена Ивановна Рерих, – не умрет никогда, ибо велик магнит духа, заложенный им в душу русского народа. История развития духовности в русской душе и начало собирательства и строительства Земли Русской неразрывными нитями связаны с этим великим Подвижником».

Философ Павел Флоренский называл преподобного Сергия «Ангелом Хранителем России» и считал, что русский дух и русская идея непосредственно связаны с Ним. Сегодня мы можем сказать, что образ преподобного Сергия неразрывно слит с Россией прошлого, настоящего и будущего. Тайна русского характера, высокая этика русской литературы, проблемы и образы жертвенной любви, сострадания, высшего устремления, духовные поиски, героизм и жертвенность, стремление к общинности ведут к образу преподобного Сергия.

Рассматривая процесс формирования культурного поля России, академик Людмила Васильевна Шапошникова также отмечает определяющую роль преподобного Сергия Радонежского в этом процессе. Она пишет, что «именно энергетическое поле Культуры, созданное Сергием, послужило дальнейшему развитию русской мысли. На этом поле в XIX веке вызрела та русская литература и то русское искусство, которые послужили импульсом для развития процесса, завершившегося Духовной революцией». В отличие от социальных революций Духовные революции более продолжительны по времени и приводят к кардинальным изменениям мировоззрения людей.

Философ Павел Флоренский, говоря об Обители преподобного Сергия, утверждал: «Русская книга, русская литература, вообще русское просветительство основное свое питание получали всегда от просветительской деятельности, сгущавшейся в Лавре и около Лавры».

Именно Россия совершила грандиозный прорыв в осмыслении связи между человечеством и Вселенной. Русские философы Серебряного века Николай Бердяев, Павел Флоренский, Сергий Булгаков, Владимир Соловьев и другие в своих трудах осмысливали эволюционную судьбу человека, связь энергетики его духа с многомерным Космосом.

В работах наиболее талантливых, интуитивно развитых ученых, таких как В.И.Вернадский, К.Э.Циолковский, А.Л.Чижевский, вырабатывался целостный подход к явлениям природы и человеческого общества. Ученые обращали внимание на забытые мысли древних мудрецов о тесном взаимодействии человека, планеты, Вселенной, о фундаментальном единстве макро- и микрокосма. Эти мысли находили подтверждения в научных открытиях.

Важнейший поток передовой философской мысли, формирующий космическое мышление и лежащий в русле синтеза традиций России и Индии, связан с именами наших выдающихся соотечественников – семьей Рерихов и их предшественницей – философом и путешественником Е.П.Блаватской.

Особенно ярко духовную связь человека с реальным Космосом чувствуют люди искусства – художники, поэты, композиторы. В процессе вдохновенного творчества через свой внутренний мир они соприкасаются с духовным пространством более высоких измерений и приносят в наш физический мир образы Красоты. Павел Флоренский утверждал: «Искусство воистину показывает новую, незнаемую нами реальность».

Космизм проявил себя в музыке, живописи, литературе и, конечно же, в поэзии. Космические мотивы звучат в стихотворениях А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, А.А.Блока и многих других поэтов XIX и XХ веков.

Марина Цветаева писала о том, что «Поэзия – язык богов. Боги не говорят, за них говорят поэты». Николай Гумилев утверждал, что «осиянно только слово средь земных тревог», и напоминал, что в Евангелии от Иоанна ставится равенство между словом и Богом.

Зинаида Миркина выразила высокое предназначение поэзии в одном из своих стихотворений:

На свете сотни миллионов книг,
И языков на свете очень много,
Но только лишь поэзия – язык,
Которым разговаривают с Богом.

Сложна ли мысль Творца или проста –
Сто мудрецов твердить о ней готовы.
Но только лишь немая красота
Нам донесет божественное слово.

«Поэт в России – больше чем поэт», – отмечал Евгений Евтушенко в своей «Молитве перед поэмой». И там же подчеркивал: «Поэт в ней – образ века своего и будущего призрачный прообраз». Эти же слова можно отнести и к выдающимся писателям.

В 1830 году Федор Иванович Тютчев написал такие строки:

Не то, что мните вы, природа –
Не слепок, не бездушный лик:
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.

Сегодня эти мысли кажутся удивительно созвучными современному экологическому мировоззрению и концепции ноосферы всемирно известного ученого Владимира Ивановича Вернадского.

Мотивами связи с Космосом и диалога с ним проникнуты строки Афанасия Афанасьевича Фета:

Мой дух, о ночь, как падший серафим,
Признал родство с нетленной жизнью звездной
И, окрылен дыханием твоим,
Готов лететь над этой тайной бездной.

Размышляя о поэтическом искусстве, Александр Блок писал в своем дневнике о том, что «Поэт – это носитель ритма. В бесконечной глубине человеческого духа, в глубине недоступной для слишком человеческого, куда не достигают ни мораль, ни право, ни общество, ни государство, – катятся звуковые волны, родные волнам, объединяющим вселенную, происходят ритмические колебания, подобные колебаниям небесных светил, глетчеров, морей, вулканов».

Николай Константинович Рерих, помимо замечательных живописных способностей, был наделен прекрасным писательским и поэтическим даром. Л.В.Шапошникова отмечает: «Его очерки, с моей точки зрения, представляют ту новую литературу, где ощущается дыхание будущей эволюционной эпохи, будущих новых средств выражения и будущей эстетики». Эти же слова можно отнести и к стихам всемирно известного художника. В стихотворении «Капли» он написал о мудрости Духовного Учителя и высокой значимости получаемых от Него знаний:

Твоя благодать наполняет
руки мои. В избытке льется
она сквозь мои пальцы. Не удержать
мне всего. Не успеваю различать
сияющие струи богатства. Твоя
благая волна через руки льется
на землю. Не вижу, кто подберет
драгоценную влагу? Мелкие брызги
на кого упадут? Домой не успею
дойти. Изо всей благодати в руках,
крепко сжатых, я донесу только
капли.

Даже в советские времена, когда в культуре господствовали каноны социалистического реализма, российские поэты своей мыслью пытались постичь высший смысл существования человека. Такие поиски мы находим, например, у Самуила Яковлевича Маршака:

Все умирает на земле и в море,
Но человек суровей осужден:
Он должен знать о смертном приговоре,
Подписанном, когда он был рожден.

Но, сознавая жизни быстротечность,
Он так живет – наперекор всему, –
Как будто жить рассчитывает вечность
И этот мир принадлежит ему.

В книге «Аум» философии Живой Этики говорится: «Великая Любовь заложена в основание Высшего Мира. Ответит этому качеству только такая же любовь». Именно любовью к человеку и к России проникнута вся русская литература. Эта любовь помогала творцам слова достигать высот духовного Космоса и взаимодействовать с мирами Высшего состояния материи и энергии. Жертвенной любовью к родной стране проникнуто стихотворение Анны Ахматовой «Молитва»:

Дай мне горькие годы недуга,
Задыханья, бессонницу, жар,
Отыми и ребенка, и друга,
И таинственный песенный дар –
Так молюсь за Твоей литургией
После стольких томительных дней,
Чтобы туча над темной Россией
Стала облаком в славе лучей.

Поэты по-иному воспринимают мироздание. Они живут как бы в двух мирах и своим творчеством напоминают нам о том, что есть иное духовное измерение. И очень важно об этом не забыть. Вячеслав Иванов в одном из своих стихотворений пишет:

Вы, чей резец, палитра, мира,
Согласных Муз одна семья,
Вы нас уводите из мира
В соседство инобытия.

И чем зеркальней отражает
Кристалл искусства лик земной,
Тем явственней нас поражает
В нем жизнь иная, свет иной…

В лекции «Александр Пушкин как путеводная звезда русской культуры», прочитанной в 1943 году в швейцарском городе Цюрихе, философ Иван Ильин отметил космическое значение творчества великого поэта: «Пушкин – это гармонично поющий классик России, родоначальник прекрасных форм, пригвождающий и сковывающий своим светом хаос». Путь от хаоса к красоте определяет направление космической эволюции. Ильин в своей лекции очень точно называет великого поэта «созидательным микрокосмом России».

У Александра Сергеевича Пушкина есть удивительное стихотворение «Пророк», которое написано от первого лица. При его прочтении возникает ощущение, что в образах этого произведения отразился духовный опыт самого автора. Торжественность стихотворению придает старославянская лексика. По сюжету после встречи с Высшей силой и последующего болезненного преображения герой внимает Божьему гласу и становится проводником Высшей космической реальности:

Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.

Великий поэт фактически определяет цель и предназначение русской литературы, а также эволюционную миссию ее творцов. Будучи связанными с Высшим через свой внутренний мир, поэты и писатели передают мысли и образы иной духовной действительности, или инобытия. На протяжении веков они исполняли свое главное призвание – через созданные ими произведения «глаголом жгли сердца людей», сеяли в их душах, по выражению Николая Алексеевича Некрасова, «разумное, доброе, вечное».

Поэт Зинаида Миркина написала стихотворение, которое можно было бы назвать гимном, посвященным поэзии:

А правда есть поэзия. Она
Одна вещает в мире и глаголет
О том, что вовсе не имеет дна,
О том, что больше бесконечной боли.

Есть тайна, непостижная уму,
Разлившаяся в воздухе весеннем.
Наш Бог – поэт, и только потому
Он знает истину о воскресенье.

Поэзия выносит груз креста,
Подводит нас к последнему порогу.
Она совсем не сон и не мечта,
А труд души – произрастанье Бога.

На лекции «Космос русской поэзии» в Кемерове прозвучали стихотворения русских поэтов XIX, XX и XXI веков: Александра Пушкина, Михаила Лермонтова, Федора Тютчева, Афанасия Фета, Сергея Есенина, Александра Блока, Николая Заболоцкого, Анны Ахматовой, Николая Гумилева, Валерия Брюсова, Максима Богдановича, Арсения Тарковского, Зинаиды Миркиной, Роберта Рождественского, Льва Куклина и других.

Только ли эстетическое восхищение вызывают поэтические строки или за ними стоит нечто большее? Создается впечатление, что их авторы чувствовали космические закономерности и передали их нам через свои произведения. И к мыслям выдающихся мастеров слова необходимо чутко прислушаться. В нелегкие времена мировых кризисов поэты помогают нам вспомнить о великом предназначении человека и человечества на тернистом пути восхождения к космическим высотам, в миры красоты и гармонии.

Отметив, что 3 ноября 2022 года в Кемерове планируется открытие мемориала воину-освободителю – точной копии памятника в берлинском Трептов-парке, Сергей Скородумов прочитал фрагмент «Война» из поэмы Роберта Рождественского «Двести десять шагов». Удивительно проникновенные строки выдающегося поэта посвящены героизму советских солдат, отдавших жизнь за мир и свободу. Роберт Рождественский показывает единый поток времени, где от героического поступка человека зависит будущее всей планеты.

В завершение лекционной программы Сергей Скородумов подарил библиотеке изданную в Ярославле книгу первого русского ученого-индолога Герасима Степановича Лебедева (1749–1817) «Беспристрастное созерцание систем Восточной Индии брагменов, священных обрядов их и народных обычаев».

Программа «Космос русской поэзии» сопровождалась видеорядом и вызвала большую заинтересованность и сердечный отклик у посетителей библиотеки.

Алексей Борисенко



Публикации в СМИ:

Творческая программа «Космос русской поэзии» в Кемерове // «Культурная эволюция» (Ярославль), 1.12.2022

Творческая программа «Космос русской поэзии» в Кемерове // «Культура Отечества» (Ярославль), 28.11.2022




Возврат к списку

Архив: 202320222021, 2020, 2019, 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007