Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

Международная общественная организация | Специальный консультативный статус при ЭКОСОС ООН
Ассоциированный член ДОИ ООН | Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов
Коллективный член Международного совета музеев (ИКОМ) | Член Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА»

Семья РериховЭволюционные действия РериховЖивая ЭтикаПакт РерихаМЦРМузей имени Н.К. Рериха
Л.В. ШапошниковаЗащитаОНЦ КМ КонференцииЧтенияКультурно-просветительская работаТворческие отделы

СТРАНИЦЫ  Новости МЦР|Новости сайта|Подписаться на новости|Сохраним Музей Рериха
версия для печати
25.04.2023

Всемирный день Культуры в Казани посвятили памяти философа и ученого Павла Александровича Флоренского


008.jpg


15 апреля 2023 года в Галерее современного искусства г. Казани продолжилась работа лектория «Держава Рериха», организованного Региональной общественной организацией «Татарстанское рериховское культурное объединение» (ТРКО) при поддержке Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан и Международного Центра Рерихов (Москва). С лекцией «15 апреля – Всемирный день Культуры» выступила сотрудница ТРКО, кандидат педагогических наук Любовь Николаевна Осипова.

Великий русский художник, мыслитель, ученый, путешественник Николай Константинович Рерих (1874–1947) был гуманистом и миротворцем, пламенным патриотом и истинным борцом за Культуру. Посещая старинные города Руси в 1903–1904 годах, он с глубокой болью наблюдал, как разрушается достояние народа, его культурное наследие, его святыни. Далее, путешествуя по миру, он констатировал, что эта проблема всемирная и ситуация с Культурой сложилась не лучшим образом. Первая мировая война, революции, пренебрежительное отношение к Культуре в мирное время приводили к разрушительным процессам и сказывались на всех областях жизни. Все это негативным образом влияло на эволюцию человечества в целом. Культура, знания, духовные ценности нуждаются в бережном отношении к ним, без Культуры нет эволюции человека, да и сам человек нуждается в защите.

Именно путешествие по древнерусским городам послужило импульсом для развития идеи Н.К.Рериха о создании специального международного договора по охране культурных ценностей. Впоследствии он предложил проект правового документа, который призван обратить внимание общественности, а также руководителей всех стран на необходимость защищать и оберегать исторические памятники, художественные и научные учреждения и их персонал. Принятый документ носит имя автора и называется «Пакт Рериха». Пакт предусматривает защиту объектов культуры не только во время войны, но и в мирное время, когда, как отмечал Николай Константинович, «тихие погромы» в результате сноса памятников старины, невежественной реставрации и человеческого равнодушия приносят невосполнимые разрушения, как и во время войны.

Проект договора был опубликован в 1929 году и нашел понимание со стороны многих видных мыслителей и деятелей искусства того времени. В Нью-Йорке, Париже и других городах были образованы комитеты в поддержку Пакта Рериха, а также проведен ряд международных конференций в Брюгге и Вашингтоне, в которых приняли участие десятки стран.

Подписание Международного договора по защите культурных ценностей состоялось 15 апреля 1935 года в вашингтонском кабинете президента Рузвельта представителями 21-й американской республики. Вместе с Пактом было утверждено охранное Знамя Мира.

Однако кризис духовной культуры продолжался, проходя через самые острые явления. Н.К.Рерих оказался прав в своем предчувствии: Вторая мировая война снесла с лица Земли ценнейшие памятники культуры, уничтожила огромное количество бесценных художественных произведений, разрушила древнейшие носители духовной энергетики. Николай Константинович считал, что Пакт налагает обязательства не только на государства, его подписавшие, но и рассчитан прежде всего на массовое движение в защиту культуры. Не правительственные распоряжения и государственное признание, а общество в целом может реально защитить культуру.

Н.К.Рерих мечтал о Всемирном Дне Культуры, «когда во всех храмах, во всех школах и образовательных обществах одновременно, просвещенно напомнят об истинных сокровищах человечества, о творящем героическом энтузиазме, об улучшении и украшении жизни». С инициативой отмечать день подписания Пакта как Международный день культуры выступила в 1998 году общественная организация Международная лига защиты культуры, учрежденная Международным Центром Рерихов. С того времени во многих городах России и других стран проходит торжественное празднование Дня культуры с поднятием Знамени Мира. Основная задача Дня культуры – широкий призыв жителей планеты к Красоте и Знанию, «когда каждое прикосновение к ним уже будет облагораживать Дух человеческий». Красота придает нам гармонию, силу и устремление в будущее. «Сознание Красоты спасет Мир», – утверждал Н.К.Рерих.

Знамя Мира, предложенное автором Пакта, служит отличительным знаком для обозначения культурных памятников и учреждений, подлежащих международно-правовой защите, призывает к миру, никого не умаляет и являет собой символ мира. На Знамени изображен знак Триединства, один из самых древних и распространенных на всех континентах. Первоначально идея знака была взята Рерихом со знаменитой иконы Св. Троицы Андрея Рублева. Знак имеет различные пояснения. Его толкуют как прошлое, настоящее и будущее в кольце вечности; как науку, религию и искусство в пространстве Культуры; возможны и другие толкования, которые ведут ко всеобщему благу.

Принятие Знамени Мира – настоятельное веление времени. Оно будет постоянно напоминать нам об ответственности и необходимости оберегать сокровища человеческого гения. «Культурные ценности, – писал Н.К.Рерих, – украшают и возвышают всю жизнь от мала до велика. И потому деятельная забота о них должна быть проявлена всеми».

Проблемы, о которых размышлял художник, не потеряли своей актуальности. XXI век по-прежнему является свидетелем глобальных кризисов, справиться с которыми человечество пока не может. Невежество и низкий уровень сознания подрывают основы Культуры. Разрушения в мире будут продолжаться, пока человечество не осознает, что же такое Культура во всей ее глубине и значимости, что вне Культуры мира быть не может. Николай Константинович Рерих обращал наше внимание на различный смысл понятий Культура и цивилизация. Если Культура вечна, то цивилизация временна, она служит обустройству жизни и способствует развитию культуры, но никогда наоборот.

Вся семья Рерихов трудилась и творила во имя укрепления мира, во имя процветания Культуры, во имя светлого будущего России. Новая страна объединится под Знаменем Мира и в мирном труде познает и мир всего мира. «Знамя поднято, – утверждает Н.К.Рерих. – В духе и сердце оно не будет опущено. Светлым огнем сердца процветет Знамя Культуры. Да будет!»

Мы не должны забывать жертвенный путь многочисленных носителей высокой Культуры. Одним из них является Павел Флоренский. Он принадлежит к когорте самых светлых умов и гениальных людей русского Ренессанса, возрожденческой русской культуры на рубеже двух столетий. Человек-легенда, всколыхнувший ХХ век, выдающийся богослов, философ, ученый, который своим творческим трудом и трагическим священством потряс мир.

С лекцией «Павел Флоренский философ-космист» выступила сотрудница ТРКО, кандидат геолого-минералогических наук Ирина Петровна Егорова.

Павел Александрович Флоренский родился 21 января 1882 года. Его родословная по линии отца уходила своими истоками в русское духовенство, а мать происходила из знатного армяно-грузинского рода. Он с отличием окончил Московский университет, и ему предрекали большое научное будущее. Однако в сентябре 1904 года он поступил в Московскую Духовную академию, обучение в которой завершил лучшим учеником и остался преподавать философию.

В апреле 1911 года Флоренский принял священство и стал батюшкой домовой церкви приюта Красного Креста в Сергиевом Посаде. Вскоре доцент Московской Духовной академии П.А.Флоренский защитил магистерскую диссертацию по теме «О духовной истине». На основе этой работы была издана книга «Столп и утверждение истины. (Опыт православной теодицеи в 12 письмах)», которая сделала имя автора бессмертным.

Революция для отца Павла не была неожиданностью. Он много писал о духовном кризисе, часто говорил о приближении бури и крушении старой России, которая погрязла в войне и разрухе. В октябре 1918 года П.А.Флоренский вошел в Комиссию по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой Лавры, стал ее ученым секретарем.

Вся жизнь отца Павла связана с Троице-Сергиевой Лаврой, возле стен которой он прожил тридцать лет. Священник духовно сроднился с Лаврой, основателем которой был великий русский святой преподобный Сергий Радонежский. Много теплых страниц оставил после себя Павел Флоренский о Лавре. В декабре 1918 года он написал статью «Троице-Сергиева Лавра и Россия», в которой выдвинул идею живого музея, настаивая на сохранении Троице-Сергиевой Лавры именно как «живого музея русской культуры вообще и русского искусства в особенности». В круг «храмового искусства», согласно термину П.А.Флоренского, включается и вокальное искусство, и поэзия. Идея живого музея тесно перекликается с идеями Н.К.Рериха о синтезе искусств.

С1916 по 1925 год П.А.Флоренский написал ряд религиозно-философских работ, где отстаивал мысль о том, что культура и искусство не могут быть оторванными от народа и государства. Вся культура выходит из храма, и ничто в жизни человека не должно оставаться безрелигиозным, без связи с культом. Для Флоренского культ – это огненный столб, соединяющий небо и землю. Он прекрасно знал, что нельзя доверять ответственные посты в культуре малокультурным людям, которые своим невежеством приносят государству вред. Искусство должно выполнять задачу преображения мира художественными средствами. Важным критерием для отца Павла являлось единство земного и небесного, разумного и чувственного, духовного и телесного, Бога и человека, всех ценностей земных и небесных. По его мнению, хаос и бескультурье несут смерть и уничтожение.

В 1922 году Флоренский опубликовал за свой счет научно-философский труд «Мнимости в геометрии». В этой книге при помощи математических доказательств он пытается объяснить строение мира и дать ему философское обоснование. В результате ученый приходит к удивительным выводам о существовании мира непротяженных, неизменяемых, вечных сущностей-идей и делает подход к описанию новых неожиданных свойств пространства и времени.

П.А.Флоренский – ученый-космист, для которого мышление человека не ограничивается узкими рамками плотного мира, а расширяется до бесконечных размеров космоса. Павел Александрович не «помещается» в рамки общепринятой схемы: он не обычный священник и не обычный философ, он – мыслитель нового времени.Современная наука, по его мнению, еще не занялась изучением духовного опыта.

С 1919 по 1928 год отец Павел, не снимая рясы, не отрекаясь от священства, работает в разных государственных учреждениях. Он необычайно талантлив во многих областях. Его интересуют проблемы инобытия, иномирия, из которых рождается синтез науки будущего. Павел Флоренский оставил людям несметные богатства своих идей, изобретений и открытий, на которые он получил в СССР более 30 патентов. Работая в Москве, он близко подошел к идее искривленного пространства. И создал новый вид пластмассы, который стали называть «пластмассой Флоренского».

С 1928 года начинается преследование П.А.Флоренского. Несмотря на тяжелые испытания, Павел Александрович беспокоится о судьбе России. Он размышляет о наилучшем государственном устройстве, пишет работу «Предполагаемое государственное устройство в будущем», которую закончит уже в тюрьме на Лубянке в марте 1933 года. В августе того же года его отправляют по этапу в лагерь «Свободный», где он будет трудиться в тюремной лаборатории БАМЛАГа. Затем в феврале 1934 года Флоренский попадает в Сковородино на опытную мерзлотную станцию и занимается работами, которые легли в основу книги Н.И.Быкова и Н.П.Каптерова «Вечная мерзлота и строительство на ней» (1940).

В августе 1934 года в лагерь к Флоренскому приехала жена с детьми. Семья прибыла не только для свидания с заключенным, она привезла предложение Чехословацкого Президента к Правительству СССР об освобождении узника Павла Флоренского и отъезде его в Чехословакию. Но Павел Флоренский как истинный патриот своей Родины, как ученый и священник ответил решительным отказом. Отец Павел твердо следовал совету апостола Павла, когда тот находился в темнице: нужно радоваться тому, что есть, и молиться за все Богу, «ибо я научился быть довольным тем, что у меня есть» (Фил 4:11).

В ноябре 1934 года отца Флоренского по непонятным причинам сажают в изолятор «Свободный», а через месяц отправляют под охраной в еще более суровый лагерь – «Соловецкий». По прибытии на место он работал на лагерном заводе химической промышленности, занимался добычей йода из морских водорослей и созданием тяжелой воды для военных целей. В этой отрасли Флоренский сделал больше десятка открытий.

25 ноября 1937 года постановлением особой тройки УНКВД по Ленинградской области Павла Флоренского «за проведение контрреволюционной пропаганды» приговорили к высшей мере наказания – расстрелу. 8 декабря того же года приговор был приведен в исполнение. Лишь через 20 лет, в 1958 году, П.А.Флоренского полностью реабилитировали «за неимением состава преступления».

Имя П.А.Флоренского долгое время было под запретом. Но его мысли и идеи использовались в практике и технике, способствовали преобразованию сознания людей. Мыслитель-космист П.А.Флоренский своим творчеством дал импульс к эволюционному преображению сложного жизненного пространства ХХ века.

В заключение программы был продемонстрирован фильм Международного Центра Рерихов «Пакт Рериха. Мир через Культуру» (2015), подготовленный к 80-летию подписания Международного договора об охране культурных ценностей.


Подготовила Ирина Семенычева

Фото Бориса Зайцева




Возврат к списку

Архив: 202320222021, 2020, 2019, 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007