|
версия для печати |
Онлайн-лекция «Восток в сценографии и драматургии Н.К.Рериха»
Уважаемые коллеги!
Дорогие друзья!
Международный Центр Рерихов (МЦР), Международный комитет по сохранению наследия Рерихов, Московское отделение МЦР продолжают культурную программу «Значение культурно-исторического наследия Рерихов для России».
29 июня (четверг) 2023 года в 16:00 (московское время) в рамках программы в онлайн-формате состоится девятая лекция: «Восток в сценографии и драматургии Н.К.Рериха».
Формирование устойчивого интереса Николая Константиновича Рериха к театральному искусству и одновременно к культуре, искусству и традициям Востока произошло в ранний период его жизни и творчества. Исторически первой театральной постановкой Н.К.Рериха принято считать «Девассари Абунту» (1905), эскизы к которой были написаны под впечатлением от фресок из индийского храмового комплекса Аджанты (V век) и старинных легенд.
Замечательным достижением Н.К.Рериха в области театра являются эскизы костюмов и декораций к сценическому оформлению оперы А.П.Бородина «Князь Игорь», среди которых особое впечатление оставляет «Половецкий стан», созданный для Русских сезонов С.П.Дягилева. В лекции будут сопоставлены эскизы для постановок 1908 года (Париж) и 1914 года (Лондон), а также для предполагавшейся постановки 1944 года в Нью-Йорке при участии Л.Мясина. Не менее интересным представляется сопоставление археологических и этнографических интересов Н.К.Рериха и его современника востоковеда В.В.Голубева, позволивших им сделать собственные выводы о близости и преемственности древних культур России и Индии, а также антропологические мотивы в эскизах Рериха к опере Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка» в постановке 1922 года (Чикаго, Опера Компани).
Особый интерес для исследователей представляет единственная дошедшая до нас пьеса Н.К.Рериха «Милосердие», написанная в 1917 году под впечатлением от происходящих событий русской революции, но замысел которой прослеживается ранее («Заповедь Гайятри», 1916). Хотя имена участников пьесы и обращают нас к Востоку, но сюжет самой пьесы имеет общечеловеческий характер. Новая постановка этой пьесы в стиле, обозначенном Н.К.Рерихом как «наивное народное действо», была осуществлена в Санкт-Петербурге к 100-летию со времени ее написания творческим коллективом под руководством режиссера М.Ординой.
Лектор: Елена Васильевна Шахматова, кандидат искусствоведения, доктор философских наук, доцент, начальник научного отдела Российского института театрального искусства ГИТИС (Москва, Россия).
Архив: 2023, 2022, 2021, 2020, 2019, 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007