Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

Международная общественная организация | Специальный консультативный статус при ЭКОСОС ООН
Ассоциированный член ДОИ ООН | Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов
Коллективный член Международного совета музеев (ИКОМ) | Член Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА»

Семья РериховЭволюционные действия РериховЖивая ЭтикаПакт РерихаМЦРМузей имени Н.К. Рериха
Л.В. ШапошниковаЗащитаОНЦ КМ КонференцииЧтенияКультурно-просветительская работаТворческие отделы

СТРАНИЦЫ  Новости МЦР|Новости сайта|Подписаться на новости|Сохраним Музей Рериха
версия для печати
30.08.2023

Выставка «Пакт Рериха – Мир через Культуру» в г. Червень Минской области (Республика Беларусь)


20230830_top.jpg


 

…Истинная эволюция совершается лишь на основах Знания и Красоты. Лишь ценности Культуры дадут разрешение труднейшим житейским проблемам. Лишь во имя ценностей Культуры человечество может преуспевать.

Н.К.Рерих


16 августа 2023 года Международный выставочный проект «Пакт Рериха – Мир через Культуру» начал свою работу в белорусском городе Червень. Это небольшой провинциальный городок с любопытной историей, который подарил Беларуси много выдающих личностей, известных далеко за пределами страны.

С приходом советской власти город изменил свое имя. Изначально поселение называлось Игумен. Именно под таким названием оно впервые упоминается в летописных источниках 1387 года, когда князь Великого Княжества Литовского и король Польши Ягайло специальным привилеем передал брату Скиргайле владения на Беларуси. В начале XV века Игумен принадлежал роду Кежгайловичей, а в середине столетия Витовт подарил некоторые волости Виленскому епископату. Так почти на 400 лет Игумен с прилегающими областями находился в собственности виленского епископа.

В 1793 году в результате второго раздела Речи Посполитой между Россией и Пруссией Игумен стал частью Российской империи и перешел из владений виленского епископства в государственную собственность. По указу Екатерины II в 1796 году город Игумен получил герб: на голубом поле серебряный куст цветов, который окружают пять золотых пчел. И это не случайно, поскольку основная трудовая деятельность жителей этого региона связана с пчеловодством, а пчела издавна считалась символом упорного, созидательного труда.

Открытие выставки «Пакт Рериха – Мир через Культуру» состоялось в Червенском районном краеведческом музее при поддержке Министерства культуры Республики Беларусь и Представительства Россотрудничества в Республике Беларусь.

На выставку пришли люди, искренне интересующиеся творчеством Николая Константиновича Рериха, – преподаватели школы искусств и гимназии, работники библиотеки, мамы с детьми.

С приветственным словом к собравшимся гостям обратилась старший научный сотрудник Червенского районного краеведческого музея Вабищевич Ирина Ивановна. Она отметила, что жители Червеня знакомы с творчеством Н.К.Рериха, т.к. выставки репродукций его картин проходили в городе в 1996 и 2005 годах.

Экскурсию по выставке провела Елена Чулкова, член Отделения Международного Центра Рерихов в Республике Беларусь, член Международного комитета по сохранению наследия Рерихов. Она рассказала о том, что проект МЦР «Пакт Рериха – Мир через Культуру» посвящен Международному договору об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников – «Пакту Рериха», первому документу международного гуманитарного права по безусловной защите культурных ценностей в период военных действий и в мирное время.

Инициатором и создателем этого уникального документа выступил выдающийся русский художник, ученый, мыслитель, путешественник и общественный деятель Николай Константинович Рерих (1874–1947).

Николай Константинович писал: «Настоящий Пакт многие называют Красным Крестом Культуры. Неоднократно нам приходилось подчеркивать, что если Красный Крест прекрасно заботится о физическом здоровье человечества, то Пакт по охране культурных сокровищ должен быть как бы целителем и покровителем духовного здравия человечества».

Идея о сохранении народного достояния начала формироваться у Николая Константиновича еще во время экспедиции «По старине» в 1903–1904 годах, которую он предпринял с целью изучения истоков русской культуры, памятников древнерусского зодчества и иконописи. Уже в то время Рерих выражал обеспокоенность по поводу утрат культурного наследия и непрофессиональной реставрации памятников старины. Он писал: «…Пора нам любить старину, и время теперь уже говорить о хорошем, художественном отношении к памятникам».

Перед Первой мировой войной Рерих создает серию пророческих картин, предупреждающих об опасности новых жертв и разрушений, а после варварских разрушений германской армией городов-памятников во Франции и Бельгии обращается к верховному командованию русской армии, правительствам США и Франции с идеей заключения международного соглашения об охране культурных ценностей во время вооруженных конфликтов. В 1915 году он также делает доклад Императору Николаю II о необходимости создания нового Красного Креста Культуры.

С 1923 по 1928 год Н.К.Рерих осуществляет Центрально-Азиатскую экспедицию, крупнейшую в XX столетии, ставшую одним из главных свершений его жизни. Кроме художественных задач, участники экспедиции, по словам самого Николая Константиновича, стремились «ознакомиться с положением памятников древностей Центральной Азии, наблюдать современное состояние религии, обычаев и отметить следы великого переселения народов». Еще ни один исследователь не ставил перед собой таких масштабных задач по изучению культуры этого региона. И все больше появлялось уверенности в том, насколько планета нуждается в бережном охранении всего накопленного и созданного предыдущими поколениями.

В 1929 году, по окончании экспедиции, Н.К.Рерих возвращается к идее сохранения культурного наследия и выносит эту проблему на международный уровень, выступая как общественный деятель планетарного масштаба. В сотрудничестве с юристами-международниками он подготавливает и публикует на нескольких языках проект Пакта.

Одновременно Николай Константинович предлагает особое Знамя для защиты всех культурных сокровищ – Знамя Мира с изображением древнейшего символа человечества – знака Триединства.

Елена Ивановна Рерих, выдающийся мыслитель XX века, писала, что нам предстоит «осознать в поднятии Знамени заложение новой ступени сознания человечества; сознания, которое будет воспитываться на великом значении и на священной неприкосновенности произведений человеческого гения для эволюции всего Мира».

Комитеты Пакта учреждаются в Нью-Йорке, Париже и Брюгге, по всему миру возникает множество обществ имени Н.К.Рериха. Одним из главных направлений деятельности этих организаций является широкое распространение идей о необходимости защиты культурного достояния человечества и утверждение высоких ценностей Красоты и Знания в сознании людей. В 1931 и 1932 годах в Брюгге и в 1933 году в Вашингтоне проходят международные конференции в поддержку Пакта. Общественный резонанс в отношении Пакта был огромен. Рерих писал: «Мы имели многие тысячи сочувственных Пакту отзывов от высоких представителей человечества, от государственных и образовательных учреждений».

15 апреля 1935 года Пакт Рериха об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников был подписан в Вашингтоне представителями 21 страны американского континента.

Во время подписания Пакта Н.К.Рерих находился в Маньчжурской экспедиции. В торжественный день 15 апреля над палатками в пустыне Гоби взвилось Знамя Мира. Николай Константинович говорил, что это один из счастливейших дней его жизни. В экспедиционном дневнике он записал: «Сколько бы стран ни подписало Пакт сегодня, все равно этот день сохранится в истории как памятное культурное достижение. Начало государственное уже приложило свою мощную руку, и тем самым открылись многие новые пути для всех подвижников Культуры».

К сожалению, идея Пакта Мира была забыта в пожаре Второй мировой войны. И только по ее окончании она снова стала привлекать внимание культурной общественности. 14 мая 1954 года Международная конференция ЮНЕСКО в Гааге, в которой участвовали 56 государств, включая Советский Союз, приняла Конвенцию о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта, подготовленную на основе Пакта Рериха.

Впоследствии идеи Пакта Рериха получили развитие в таких документах ЮНЕСКО, как «Всеобщая декларация о культурном разнообразии» (2001), «Декларация о преднамеренном разрушении культурного наследия» (2003), «Конвенция об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения» (2005). Тем не менее, несмотря на все достижения международной правовой защиты ценностей культуры, потенциал Пакта Рериха остается неисчерпаем, и его девиз «Мир через Культуру» приобретает в современном мире особое значение.

Участники экскурсии задавали вопросы о том, писал ли Рерих иконы и делал ли росписи храмов. Интересовались его картинами на исторические сюжеты и т.д.

Червенскому районному краеведческому музею были подарены брошюра «Музей, который нужен миру», изданная Европейской Ассоциацией поддержки Международного Центра-Музея имени Н.К.Рериха, и сборник очерков Н.К.Рериха в защиту Культуры «Мир через Культуру», а также вручены благодарственные письма директору музея Заборонок Елене Валерьевне и начальнику отдела культуры, идеологии и по делам молодежи Червенского районного исполнительного комитета Пашкевич Анастасии Михайловне.

Выставочный проект продлится до 10 сентября 2023 года.


Публикации

Сегодня в Червене открывается международный выставочный проект «Пакт Рериха — Мир через Культуру» // Газета «Раённы веснiк». 16.08.2023




Возврат к списку

Архив: 202320222021, 2020, 2019, 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007