|
версия для печати |
В городе Кемерово представлена программа «Приглашение в горы. Вершины Рерихов на Алтае»
Горный Алтай. Пик Николая Рериха. Фото С.Скородумова
Горы в русской поэзии и живописи
21 августа 2023 года в Государственной научной библиотеке Кузбасса имени Василия Дмитриевича Федорова (Кемерово) была представлена творческая программа «Приглашение в горы. Вершины Рерихов на Алтае». Автор программы – сотрудник Международного Центра Рерихов Сергей Скородумов рассказал о таинственном и притягательном образе горных вершин в русской культуре. Этой теме посвятили свое творчество многие поэты и художники. В их произведениях горы нередко становились символом человеческого духа, а сами процессы преодоления перевалов и восхождения к вершинам сравнивались с человеческой жизнью.
Дагестанский поэт Расул Гамзатов, чей столетний юбилей будет отмечаться культурной общественностью 8 сентября этого года, написал такие проникновенные строки:
Даже те, кому осталось, может,
Пять минут глядеть на белый свет,
Суетятся, лезут вон из кожи,
Словно жить еще им сотни лет.А вдали в молчанье стовековом
Горы, глядя на шумливый люд,
Замерли, печальны и суровы,
Словно жить всего им пять минут.
Сергей Скородумов также зачитал фрагмент притчи о споре правды и лжи, которую приводит Расул Гамзатов в своей книге «Мой Дагестан»:
– Ну что, – говорила ложь правде, – видишь, что я нужнее и полезнее. Сколько домов мы обошли, и везде приветствовали меня, а не тебя.
– Да, много мы обошли обжитых мест. Пойдем теперь на вершины! Пойдем спросим у чистых холодных родников, у цветов, растущих на высокогорных лугах, у снегов, сияющих вечной незапятнанной белизной.
На вершинах живут тысячелетия. Там живут вечные и праведные деяния героев, богатырей, поэтов, мудрецов, святых, их мысли, их песни, их заветы. На вершинах живет то, что бессмертно и не боится уже ничтожной земной суеты.
– Нет, я туда не пойду, – ответила ложь…
Во время лекции ведущий программы напомнил слушателям полюбившиеся строки о горах в стихах А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова, прочитал поэтические произведения Ф.И.Тютчева, А.Н.Майкова, Ольги Берггольц.
Аполлон Николаевич Майков
Альпийские ледники
Сырая мгла лежит в ущелье,
А там как призраки легки,
В стыдливом девственном веселье,
В багрянцах утра ледники!Какою жизнью веет новой
Мне с этой снежной вышины,
Из этой чистой, бирюзовой
И света полной глубины!Там, знаю, ужас обитает,
И нет людского там следа, –
Но сердце точно отвечает
На чей-то зов: «Туда! Туда!»1858
Горные вершины на своих полотнах писали многие российские художники. Среди них – А.М.Васнецов, К.Я.Крыжицкий, В.И.Суриков, В.В.Верещагин, Г.И.Чорос-Гуркин и другие. Присутствующие с большим интересом ознакомились с репродукциями картин А.И.Куинджи, на которых изображены кавказские гиганты Эльбрус и Казбек.
Непревзойденным Мастером гор стал всемирно известный русский художник, философ, путешественник и общественный деятель Николай Константинович Рерих. Академик Л.В.Шапошникова в книге «Мастер» пишет: «Горный мир влек Рериха неудержимо. На полотнах других художников этот мир возникал враждебным, тяжелым, трудным для понимания. Николай Константинович воспринимал его по-другому.
Он увидел в горах всю красоту земного мира, одухотворенную соприкосновением с большими высотами. И это соприкосновение придавало его горному миру глубину космичности. Казалось, что горы соединяли мир Земли и мир Космоса. Краски, которые полыхали в этих горах, были богаты глубокими оттенками, привлекали яркостью и неожиданным разнообразием. Они были иными, чем на равнине, и становились как бы частью этих гор, и ему порой казалось, что именно горы излучают такие краски.
Горы жили и дышали. В них смешивалось дыхание Земли и Вселенной. В их сверкающих снежных вершинах, в смелых изломах скал, неустойчивой голубизне склонов была своя удивительная утонченность. Как будто на них лежал отблеск иных, нездешних миров.
Он пытался проникнуть в суть самого духа гор, и этот дух порой возникал перед ним в образе человека, слитого с этими горами, неотделимого от них, несущего в себе их черты и характер».
В философской системе Живой Этики, разработанной Рерихами в сотрудничестве с Учителями Востока, приводится древнее восточное предание о горах и их появлении:
«Вспомним миф “О происхождении гор”. Когда планетный Создатель трудился над оформлением тверди, он устремил внимание на плодоносные равнины, которые могли дать людям спокойное хлебопашество. Но Матерь Мира сказала: “Правда, люди найдут на равнинах и хлеб, и торговлю, но когда золото загрязнит равнины, куда же пойдут чистые духом для укрепления? Или пусть они получат крылья, или пусть им будут даны горы, чтобы спастись от золота”. И Создатель ответил: “Рано давать крылья, они понесут на них смерть и разрушение, но дадим им горы. Пусть некоторые боятся их, но для других они будут спасением”. Так различаются люди на равнинных и на горных» (Мир Огненный, часть 2, § 5).
В этом предании речь идет не столько о земной географии и месте проживания людей, сколько об устремлениях человека и силе его духа.
Рерихи на Алтае
Огромный научный и культурологический интерес вызывает Центрально-Азиатская экспедиция Н.К.Рериха, которая продолжалась с 1924 по 1928 год и стала одной из крупнейших в XX-м столетии. Ее путь пролегал через Индию, Китай, Монголию, Тибет. Часть маршрута прошла по России, в том числе, по Алтаю. Впервые в истории географии такое грандиозное путешествие возглавлял всемирно известный художник.
В ходе экспедиции были проведены исследования по различным отраслям знаний: истории, археологии, этнографии, истории философии, искусств и религий, географии и др. Особое внимание уделялось изучению проблемы переселения народов и исторического единства их культур. Экспедиция была также отражена в прекрасных работах Н.К.Рериха. Более 500 полотен, этюдов и рисунков создал художник во время путешествия. По итогам экспедиции в Индии основано уникальное научное учреждение – Международный институт Гималайских исследований «Урусвати» (санскр. – «Свет утренней звезды»).
В августе 1926 года село Верхний Уймон, расположенное в Уймонской долине Алтая, стало стационарной базой для экспедиции. Село было основано староверами, которые бежали на Алтай от реформ Патриарха Никона. По соседству с Верхним Уймоном располагались аилы коренных жителей Алтая, что давало возможность для изучения их культуры. Н.К.Рерих с семьей – женой Еленой Ивановной и сыном Юрием поселился в доме Варфоломея (Вахрамея) Семеновича Атаманова, который был известен как хороший и знающий проводник.
Н.К.Рериха интересовали уклад и искусство старорусской жизни, древнеславянские легенды, которые могли сохраниться в среде староверов. Наряду с проведенными исследованиями художник создал целый ряд картин так называемого алтайского цикла. На некоторых из них изображена Белуха (4506 м) – самая высокая гора Сибири и Дальнего Востока. «Белы снега, и бело серебро самой Белухи-матери. И разноцветные травы превыше всадника. И звучит все Беловодьем. Истинно Звенигород. Да будет!» – писал Н.К. Рерих. Известно несколько изображений Белухи кисти художника: два из них из серии «Путевые листы» (1926 г). – «Белуха (1) Алтай» и «Белуха (2)». Третий этюд также имеет название «Белуха» и относится к 1926 г. Впоследствии Белуха не раз возникает на полотнах художника: «Святогор» (1938), «Победа (Змей Горыныч)» (1942) и др. А совсем недавно еще один этюд Н.К.Рериха, на котором изображена Белуха, обнаружен в частной коллекции в Москве.
В честь Рерихов и в память об их пребывании на Алтае названы горные пики и ледники. Так, 15 августа 1963 года, в День независимости Индии, томские альпинисты поднялись на ранее безымянную вершину и назвали ее именем Н.К.Рериха. В дальнейшем эту традицию продолжили спортсмены из Новосибирска. В 1978 году состоялось восхождение на безымянную вершину в честь Е.И.Рерих , получившую название «Урусвати». Святослав Николаевич Рерих высоко оценил деятельность сибирских восходителей. В письме к Людмиле Андросовой (г.Новосибирск) он написал: «Очень прошу Вас передать всем участникам экспедиции на вершины Алтая мою глубокую благодарность. Скажите им всем, что меня глубоко тронула мысль назвать эти вершины Алтая именами нашей семьи. Лучшего памятника не может быть. И я приношу мою сердечную благодарность всем участникам восхождений на эти прекрасные вершины и буду надеяться на возможную встречу в будущем».
В 1981 году получил название пик Юрия Николаевича Рериха. Первое восхождение на пик Святослава Рериха состоялось 17 июля 1983 года. Оно было посвящено 80-летию художника. В восхождении приняла участие международная группа молодых ученых из Чехословакии и Института гидродинамики СО АН СССР имени М.А.Лаврентьева. Таким образом, на Алтае были увековечены имена всех членов великой семьи Рерихов.
Позднее, 17 августа 1983 года, несколько вершин были названы в честь учеников Рерихов: Павла Беликова (пик Беликова) и Зинаиды Фосдик (пик Сердце). Также получили название вершины Учителя и ученика, связанные с философией Живой Этики (восхождение состоялось 21 августа 1983 г.). Кроме того, на географических картах появились ледники Рериха и Урусвати.
В период с 2006 по 2012 год на эти вершины был совершен ряд восхождений последователями Рерихов из разных городов России и Эстонии. На пиках установлены памятные таблички и пирамидки с их названием и символом «Знамя Мира».
Продолжая добрую традицию по увековечиванию имен семьи Рерихов в названиях прекрасных вершин Алтая, в 2008 году культурная общественность назвала одну из безымянных вершин именем Международного Центра Рерихов (МЦР), отдавая дань благодарности основателям Международного Центра Рерихов и общественного Музея имени Н.К.Рериха в Москве – С.Н.Рериху, Л.В.Шапошниковой, Ю.М.Воронцову и Б.И.Булочнику.
В рамках Международной экспедиционной программы «Путями Центрально-Азиатской экспедиции академика Николая Рериха: Алтай», которая проходила под эгидой Международного Совета Рериховских организаций имени С.Н.Рериха, состоялось два восхождения на вершину МЦР: 27 июля 2008 г. с северо-восточной стороны и 28 июля 2008 г. с юго-западной стороны.
В последующие годы было проведено еще несколько восхождений на вершины, связанные с именами Рерихов и их Учителей.
Путешествие к алтайским вершинам Рерихов – 6 - 16 августа 2023 года
На встрече в библиотеке имени В.Д.Федорова в Кемерово выступил Александр Лобачевский, председатель Кемеровского Рериховского общества «Майтри». Он рассказал о недавнем путешествии к алтайским вершинам Рерихов. Группа под руководством председателя Анжеро-Судженского Рериховского общества Ирины Мершиной в составе Александра Лобачевского, сотрудника Международного Центра Рерихов Сергея Скородумова и студента Томского политехнического университета Алексея Капущака начала свой пеший маршрут по Горному Алтаю в урочище Елань, расположенном на берегу реки Кучерлы в 8 километрах от Тюнгура.
По пути к Кучерлинскому озеру группа осмотрела грот Куйлю с древними петроглифами, описанный в книге академика Л.В.Шапошниковой «Великое путешествие. По маршруту Мастера». Дальнейший путь проходил мимо водопада Тегеек, через речку Текелю. Преодолев крутой затяжной подъем на Марьину гору участники маршрута спустились к Кучерлинскому озеру, которое встретило их бирюзовой гладью и свинцовой облачностью.
Пройдя 4 километра вдоль озера, группа организовала стояку. На следующий день участники маршрута поднялись к Зеленому озеру, набрав 750 метров высоты. По мере подъема в течение нескольких часов кедровый лес сменился кустарником, а затем субальпийскими лугами.
Сделав траверс по травянистому склону, группа вышла к Синему озеру. Далее участники похода поднялись по гребню морены к леднику Западный и организовали стоянку рядом с подъемом на перевал и пик Николая Рериха. С этой точки были хорошо видны пик Учителя, перевал вершины Урусвати и Юрия Рериха, пик МЦР. Участники поднялись на кошках по леднику и совершили разведку к подножию перевала Рериха.
К сожалению, последующие планы пришлось скорректировать в связи с крайне неблагоприятными погодными условиями. Ночью разразилась сильнейшая гроза. Двое суток, не переставая, лил дождь, дул сильный ветер. В горах безостановочно происходили мощные камнепады. Установилась низкая облачность, закрывшая перевалы и вершины, через которые пролегал дальнейший путь группы. Разбушевавшиеся стихии не оставили никаких надежд на продолжение маршрута. Участники путешествия сфотографировались со Знаменем Мира у подножия перевала Николая Рериха и приняли решение возвратиться в исходную точку маршрута.
Дальнейший спуск вдоль Зеленого озера проходил под непрерывным дождем с колючим снегом и сильными порывами ветра. Солнце показалось только в предпоследний день пути, когда участники группы уже возвращались вдоль реки Кучерлы.
Несмотря на сложную погодную обстановку, на маршруте было сделано много интересных фотографий. Полученный во время путешествия материал будет использован для новых публикаций и организации выставок, посвященных вершинам Рерихов на Алтае. Эти пики и перевалы продолжают привлекать внимание восходителей. А это означает, что новые проекты, связанные с горными вершинами Рерихов, еще впереди…
В завершение творческой программы «Приглашение в горы. Вершины Рерихов на Алтае» Сергей Скородумов обратился к жанру авторской песни. Тема гор очень ярко и широко отражена в творчестве российских бардов. Можно вспомнить Владимира Высоцкого, Юрия Визбора, Аду Якушеву, Юрия Кукина и других авторов, чьи песни исполняются уже в течение многих лет. Их строки продолжают вдохновлять людей на трудные путешествия и покорение новых вершин.
Программу в библиотеке имени В.Д.Федорова завершила песня Ады Якушевой «Мой друг рисует горы». Встреча вызвала большой интерес присутствующих. Многие из них поделились своими воспоминаниями и впечатлениями о походах в горы.
* * *
Подготовил Алексей Борисенко
Фотографии
Сергея Скородумова,
Александра Лобачевского,
Алексея Капущака
Архив: 2023, 2022, 2021, 2020, 2019, 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007