Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

Международная общественная организация | Специальный консультативный статус при ЭКОСОС ООН
Ассоциированный член ДОИ ООН | Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов
Коллективный член Международного совета музеев (ИКОМ) | Член Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА»

Семья РериховЭволюционные действия РериховЖивая ЭтикаПакт РерихаМЦРМузей имени Н.К. Рериха
Л.В. ШапошниковаЗащитаОНЦ КМ КонференцииЧтенияКультурно-просветительская работаТворческие отделы

СТРАНИЦЫ  Новости МЦР|Новости сайта|Подписаться на новости|Юбилейный год Рерихов – 2024
версия для печати
29.09.2023

Программа «Рерихи и Россия» в Галерее современного искусства Казани

  Kazan0.jpg
 

В Галерее современного искусства города Казани начался новый, третий, сезон лектория «Держава Рериха». Организаторами этого просветительского проекта выступают Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Международный Центр Рерихов и Региональная общественная организация «Татарстанское рериховское культурное объединение» при поддержке Министерства культуры Республики Татарстан.

Открывая 16 сентября 2023 года первую встречу нового цикла, председатель Татарстанского рериховского культурного объединения Борис Германович Зайцев подчеркнул, что начавшийся период особенно значимый. «С 23 сентября по 23 октября мы принимаем в Казани выставку «Красота старины – устой настоящего и мост в будущее», посвященную 120-летию путешествия Н.К.Рериха по древнерусским городам. Грядущий 2024 год будет ознаменован 150-летием со дня рождения великого русского художника и мыслителя Николая Константиновича Рериха, 145-летием со дня рождения великого философа Елены Ивановны Рерих и 120-летием со дня рождения выдающегося художника с мировым именем Святослава Николаевича Рериха. Мы находимся в ожидании этих больших дат, которые для нашей страны имеют важнейшее значение и требуют соответствующего внимания и отношения», – подчеркнул Борис Германович.

Накануне приезда в Казань выставки, посвященной 120-летию путешествия Н.К.Рериха по древнерусским городам, лекцию на тему «Рерихи и Россия» прочитала сотрудница Международного Центра Рерихов Валентина Владимировна Виноградова. Она начала свое выступление с цитаты русского писателя-философа Всеволода Иванова, автора книги «Рерих – художник, мыслитель»: «Рерих принадлежит к России, как к совершенно своеобразному миру, с которым у него установлена крепкая и великая связь <…> Ни в одной стране не живы так зовы старого, древнего, милого, нигде не живут так вечные, тихие Праотцы. И в то же время нет другой страны в мире, которая бы так бурно стремилась в будущее, как это делает Россия. <…> И Рерих связан с этой Россией. Связан рождением, молодостью, первыми осенениями, образованием, думами, писанием, пестротой своей русской и скандинавской крови. И особливо: связан с ней своим огромным искусством, ведущим к постижению России. Ибо только через искусство, да еще через веру можно постичь Россию. А Рерих – художник».

Действительно, искусство Николая Константиновича Рериха служит потомкам ключом к постижению истории России, духовных накоплений ее наций, ее цивилизационного пути, присущих народу ценностей. Это такие неповторимые явления, как странничество и богоискательство, выраженные в искусстве Рериха. На лекции Валентина Виноградова говорила об этом. Так, картина «Странник Светлого Града» (1933) отражает идею поиска Высшего Начала, Бога внутри себя. Одинокий путник подходит к городу, стоящему у подножия гор. Горы здесь — символ духа. Виднеется озеро; вода — символ жизни, опыт которой пришлось испить сполна, ведь только в жизни дух закаляется.

Архетип Светлого Града всегда был близок сознанию русского народа. Как известно, движение старообрядчества сделало взыскание Светлого Града центральной темой мистической жизни души и аскетической практики бытия. Высокую идею Светлого Града, Небесного Иерусалима, вобрала в себя легенда о граде Китеже, связанная с озером Светлояр. Исчезнувший из поля зрения врагов и, таким образом, не осквернённый ими град Китеж продолжает существовать. Старообрядческая культура восприняла идеал Светлого Града, воплотив его в красивое и глубокое по смыслу сказание. Светлый Град, к которому на картине приближается странник, расположен высоко в горах. Это чистый небольшой город с храмами, соборами, колоколами, звонницами. Символически Странник олицетворяет весь народ русский.

Уже в ранние студенческие годы Рерих много путешествовал по северным землям России. Археология помогала ему прикоснуться к загадкам прошлого, ощутить незнакомую далекую жизнь: «Какие это славные места! <…> широко жил и широко чувствовал древний. Если хотел он раскинуться свободно, то забирался на самый верх местности, чтобы в ушах гудел вольный ветер, чтобы сверкала под ногами быстрая река или широкое озеро, чтобы не знал глаз предела в синеющих, заманчивых далях».

Сквозь дымку веков взгляд художника проникал в самое «первоначалье» – в эпоху таинственного каменного века. В те далекие времена человек не отделял себя от природы, от планеты, от Космоса, он знал ритмы природы, умел жить в гармонии с ней. «При всей кажущейся дикости древний человек с не меньшей пытливостью, нежели мыслящий человек нашего времени, стоит перед лицом природы и божества, употребляя все усилия своего гения на уяснение векового смысла жизни», – писал Н.К.Рерих.

«Одной из самых поэтических религий», колыбелью лучших путей творчества называл Николай Константинович языческие верования древних славян. На его полотнах, в очерках возникал мир славянской древности – то мифическое время, когда почитали и обожествляли силы природы, когда поклонялись великому Яриле-Солнцу. Ради ликования жизни на земле наши предки приносили в жертву самое священное, что имели – свою жизнь, утверждая вечную победу жизни над смертью.

В картине «Наши предки» показано удивительное созвучие человека и природы. Юноша, сидя на холме в окружении могучих косматых добродушных медведей, играет на свирели. И песнь древней свирели свободно летит по бескрайним возвышенностям и просторам, неся в себе чувства радости, красоты и любви ко всему сущему.

Рерих во многих направлениях археологии и истории оказывался первым, а его исследования носили нередко характер открытий. Он первым начал копать и археологически исследовать древний Новгород. Он предвидел, какие неожиданные открытия, связанные с историей Древней Руси, дадут новгородские раскопки.

В 1903–1904 годах он совершил историко-археологическую экспедицию по древним русским городам, крепостям и другим культурно-историческим памятникам. Маршрут его экспедиции прошел по значительной территории, включившей Ярославль, Суздаль, Ростов Великий, Изборск, Смоленск, Владимир, Боголюбово, Углич, Звенигород, Юрьев-Польский... Художник объехал 25 городов, написал 90 этюдов – целую серию, названную «Памятники русской старины».

Посетил Рерих вместе с супругой Еленой Ивановной и Казань, ставшую самым восточным городом на маршруте экспедиции в 1903 году. Их особое внимание привлекла башня Сююмбике, расположенная на самой высокой точке Кремлевского холма. Николай Константинович выполнил этюд башни, а Елена Ивановна сделала несколько фотографий этого памятника.

На лекции Валентина Виноградова подчеркнула, что Рерихи, очевидно, очень ценили ярко выраженный в архитектурном облике и в целом присущий Казани синтез культур Востока и Запада.

Как известно, Николай Константинович по-особому относился к культурно-историческому взаимодействию России и Востока. На протяжении жизни он исследовал и размышлял о движении из глубин Азии по великой равнине России и Сибири тысяч племен и кланов, что способствовало формированию уникального культурного поля России. В статье «Радость искусству» Н.К.Рерих писал: «Забывается, что таинственная колыбель Азии вскормила этих диковинных людей и повила их богатыми дарами Китая, Тибета, всего Индостана. В блеске татарских мечей Русь вновь слушала сказку о чудесах…».

Именно во время посещения древних городов, имея опыт археологических раскопок, он понял, какое грандиозное и многообразное зрелище представляет собой русская культура. Он искал ее первооснову, определял связи с мировой культурой и те узловые моменты, которые меняли, продвигали или задерживали ее развитие.

Он различал почерк скифов на каменной резьбе Владимира и Юрьева-Польского и видел тот особый «звериный стиль», который позже обнаружит на пряжках и пластинах Алтая и Тибета. В русской крестьянской одежде, в затейливых куполах некоторых православных церквей Рерих улавливал элементы тех времен, когда Русь стонала под игом пришельцев с Востока. До татар Восток проникал в русскую культуру через Византию. Этот след поведет его дальше, в глубь веков, где он обнаружит более ранние связи Руси с Востоком. Предположит, что это не только связи, а общие истоки.

Создав серию «Памятники русской старины», Николай Константинович поднял в обществе целую волну интереса к национальному искусству и истории и начал общественное движение по спасению от разрушений, охране культурных ценностей.

Рерих говорил не только об охране памятников, шире – об охране старины, прошлого в целом, и еще шире – об охране всей родной земли. Памятник не живет изолированно, он связан с окружающей средой, с природой.

На лекции Валентина Виноградова рассказала о произведениях Рериха, созданных в жанре исторической живописи («Поморяне», «Каменный век», «Заморские гости», «Борис и Глеб», «Гонец. Восстал род на род», «Сходятся старцы», «Славяне на Днепре» и других).

Отдельная часть лекции была посвящена картинам о подвижниках духа, православных святых («Прокопий Праведный», «Три радости», «Николай Угодник», серия «Санкта» о Преподобном Сергии Радонежском).

Также Валентина Владимировна обратила внимание аудитории на тему Великой Отечественной войны в творчестве Н.К.Рериха. За время войны Николай Константинович написал около 30 очерков, прославляющих Родину и её воинство, создал картины, оживляющие образы могучих богатырей, великих воинов, знаменитых битв. Былинные образы соседствуют в картинах этого периода с деятелями русской истории, реальные сюжеты – с легендами («Святогор», «Богатыри проснулись», «Сергий-Строитель», «Ангел Последний», «Поход Игоря», «Партизаны», «Победа», «Земля Славянская», «Пасхальная ночь» и в других).

Говоря о картинах, Валентина Владимировна подчеркивала, что наполняющий их героизм имеет исторический и метаисторический смыслы. Николай Константинович Рерих изображал борьбу, идущую на Земле, и борьбу Добра и Зла, Высшего с низшим, сил Света и Тьмы. Народу России суждено быть оплотом этой великой непрерывной битвы, так как ему наиболее присуще героическое начало, самоотверженность. А согласно Живой Этике, самоотверженность – это высшая ступень духа. Энергия чувства самоотверженности несокрушима. Именно поэтому несломим и дух русского народа, который не покорился ни одному захватчику. «Иван Стотысячный» – так называла русский народ Елена Ивановна Рерих. И писала, что «в дружбе с Россией и другие народы обретут мир и благоденствие». Рерихи верили в Россию и призывали своих сотрудников верить в нее, они очень просили не порицать и не осуждать свою страну.

Во всех уголках планеты, где бы ни был Николай Константинович, с кем бы он ни встречался, он всегда нес слово и завет о России. И самым главным заветом художника стали слова: «Любите Родину, любите народ русский. Любите все народы на всех необъятностях нашей Родины. Пусть эта любовь научит полюбить и все человечество. Чтобы полюбить Родину, надо познать ее. Пусть познавание чужих стран лишь приведет к Родине, ко всем ее несказуемым сокровищам… Полюбите Родину всеми силами – и она вас возлюбит. Мы любовью Родины богаты».


Подготовила Диана Галлямова




Возврат к списку

Архив: 202320222021, 2020, 2019, 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007