Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

Международная общественная организация | Специальный консультативный статус при ЭКОСОС ООН
Ассоциированный член ДОИ ООН | Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов
Коллективный член Международного совета музеев (ИКОМ) | Член Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА»

Семья РериховЭволюционные действия РериховЖивая ЭтикаПакт РерихаМЦРМузей имени Н.К. Рериха
Л.В. ШапошниковаЗащитаОНЦ КМ КонференцииЧтенияКультурно-просветительская работаТворческие отделы

СТРАНИЦЫ  Новости МЦР|Новости сайта|Подписаться на новости|Юбилейный год Рерихов – 2024
версия для печати
08.10.2023

«Всюду благовестит это непобедимое Имя». 8 октября – день памяти Преподобного Сергия Радонежского

Творя память Преподобного Сергия, мы проверяем самих себя,
просматриваем свой нравственный запас, завещанный нам
великими строителями нашего нравственного порядка,
обновляем его, пополняя произведенные в нем утраты...

В.О.Ключевский


 Sergiy1.jpg  

Дорогие друзья! 8 октября отмечается день памяти великого русского подвижника Преподобного Сергия Радонежского (3/16 мая 1314 – 25 сентября/8 октября 1392), неутомимого труженика, духовного и государственного деятеля, основателя Троице-Сергиевой Лавры, собирателя и заступника Русских Земель. Великий облик этого Святого всегда был близок русским людям. Именно в нем искали и находили они истоки духовности и национального характера, черпали силы и надежду.

Образ Преподобного Сергия особо почитался в семье Рерихов. Великим строителем Земли Русской и Русской Культуры называл Его Николай Константинович Рерих. Многие полотна художника и литературные очерки связаны с именем Преподобного. «Как бы ни болело сердце русское, – писал Николай Константинович, – где бы ни искало оно решение правды, но имя Святого Сергия Радонежского всегда останется тем прибежищем, на которое опирается душа народа».

Имя Преподобного Сергия Радонежского по праву связывают с воздвигнутой Им Духовной твердыней Руси – Троице-Сергиевой Лаврой. Н.К.Рерих утверждал, что деятельность Преподобного имеет общечеловеческое значение. Сегодня почитание нашего великого святого распространено по всему миру, в Его честь освящено множество храмов в разных городах и странах дальнего зарубежья. Есть такие храмы и в США – Нью-Йорке, Сан-Франциско, Парме и Саутбери.

Саутбери… Именно в его окрестностях у слияния двух рек Помпераг и Хусатоник расположилась одна из достопримечательностей штата Коннектикут – русская деревня Чураевка, ставшая оплотом русской культуры. Своему возникновению она обязана сыну Льва Толстого, Илье Львовичу Толстому, который в 1923 году приобрел здесь землю, и сибирскому писателю, автору эпопеи «Чураевы» Георгию Дмитриевичу Гребенщикову.

Встреча в Париже с Николаем Константиновичем Рерихом изменила судьбу Гребенщикова и оказала значительное влияние на формирование мировоззрения писателя. В 1924 году Георгий Дмитриевич вместе с женой Татьяной Денисовной, приняв предложение Н.К.Рериха о создании книгоиздательства «Алатас», отправился в Нью-Йорк, а в апреле следующего года граф Толстой привез их к себе в гости в Чураевку. Тогда и началось строительство русской деревни в Америке силами русских эмигрантов. Примечательно, что издательство «Алатас» (в переводе с казахского – «Белый камень») оказалось единственным за рубежом, которое не прерывало выпуск русской литературы во время Второй мировой войны.

Г.Д.Гребенщикова и Н.К.Рериха изначально объединяли высокие цели культурного строительства. Как сообщают исследователи, идеи общинности Рериха, созвучные идеям русского космизма и философии Живой Этики, были апробированы в Чураевской общине. По замыслу создателей, деревня представляла собой место, где могли бы найти убежище для творчества русские писатели, художники, артисты, музыканты. Чураевка должна была стать центром русской духовной мысли и послужить распространению знаний о русской культуре. В просветительской работе Гребенщиковым активно помогали И.Сикорский, А.Гречанинов, С.Рахманинов, Ф.Шаляпин и другие деятели искусства. 

Знаменательным событием в жизни Чураевки стало освящение часовни Преподобного Сергия Радонежского, выстроенной по проекту Н.К.Рериха. После завершения Центрально-Азиатской экспедиции в 1929 году Николай Константинович и Юрий Николаевич Рерихи приехали в Америку на открытие нового здания Музея Н.Рериха и побывали в Чураевке, где, по словам Юрия Николаевича, провели у Гребенщиковых замечательный день. Н.К.Рерих создал эскиз небольшой каменной церкви, который лег в основу проекта будущей часовни в старорусском стиле. 

В одном из писем Елене Ивановне Рерих на обратном пути в Индию Юрий Николаевич сообщал: «Из New York'a пишут, что в день рождения Преподобного Св. Сергия заложен Храм Его Имени. Итак, твердо совершается строительство Духа и пути будущего обозначаются многими знаками».

Работа по сооружению часовни была окончена в конце лета того же 1930 года. Шатровую крышу часовни увенчала позолоченная луковица с православным крестом. Входную дверь украсил фронтон с изображением трех ангелов, как на иконе Святой Троицы Андрея Рублева. «Часовня построена из дикого камня в диком лесу, – писал Гребенщиков, – среди берез, дубов и елей, на пригорке, из-под которого струится источник кристальной ключевой воды. Кругом лесистые холмы, поблизости горная речка Помпераг, поодаль на виду большая река Хусатоник, образующая озеро “Лэйк Зоар”».

Не забывая встречу с Гребенщиковыми в Париже, Е.И.Рерих вела с ними переписку и всем сердцем поддерживала их начинания: «…Часто мысленно переношусь в Вашу Чураевку и духом участвую в построении часовни Великому Сергию. И думается мне, когда ее основатели уже перенесут свои труды в далекие долины мощного Алтая, место это останется средоточием, центром Духа. Магнит, заложенный во Имя Великого Сергия, может привлечь многие души. Сокровище Его Учения не знает пределов, все вмещает, все покрывает и все огненно претворяет». В сентябре 1930 года часовню освятили. На торжество в Чураевку съехались сотрудники Музея Н.Рериха, Святослав Николаевич Рерих, русские и американские друзья.

Николай Константинович Рерих специально подготовил «Слово на освящение часовни Св. Преподобного Сергия». Прекрасный очерк «Преподобный Сергий Радонежский» под псевдонимом Н.Яровская написала Елена Ивановна Рерих и подготовила сборник «Знамя Преподобного Сергия Радонежского», вышедший в Риге в издательстве «Алтаир» в 1934 году. Кроме очерков Н.К. и Е.И.Рерихов, в него вошел очерк В.О.Ключевского в память Преподобного Сергия «Благодатный воспитатель русского народного духа».

В веках хранит Преподобный любимую им Землю Русскую, сердцем прозревая ее нелегкое, но великое будущее. «Как Пламень неугасимый и неисчерпаемый, стоит он и сейчас на дозоре, сердцу и духовным очам доступный и зримый, – писала Е.И.Рерих. – Множество светильников Земли Русской зажглось около Огня его, еще больше, может, предстоит…»

«Отче Сергий, Дивный, с Тобою идем, с Тобою победим!»

Нина Игнатова


* * *

СЛОВО НА ОСВЯЩЕНИЕ ЧАСОВНИ СВ. ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ,
сооруженной Сибирским отделом Общества друзей Музея Рериха
в Радонеге, Чураевка, штат Коннектикут

Святой Сергий – Строитель Русской Духовной Культуры.

Каждое упоминание этого священного имени повелительно зовет нас к непрестанному светлому труду, к самоотверженному созиданию и делает из Святого Сергия поистине Преподобного для всех веков и народов. Повторяю, для всех веков и народов, ибо культура духа стоит над всеми границами. И нет такой религии, и нет такого учения, носитель которого не преклонился бы перед образом Преподобного, когда вы расскажете ему о трудах Его.

Ориген заповедал: «Глазами сердца смотри». Не есть ли это также и заповедь Самого Преподобного, который в пламенной Чаше вознес заповедь сострадания и любви?

Преподобный Исаак Сирин сказал: «Когда мы в покое – демоны веселятся, а когда в трудах – Ангелы радуются». Этими со-ангельскими трудами положил Преподобный Сергий краеугольный, нестираемый камень русской духовной культуры, внеся его в сокровищницу мирового почитания.

Имел счастье произносить Имя Преподобного и буддистам, и мусульманам, и евреям, и индусам, огнепоклонникам и почитателям Великого Духа. Было ли при этом хоть одно отрицание или отстранение? Не было, ибо всепрощающая и вневозносящая духовная культура заложена в каждом человеческом сердце. И не мечом, но сотрапезою духовною открывается этот светоносный сосуд благодати.

Случайно ли, что на всех путях сужденных вырастают священные знамена Преподобного? Дивно и чудно видеть, как даже в наше смятенное, отягощенное мраком время всюду возносятся светочи храмов и часовен во Имя Преподобного. В Париже Сергиева Обитель, в Лондоне Сергиева группа учащихся. В Южной Америке имя Святого Сергия. Под Нью-Йорком мы имеем радость освятить часовню Св.Сергия. В Нью-Йорке, в доме Музея, комната-часовня Преподобного. По Азии раскинуты зачатки часовен и храмов во Имя этого непобедимого Водителя ко Благу. Огромное количество книг, статей и листовок посвящены Преподобному. Всюду благовестит это непобедимое Имя.

Больше того, когда вам приходится встречать людей близких в духе, рано или поздно, но безошибочно вы узнаете от них, что у кого в сердце, а у кого и в образе носится это священное Имя, так объединяющее, так зовущее от дня вчерашнего перейти к светлому завтра.

Обратите внимание. Преподобный в жизни своей не терялся в искании, но устремленно восходил и строил. Можно сказать, что далеко за пределами Богоискателя он был Богоносцем. Буддисты называют его Боддисатвою, евреи – Израилем, а индусы – Махатмою.

Преподобный приобщался от пламенной Чаши. Преподобному сослужил Пламенный. В этой благодатной пламенности, в этом благом огне творящем дошел до нас облик Святого Сергия. И пламенны были видения Ему Владычицы!

Познающий Пламень Сердца навсегда связан с Обликом Преподобного. Это великое познание, редко сходящая благодать навсегда соединили Имя Преподобного с представлением о всезнании.

«Преподобный знает» – так запомнил народ. «Преподобный знает, когда явиться» – «Преподобный знает, когда помочь» – «Преподобный знает, чье сердце доступно благодати» – «Преподобный знает, где нет неверия и предательства» – «Преподобный знает, где искренний дар».

Во всех встречах о имени Преподобного приходим к тому же понятию о непреложности знания Его, о мудрости подвига Его. В этом схождении на понятии знания, культуры, мы найдем спасение общее. Чем же иначе заменим мы разрушительное отрицание, неверие, легкомыслие, предательство вольное или невольное!

В осознании прекрасной благодати только и мыслимо схождение. Человечество устало от разрушений и смятений, выдувающих пламень сердца. Чудесно является перед нами великое Имя Водителя, с которым неразрывно связано и знание, и строительство, сострадание и неутомимая твердость. Да поможет нам Преподобный стать посильными пособниками Ему в Его неутомимых великих трудах, и зримых и незримых, и сказанных и несказанных! Несказанных, во всей своей невыразимости условным языком человеческим, но по счастью, кроме языка словесного, человечеству дан и язык сердца.

В этом языке пламенном, в огне сердца, сойдемся мы и, забыв темноту дня вчерашнего, устремимся совместно к Свету.

Свет один, так же, как и тьма одна, и при внесении света тьма рассеивается.

Да поможет нам Преподобный приобщиться к великому еди¬ному Свету.

Гималаи. Февраль, 1931 г.
Рерих Н. Держава Света. Священный дозор. Рига: Виеда, 1992. С. 101–103.

* * *

ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ
Слово Н.К.Рериха, произнесенное им в Нью-Йорке после лекции
Г.Д.Гребенщикова о Св. Сергии

Передо мною встают два воспоминания, воскрешающие имя Преподобного Сергия. Одно уже давнишнее, а другое – всего три года тому назад.

Одно относится к покойному проф. Ключевскому. На Москве Москва-река (ред.)., в очень просвещенном доме, просили Ключевского прочесть лекцию о просвещении. К радости многих и изумлению некоторых Ключевский начал читать о Преподобном Сергии. Он создал облик истинного подвижника и предпослал своей лекции очень простую мысль: «Мы, историки, должны быть очень честны. Мы должны уметь подходить к фактам без всякой предубежденности, так, как они есть». И вот, во имя непредубежденности, он обрисовал необыкновенного, неустанного труда облик Преподобного, так близкий всем, такой просветленный, близкий всему будущему. Ключевский закончил свою лекцию о Преподобном Сергии словами: «Он знал лучше других».

Другое воспоминание относится к нашей экспедиции, когда мы в 1926 году проходили алтайские села, на север и на юг от Белухи и китайский Алтай. Всюду разбросаны старообрядческие села, очень древние, в которых и по сей час сохранилась самая необыкновенная жизнь. Я представляю себе избу, в которой мы остановились. На стене написана красной краской большая чаша. Писала ее тетка Алена. Тут она одна занимается в селе живописным рукоделием. Она и целебными травами лечит в деревне. Она знает, что такое на стене.

– Чашу кто написал?

– Да ведь ты знаешь, я одна занимаюсь. Да, известно, чаша самая лучшая. На той же стене виден пожелтелый квадрат от висевшей иконы.

– А где же икона?

– А угодник под спудом.

– А когда он выйдет?

– Вовремя.

И приносит нам она несколько старинных икон. Стараюсь разобрать. На одной из них уже стертое временем изображение.

– А это кто?

– Как? Преподобного не узнал? Ведь это Сам.

– Да кто Сам?

– Да известно – кому русская земля поручена – Сергий.

– А когда же поручена русская земля?

– Изначала.

– Да на какое же время?

– А на все будущее.

– А когда же оно наступит?

– А это Ему лучше знать.

Опять то же самое, когда на Москве говорил Ключевский: «Он лучше знал». И темной белухской теткой Аленой говорилось – «А это Ему лучше знать»...

И вот в этом «знать» не заключается ли нечто необыкновен¬ное, предугаданное, нечто необычайно убедительное. Преподобному приписывалось и сверху и снизу то же понятие «знать», знать тот свет, который сужден, к которому так или иначе человечество приходит и придет.

И не удивительно ли, что здесь, собираясь для Сибирской группы, как бы во имя Сибири, мы вспоминаем Того и приходим опять неминуемо к Тому, кто лучше знал и кто лучше знает. Он связан с, таким огромным понятием и пониманием. Конечно, Он и в Сибири это свое знание воплотил необыкновенно. Почему о Нем знают? Потому, что Он «знает».

Ему приписывают величайшую мудрость знания.

Не будем удивляться, что Сибирская группа как бы будет связана с именем Преподобного Сергия – во имя великих знаний и великих возможностей, которые заложены в великих пространст¬вах Сибири, во имя того Света, который ей сужден.

Та же Алена рассказывала высокого значения предание, что Преподобный будто говорил: «А когда придет время, то и сани без коней побегут».

В этом мелькает знание, непреоборимое тяготение к истинному Свету, и во имя этого истинного Света позвольте вас приветствовать и видеть в вас истинных друзей того же знания и того же Света.

7 марта 1930 г.
Рериховский вестник.
Санкт-Петербург – Извара – Барнаул – Горно-Алтайск,
1992, янв.– дек.




Возврат к списку

Архив: 202320222021, 2020, 2019, 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007