|
версия для печати |
«На полотнах Рериха отражена душа России»: открытие в Казани выставочного проекта, посвященного 120-летию путешествия Н.К.Рериха по древнерусским городам
23 сентября 2023 года в Музее А.М.Горького и Ф.И.Шаляпина города Казани открылась выставка «Красота старины – устой настоящего и мост в будущее», посвященная 120-летию путешествия Н.К.Рериха по древнерусским городам.
В историческом здании музея – памятнике федерального значения – в начале мероприятия зазвучали настоящие клиновидные гусли. Лауреат международных и всероссийских конкурсов Наталья Эллер подарила всем собравшимся радость услышать чарующие звуки русского народного инструмента и возвышенные мелодии, в том числе песню хора «Славься!» из оперы Глинки «Иван Сусанин». В тексте произведения есть слова: «Славься, славься, ты Русь моя, Славься, ты русская наша земля!». Этот гимн любви к Родине по-настоящему созвучен путешествию Николая Константиновича Рериха «по старине», отраженному на выставке.
В 1903 году Николай Константинович Рерих, будучи молодым 28-летним исследователем и художником, занимая должность секретаря Императорского общества поощрения художеств, вместе с женой Еленой Ивановной начал двухлетнюю экспедицию по Руси для того, чтобы изучать памятники истории, предметы прикладного искусства, фольклор. Он делал зарисовки храмов, описывал их состояние. Елена Ивановна занималась фотофиксацией памятников старины.
«В результате Николаем Константиновичем Рерихом была создана большая живописная серия из более 80 этюдов, – рассказал собравшимся на открытии выставки вице-президент Международного Центра Рерихов Александр Витальевич Стеценко. – Николай Константинович собрал огромное количество ценного научного материала, с которым выступал потом на лекциях, собраниях, говорил о ценности древнерусской иконописи и зодчества, об ужасающих угрозах потери наследия. Призывал общественность обратить внимание на то, как разрушаются памятники старины, как уничтожаются церковные росписи».
Экспедиция 1903-1904 годов стала основой всей дальнейшей общественной деятельности Рериха на поприще сохранения мировых культурных ценностей, которая увенчалась разработкой международного Договора об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников – Пакта Рериха, подписанного государствами в 1935 году.
«Поэтому 120-летие путешествия «по старине» - очень важная дата, которую мы отмечаем. И готовимся к 150-летию Н.К.Рериха в 2024 году, к чему также приурочен проект «Красота старины – устой настоящего и мост в будущее». Выставка уже прошла в Санкт-Петербурге, в Смоленске и Нижнем Новгороде. Новым городом на ее маршруте стала Казань. Благодарю Музей А.М.Горького и Ф.И.Шаляпина за очередное доброе и плодотворное сотрудничество», – заключил Александр Витальевич.
«Мы очень рады вновь принимать выставочный проект Международного Центра Рерихов, – сказал научный сотрудник музея Александр Белов. – Рерих, Горький, Шаляпин. Это великие деятели культуры Серебряного века, чьи судьбы пересекались. Алексей Максимович Горький точно назвал Николая Константиновича Рериха «великим интуитивистом». Они поддерживали друг друга на протяжении жизни. Вместе трудились в Комиссии по охране художественных ценностей с февраля по апрель 1917 года в Петербурге (тогда Петрограде). Они были теми, кто жил для России».
Во время своей двухлетней экспедиции Николай Константинович посетил более 40 старинных городов, в том числе Ярославль, Кострому, Нижний Новгород, Владимир, Юрьев-Польский, Смоленск, Изборск, Псков, Углич… Вместе с Еленой Ивановной побывали они и в Казани.
О значении этого визита рассуждал на открытии выставки казанский архитектор, автор проекта возрожденной мечети Кул-Шариф, лауреат Государственной премии имени Габдуллы Тукая Искандер Сайфуллин: «Николай Константинович, оказавшись в Казани и в 40 с лишним городах России 120 лет назад, зафиксировал качество цивилизации, которое к тому времени, к 1903 году, сложилось. Благодаря чему мы имеем необходимую нам возможность прочувствовать, прожить прошлое. Без подобного погружения трудно понять историю, ощутить причинно-следственную связь событий во всем их диалектическом единстве. Именно через погружение в пространство времени, воссозданное такими гениями, как Рерих, происходит наше становление и воспитание как людей своей страны, своей национальной культуры».
Экскурсию по экспозиции провел сотрудник Международного Центра Рерихов Сергей Скородумов. Он подчеркнул, что на картинах Николая Константиновича Рериха, прикоснувшегося к памятникам, намагниченным историей, отражена душа России. Искусствовед Сергей Эрнст назвал архитектурную серию картин художника «Пантеоном нашей былой славы» и «Российскими Елисейскими полями». В прекрасном и глубоком образе выявил Н.К.Рерих сущность Руси: «Точно неотпитая чаша стоит Русь. Неотпитая чаша – полный, целебный родник. Среди обычного луга притаилась сказка. Самоцветами горит подземная сила. Русь верит и ждет».
Академик Л.В.Шапошникова в своей книге «Мастер» рассматривает путешествие Н.К.Рериха по Руси во взаимосвязи с образом Преподобного Сергия Радонежского: «Города, в которых он [Н.К.Рерих] побывал в 1903 и 1904 годах, также имели отношение к строительным моментам. … Строительные моменты были связаны всегда со строителями. Сергий Радонежский был одним из них. Существовала некая странная, не всегда поддающаяся определению связь между ними. Некая, я бы сказала, похожесть. Та похожесть, которая нередко объединяет учителя и ученика».
Во время экскурсии Сергей Скородумов рассказал о посещении Рерихами Ярославля, Ростова Великого, Углича, Нижнего Новгорода, Владимира, Суздаля, Казани.
«Минувшим летом мне довелось увидать много нашей настоящей старины и мало любви вокруг нее. Последовательно прошли передо мною Московщина, Смоленщина, вечевые города, Литва, Курляндия и Ливония, и везде любовь к старине встречалась малыми, неожиданными островками», – писал художник в очерке «По старине» в 1904 году.
Казань стала самым восточным городом на маршруте путешествия Рерихов по Руси. Их внимание привлекла башня Сююмбике. Николай Константинович выполнил этюд башни, а Елена Ивановна сделала ее фотографию с видом Кремля. В дальнейшем история Казани нашла отражение в творчестве Н.К.Рериха. В 1913 году художник начал работу над огромным панно «Покорение Казани» для оформления Казанского вокзала в Москве. К сожалению, после Октябрьской революции оно безвозвратно погибло. И теперь о нем напоминает одноименный этюд Н.К.Рериха, который находится в Национальной галерее Армении.
Николай Константинович по-особому относился к культурно-историческому взаимодействию России и Востока. По его убеждению, на великой равнине России и Сибири из глубин Азии прошло несметное количество племен и кланов, что способствовало формированию уникального культурного поля России. В статье «Радость искусству» Н.К.Рерих писал: «Забывается, что таинственная колыбель Азии вскормила этих диковинных людей и повила их богатыми дарами Китая, Тибета, всего Индостана. В блеске татарских мечей Русь вновь слушала сказку о чудесах…».
Как отметил Сергей Скородумов, тема «Рерих и Казань», как и все путешествие всемирно известного художника по Руси в 1903-1904 годах изучена еще недостаточно подробно и представляет широкое поле для исследователей.
Итогом путешествия по древнерусским городам стали новые картины, статьи Н.К.Рериха, фотографии храмов, выполненные Е.И.Рерих. Это путешествие послужило началом для создания Н.К.Рерихом концептуальной основы эволюционного значения культуры и его широкой общественной деятельности в ее защиту. Он одним из первых поднял вопрос об огромной художественной ценности древнерусской иконописи и архитектуры. «Тогда же впервые оформилась мысль о нужности особого охранения сокровищ народных. Доклад в обществе архитекторов-художников. Сочувствие», – писал Н.К.Рерих.
Интересно отметить, что уделяя особое внимание изучению проблемы переселения народов и исторического единства их культур, во время своей знаменитой Центрально-Азиатской экспедиции (1924–1928) Н.К.Рерих снова вспоминает города, через которые проходило его путешествие по Руси. Будучи в Кашмире, Н.К.Рерих пишет о главном дворце махараджи: «Пузатые белые колонки; мелкая роспись орнаментов; крутые каменные лесенки; золоченая крыша храма; скрипучие расписные ставни окон; заржавленные замки; низкие дверки “с поклоном”, резные балюстрады, покосившиеся плиты каменных полов, запах старого лака, мелкие стекла оконцев. Где же мы? В Ростовском Кремле? В суздальских монастырях? В ярославских храмах?».
Выставка «Красота старины – устой настоящего и мост в будущее» будет работать в Казани до 21 октября. В рамках проекта запланированы культурно-просветительские мероприятия, направленные на привлечение интереса общественности, в том числе детей и молодежи, а также государственных и общественных организаций, к творчеству Н.К.Рериха, к изучению истории и географии России, к задачам охраны памятников старины с целью сохранения культурного достояния народа.
Подготовили Диана Галлямова, Алексей Борисенко
Фото Бориса Зайцева
Архив: 2023, 2022, 2021, 2020, 2019, 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007