Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

Международная общественная организация | Специальный консультативный статус при ЭКОСОС ООН
Ассоциированный член ДОИ ООН | Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов
Коллективный член Международного совета музеев (ИКОМ) | Член Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА»

Семья РериховЭволюционные действия РериховЖивая ЭтикаПакт РерихаМЦРМузей имени Н.К. Рериха
Л.В. ШапошниковаЗащитаОНЦ КМ КонференцииЧтенияКультурно-просветительская работаТворческие отделы

СТРАНИЦЫ  Новости МЦР|Новости сайта|Подписаться на новости|Юбилейный год Рерихов – 2024
версия для печати
30.10.2023

Круглый стол «Рерихи: индийский путь» в ММТР (Индия)

 0Kr_stol_Kulu.jpg
 

9 октября 2023 года, в день рождения великого русского художника, ученого, мыслителя Н.К.Рериха в Международном Мемориальном Тресте Рерихов (ММТР) состоялся круглый стол, посвященный пребыванию семьи Рерихов в Индии. В работе круглого стола приняли участие волонтеры Международного Центра Рерихов (Москва), члены творческого «Семейного клуба «Семицветик» (Троицк, Россия), индийские и российские гости. Роль переводчика взяла на себя Елена Иванько, переводчик суфийской поэзии (Россия – Вриндаван, Индия). Круглый стол проходил в конференц-зале ММТР, где накануне, 8 октября, открылась выставка архивных фотографий, связанных с различными периодами жизни Рерихов в Индии.

Индийский куратор ММТР Суреш Кумар и российский куратор Лариса Сургина, работающая в ММТР по направлению Международного Центра Рерихов (МЦР), отметили, что долину Кулу стала главным местом пребывания Рерихов в Индии. Здесь прошло около 20 лет их жизни, наполненных творческим и духовным трудом. После того, как ушел из жизни Н.К.Рерих и семья покинула долину, миссию по сохранению наследия Рерихов в Кулу взяли на себя С.Н.Рерих и Девика Рани, его супруга, уже с 1950-х годов планировавшие создать здесь Мемориальный музей Н.К.Рериха. ММТР был создан в 1992–1993 годах, и сегодня он поистине стал центром искусства и знания, фокусом индо-российской дружбы и сотрудничества.

Наталия Колодина из города Сергиев Посад Московской области рассказала о том, что однажды ей довелось увидеть фотографию 1960 года, на которой были запечатлены Юрий и Святослав Рерихи, стоящие вместе с Девикой Рани перед собором Троице-Сергиевой Лавры в Сергиевом посаде. Эта фотография отозвалась в ней, соединив в сердце Россию и Индию, семью Рерихов и Святого Сергия Радонежского. Каждодневный непрестанный труд и моление были главными в жизни Святого Сергия. Свойственная ему общинность, добрососедство, доброжелательность и сегодня объединяют людей и делают их души чище. Так мы приближаемся к Богу, поскольку Бог един, только дороги к нему ведут разные.

Тамара Мергес, руководитель группы волонтеров МЦР, координатор Международного детско-юношеского фестиваля «Россия – Индия: от сердца к сердцу», выступила с сообщением «Гималайская долина Кулу в жизни и творчестве Святослава Рериха». Впервые приехав в Гималаи в 1931 году, Святослав Николаевич сразу включился в напряжённый трудовой ритм жизни семьи Рерихов: возглавил различные направления работы отдела естественных наук в Институте «Урусвати», проводил исследования по истории искусств и культуры народов Азии, участвовал в налаживании международных связей Института, в продвижении Пакта Рериха, а также занимался изучением долины Кулу, которую позднее назвал колыбелью древней культуры.

При этом он никогда не оставлял занятия живописью. На мольбертах Святослава Николаевича (он выработал навык одновременно работать над несколькими картинами) один холст, не задерживаясь, сменялся другим. Его мастерская находилась в угловой комнате второго этажа Дома, и из ее окон виднелись яркая зелень долины Кулу и белоснежные вершины Гималайской гряды. Прекрасный мир долины Кулу навсегда пленил его богатством и красочностью своей неповторимой жизни.

О некоторых гранях удивительной жизни долины Кулу поведала собравшимся Елена Яковлева, художница из России. На нее произвело яркое впечатление празднование дня рождения богини Трипура Сундари в Нагаре, которое жители называют просто «Мэла» – то есть фестиваль, ярмарка. Обычно она начинается 18-го мая. К храму Трипура Сундари приходят процессии приглашенных богов, богине подносят цветы, устраивают песни, танцы, хороводы. «Когда погружаешься в эти ритмы музыки и танца, – отмечает докладчица, – и видишь эти расписные костюмы, перед глазами возникают декорации Н.К.Рериха к балету «Весна священная». И приходит понимание, что образы, запечатленные Н.К.Рерихом в своих эскизах более ста лет тому назад в России, и сегодня можно увидеть в индийской долине Кулу – и не только старинные танцы, но и могучее дерево, и священный камень, и гористую местность…».

Светлана Ашикова, руководитель «Семейного клуба «Семицветик», рассказала о переписке Н.К. и Е.И.Рерихов с Латвийским рериховским обществом. Основы деятельности общества были заложены еще в 1920-е годы. Официально оно было зарегистрировано в 1930 году. Живя в Индии, Рерихи тесно сотрудничали с Латвийским обществом, вдохновляя его на активную издательскую деятельность, на борьбу за подписание Пакта Рериха. В ходе переписки в Латвию из Индии были присланы и первые страницы Учения Живой Этики.

Во второй части своего выступления С.Ашикова рассказала об эволюции цветового восприятия человека, отметив, что только человеку дана возможность расширять цвето-тональную шкалу воспринимаемых оттенков. Вершиной высокой цветопередачи стали картины Николая и Святослава Рерихов. В их работах индийского периода жизни наиболее ярко представлено богатство и чистота цвета в его высшем проявлении. Всматриваясь в эти полотна, каждый человек уже совершенствует своё восприятие. Развивая цветовую чувствительность и тонкость цветового восприятия, мы приближаемся к раскрытию сокровенных знаний Вселенной.

Ильмира Фаридонова, художник-реставратор 1 категории, заведующая реставрационной мастерской Башкирского государственного художественного музея имени М.В.Нестерова, рассказала слушателям о реставрации картины «Гора М. (Две вершины. Гепанг)» С.Н.Рериха из коллекции ММТР. Ильмира впервые приехала в ММТР в 2017 году по направлению Международного Центра Рерихов и в настоящее время продолжает работу над реставрацией картины. Она особо отметила, что Святослав Николаевич любил экспериментировать с различными современными новшествами в поисках лучшего материала. Так, в одном из писем к Кэтрин Кэмпбелл он писал, что наконец-то нашел лучшее решение – это масляная темпера. Очень похоже, что именно масляную темперу художник использовал в своей картине «Гепанг» наряду с водорастворимыми красками. В планах реставратора – продолжить необходимые исследования.

Ярко и эмоционально прозвучали выступления волонтеров Международного Центра Рерихов, ставших за последние годы неотъемлемой частью жизни Международного Мемориального Треста Рерихов. «Очень радостно для нас, волонтеров, оказаться в имении Рерихов, видеть те же пейзажи, которыми любовалась семья Рерихов, ходить по тем же дорожкам, ощущая их Высшее Присутствие здесь, в Наггаре, – сказала Вера Немцова (Карелия, Россия). – Мы выполняем разную работу в ММТР, стараясь внести посильный вклад в дело сохранения наследия Рерихов в Индии, понимая международное значение усадьбы Рерихов в Наггаре».

Важность работы, проделанной семьей Рерихов в Индии, подчеркнула Вера Федотова (Карелия, Россия). Рерихи прибыли в Индию, следуя зову этой страны, и реализовали здесь множество культурных проектов, исполнив тем самым завет Духовных Учителей.

Татьяна Галькевич, председатель Борисовского рериховского общественного объединения «Культура и Знание» (Беларусь) отметила: «Несмотря на то, что прошло сто лет со дня приезда Рерихов в Индию, имение и дом бережно сохранены индийцами. За это выражаем слова благодарности индийской стороне. МЦР в Москве и ММТР в Наггаре – это два устоя дружбы и тесного сотрудничества, и мы будем рады продолжить наше партнёрство».

Таким образом, индийский путь семьи Рерихов, начавшийся 100 лет назад, в конце 1923 года, продолжается и сегодня. Активная культурная деятельность Международного Мемориального Треста Рерихов в Наггаре – яркое тому свидетельство.




Возврат к списку

Архив: 202320222021, 2020, 2019, 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007