|
версия для печати |
Открытие выставки «Гималайский институт научных исследований “Урусвати” – прообраз научных учреждений будущего» в усадьбе П.К.Ваулина (п.г.т. Кикерино, Ленинградская область)
12 ноября 2023 года в старинной усадьбе выдающегося керамиста П.К.Ваулина состоялось торжественное открытие выставки Международного Центра Рерихов «Гималайский институт научных исследований “Урусвати” – прообраз научных учреждений будущего».
Петр Кузьмич Ваулин (1870–1943) – руководитель керамической мастерской в Абрамцево и керамического завода в Кикерино, создавший совместно с М.А.Врубелем, В.М.Васнецовым, К.А.Коровиным и Н.К.Рерихом признанные шедевры в Москве и Санкт-Петербурге. П.К.Ваулин поставил для себя задачу «возрождения русской майолики со всей присущей ей красотой русской экзотики».
Благодаря сотрудничеству Николая Константиновича Рериха и Петра Кузмича Ваулина на фасаде здания Страхового общества «Россия» в Санкт-Петербурге на Большой Морской появился «Богатырский фриз», выполненный по эскизам Николая Константиновича в 1906 году.
Составители каталога завода Гельдвейн-Ваулина в Кикерино оставили интересное свидетельство об особенностях технологического процесса при изготовлении вышеназванного фриза. Они отмечали: «Весьма трудной задачей было передать сложную гамму серовато-белых тонов и сохранить отношение этих тонов на большой высоте. Главный фриз расположен под венчающим карнизом дома, а на такой высоте тона настолько меняются, что требовалось сделать большое количество моделей, пока удалось достичь на расстоянии такой гаммы, которая бы отвечала тонам оригинала». Эта работа с самой лучшей стороны зарекомендовала мастерскую. Первоначальный фриз был полностью утрачен во время войны и восстановлен только в 2008 году.
На открытии выставки «Гималайский институт научных исследований “Урусвати” – прообраз научных учреждений будущего» перед собравшимися выступила директор АНО «Усадьба П.К.Ваулина» Елена Кузнецова. Она поблагодарила всех соорганизаторов за сотрудничество и отметила, что экспозиция Международного Центра Рерихов стала первым выставочным проектом в усадьбе, возрождаемой для культурной жизни гостей и жителей Кикерино, Волосово и Ленинградской области. Также посетители усадьбы имеют возможность ознакомиться с фотографиями, посвященными творениям П.К.Ваулина, размещенными в одном из залов.
Руководитель отдела выставок Дмитрий Ревякин от имени руководства Международного Центра Рерихов поздравил гостей выставки с открытием и пожелал новому культурному начинанию успешной работы. Он отметил, что сотрудничество Н.К.Рериха и П.К.Ваулина подарило Санкт-Петербургу замечательный богатырский фриз на здании Страхового общества «Россия» на Морской улице. Без прекрасных ваулинских творений, выполненных по эскизам выдающихся художников России, сложно представить русский модерн. Его лучшие архитектурные творения украшены майоликами, выполненными под руководством П.К.Ваулина. Для созданных в Кикерино мастерских рериховский фриз стал первой крупной работой. Н.К.Рерих с большим интересом относился к возрождению интереса соотечественников к русской истории, связях родной культуры с Индией и Центральной Азией, куда он направился в 1923 году. После завершения Центрально-Азиатской экспедиции художник и члены его семьи обосновались в Западных Гималаях, где был создан Гималайский институт научных исследований «Урусвати». Все научные достижения этого института Н.К.Рерих и члены его семьи завещали Родине, надеясь, что соотечественники совместно с индийскими учеными смогут продолжить начатую работу. Выставка открывается в преддверии 150-летия со дня рождения Н.К.Рериха, юбилей которого культурное сообщество отметит в следующем году.
Директор АНО культурно-образовательный центр «Извара 15» Ирина Арутюнова в своем выступлении подчеркнула, что сегодня все присутствующие являются участниками важного и яркого события в культурной жизни Волосовского района, т.к. выставка Международного Центра Рерихов открыла двери нового очага культуры, связанного с П.К.Ваулиным. «Египтяне называли художников, ваятелей – “сеенех”, т.е. “оживитель”, “воскреситель”. В этом наименовании явлено глубокое понятие сущности искусства. Как же безмерно расширяется оно, когда мы перенесем его во все проявления жизни, когда признаем в каждом украшателе обихода “художника жизни”», – процитировала она строки Н.К.Рериха из его статьи «Художники жизни» (1931). И Н.К.Рерих и П.К.Ваулин были именно такими «художниками жизни», стремившимися внести через свое творчество красоту высокого стиля в серый обиход. Ирина Арутюнова пожелала «Усадьбе П.К.Ваулина» новых успешных проектов.
Скульптор и преподаватель кафедры монументально-декоративной скульптуры Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени Штиглица Иван Казаков, выступая на открытии, отметил, что сохранение исторического и культурного наследия керамиста П.К.Ваулина имеет важное значение для будущего. Он пожелал руководству АНО «Усадьба П.К.Ваулина» успешного восстановления усадьбы и ее территории, а также создания в ее стенах интересной экспозиции.
Перед собравшимися выступил волонтер АНО «Усадьба П.К.Ваулина» Армен Сагинян, рассказавший о ходе ремонтно-восстановительных работ, которые были осуществлены друзьями усадьбы, и призвал всех желающих объединиться для дальнейшей помощи новому культурному начинанию.
Украшением мероприятия стало выступление участника музыкального проекта MAMA NATURE, художника, искусствоведа и музыканта Станиславы Малаховской, исполнившей на кельтской и хрустальной арфе ряд музыкальных композиций собственного сочинения.
Также в открытии выставки приняли участие внучка и правнучка П.К.Ваулина, специально приехавшие из Санкт-Петербурга.
Дмитрий Горный
(Кикерино–Извара)
Архив: 2023, 2022, 2021, 2020, 2019, 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007