Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

Международная общественная организация | Специальный консультативный статус при ЭКОСОС ООН
Ассоциированный член ДОИ ООН | Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов
Коллективный член Международного совета музеев (ИКОМ) | Член Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА»

Семья РериховЭволюционные действия РериховЖивая ЭтикаПакт РерихаМЦРМузей имени Н.К. Рериха
Л.В. ШапошниковаЗащитаОНЦ КМ КонференцииЧтенияКультурно-просветительская работаТворческие отделы

СТРАНИЦЫ  Новости МЦР|Новости сайта|Подписаться на новости|Юбилейный год Рерихов – 2024
версия для печати
02.12.2023

Программа «Серия картин Николая Рериха “Его Страна”» в Казанской галерее современного искусства

 0Lection_Kazan.jpg
 

18 ноября 2023 года в Галерее современного искусства г. Казани продолжилась работа лектория «Держава Рериха», организатором которого выступило Татарстанское рериховское культурное объединение (ТРКО). Лекторий проходит при поддержке Государственного музея изобразительных искусств в Казани и Международного Центра Рерихов (Москва). С лекцией «Серия картин Николая Рериха “Его Страна”» выступила сотрудница ТРКО Дания Мухамматовна Ибрагимова.

2023–2024 годы связаны с чередой юбилейных дат великой семьи Рерихов. Уходящий год ознаменован 120-летием экспедиции Н.К.Рериха по старинным городам России. «От Казани и до границы литовской» Николаем Константиновичем и Еленой Ивановной были исследованы архитектурные памятники русского зодчества. Предстоящий 2024 год можно назвать марафоном юбилейных дат: 100-летие Центрально-Азиатской экспедиции академика Рериха (1923–1928), 145-летие великого русского философа Елены Ивановны Рерих, 150-летие прославленного на весь мир художника, ученого, оригинального мыслителя Николая Константиновича Рериха и 120-летие их младшего сына – выдающегося художника Святослава Николаевича Рериха.

Лекция «Серия картин Николая Рериха “Его Страна”» посвящена 100-летию Центрально-Азиатской экспедиции академика Рериха по малоисследованным, труднодоступным районам Центральной Азии. Экспедиция занимает особое, ни с чем не сравнимое место среди экспедиций и путешествий ХIХ–ХХ столетий. Она прошла по маршруту: Сикким, Индия, Китай, Москва, Сибирь, Алтай, Монголия, Тибет, Сикким. Эти районы давно привлекали внимание Н.К.Рериха как ученого, его интересовал ряд проблем, связанных с путями развития цивилизации, в том числе с мировыми миграциями древних народов и поиском общего источника индоевропейских культур. В экспедиции принимали участие Николай Константинович, Елена Ивановна и старший сын Юрий Николаевич Рерих. Был собран исключительный научный материал. Результаты уникальной экспедиции поистине впечатляют: пройдено свыше 10 тысяч километров, пересечены две пустыни, преодолены 35 высокогорных перевалов, многие из которых путешественники впервые нанесли на карту. В ходе экспедиции проведены исследования по таким отраслям знаний, как география, история, археология, этнография, история философии, искусства и религии; найдены редчайшие манускрипты; собран богатейший лингвистический материал. Итогом этого беспрецедентного путешествия стали философские труды Е.И.Рерих, многочисленные этнографические и культурологические труды Ю.Н.Рериха, более 500 полотен создал Н.К.Рерих на экспедиционном пути. На основе собранных материалов они организовали Институт Гималайских исследований «Урусвати».

С начала экспедиции в 1923 году по 1925 год были исследованы прежде всего районы Индии. Этот этап можно назвать подготовительным к дальнейшим более сложным и трудным маршрутам. Именно в этот период Рерих написал три серии картин – «Его Страна», «Знамена Востока» и «Майтрейя». Эти работы, по мнению исследователя художественного творчества Рериха Е.П.Маточкина, «являются наиболее крупными и значительными сочинениями Николая Константиновича Рериха. Художник создавал их в расцвете своего дарования, в возрасте 50 лет вскоре после приезда в Индию. Здесь, в Индии, творчество Мастера обрело особую живописную свободу и художественную высоту».

На всех полотнах, созданных Николаем Константиновичем во время экспедиции, изображены конкретные места, где побывали ее участники. Серия картин «Его Страна» написана в 1924 году в небольшом княжестве Сикким на северо-востоке Индии. В нее входит 12 полотен: «Помни», «Книга мудрости», «Жемчуг исканий», «Спешащий», «Ведущая», «Превыше гор», «Недра», «Жар-Цвет», «Сокровище Мира», «Сжигание тьмы», «Звезда Матери Мира», «Белый и Небесный».

На пяти картинах серии фоном проходит священная для Индии Канченджанга – третья по высоте вершина мира (8586 м), наивысшая точка Индии. «Священная гора возникала на его полотнах то в золоте раннего рассвета, то в пурпуре буйного заката, то голубела в лучах полуденного солнца. Он рисовал ее с разных точек. Казалось, что Гора пяти сокровищ загипнотизировала его, и он не в состоянии от нее оторваться», – писала Л.В.Шапошникова, повторившая маршрут Центрально-Азиатской экспедиции.

На полотнах серии «Его Страна» Рерих через сюжеты легенд отобразил философскую мысль Востока, ее надежды на обновление мира, связанные с именами Великих Учителей, Махатм – Великих Душ, один из Ашрамов которых находился когда-то в горах Сиккима. В путевом дневнике экспедиции Н.К.Рерих свидетельствовал: «В Сикким Махатмы приезжали на горных конях. Их физическое присутствие сообщает торжественную значительность этим местам. Конечно, сейчас Ашрам перенесен из Сиккима. Конечно, сейчас Махатмы оставили Сикким. Но они были здесь. И серебро вершин цепи сияет еще прекраснее…». Картины рассказывают о неустанном труде Махатм на благо человечества, о тайных путях, которые ведут к Ним. Обитель Махатм, Заповедная Шамбала, как повествуют легенды, скрыта в недоступных областях Гималаев. Одной из вех, встающих на пути в эту удивительную Страну, Н.К.Рерих называл священную Канченджангу. Пять ее снежных вершин величественно и зовуще возносятся над «Его Страной», зорко охраняя заповедную Обитель – сокровенную тайну и надежду мира.

Всемирно известный художник в очерке «Шамбала» писал: «На вершинах Сиккима, в Гималайских отрогах, среди аромата балю и цвета рододендронов опять лама, подобный средневековому изваянию, указал на пять вершин Канченжданги и сказал: “Там находится вход в священную страну Шамбалы. Подземными ходами через удивительные ледяные пещеры немногие избранные даже в этой жизни достигали священное место. Вся мудрость, вся слава, весь блеск собраны там”.

Канг-чен-цзод-нга – Пять Сокровищ Великих Снегов. Отчего так зовется эта величественная гора? Она хранит пять сокровищ мира. Какие это сокровища? – золото, алмазы, рубины? Нет, старый Восток ценит иные сокровища. Сказано: “Придет время, когда голод охватит весь мир. Тогда появится Некто, кто откроет великие сокровищницы и напитает все человечество”. Конечно, вы понимаете, что Некто напитает человечество не физическою, но духовной пищей».

В книге «Алтай – Гималаи» Н.К.Рерих отметил: «Далеки еще пещеры Канченджанги, где хранились сокровища. В одной из пещер находится статуя Падмы Самбхавы (Учитель Тибета), а за нею виднеется каменная дверь – никем никогда не открытая. А они говорят: "Ничего сокрытого не осталось!"»

«Давайте пойдем в горы Индии! <…> Война залила мир кровью. Засухи и дожди нарушили вечный порядок. Голод показал свое лицо, и опять с высочайшей горы, горы “пяти сокровищ”, в ветре и громе, в сверкании молнии мы слышим забытое: “От многих тревог давайте отправимся в Индию”» – писал Н.К.Рерих в очерке «Урусвати».

Тема гор занимает особое место в творчестве Николая Константиновича. В очерке «Сокровище снегов» он отмечал: «Самые высокие знания, самые вдохновенные песни, самые прекрасные звуки и цвета создаются в горах. На самой высокой горе находится Высшее. Высокие горы стоят как свидетели Великой Реальности». Эти мысли нашли отражение в виде идущих от самых высоких вершин облаков в картине «Книга мудрости», которая перекликается с еще одной картиной Мастера – «Голубиной книгой» (1923), написанной в Америке. Сюжет «Голубиной книги» иллюстрирует русский народный духовный стих с одноименным названием, где идет речь о происхождении мира. Смысл легенды – философский, в ней сохранились отзвуки самых глубоких времен, доходящих до источника, общего и для индийских Вед, и для русского фольклора. В ней есть такая строка: «Наши помыслы от облац небесныих». И в этом мы видим острый глаз художника, ищущего в образах Востока и Запада именно то, что их объединяет и указывает на единый источник. Доказательством этой мысли служит и картина «Жар-Цвет»: «По всему миру пробежала легенда о Жар-цвете. И в Китае, и в Монголии, и в Сибири, и в Сербии, и в Норвегии, и в Бретани вы можете услышать о чудесном огненном цветке. В конце концов, куда же приведет вас происхождение этой легенды? К тем же Гималаям!

В отрогах Гималаев растет особый вид черного аконита. Местные жители говорят, что они выходят собирать его ночью. В темноте растение светится, и они отличают его этим путем от других видов аконита. Истинно Жар-цвет растет в Гималаях!».

Одновременно с идеей единого источника индоевропейских культур в серии полотен Рериха указывается и на пути эволюции человечества. Картины «Сжигание тьмы» и «Звезда Матери Мира» повествуют о тех легендах, которые начинали особо звучать на Востоке в сложный исторический момент, связанный с переустройством мира в начале XX века. В частности, картина «Звезда Матери Мира» указывала на начало Новой Эпохи – Эпохи Матери Мира. «Караван [экспедиции] имел прямое отношение к важнейшему планетарному процессу – формированию нового эволюционного мировоззрения. Николай Константинович назвал его энергетическим, – отмечала Л.В.Шапошникова. Энергетические процессы подвели в XX веке Планету и человечество к новому эволюционному витку и обусловили неизбежность тех изменений, которые связаны с этим витком». В 1924 году в очерке «Звезда Матери Мира» Рерих писал о светлой обители Матери Мира – звезде Утра, которая неудержимо несется к Земле и «своим подавляющим светом, своим знаменательно небывалым приближением предуказывает новую великую эпоху человечества»

В этом эволюционном переходе человечеству не обойтись без помощи Великих духовных подвижников, обитающих на Гималайских высотах. Об этом повествует картина «Сжигание тьмы». «Воинство красоты, трудящееся во благо человечества», – так описывал эту картину Николай Константинович. «Вспомним все сказания всех веков и народов о Святых людях. Сказывающий даже и не знает, о ком говорит он, о христианах, о буддистах, о мусульманах, о конфуцианцах... Он знает лишь о благости, о подвигах Святых людей. Они, эти Святые, сияют неземным светом, они летают, они слышат за шесть месяцев пути; они исцеляют, они самоотверженно делятся последним достоянием; изгоняют тьму и неутомимо творят благо на всех путях своих».

Во второй части программы был показан фильм из архива Международного Центра Рерихов «Приглашение в музей. Часть 3. Экспедиция».




Возврат к списку

Архив: 202320222021, 2020, 2019, 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007