Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

Международная общественная организация | Специальный консультативный статус при ЭКОСОС ООН
Ассоциированный член ДОИ ООН | Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов
Коллективный член Международного совета музеев (ИКОМ) | Член Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА»

Семья РериховЭволюционные действия РериховЖивая ЭтикаПакт РерихаМЦРМузей имени Н.К. Рериха
Л.В. ШапошниковаЗащитаОНЦ КМ КонференцииЧтенияКультурно-просветительская работаТворческие отделы

СТРАНИЦЫ  Новости МЦР|Новости сайта|Подписаться на новости|Юбилейный год Рерихов – 2024
версия для печати
07.12.2023

Обзор Международной научно-общественной конференции «Значение наследия Н.К.Рериха для России»


20231207_top.jpg


9–10 октября 2023 года в Московском доме общественных организаций состоялась Международная научно-общественная конференция «Значение наследия Н.К.Рериха для России».

Организатор конференции – Международный Центр Рерихов.

Соорганизаторы – Российская академия естественных наук, Кыргызско-Российский Славянский университет, Проблемная группа «Русский космизм» Российского философского общества, Советский Фонд Мира, Международный комитет по сохранению наследия Рерихов, Международный Совет Рериховских организаций имени С.Н.Рериха, Благотворительный Фонд имени Е.И.Рерих.

В адрес конференции поступили приветствия от научных, культурных и общественных организаций, в числе которых Российская академия естественных наук, Советский Фонд Мира, Кыргызско-Российский Славянский университет и другие. В работе конференции приняли очное участие 114 делегатов из 6 стран: России, Беларуси, Кубы, Киргизии, Узбекистана, Украины. Также в конференции приняли онлайн-участие 202 человека из 10 стран: России, Индии, Латвии, Молдовы, Беларуси, Германии, Азербайджана, Казахстана, Киргизии, Узбекистана.

Утреннее заседание 9 октября началось с просмотра выступления «Духовная революция в России» академика РАЕН и РАКЦ Людмилы Васильевны Шапошниковой, которое состоялось 24 марта 2002 года на праздновании Дня Учителя в Международном Центре Рерихов.

В своем выступлении Л.В.Шапошникова обратила внимание присутствующих на первую фразу в Учении Живой Этики, которая была сказана Великим Учителем и имеет отношение к России: «В Новую Россию Моя первая весть». Эта фраза, прозвучавшая в 1920 году, имеет судьбоносное значение для нашей страны, поскольку предполагается, что Россия в космической эволюции, которая разворачивается на планете Земля, несет особую ответственность за происходящее не только в ней самой, но и в мире. Об этом же заставляет думать и то, что в России в конце XIX – начале ХХ века начался процесс Духовной революции, когда научная, философская, художественная и общественная мысль несли в себе новые веяния. Они были связаны с духовным переустройством человеческого сознания, формированием нового типа мышления, которое назовут космическим, пришедшим на смену старому, социологическому мироощущению, практически исчерпавшему свой созидательный потенциал. И философия Серебряного века, и Живая Этика провозглашали человека частью одушевленного космоса, и в человеке утверждалось присутствие тех же космических энергий и сил, которые обуславливали его жизнь и деятельность на Земле. Живая Этика несла с собой новую систему познания реальности, в которой взаимодействие человека и космоса представлялось главной движущей силой в процессе космической эволюции земного человечества, в то время как этика этого взаимодействия относится к культуре человека.

Идеи космизма возникли в России, и в этом особенность ее культуры и важнейшая эволюционная направленность. Все это оказалось органичным и созвучным российскому менталитету в его высоком, духовном значении и потенциале. В этом плане имеет непреходящее значение для российской культуры то, что было сделано Рерихами. Восприняв от Великого Учителя Его весть для России в форме Учения Живой Этики, они в своем многогранном творчестве и в жизни претворили высокие идеи космизма, показали реальность космического сотрудничества, внесли огромный вклад в духовное возрождение нашей страны.

В начале своего доклада «Провозвестник единой и вечной Истины» вице-президент Международного Центра Рерихов (Москва, Россия) Александр Витальевич Стеценко отметил, что мысли и творчество Н.К.Рериха значительно опередили свое время. Он подробно осветил роль Е.И.Рерих и Н.К.Рериха в передаче человечеству новых знаний, применение которых ему необходимо для перехода на новую эволюционную ступень. В докладе было уделено особое внимание феномену Великих Учителей, представляющих Иерархию Света, которые, проявляясь в земной истории, влияют на эволюционные процессы на планете, не переставая обогащать знаниями сознание просвещенного человечества. Такого рода процессы знаменуют смену эпох, требующих духовного обновления. Явление русского космизма есть знак такого обновления, когда в России началась Духовная революция. Совместный труд Великих Учителей с Рерихами впервые в истории раскрывает цель космической эволюции человечества, действие космических законов в земных условиях, знание о психической энергии человека и другие важнейшие положения, имеющие значение для судеб мира. Фундаментальным понятием Живой Этики является Культура, определяемая в Учении как почитание Света, вне которой эволюция человечества осуществиться не может.

Появление в истории и культуре России, особенно в переломную эпоху конца XIX и первой половины ХХ века, такого выдающегося деятеля, каковым был Н.К.Рерих, во многом закономерно. И в Духовной революции, и в период мировых войн и социальных революций Рерих сумел высоко поднять значение Культуры, знания и красоты в жизни народов, особенно в России, заложив в ее культурном поле прочные основы Нового мира. Об этом свидетельствуют результаты его многообразной художественной, научной и общественной деятельности, развернувшейся в мировом масштабе.

Заключительная часть доклада была посвящена драматическим событиям, связанным с передачей наследия Рерихов на родину, созданием общественного Музея имени Н.К.Рериха в Москве и его варварским разрушением в 2017 году. Место России в будущем переустройстве мира, переживающем глобальный цивилизационный кризис, ее взаимодействие с разными странами, особенно с Востоком, тесно связано с тем, примет ли она эволюционные идеи Живой Этики и сможет ли претворить в жизнь заветы Рериха, выполнявшего Высшую Волю.

Доклад «Русско-Евразийская стихия Николая Рериха» был представлен доктором исторических наук, востоковедом, профессором, директором мемориального Музея-квартиры академика Н.Д.Зелинского Андреем Николаевичем Зелинским (Москва, Россия). В докладе было отмечено, что все пространство России, ее связь с Востоком, его историей и культурой, всем, что заключает в себе понятие Евразия, играло огромную роль для сознания и культуры Н.К.Рериха. Евразия как понятие, объединяющее европейский и азиатский континенты, в целом дала развитие всем философиям и религиям, дала духовный импульс всей мировой культуре. Условно можно говорить и о «русской Евразии», существующей в границах бывшей Российской империи, а затем и советской России. Та история, которая в ней творится, имеет огромную роль для всего человечества. Замысел Центрально-Азиатской экспедиции Рериха был связан с вопросом изучения истории и культуры Евразии. Рерих сделал то, что до него не смогли сделать многие знаменитые путешественники: пересек с севера на юг Тибетское нагорье с выходом в Индию, собрал уникальный материал по бытованию евразийских кочевников, истории добуддийской и буддийской цивилизации, что восполнило историю России.

Истоки интереса Рериха к вопросам евразийской истории следует искать в его раннем изучении древней Руси, путешествии по русским городам, в истоках его православного вероисповедания, которое он, еще юношей, постигал от встреч с о.Иоанном Кронштадтским. Это сыграло огромную роль в духовном развитии Рериха, и Учение Живой Этики, к созданию которого впоследствии были причастны Н.К. и Е.И.Рерихи, нашло в их душе свой отклик благодаря тому, что корни их миросозерцания глубоко уходили в христианскую, православную традицию, давшую с самого детства стимул к развитию этих духоносных идей.

Не менее важен для понимания всего сказанного и Пакт Рериха, который свидетельствует об отношении Рериха к культуре, необходимости ее всемирного сохранения, что очень важно для судеб человечества, поскольку только то государство может процветать, где сохраняется культурное наследие.

В свете современных мировых событий заслуживает особого интереса замечание докладчика о проблеме коллективной психологии и внимании Н.К.Рериха к этим вопросам, касающимся как отдельного человека, так и целых народов. Сегодня это необходимо для понимания процессов, связанных с массовой манипуляцией сознанием, пропагандой ложных ценностей, что у Рериха в свое время получило название «эпидемии клеветы», а также с проблемой власти.

Докладчик осветил тему отношения всех членов семьи Рерихов к своей родине, особенно к ее героическим свершениям в годы Великой Отечественной войны, что дает в целом замечательную характеристику этой семье, исповедовавшей своеобразную «религию родины», ставшей «доминантой их сознания».

Кандидат культурологии, руководитель ОНЦ КМ МЦР Ирина Юрьевна Дьяченко (Москва, Россия) представила доклад «Представление об эволюционном процессе в творчестве Н.К.Рериха». Существование разных теорий эволюционного процесса не отражают во всей полноте природу человека, эволюцию человеческого духа, поскольку это требует иной методологии и философских оснований. Ближе всех к этому «духовному» аспекту в эволюции человека подходили ученые и философы первой половины ХХ века («жизненный порыв» А.Бергсона, идея ноосферы В.И.Вернадского и др.). У Н.К.Рериха представления об эволюционном процессе тесно связаны с философскими идеями Учения Живой Этики, которое создавалось Рерихами в сотрудничестве с Великими Учителями. Явление в нашей жизни духовных Учителей свидетельствует о том, что эволюция не остановилась на человеке и существует иерархия высокого уровня, направляющая процесс космической эволюции. Благодаря Живой Этике в научное познание постепенно входят такие понятия, как одухотворенный космос, Иерархия разумных Сил, представление о человеке как части разумного, одухотворенного космоса, его материи и энергии и т.д. Из этого источника – Живой Этики, где синтезированы достижения научной мысли Запада и созерцательной мысли Востока, познается цель эволюционного процесса, а также задачи, которые стоят перед человеком и связаны с раскрытием возможностей его внутренней природы, совершенствованием духовных качеств, необходимых для достижения этой цели. В свете этого Н.К.Рерих в своих трудах наполняет глубоким содержательным смыслом такие понятия, как сознание, мысль, сердце, духовная этика, нравственность, культура, искусство, научное познание, учительство и ученичество и др. Его многообразная деятельность в сфере культуры стала выдающимся примером того, каким может стать человек, если он руководствуется высокими идеалами. Особое внимание Рерих уделял роли России в эволюционном процессе, ее способности к подвигу, осмыслению новых горизонтов знания, которые даны в Учении Живой Этики, предназначенной в первую очередь для ее эволюционного продвижения.

Кандидат философских наук, председатель Регионального отделения Международной общественной организации «Лига защиты Культуры» по Республике Башкортостан (Уфа, Россия) Галина Борисовна Святохина в докладе «Космическое мышление в научно-философском творчестве Н.К.Рериха» дала представление о космическом мышлении на основе знаний, содержащихся в Учении Живой Этики и трудах Е.И.Рерих («Космологические записи»). В рассмотрении категорий «материи» и «энергии» они позволяют выйти на новое глубокое системно-целостное представление о космическом бытии, его законах, открывающих новые возможности в понимании мира и человека, соединяющего собой мир земной и мир высший, в отличие от существующей в науке новоевропейской традиции отвлеченного мышления, не дающей ответы на многие смысложизненные вопросы, имеющие значение для развития сознания человека. «Материалистическое» мировоззрение логично заменить на «энергетическое», открывающее новый подход к изучению реальности, а также внутреннего мира человека, его духовно-нравственной основы, что и дает Учение Живой Этики. Примером такого подхода являются труды Л.В.Шапошниковой, где выявление иерархии духовных ценностей и их значение в понимании феномена космического мышления и космической эволюции человечества, их роль в жизни и творчестве Н.К.Рериха занимает свое важное место. Приведен ряд примеров, как космическое мышление проявилось в творческой деятельности Н.К.Рериха (создании концепции культуры, замысле Центрально-Азиатской экспедиции, создании научного института «Урусвати» и Пакта Рериха, художественном творчестве и т.д.) – это широкое допущение знания; накопление истинных впечатлений действительности, дающих убедительность творчеству; роль непреходящего; поиск того, что объединяет народы и культуры, а не разъединяет их и др.

Отмечены трудности в восприятии в России наследия семьи Рерихов и становления космического мышления в целом.

В докладе кандидата философских наук Галины Григорьевны Пантелеевой (Севастополь, Россия) «Культурное наследие Н.К.Рериха как основа эволюционных преобразований России» было показано, что Н.К.Рерих, обладая уникальными способностями и космическим сознанием, решал важнейшие задачи просвещения человечества, возвышения его сознания и мышления, давал понимание феномена красоты как творческой, преобразующей силы в космической эволюции. Но прежде всего, по воспоминаниям младшего сына С.Н.Рериха, Николай Константинович сам стремился стать более совершенным человеком, о котором в свое время мечтал Конфуций, т.е. человеком замечательных личных качеств, руководствующимся в жизни идеями Платона о прекрасном. Отсюда вытекает представление о том, какого уровня духовное наследие оставил России такой деятель культуры, как Н.К.Рерих. Особое внимание он обращал на творческий потенциал русского народа, обладающего способностью к пониманию истинно прекрасного, к глубине познания, пониманию искусства и культуры, что имеет значение для перехода человечества на новый, более высокий эволюционный уровень своего развития. Духовность русского народа, множество самобытных культур, присутствующих на нашей территории, памятники истории и культуры, богатство природного мира, которое Рерих также призывал всемерно охранять – источники разнообразных созидательных энергий и важные характеристики России как целостной эволюционной системы. Наследие Н.К.Рериха, представленное результатами его многообразной художественной, научной и общественной деятельности, которые он посвятил родине, – это реальная основа эволюционных преобразований России и всего человечества на пути к лучшему будущему.

Андрей Юрьевич Шелковников, доктор философских наук, доцент, профессор кафедры философии, политологии, социологии имени Г.С.Арефьевой ГПИ Национального исследовательского университета «Московский энергетический институт» (НИУ «МЭИ») (Москва, Россия) представил доклад «Актуализация наследия Н.К.Рериха в контексте новой учебной дисциплины “Основы российской государственности”». В докладе было кратко раскрыто содержание нового курса, предназначенного для воспитания патриотизма российской молодежи, для которой жизненным примером могут быть знаменитые исторические личности. При разработке курса, посвященного Н.К.Рериху, как отметил докладчик, внимание было уделено тому, что биография и творчество Рериха связаны с двумя аспектами – русским космизмом и евразийством. Идеи космизма в наследии Рериха могут служить своеобразным мостом к индийскому космизму, что позволяет изучать его творчество: и живописное, и литературное, и его научные экспедиции – с контексте евразийства. Во всем этом присутствует поиск единства мирового духовного опыта, символизма культур и цивилизаций Евразии, потому и содержательно, и проблемно Рерих тесно связан с обоими направлениями отечественной мысли.

Будучи неотделимым от России и своим рождением, и своими культурными начинаниями, Рерих представлял русскую культуру в Индии и других странах. Его путешествия начинались из России и возвращались в нее: идеи, произведения, книги живут в духовной атмосфере его родины и по сегодняшний день. Новый учебный курс позволяет актуализировать наследие всей семьи Рерихов как важнейшее духовное наследие России.

Доклад «Летопись древнерусской культуры в монументальной живописи Н.К.Рериха» представил Анатолий Андреевич Лебеденко, кандидат педагогических наук, кандидат философских наук, заместитель руководителя ОНЦ КМ МЦР, вице-президент Международного комитета по сохранению наследия Рерихов (Москва, Россия). Докладчик обратил внимание на монументальную живопись Николая Рериха как одну из важных граней его художественного творчества. Истоками этого творчества стали духовное наследие русского святого и подвижника Сергия Радонежского и философские идеи Учения Живой Этики, которое создавалось Рерихами в сотрудничестве с Учителями Востока.

В докладе была рассмотрена проблема духа и особенности проявления русской духовности, воплощения духовного образа России на примере образцов монументального искусства, созданных Рерихом. Представлены образы живописно-плоскостного архитектурного декора, выполненные художником в разные годы. Как монументалист он создавал иконы, росписи для храмов, эскизы мозаик Шлиссельбургского собора (1906), церкви Святого Духа в Талашкине (1910), фрески для церкви Покрова в Пархомовке (1906), иконы для монастыря в Перми (1907), эскизы фресок для Анастасиевской часовни во Пскове, композиционно апробированные художником в храме Святого Духа в Талашкине и Почаевской лавре (1910) и др. В монументальной живописи художник сумел запечатлеть неувядающие традиции древнерусской архитектуры, воссоздать образы русских подвижников и святых князей, передать дух старины, наконец, донести до следующих поколений идею единства, одухотворения и преображения жизни.

В докладе доктора экономических наук, профессора Надежды Матвеевны Сурниной «Наследие Мастера: богатство педагогического творчества» (Екатеринбург, Россия) раскрывается значимость педагогического наследия Н.К.Рериха. Показан его опыт образовательной деятельности в течение более 40 лет, опирающейся на лучшие образцы российской педагогики, достижения западных школ и восточных систем познания реальности и передачи знаний. У Н.К.Рериха сложилась своя «педагогическая» энциклопедия, в которой он широко проясняет понятия «культуры», «воспитания», «образования», «просвещения», «синтеза», «радости», «духовности», «познания» и т.д. В век технологической реальности нам необходимо «культурное измерение», поскольку механизация способна подавить человеческое в человеке. Также существуют стереотипы образовательных моделей, которые во многом не отвечают требованиям времени, и здесь может помочь «семейная» педагогика, уважительное отношение к ребенку в семье. В этом ценен опыт воспитания детей в семье Рерихов и все художественное творчество Н.К.Рериха в целом, в котором утверждаются концепции подвижничества, служения родине, учительства, духовной красоты, культуры, восстанавливающие наш культурный код и необходимые для эволюции человеческого сознания. Выводы современных исследований в нейро- и когнитивных науках, связанных с проблемами детской психологии, направлениями образовательных циклов, подтверждают профетические концепты Н.К.Рериха.

Нараян Мита, профессор, Центр русских исследований Университета имени Джавахарлала Неру (Дели, Индия), представила доклад «Концепция культуры в творческом наследии Н.К.Рериха». Обширное разнообразное творческое наследие Н.К.Рериха пронизано понятием культуры, которая имеет природную основу, связана с воспитанием и образованием человека. Культура – базис существования человечества, и в разработке ее концепции Н.К.Рерих сыграл важнейшую роль. Культура для него – это то, что связывает все стороны жизни человека, дает понимание устройства мира и смысла эволюции и на этой основе возможен прогресс человечества. Однако культуру надо не только понимать и созидать, но и защищать, для чего был предложен Пакт Рериха. Знакомство с идеями Н.К.Рериха, богатством и глубиной его внутреннего мира, влиянием индийской философии на его мировоззрение, творчество, научную деятельность открывает новые возможности в изучении и понимании его концепции культуры. В картинах Рериха, посвященных истории народов, даны образы культуры, отражающие духовные поиски высшего идеала, непреходящие ценности и древние традиции. Значительную роль в творчестве художника сыграл горный пейзаж, который особенно подходит для выражения его концепции культуры. В горных пейзажах можно найти и красоту, и знание, и величие, и недосягаемость, и возвышенную философию – все это можно сказать и о культуре.

Дмитрий Юрьевич Ревякин, руководитель отдела выставок общественного Музея имени Н.К.Рериха МЦР (Москва, Россия) представил доклад «Наследие Рерихов – духовный мост между Россией и Индией». Интерес к Индии, ее древней истории и непрерываемой культурной традиции прошел через всю жизнь Н.К.Рериха, отразившись в его искусстве, научных достижениях, общественной жизни. «Великий индийский путь» Н.К.Рериха начался в России и, пройдя через Индию, снова запечатлелся на родине в виде богатейшего культурного наследия. На этом пути состоялось знакомство Рерихов с древней восточной философией, трудами индийских мыслителей, состоялись встречи с индийскими деятелями культуры и создание совместно с Великими Учителями Учения Живой Этики, формирующего космическое мировоззрение. Наконец осуществилась Центрально-Азиатская экспедиция для поиска единого источника славянского и индийского народов и создан Научный институт «Урусвати», положивший начало новой науке. Во всем этом было, помимо грандиозных научных, культурных, духовных результатов, еще одно значимое открытие Индии для России и России для Индии. В замысле создания Индо-Русской культурной ассоциации, который Рерих обсуждал с Д.Неру в 1942 году, намечались новые пути взаимодействия и сотрудничества двух стран, в чем Рерих прозревал необходимое культурное обновление и мировую гармонию. Этой цели служила и передача творческого наследия семьи Рерихов на родину в 1957 году Ю.Н.Рерихом и в 1990 году С.Н.Рерихом для создания Музея Н.К.Рериха, что еще не оценено по достоинству в государственном масштабе.

Научный сотрудник ОНЦ КМ МЦР, аспирант Университета имени Джавахарлала Неру (Дели, Индия) Ольга Валерьевна Карасева в докладе «Значимость гуманистических идей Н.К.Рериха для осмысления современности» выделила несколько доминантных тем в творчестве художника и мыслителя: культура и необходимость ее защиты; вера в русский народ, его победу и преодоление им препятствий в строительстве лучшего мира; вера в единение народов через культуру. В свете этого Рерих считал неприемлемым следование человека аморальным «ценностям», которые стали привычными для западного мира, таким как лицемерие, ложь, клевета, агрессия, культ денег в ущерб нравственности и альтруизму, которые наносят вред культуре. Не менее опасны для культуры, как считал Рерих, шовинизм и примитивно понятый национализм, что поставило мир на грань катастрофы в 1930-е годы и вновь угрожает ему в наши дни. Правильно понятый национализм, напротив, утверждает самобытность любой культуры и не отрицает завоевания других народов, помогая им достойно развиваться. В этой эволюции культуры осознается ее единство и духовная сила, направляющая народы в будущее. Этой цели единения служит Пакт Рериха, призывающий охранять истинные культурные ценности и саму культуру. Близки были Рериху социальные преобразования, происходящие на родине, среди которых он выделял стремление к знанию и народному просвещению, принятие понятия общины, массовый энтузиазм и героизм, межнациональное сотрудничество, что оживляло душу народов, служило возвышению культуры и было созвучно эволюции. Гуманистические идеи Н.К.Рериха, отразившись в его картинах, литературных произведениях, широкой просветительской деятельности по праву составляют его необъятную творческую вселенную, в открытии которой нуждается и современное человечество.

В завершение первого дня конференции перед участниками выступил струнный квартет «Максима» (Санкт-Петербург, Россия).

Второй день конференции начался с доклада Екатерины Андреевны Щусь, кандидата философских наук, китаиста, буддолога, сотрудника Немецкого Рериховского Общества (Бохум, Германия) «Значение Центрально-Азиатской экспедиции Н.К.Рериха для России».

В докладе отмечалась уникальность экспедиции Н.К.Рериха (1924–1928), которая искала культурные связи между народами, в частности доказательства единого культурного источника между славянским и индийским народами, и в этом ее отличие от других экспедиций прошлого и настоящего. Исследовалась эволюционная «нагрузка» экспедиции, которая состояла в изучении природных ритмов, влияющих на миграции древних кочевых народов, прошедших в свое время по территории России с Востока на Запад, их взаимодействие и разнообразное творчество. Непреходящие элементы культуры Азии, запечатленные в символах прошедших эпох, были знаковыми и для российского культурного наследия. Взгляд Н.К.Рериха на исторический процесс как на космическое явление стал одним из важнейших результатов его экспедиции, прошедшей по землям Центральной Азии (Индия, Китайский Туркестан, Алтай, Монголия, Тибет) и изучавшей древнейшие культуры многих исторических областей. Это положение впоследствии будет развито Рерихом для понимания как исторической роли Азии в судьбе России, так и будущего взаимодействия и сотрудничества между нашими народами, отразится в его картинах, очерках и международной научной деятельности. Трудно переоценить для будущего России влияние восточной мысли на ее культуру, а также развитие ее культурного и духовного пространства, его роль в новых переселениях народов.

Любовь Владиславовна Хоменок, кандидат педагогических наук, руководитель отдела развития общественного Музея имени Н.К.Рериха МЦР (Москва, Россия), в докладе «Свет Азии (об особенностях миссии Рерихов в Москве в 1926 году)» обратила внимание на важный этап Центрально-Азиатской экспедиции Н.К.Рериха – посещение Москвы в 1926 году, встречу Рерихов с представителями советского правительства. Складывалась уникальная историческая ситуация, когда Н.К.Рерих передал предложение помощи Великих Учителей советской России в укреплении духовных, культурных и социально-политических позиций на мировой арене. Под влиянием Октябрьской революции 1917 года началось духовное пробуждение Востока, чему Рерих был свидетелем, проходя маршрутом экспедиции по Азии, а древнее знание Востока находило свое отражение в духовных и социальных преобразованиях в советской России (принятие общины, расширение горизонтов знания, утверждение иерархии жизненных и духовных ценностей и т.д.). В Москву Н.К.Рерих привез особые дары, среди которых серия его картин «Майтрейя» (1925), символически раскрывающая культурное и духовное наследие буддийского Востока. В этом плане огромное значение имела переданная руководителям страны рукопись книги «Община». Важность в налаживании культурного сотрудничества России с Востоком отмечал не только Н.К.Рерих, но и находящийся тогда в России советник Далай-ламы XIII А.Доржиев, считавший, что идеи буддизма не противоречат принципам коммунизма, провозглашенным Советской республикой. К сожалению, дары Рерихов, привезенные в Москву, как и идеи созвучия буддизма и коммунизма, не были поняты руководством страны. Однако сегодня Россия поворачивается к Востоку для совместного поиска путей всестороннего сотрудничества.

В докладе «Алтай в философско-исторической концепции Н.К.Рериха, трудах Л.В.Шапошниковой и современных исследованиях» Елены Владимировны Трояновой, кандидата исторических наук (Бишкек, Киргизия), были представлены исследования Н.К.Рериха на алтайском этапе Центрально-Азиатской экспедиции (август 1926 г.). Алтай занимает особое место в исторических исследованиях Н.К.Рериха как важное звено в географии доисторических миграций народов из Гималаев в Европу. Заинтересовавшись вопросом древних миграций, он изучал их истоки и вектор распространения, исследуя материальные артефакты и нематериальное культурное наследие этих мест, составляя своеобразную «карту сказок». Он также руководствовался положениями Живой Этики о сложных космических процессах, побуждающих разные народы к передвижениям. Утверждая древнее единство народов, Рерих прозревал и будущее единство, основанное на понимании закономерностей исторического процесса как природного, космического явления и единстве прошлого, настоящего и будущего, связанных достижениями культуры. В 1976 году по маршруту Рерихов на Алтае прошла Л.В.Шапошникова, индолог, историк, написавшая об этом ряд книг, где ею на основании собственных исследований были подтверждены выводы Н.К.Рериха о закономерностях исторического процесса, целях миграций, уникальности древнего кочевого искусства и были развиты положения Живой Этики об эволюционном процессе. Исторические прогнозы Н.К.Рериха, подтверждамые археологическими, антропологическими и современными палеогенетическими исследованиями, как и его научно-философский подход в целом сохраняют свою актуальность и открывают пути для новых научных исследований на Алтае.

Владимир Григорьевич Шатко, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник Главного ботанического сада РАН, и Светлана Алексеевна Потапова, ученый секретарь Совета ботанических садов России и стран СНГ, сотрудник Главного ботанического сада РАН (Москва, Россия), представили доклад по теме «Ботанические изыскания Рерихов в Западных Гималаях». Научные исследования Н.К.Рериха продолжались и после завершения экспедиции по Центральной Азии, когда он в 1929–1932 годах посещал близлежащие к долине Кулу районы Западных Гималаев (Кейлонг, Лахул и др.) для более детального изучения горной природы и истории этих мест. Собранные гербарии доставлялись в Институт «Урусвати» (Кулу), а также посылались в научные учреждения и музеи стран Европы и США.

В течение нескольких лет с перерывами (2010–2018) авторы доклада имели возможность проехать по некоторым маршрутам, где работали Рерихи в сезонных экспедициях, изучить сохранившиеся гербарную и медицинскую коллекции Института «Урусвати» и представить свои результаты сравнительного систематического анализа коллекций. Помимо этого, им удалось восстановить часть утрат гербарной коллекции Рерихов в ходе своих экспедиций и также идентифицировать некоторые растения с утратами названий, сделать фотофиксацию растений в природе. В докладе отмечались способы хранения коллекции у Рерихов, используемое ими оборудование, оформление гербарных листов с надписями на латинском и тибетском языках, что важно для идентификации растений с лечебными свойствами. Заслуживает своего внимания переписка С.Н.Рериха с Н.И.Вавиловым в 1937 году и упоминание С.Н.Рериха о подготовке каталога гербарной коллекции. К сожалению, медицинская коллекция изучена не столь тщательно из-за трудностей в идентификации надписей на старотибетском языке и сохранности материалов. Безусловно, Рерихи были пионерами в области изучения растительного мира Западных Гималаев, и их коллекции представляют большую ценность для науки и нуждаются в дальнейшем изучении.

В докладе «Понятие синтеза в творчестве Н.К.Рериха» Татьяна Святославовна Захарова, магистр культурологии, ведущий специалист научно-исследовательского сектора Минского государственного лингвистического университета (Минск, Беларусь), раскрыла особенности исторической ситуации в России в начале ХХ века, когда в ее культурном пространстве стали развиваться идеи космизма и это время исследователи стали называть Духовной революцией. С этими идеями тесно связано понятие синтеза, который проявился в творческом наследии ряда российских ученых, философов, художников этого времени и был обусловлен их глубоким проникновением в основы бытия, пониманием места человека в мироздании, роли его культуры в эволюции.

Синтез у Рериха занимает значимое место в его понятии культуры. В синтезе он видел основу человеческих достижений, расширение границ миропонимания, условие научных открытий, вершину художественных и духовных озарений. Н.К.Рерих не только писал о синтезе в многочисленных очерках, утверждая его необходимость, но и выявлял в своих картинах, где сила философского обобщения достигала предельной высоты, привлекая глубоким знанием и красотой образов. Он также претворил синтез в многообразной культурно-просветительской деятельности, имеющей международное значение, в частности в идее Пакта Рериха, утверждающем неразрывность культурной преемственности, связь прошлого, настоящего и будущего в потоке вечности. Прозревая лучшее будущее России, Н.К.Рерих стремился укреплять ее культурное поле, поскольку ее расцвет, согласно его представлениям, связан с приоритетом культуры в жизни народа, и это даст эволюционный импульс для развития культур других народов.

Татьяна Васильевна Александрова, член Санкт-Петербургского отделения МЦР (Санкт-Петербург, Россия), в докладе «Идея охраны культурного наследия в очерке Н.К.Рериха “По старине” и ее актуальность в современной России» подчеркнула, что очерк «По старине» (1903) имеет программный характер. В нем на основании путешествий Н.К.Рериха в конце XIX – начале ХХ века по древним городам и населенным пунктам центральной России и ее западных областей, тщательного изучения предметов старины, костюмов и орнаментов, архитектуры храмов, особенностей быта, фольклора и т.д. был заложен целый спектр идей и научных направлений, связанных с вопросами сохранения национального культурного достояния, развитием «национального чувства». В докладе представляет интерес комплексный подход Рериха к изучению культурного наследия. Созданная им в те годы серия этюдов, публикации в прессе выявили не только его убежденность в необходимости воспитания бережного отношения к сокровищам старины, народному творчеству и его истокам, но и практические шаги в этом направлении. Развитием идей Рериха стала предложенная им широкой общественности целая программа по сохранению общемирового культурного наследия (вопросы каталогизации, изучения памятников, фотофиксации, реставрации и др.), и по защите культуры, что отразилось в его очерках и было закреплено впоследствии в параграфах Пакта Рериха.

Наследие Н.К.Рериха во многом дало импульс к развитию концепции культурного ландшафта, вопросам сохранения нематериального культурного наследия, исторических пейзажей и ансамблей и т.д., повлияло на многие созидательные процессы в отечественной и мировой культуре. С другой стороны, в сфере сохранения культурного наследия России происходят вандализмы и в наши дни, в чем принимают участие чиновники Минкульта. Примерами служат разрушение экспозиции общественного Музея имени Н.К.Рериха в Москве (2017), запрет на открытие выставки, посвященной 120-летию путешествия Н.К.Рериха по древним городам, в Санкт-Петербурге (2023) и др.

Показ видеоролика Донецкого культурно-просветительского центра «Орифламма» «Экспедиция Николая Рериха “По старине” – Углич».

«Значение Пакта Рериха и Знамени Мира для современной России» – с таким докладом выступил руководитель Санкт-Петербургского отделения МЦР, член Союза концертных деятелей Санкт-Петербурга Эдуард Антонович Томша (Санкт-Петербург, Россия). В развитии своей темы он осветил три принципиальных момента. Первый связан с исторической ретроспективой истоков самой идеи Рериха об охране «памятников старины» в России. Истоки интереса Н.К.Рериха к культурному наследию России прослеживаются с его первых археологических раскопок еще в гимназические годы и изучения артефактов, связанных с ее историей. Идея повсеместной защиты национального культурного достояния была укреплена в 1903–1904 годы в ходе его путешествий по древним русским городам. В 1935 году эта идея приняла мировой масштаб и нашла поддержку у широкой международной общественности, оформившись в юридический документ – Пакт Рериха. Его отличительным символом стало Знамя Мира, предложенное для идентификации культурного наследия человечества.

Второй важный момент, на который обращается внимание в докладе, это осознание самой идеи Пакта Рериха и Знамени Мира. Необходимость такого осознания диктуется проблемами взаимодействия важнейших категорий человеческого бытия – культуры и цивилизации, чему были посвящены многочисленные очерки Рериха.

Третий момент связан с ролью России в утверждении и развитии идей Пакта Рериха и Знамени Мира на современном этапе. Поскольку идея Пакта зародилась в России, то ей и предназначено претворить эту идею в жизнь, тем более что сохранение культурного наследия в самой России остается неудовлетворительным. В метаисторическом плане реализация идей Пакта Рериха является важнейшей эволюционной задачей для России, способной осознать высокое значение культуры и сохранить ее достижения для последующих поколений, руководствуясь знаниями процессов космической эволюции человечества и фундаментальными положениями Учения Живой Этики о значении культуры. В этой связи Международный Центр Рерихов выдвигает несколько культурных проектов для реализации российской общественностью этих эволюционных идей.

В докладе Виктора Васильевича Фролова, доктора философских наук, профессора, руководителя проблемной группы «Русский космизм» РФО (Москва, Россия), «Н.К.Рерих о молодежи и ее роли в развитии общества» внимание также акцентировалось на нескольких принципиальных моментах для раскрытия темы – философских воззрениях Н.К.Рериха, предложенной им программе воспитания и образования молодежи и анализе положений Живой Этики как основы мировоззрения Н.К.Рериха для понимания роли современной молодежи в России и в мире. В свете этого были рассмотрены категории культуры и духа в их взаимодействии как важные составляющие человеческого бытия. Согласно Л.В.Шапошниковой, философски обобщившей представления Рериха о культуре, культура есть самоорганизующаяся система духа. Эта формула определяет возможности человека к овладению культурой. В этой связи важно дать молодежи представление о духовной природе человека и путях достижения им культуры, среди которых будет знание, стремление к прекрасному, искусство, труд, творчество, подвиг и т.д. Огромное значение в деле воспитания молодежи будет иметь учитель, который откроет перед ней врата к познанию, а самое главное, основы человечности, или духовную этику. От понимания предназначения земного учителя человек подойдет и к пониманию необходимости космического Учителя, дающего высшее познание реальности.

Докладчик сделал акцент на актуальности идей Н.К.Рериха для современной российской молодежи, поскольку на долю молодого поколения сегодня выпало решать поистине планетарные исторические задачи, и их правильное осмысление требует всесторонних знаний, целостного видения исторического процесса, духовной и этической подготовки. Именно такой подход к миру и человеку формулирует Рерих. Это тем более важно, что раскрывает перед молодежью высокий смысл ее существования, готовность к созиданию лучшего будущего, к осознанию того, каким должен быть новый человек в новой эпохе.

Виноградова Валентина Владимировна, сотрудник отдела развития общественного Музея имени Н.К.Рериха МЦР (Москва, Россия), Скородумов Сергей Владимирович, руководитель информационного отдела МЦР (Ярославль, Россия), в докладе «Троичный культурный идеал России в творчестве Рерихов» обратили особое внимание на смысл знака триединства на Знамени Мира (Пакт Рериха), предложенном Н.К.Рерихом для идентификации объектов культурного наследия. Этот знак на Знамени был создан Рерихом под впечатлением иконы А.Рублева «Троица», в которой знаменитый иконописец воплотил суть деяний преподобного Сергия. П.А.Флоренский, в свою очередь, в судьбе святого Сергия провидел «троичный культурный идеал» России, духовную сущность русской культуры. В деяниях святого Сергия происходило духовное строительство Руси, формировалась ее культурная традиция. В этом надо искать истоки русского космизма, софиологии, идеи всеединства, что осмысливали русские философы и ученые, прозревая судьбу России в ее эволюционном движении. Эти мысли и идеи о культурном идеале достигли своей кульминации в творчестве Рерихов, где понятие триединства осмысливалось в контексте философии космической реальности – Живой Этики, ее системы познания, формирующей концепцию новой одухотворенной науки. И здесь можно говорить об одном из важнейших положений Живой Этики, где рассматривается категория Космического Магнита как творящей силы Вселенной, природной энергии, проявляющей себя в космическом творчестве и духовном бытии человека. Авторы доклада проводят смысловую и духовную параллель между представлением о Троице и понятием Космического Магнита. Отсюда Знамя Мира с его символом триединства предстает зримым воплощением высочайших понятий бытия в их земном отражении, а Россия, которой было передано это Знамя, становится энергетическим центром планеты, принимая на себя ответственность за культурное водительство и созидание будущего. Именно этой эволюционной задаче посвятили свои жизни и творчество все Рерихи и, как эстафету их деяний, эту задачу продолжил выполнять созданный С.Н.Рерихом в Москве общественный Музей имени его великого отца.


В завершение конференции была принята резолюция.


Итоги работы Международной научно-общественной конференция «Значение наследия Н.К.Рериха для России» (Москва, 9–10 октября 2023 года).


Резолюция Международной научно-общественной конференции «Значение наследия Н.К.Рериха для России».


Международная научно-общественная конференция «Значение наследия Н.К.Рериха для России». Трансляция, 9.10.2023 (1-й день).


Международная научно-общественная конференция «Значение наследия Н.К.Рериха для России». Трансляция, 10.10.2023 (2-й день).




Возврат к списку

Архив: 202320222021, 2020, 2019, 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007