Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

Международная общественная организация | Специальный консультативный статус при ЭКОСОС ООН
Ассоциированный член ДОИ ООН | Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов
Коллективный член Международного совета музеев (ИКОМ) | Член Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА»

Семья РериховЭволюционные действия РериховЖивая ЭтикаПакт РерихаМЦРМузей имени Н.К. Рериха
Л.В. ШапошниковаЗащитаОНЦ КМ КонференцииЧтенияКультурно-просветительская работаТворческие отделы

СТРАНИЦЫ  Новости МЦР|Новости сайта|Подписаться на новости|Юбилейный год Рерихов – 2024
версия для печати
23.12.2023

В Томске и Кемерове прошли мероприятия, посвященные 120-летию путешествия Рерихов «по старине»

 0Lectioun_Tomsk_Kemerovo.jpg

Н.К.Рерих. Воскресенский монастырь в Угличе. 1904

16 ноября 2023 года в Томской областной универсальной научной библиотеке имени А.С.Пушкина и 24 ноября 2023 года в Государственной научной библиотеке Кузбасса имени В.Д.Федорова (Кемерово) прошли мероприятия, посвященные 120-летию путешествия Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерихов по древним русским городам. С лекцией на эту тему выступил сотрудник Международного Центра Рерихов, член президиума Ярославского областного отделения ВООПИиК Сергей Скородумов. Свое выступление он проиллюстрировал архивными документами, репродукциями картин Н.К.Рериха и современными фотографиями памятников, изображенных на его полотнах.

В 1903 году Николай Константинович, будучи секретарем Общества поощрения художеств, вместе с женой Еленой Ивановной направился в путешествие «от Казани и до границы литовской». Они посетили древние города, связанные с русской историей. В 1904 году художник продолжил экспедицию по России самостоятельно. В двухлетний маршрут вошло более 40 городов. Среди них: Москва, Ярославль, Кострома, Казань, Нижний Новгород, Владимир, Суздаль, Юрьев-Польский, Ростов Великий, Смоленск, Гродно, Вильнюс, Рига, Каунас, Таллин, Изборск, Псков, Тверь, Углич и другие.

Рерихи восхитились красотой русской старины и были очень огорчены состоянием памятников культуры и отношением к ним. «Минувшим летом мне довелось увидать много нашей настоящей старины и мало любви вокруг нее», – писал художник в очерке «По старине».

История сохранила несколько случаев, когда всемирно известные памятники находились на грани уничтожения. Так, в 1784 году в Боголюбовом   монастыре было принято решение разобрать знаменитый храм Покрова на Нерли, чтобы потом использовать камни для постройки монастырской колокольни. Игумен подал соответствующее прошение епархиальным властям, и владимирский епископ дал разрешение на снос храма. Церковь, признанная шедевром древнерусского зодчества, уцелела только каким-то чудом. Рабочие, которых собирались нанять для демонтажа храма, запросили слишком высокую цену за свою работу.

К началу XX века, когда проходило путешествие Рерихов «по старине», состояние древних памятников и отношение к их охране все еще оставляли желать лучшего. Н.К.Рерих горестно восклицал:

«Что же мы видим около старины?

Грозные башни и стены заросли, закрылись мирными березками и кустарником. Величавые, полные романтического блеска соборы задавлены ужасными домишками. Седые иконостасы обезображены нехудожественными доброхотными приношениями. Все потеряло свою жизненность. И стоят памятники, окруженные врагами снаружи и внутри. Кому не дает спать на диво обожженный кирпич, из которого можно сложить громаду фабричных сараев, кому мешает стена проложить конку, кого беспокоят безобидные изразцы и до боли хочется сбить их и унести, чтобы они погибли в куче домашнего мусора».

Примером успешных действий по сохранению памятников культуры является случай из истории Ростовского кремля, построенного в 1650–1680 годы по замыслу заказчика – митрополита Ионы Сысоевича. В 1787 году архиерейскую кафедру перенесли в Ярославль, и Ростовский кремль начал ветшать. Богослужения в храмах уже не велись, а митрополичьи палаты и другие постройки сдавались в аренду под склады. В середине XIX века возникла идея отдать кремль под снос, а на его месте построить торговые ряды. К счастью, до ее практического применения дело так и не дошло. Архитектурная жемчужина России сохранилась благодаря помощи местного купечества. В 1860-е и вторично в 1880-е годы были собраны благотворительные пожертвования на реставрацию кремля. И в 1883 году для общественности уже был открыт музей церковной утвари.

 «Мы признали значительность и научность старины; мы выучили пропись стилей; мы даже постеснялись и перестали явно уничтожать памятники древности. Мы уже не назначим в продажу с торгов за 28 000 рублей для слома чудный Ростовский кремль с расписными храмами, с княжескими и митрополичьими палатами, как это было еще на глазах живых людей, когда только случайность, неимение покупателя спасли от гибели гордость всея Руси», – писал Н.К.Рерих.

Итогом поездки «по старине» стали новые картины, статьи и выступления Н.К.Рериха, фотографии храмов, мастерски выполненные Е.И.Рерих. В книге П.Ф.Беликова и В.П.Князевой «Рерих» из серии «Жизнь замечательных людей» мы читаем: «В поездках 1903–1904 годов была создана большая серия архитектурных этюдов, названных С.Эрнстом “Пантеоном нашей былой славы”… По замыслу художника все эти произведения должны были запечатлеть грандиозную каменную летопись страны, в которой увековечились величие духа и характер ее народа-строителя».

Путешествие Рерихов по Руси послужило началом их широкой общественной деятельности в защиту культуры. Как писал художник в очерке «Русскому сердцу»: «Тогда же впервые оформилась мысль о нужности особого охранения сокровищ народных. Доклад в обществе архитекторов-художников. Сочувствие».

Спустя несколько десятилетий, 15 апреля 1935 года, произошло событие мирового масштаба – был подписан первый в истории международный договор об охране культурного достояния человечества – Пакт Рериха. Тогда же художник предложил Знамя Мира, или Красный Крест Культуры, охранительный флаг, который должен размещаться над культурными учреждениями.

Интересно отметить, что, уделяя особое внимание изучению проблемы переселения народов и исторического единства их культур, во время своей знаменитой Центрально-Азиатской экспедиции (1924–1928) Н.К.Рерих вспоминает свое путешествие по древнерусским городам. Так, будучи в Индии, в княжестве Сикким, Н.К.Рерих пишет: «Вот они, мои милые новгородские и ярославские дверки. Вот она прекрасная фресковая живопись. Вот они, цветные орнаменты, обвившие все наличники оконцев и дверей. Вот те же согбенные спины богомольцев, преданных вере. И огни прилежных приношений…».

Главный дворец махараджи Кашмира также вызывает у Николая Константиновича воспоминания о России: «Пузатые белые колонки; мелкая роспись орнаментов; крутые каменные лесенки; золоченая крыша храма; скрипучие расписные ставни окон; заржавленные замки; низкие дверки “с поклоном”, резные балюстрады, покосившиеся плиты каменных полов, запах старого лака, мелкие стекла оконцев. Где же мы? В Ростовском Кремле? В суздальских монастырях? В ярославских храмах?»

Полный глубокого смысла призыв Н.К.Рериха: «Из древних чудесных камней сложите ступени грядущего», – побуждает нас на дальнейшее культурное строительство. Обращаясь из прошлого к нам сегодняшним, великий художник призывает бережно сохранять нить культуры, связывающую времена и поколения и ведущую нас к великому будущему России. Важнейшую роль в деле охраны памятников он отводил общественности.

«Пора всем сочувствующим делу старины кричать о ней при всех случаях, во всей печати указывать на положение ее… Пора вербовать новые молодые силы в кружки ревнителей старины, пока наконец этот порыв не перейдет в национальное творческое движение, которым так сильна всегда культурная страна», – писал Николай Константинович.

В этом году Международный Центр Рерихов начал большой выставочный проект «Красота старины – устой настоящего и мост в будущее», посвященный путешествию Рерихов по древнерусским городам. Выставки уже прошли в Смоленске, Нижнем Новгороде, Казани, Гаврилов Посаде (Ивановская область). В 2024 году этот проект планируется провести в городах Западной Сибири и на Алтае.

В завершение мероприятия Сергей Скородумов передал участникам встречи буклет выставки «Красота старины – устой настоящего и мост в будущее», ксерокопии архивных документов о путешествии Рерихов «по старине» и видеозаписи по теме лекции. Эти материалы помогут дополнить предстоящую выставку в сибирских городах.

Алексей Борисенко




Возврат к списку

Архив: 202320222021, 2020, 2019, 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007