Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

Международная общественная организация | Специальный консультативный статус при ЭКОСОС ООН
Ассоциированный член ДОИ ООН | Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов
Коллективный член Международного совета музеев (ИКОМ) | Член Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА»

Семья РериховЭволюционные действия РериховЖивая ЭтикаПакт РерихаМЦРМузей имени Н.К. Рериха
Л.В. ШапошниковаЗащитаОНЦ КМ КонференцииЧтенияКультурно-просветительская работаТворческие отделы

СТРАНИЦЫ  Новости МЦР|Новости сайта|Подписаться на новости|Сохраним Музей Рериха
версия для печати
30.12.2023

В Томске прошла XXXIII Международная научная конференция «Язык и культура» (Обзор)


20231231_top.jpg


16 и 17 ноября 2023 года в Национальном исследовательском Томском государственном университете (НИ ТГУ) проходила XXXIII Международная научная конференция «Язык и культура», посвященная 145-летию НИ ТГУ и Году педагога и наставника. Организаторы конференции – Министерство науки и высшего образования РФ, Национальный исследовательский Томский государственный университет и факультет иностранных языков НИ ТГУ.

Пленарное заседание было организовано в большом конференц-зале научной библиотеки университета. Конференцию открыла Ольга Васильевна Нагель, доктор филологических наук, декан факультета иностранных языков. С приветственным словом к участникам конференции обратился проректор по образовательной деятельности НИ ТГУ Евгений Викторович Луков. Он подробно рассказал присутствующим студентам, преподавателям и гостям об актуальных проблемах, вставших перед учебным заведением в связи с поиском новой модели университета в условиях выхода всей системы высшего образования из Болонского процесса.

Руководитель информационного отдела Международного Центра Рерихов (МЦР), советник Российской академии естественных наук, член Международной ассоциации писателей Сергей Владимирович Скородумов в своем приветствии подчеркнул, что дальнейшее развитие человечества возможно лишь на основе нашего общего культурного наследия, так как культура является основным устоем жизни общества. Огромную роль в ее сохранении и развитии играют учителя, воспитывающие подрастающее поколение в духе уважения и бережного отношения к ценностям культуры. С.В.Скородумов напомнил, что Александр Павлович Коркунов, родной дядя Н.К.Рериха, много лет являлся профессором Томского университета. Сергей Владимирович выразил благодарность прекрасному педагогу, заслуженному декану НИ ТГУ, профессору Светлане Константиновне Гураль за работу секции «Язык и культура в пространстве космического мировоззрения». Ученый широких взглядов, новатор и защитник культуры, она познакомилась с деятельностью Международного Центра Рерихов и, вдохновившись гуманистическими идеями семьи Рерихов, включила секцию в программу конференции ТГУ.

Большое значение руководители университета и факультета придают не только процессу изучения языков, но и расширению кругозора студентов и преподавателей. В разные годы на конференции формировались секции, исследовавшие роль культуры в развитии различных отраслей знания. Секции, во время работы которых исследователи показывают свой профессионализм, хорошую общекультурную и культурологическую подготовку, стали на конференции традиционными, например: «Литература в контексте современной культуры», «Междисциплинарные исследования культуры и межкультурная коммуникация», «Язык и общество», «Перевод и диалог культур».

Одно из направлений работы конференции связано с философией русского космизма. Секция, на которой поднимались эти проблемы, называлась по-разному – «Язык и культура Востока», «Идеи русского космизма в современном образовательном пространстве», «Космическое мировоззрение и современное образование». Сейчас за секцией закрепилось название «Язык и культура в пространстве космического мировоззрения». Во время ее работы участники рассматривают актуальные вопросы философии космической реальности во взаимосвязи с различными отраслями науки и культуры.

Ранее на конференции «Язык и культура» работала интересная секция «Мотивы природы в культуре народов мира», которую вела замечательный ученый-эколог, педагог, настоящий интеллигент, доцент НИ ТГУ Валерия Борисовна Купрессова. Впоследствии она стала постоянным руководителем и секции космизма, работа которой также была бы невозможна без энергии Алены Петровны Бояркиной, выпускника и сотрудника НИ ТГУ, математика и философа, общественного деятеля, четверть века являвшейся председателем Томской региональной общественной организации Рериховское общество «Зов сердца». Цель работы секции «Язык и культура в пространстве космического мировоззрения» – показать культуру как действующую внутреннюю силу, способную преобразовать человека и окружающий мир.



Обзор докладов секции «Язык и культура в пространстве космического мировоззрения»


В разные годы в работе секции принимали участие сотрудники МЦР, ученые и общественные деятели из Москвы, Санкт-Петербурга, Минска, Екатеринбурга, Омска, Новокузнецка, Кемерова, Иркутска и других городов России, внося свой вклад в науку. На секции также выступали исследователи из разных стран: Белоруссии, Украины, Австрии, Германии, Китая.

В этом году заседание секции «Язык и культура в пространстве космического мировоззрения» состоялось 17 ноября 2023 года. Работой секции руководили советник Российской академии естественных наук, сотрудник Международного Центра Рерихов С.В.Скородумов и председатель Томского Рериховского общества «Зов сердца» Л.Ю.Кваша.

Проблематика докладов касалась осмысления вопросов языка и культуры с точки зрения философии русского космизма, уникального явления Серебряного века в России, и современных исследований в этой области. Заседание секции в очередной раз показало, что эти вопросы интересуют исследователей России и других стран. Доклады на секцию представили 2 доктора и 4 кандидата наук.

В докладах использовалась методология, разработанная генеральным директором общественного Музея имени Н.К.Рериха в Москве, академиком Российской академии естественных наук и Российской академии космонавтики имени К.Э.Циолковского, индологом и писателем Л.В.Шапошниковой (1926–2015) в рамках ее научной школы культурно-исторических исследований, связанных с изучением нового космического мышления. Заседание секции проходило в смешанном формате (очно и онлайн) и началось с просмотра фрагмента видеозаписи выступления Л.В.Шапошниковой «Духовная революция в России на рубеже веков». Эта запись была сделана 24 марта 2002 года на торжественном собрании, посвященном дню Учителя, в общественном Музее имени Н.К.Рериха (Москва).

По мысли Л.В.Шапошниковой, в пространстве духовной революции, которая наряду с социальной произошла в начале ХХ века в России, стало формироваться новое мышление. Сегодня мы называем его космизмом, или космическим мироощущением. Главная его мысль состояла в том, что человек является не только частью космоса, но и содержит в себе этот космос, что космос одушевлен, что та энергетическая сила, которая заключена в человеке и в его духе, является одной из важнейших сил, действующих в творческом пространстве космоса. Эта важнейшая идея объединила несколько основных областей познания: науку, философию, искусство и религию. Великие Учителя выступали в качестве силы, помогающей людям продвигаться по лестнице космической эволюции, и появление Живой Этики как раз свидетельствовало об этой помощи. Теория космизма неслучайно возникла в России. Именно российскому менталитету соответствовал подход к космосу, который сформировался в начале XX века. Возрождение и новое духовное обновление может произойти в том случае, если Живая Этика, которая является основой нового космического мировоззрения, войдет в наш оборот.

Виктор Васильевич Фролов, доктор философских наук, профессор, руководитель проблемной группы «Русский космизм» Российского философского общества (Москва), представил доклад «Н.К.Рерих о молодежи и ее роли в развитии общества».

В своем докладе В.В.Фролов показал мировоззрение Н.К.Рериха, основой которого является философия Живой Этики. Главным здесь выступает понимание человека как части космоса, с которым человек взаимодействует на основе культуры. Сторонами этого взаимодействия выступают его энергетика и культурная составляющая, в которой эта энергетика проявляется. Для современного человека здесь интересно и практически важно то, что эти две стороны образуют единое целое, в котором одно без другого не существует. Диалектика духа и культуры заключается в том, что дух обнаруживает себя через культуру, а культура есть самоорганизующаяся система духа, или психической энергии, которая есть основа существования Вселенной, нашей планеты, человечества и каждого человека.

Далее автор доклада изложил идеи Рериха о молодежи. Мастер был убежден, что надо пробудить дух в молодом поколении, используя для этого искусство и знание. Пространство этого пробуждения – труд. Искусство и знание облагораживают труд, делают его более духовным и культурным. Такое направление деятельности людей и особенно молодежи, по мнению Рериха, важно потому, что наступающая эпоха представляет собой эпоху нового строительства, когда механическая цивилизация будет постепенно заменяться культурой духа. Для того чтобы решать эти задачи, молодежи надо развивать в себе духовность. В этом плане на первое место Рерих ставит самое ценное в строительстве, вообще в труде – понятие Иерархии, ближайшее звено которой по отношению к человеку представляется ему как более совершенные духовные сущности, выполняющие миссию Учителей человечества.

Завершая доклад, автор сделал акцент на актуальности идей Рериха для современной молодежи. Это объяснимо, ибо в центре размышлений Мастера о молодежи лежат этические вопросы – что такое добро, красота, знание, культура, сотрудничество, любовь. Поставленные Рерихом вопросы актуальны сегодня потому, что на долю молодого поколения выпало решать глобальные исторические задачи, правильное осмысление которых требует от молодых людей всесторонних знаний и целостного видения истории. Именно такой подход к миру и человеку формулирует Рерих. Но это одна сторона дела. Другая его сторона заключается в том, что молодые люди не могут не задумываться о смысле своего существования. Это можно успешно сделать, только опираясь на высокую духовность человека. Поэтому молодежи необходимо сформировать новые качества человека – качества духовного характера. Смысл этих новых качеств, если рассматривать их в пространстве философии Живой Этики, которая является основой миропонимания Рерихов, состоит в их одухотворенности. Она проявляется в осознании красоты и стремлении к новому знанию, добром отношении к людям и культурности, человеческом достоинстве и любви к высшим идеалам.

Валерий Павлович Ануфриев, доктор экономических наук, кандидат технических наук, профессор Уральского федерального университета (УрФУ), эксперт РАН (Екатеринбург), выступил с докладом «Институт Гималайских исследований “Урусвати”магнит науки будущего», который был подготовлен совместно с Еленой Ильиничной Ануфриевой, кандидатом физико-математических наук, доцентом УрФУ.

В.П.Ануфриев рассказал, что основанный в 1928 году Институт «Урусвати» расположен в Индийских Западных Гималаях в необычайной по географии, истории, культуре и энергетике древней долине Кулу. В работе Института принимали участие крупнейшие ученые Индии, Америки, Франции, России. В Институте формировалась новая методология, в основе которой было космическое мировоззрение. Своими исследованиями, трудами и всей деятельностью Институт закладывал синтез знаний, показывал пути развития физики (теории относительности), квантовой механики, биоэнергетики, представлял комплексный подход к изучению многих научных вопросов. Основы новой науки, развиваемые Рерихами в Институте «Урусвати» в 1930-е годы, дают свои ростки. Магнит новых исследований окружающего мира и человека действует. Все больше современных ученых направляют свои усилия на изучение внутреннего человека, его психических возможностей, на взаимосвязь духовного развития и физиологического здоровья. Появляются новые приборы и методики, позволяющие фиксировать энергию мысли и сердца человека, изучаются космо-биосферные связи и влияние космоса на деятельность человека. В науку постепенно входит понятие психической энергии, научно изучается мысль как энергия, сознание человека, его тонкий мир. Сотрудничество западных, восточных и российских ученых, успешно осуществленное в «Урусвати», – это залог будущего расцвета науки, нового космического мышления, обогащенного мудростью и знаниями Востока, экспериментальными методами Запада.

Татьяна Салиховна Расулова, кандидат философских наук, профессор Государственной консерватории Узбекистана (Ташкент, Узбекистан), выступила с докладом «Тема преображения в философии русского космизма».

Эпиграфом для своего доклада автор взяла слова из книги Живой Этики «Мир Огненный»: «Чистая, великая любовь рождает благородство духа, которое может переродить человека». При раскрытии темы автор подчеркнула, что кризисные явления в социуме возникли в результате нарушения человечеством основных Законов Мироздания, главным из которых является любовь ко всему сущему. В России в начале ХХ века появилась новая философия, возвестившая о необходимости внутреннего духовного преображения самого человека, – философия русского космизма. Н.Ф.Федоров, считающийся ее основателем, писал, что, когда человек поймет закон любви, по которому живет все Мироздание, он сможет духовно преобразиться и вернуться в единую космическую семью, потому что только любовь способна объединить все человечество, трансформировать его и сделать не только свободным, но и бессмертным. Развитию нового сознания человечества способствовало появление Учения Живой Этики. Обретение космического сознания и сущностное изменение внутренней природы человека приведет к изменению самой планеты, на которой мы проживаем, ибо в грядущей эпохе огненным должен стать человек, огненной должна стать Земля, им преображенная.

Елена Станиславовна Кулакова, кандидат искусствоведения, руководитель Народного музея семьи Рерихов библиотеки имени Д.С.Лихачева (Новокузнецк), выступила с докладом «Роль учения Сергия Радонежского и философии космической реальности в духовной революции в России».

В своем докладе она обратилась к понятию духовной революции в России конца XIX – начала ХХ века, о которой в своих трудах писала известный ученый-историк и востоковед, писатель и философ Людмила Васильевна Шапошникова. Результатом этой революции стало формирование космического мироощущения и появление книг Живой Этики, тесно связанных с философией Серебряного века (труды В.Соловьева, Е.Трубецкого, И.Ильина, Н.Бердяева и др.), изобразительным искусством (творчество Н.Рериха, М.Чюрлениса, художников группы «Амаравелла») и научной мыслью (труды К.Циолковского, В.Вернадского, А.Чижевского, П.Флоренского). К созданию Живой Этики самое непосредственное отношение имели уникальный философ Е.И.Рерих и ее супруг художник-мыслитель и ученый Н.К.Рерих.

Опираясь на книгу Л.В.Шапошниковой «Град Светлый», докладчик обратила внимание на важный исторический факт, что духовная революция в России не состоялась бы без подвижнической деятельности в XIV веке Сергия Радонежского, названного древнерусским книжником «всей Русской земли учителем и наставником». Учение Сергия, которое складывалось его личным примером, не отрывало от жизни и полагало труд каждого дня как возношение сердца. Тема сердечного труда нашла дальнейшее развитие в Живой Этике, где рассматриваются такие его качества как светоносность, красота, напряженность, ритмичность, целесообразность, космичность и другие.

Одна из книг Живой Этики носит название «Община», имеющее глубокий философский характер. Община важна для духовного совершенствования человека и развития его свободного творческого труда. Основы для такого построения были заложены в общине Сергия Радонежского, где существовал «истинный дух объединенного жития».

Преподобный Сергий первым утвердил Троичный культурный идеал на Руси, что нашло отражение в иконе Андрея Рублева «Троица», созданной «в похвалу отцу своему, святому Сергию Чудотворцу». Именно эта икона в ХХ веке подсказала Н.К.Рериху символ Знамени Мира – Знамени Культуры, ставшего «замковым камнем» Пакта Рериха, «двигателем на пути эволюции, якорем, удерживающим от сползания в бездну, и рулем управления преображением жизни» (О.А.Уроженко). В этом действии вновь проявился «шаг тысячелетий»Cергия.

Так труды Преподобного, его мысли и подвиги нашли отражение на новом эволюционном витке в философии космической реальности. Святой Сергий продолжает вести Россию и ее народ к преображению, к построению «Чертога Небывалого», призывая всех: «Помоги Земле Русской!»

Татьяна Святославовна Захарова, магистр культурологии Белорусского государственного института культуры и искусств (Минск, Республика Беларусь), представила доклад «Значение культурного потенциала учителя при формировании новых форм коллектива в переломный исторический момент: из опыта А.С.Макаренко».

Как сообщила Т.С.Захарова, по официальным данным в 1921 году в России насчитывалось 4,5 млн беспризорников, а к 1922 году их стало уже около 7 млн. Поэтому решение проблемы беспризорности в Советской России объявили политической задачей. Педагог Антон Семенович Макаренко был одним из тех, кто в послереволюционной России принял на себя ответственность за судьбу беспризорных детей, создав трудовую колонию для несовершеннолетних правонарушителей в селе Ковалевка Полтавского района. Согласно позиции ЮНЕСКО, в 1988 году А.С.Макаренко относится к четырем педагогам (наравне с Джоном Дьюи, Георгом Кершенштейнером и Марией Монтессори), определившим способ педагогического мышления в XX веке.

А.С.Макаренко создал педагогику как способ обустройства и преображения коллектива и человека-индивидуума. Общее начало организации жизни коммуны под руководством Макаренко связано с культурой, поскольку это духовно-нравственный потенциал самого учителя, его соратников, педагогов и созданный им нравственный кодекс коллектива. Также в обустройстве жизни коммуны существовал ряд закономерностей, описанных в Живой Этике. Личность А.С.Макаренко как учителя, создавшего свою педагогику и воспринимавшего коллектив коммуны как общину, представляет особый интерес. Его опыт важен для современного мира, так как утверждает общинные принципы в построении коммуны, а это важно при навязывании тенденции к разъединению.

В работе конференции в Томском государственном университете приняли участие сотрудники Международного Центра Рерихов.

Анатолий Андреевич Лебеденко, кандидат педагогических наук, кандидат философских наук, заместитель руководителя Объединенного Научного Центра проблем космического мышления (ОНЦ КМ) МЦР, вице-президент Международного комитета по сохранению наследия Рерихов (Москва), представил доклад «Философия космической реальности о духовных задачах России на пути в будущее».

А.А.Лебеденко показал, что новое мировоззрение, системно изложенное в первой половине XX века Е.И.Рерих в книгах Живой Этики, закономерно входит в культурное пространство России и сегодня продолжает свободно восприниматься сознанием просвещенных соотечественников. Основным движущим моментом познания философии русского космизма выступает наука, научное мировоззрение и научный подход к анализу социального и природного бытия. Особенным в этом метаисторическом планетарном событии является русский язык, на котором запечатлена философия космической реальности, а также русский народ, которому суждено воспринять новую ступень эволюции и решать ее задачи. Выдающиеся деятели русской культуры и творцы Учения Живой Этики утверждают, что русский язык обладает синтетическим качеством точно, емко, тонко и многообразно описывать эволюционные явления бытия. Россию, русского человека и само понятие русских Рерихи рассматривали, прежде всего, как планетарно-космическое духовное явление и не связывали его с аспектом узконационального происхождения или с фактором крови носителя русской культуры. В философии Живой Этики можно выделить три основополагающие задачи для народов земли русской. Первая: женское движение, так как наиболее утонченным психическим аппаратом для восприятия духовных энергий космоса, несущих человечеству лучистое будущее, обладает женщина. Вторая задача: овладение психической энергией. Ключевым моментом для ассимиляции новых космических лучей является внутренняя готовность сознания человека к возжжению духовных качеств его сердца. Третья задача: широкая кооперация в гуще народной жизни и в первую очередь на трудовом поле культурного созидания в теснейшем сотрудничестве с духовной Иерархией.

Сергей Владимирович Скородумов, руководитель информационного отдела МЦР (Ярославль), выступил с докладом «Индо-русский культурный магнит: из глубины веков до наших дней».

Он отметил, что Индия с древнейших времен привлекала к себе внимание русского народа. И хотя прямых контактов между нашими странами долгое время не было, тем не менее замечательные художественные образы, связанные с Индией, жили в русском народном творчестве: в былинах, легендах, народных сказаниях.

В своем выступлении С.В.Скородумов представил ретроспективу взаимоотношений России и Индии на протяжении столетий. Он подчеркнул, что русские востоковеды и путешественники всей своей жизнью опровергали тот подход, который сформулировал Киплинг: «О, Запад есть Запад, Восток есть Восток, и с мест они не сойдут, Пока не предстанет Небо с Землей на Страшный господень суд». Они убедительно доказали, что Восток и Запад прекрасно встречаются в пространстве науки и культуры. Впоследствии всемирно известный художник, мыслитель, путешественник и общественный деятель Николай Константинович Рерих сформулировал это отношение в следующей фразе: «Лучшие розы Востока и Запада одинаково благоухают».

Именно семья Рерихов показала вершину культурного взаимодействия России и Индии, которое осуществлялось между нашими странами в течение веков. Они собрали, претворили и вознесли все самое лучшее, что было характерно для российских востоковедов, путешественников, деятелей культуры. Рерихи представили пример уникального культурного синтеза духовных традиций России и Индии, который прежде всего произошел на вершинах их внутреннего мира. Все труды этой семьи предназначались для России. Академик Л.В.Шапошникова отмечает, что Н.К.Рерих смог соединить в себе духовные традиции России и Индии, «стать кульминацией в их взаимодействии и поднять это взаимодействие на качественно новый уровень».

Рерихи передали из Индии импульс для дальнейшего продвижения России по пути эволюции. Их творческому наследию, философии Живой Этики, созданной в сотрудничестве с Учителями Востока, предстоит сыграть ведущую и определяющую роль в этом процессе. В наши дни индо-русский магнит продолжает творить, усиливая свое воздействие и укрепляя дружбу между нашими странами и народами.

Наталия Валериевна Исакова, педагог дополнительного образования МАОУ Школа «Перспектива» (Томск), выступила с докладом «Роль наставничества в процессе формирования личности».

Она рассказала об Алене Петровне Бояркиной, которая четверть века была бессменным председателем Томской региональной общественной организации Рериховское общество «Зов сердца». Алена Петровна выполняла огромную работу, связанную с деятельностью организации, а также с работой Томского регионального отделения Международной общественной организации – Лиги защиты культуры. Загруженная профессиональной и общественной работой, она всегда считала необходимым уделить внимание молодым коллегам, открывшим для себя Учение Живой Этики. А.П.Бояркина обладала сердечным обаянием, поэтому рядом с ней создавалась особая атмосфера притяжения, происходило движение, которое видимо проявлялось в делах обществ. Помимо этого, существовало скрытое от глаз, но более важное внутреннее движение.

Секция космического мировоззрения в рамках международной конференции ТГУ «Язык и культура» создавалась при непосредственном участии Алены Петровны Бояркиной и Валерии Борисовны Купрессовой, доцента ТГУ. В.Б.Купрессова стала руководителем секции. Светлана Константиновна Гураль, профессор, декан факультета иностранных языков, чуткий наставник молодежи и подвижник культуры, сделала все возможное, чтобы секция развивалась.

Лариса Юрьевна Кваша, председатель Томской региональной общественной организации Рериховское общество «Зов сердца» (Томск), представила доклад «Николай Константинович Рерих – художник, педагог, наставник».

Н.К.Рерих, художник и выдающийся деятель мировой культуры, творил в первой половине XX века, в период, характеризующийся началом формирования нового космического миропонимания. Наследие Н.К.Рериха, научное, художественное, литературное, философское и общественное, пронизанное идеями Живой Этики, остается для человечества как великий дар мудрого учителя, наставника и мощного организатора культурных начинаний. В своем очерке «Прекрасное», написанном в 1930 году и посвященном Школе Дальтона в Америке, основополагающими правилами которой утверждались свобода, самостоятельность и сотрудничество, Рерих, приветствуя молодежь, спрашивающую, как строить свою молодую жизнь, отвечает: «Прекрасным». И подчеркивает, что в этом строительстве жизни становится обязательным дисциплина в мышлении, развитие творческого опыта самостоятельностью, осознание силы, неуклонная воля. При этом Н.К.Рерих добавляет, что только сотрудничество с наставником и учителем, положенные в основу жизненных инициатив, делает их успешными. Выбрать Учителя и следовать ему не является рабством, но есть осознанием иерархии Знания, потому что процесс расширения сознания ученика тесно связан с учителем. Во все века следовать за учителем «значило стать звеном беспредельной Цепи от несведущего до Всезнающего».

Светлана Григорьевна Слободникова, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение № 198 (Северск, Томская область), выступила с докладом «Памяти доцента Томского государственного университета Валерии Борисовны Купрессовой – друга и наставника».

С.Г.Слободникова, куратор Центра этнокультурного образования «Хранители наследия» МБОУ СОШ № 198 в городе Северск, рассказала о Валерии Борисовне Купрессовой, известном томском энтомологе и экологе, кандидате биологических наук, заведующей и старшем научном сотруднике лаборатории этологии насекомых НИИ биологии и биофизики, доценте ТГУ, ушедшей из жизни 2020 году. Их связывала не только педагогическая и профессиональная деятельность в сфере экологии, но и многолетняя дружба. С.Г.Слободникова поделилась воспоминаниями об участии В.Б.Купрессовой в составе группы из НИИ биологии и биофизики Томска, впервые выполнявшей работу, можно сказать, прорывную для того времени, биоиндикации на территории города Северска по методике, которая была опробирована на территории Чернобыльской АЭС после трагедии. По итогам работы проведены три отчетные конференции, выпущены отдельные сборники с рекомендациями. Это позволило впервые в стране сформировать документы (создать базу) по осуществлению экологического надзора на закрытых территориях.

Позже, когда в Северске организовали комитет экологии и появилась общая городская программа по экологическому воспитанию, образованию и информированию населения, В.Б.Купрессова курировала программу и являлась экспертом методических пособий. Одно из направлений ее деятельности было экологическое образование, где ярко реализовалось ее призвание как педагога увлеченного, эрудированного, любящего молодежь. Как наставник, ведущий по жизни, она научила докладчика смотреть глубоко на любую проблему, расширила мировоззрение, научила систематизировать и системно проводить мероприятия, осуществлять большие детские экологические экспедиции и работать с детьми над проектами. Окружающие люди и дети впитывали тот свет, который несла В.Б.Купрессова.

Татьяна Николаевна Новикова, сотрудник Томского регионального отделения Международной общественной организации – Лига защиты культуры (Томск), представила доклад «Николай Рерих – провозвестник эпохи духовного преображения человечества».

В наступающей Новой эпохе духовное творчество будет играть главную роль в преображении человечества. Николай Рерих обладал редким даром – высоким духовным синтезом. Он являл фокус Света, зажигал сердца окружающих, объединял, направлял их по пути духовного восхождения. Николай Константинович являлся строителем Нового мира. Мощные огненные зерна, заложенные им в его многогранном творчестве, несут новое осмысление эволюционных понятий. Н.К.Рерих – защитник культуры, утвердивший Пакт Рериха и Знамя Мира. «Посылая привет о Культуре, – писал Н.К.Рерих, – нельзя послать его без улыбки, без зова дружбы. Так и сойдемся, так и соберемся и потрудимся во Благо, во Знание, в Красоту».

Ирина Алексеевна Брежнева, сотрудник Первого музея славянской мифологии (Томск), представила доклад «Ноосферное образование как возможность биоадекватного природосообразного постижения мира».

Методика ноосферного образования существует около 30 лет и связана с именем Н.В.Масловой, доктора психологических наук, действительного члена РАЕН, руководителя отделения Ноосферного образования РАЕН.

Ноосферное развитие нацелено на восстановление экологического равновесия на планете и воспитание человека, отличительной чертой которого будет новое качество мышления – целостное (гармонично двуполушарное), соответствующее (конгруэнтное) всеобщим законам мира.

Природосообразность или биоадекватность в ноосферном образовании – это принцип соответствия требованиям естественных всеобщих законов мира. Этот новый для системы образования принцип объединяет и обобщает привычные принципы: экологизации, системности, гармонизации, гуманизации, инструментальности (включенности во всеобщность), личностно-ориентированного образования, опережающего развития, простоты познания, экономичности, потенциальной интеллектуальной безопасности и другие.

Результатом образовательного процесса следует считать овладение человеком дискурсивно-логическим образным совокупно-логическим и образно-интуитивным мышлением.

Надежда Петровна Боровинских, специалист музейного дела, автор научных статей по искусствоведению, краевед, рассказала о томском художнике Равиле Хусаиновиче Юсипове (1937–1998). В 1972 году Р.Х.Юсипов прибыл в Томск и начал работать в художественно-производственных мастерских Художественного фонда РСФСР. Как художник-монументалист в технике надглазурной росписи керамической плитки Р.Х.Юсипов создал интерьеры томской школы № 36 и Томского медицинского института. В 70-80-е годы Р.Х.Юсипов работал в технике сграффито (итал.), что означает процарапывание по заданному рисунку. Это вид монументально-декоративной живописи, выполняемой нанесением на грунт двух и более различных по цвету слоев и дальнейшим соскабливанием верхнего слоя. В этой технике с давних времен отделывали фасады домов, украшали панно внутренних интерьеров, а также декорировали керамические изделия. Работы, выполненные в этой технике, долговечные и стойкие. Как художник-монументалист Р.Х.Юсипов был очень требователен к себе и, если не достигал нужного результата, срубал фрагменты росписи и начинал работу сначала. В технике сграффито им выполнены интерьеры школ города Томска №№ 14, 13, 36, 7.

Работа секции «Язык и культура в пространстве космического мировоззрения» сопровождалась небольшой выставкой, посвященной Л.В.Шапошниковой. По итогам заседания секции прозвучало много положительных отзывов и благодарностей организаторам конференции, коллегам, которые обеспечивали организационную и техническую поддержку мероприятия, что позволило принять участие в работе секции в режиме онлайн докладчикам и слушателям из России и других стран.

В ходе обсуждений высказывались мысли о том, что в связи с изменением международной обстановки все большее значение приобретают отечественная культура и философия русского космизма, которые в своем потенциале содержат ответы на многие вызовы последнего времени. Участники пришли к выводу, что секция «Язык и культура в пространстве космического мировоззрения» имеет хороший потенциал для развития, и с радостью готовы продолжить дальнейшее сотрудничество.



Справка о Национальном исследовательском Томском государственном университете


Томский университет основан Российским императором Александром II в 1878 году как Императорский Сибирский Университет. 22 июля (3 августа) 1888 года состоялось его торжественное открытие.

Первым ректором Императорского Томского университета по рекомендации русского ученого-энциклопедиста Дмитрия Ивановича Менделеева стал Николай Александрович Гезехус, один из самых опытных профессоров того времени, имеющий многолетнюю практику преподавания, автор известной в России работы по изучению радиоактивности.

В состав университета поначалу входил всего один медицинский факультет, хотя традиционно университеты дореволюционной России имели четыре факультета: медицинский, юридический, физико-математический и историко-филологический. В 1898 году был открыт юридический факультет, а в 1917 – историко-филологический и физико-математический факультеты.

В 2014 году Томский университет преобразован в Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Томский государственный университет».

Сейчас НИ ТГУ включает в себя 23 факультета и учебных института, около 150 кафедр, 3 филиала и 38 центров довузовской подготовки и профориентации в городах Сибири и Казахстана. В университете обучается около 17 тысяч студентов по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры, 500 аспирантов, 100 докторантов, соискателей по 36 специальностям. На факультетах и в научно-исследовательских центрах работают 500профессоров, докторов наук и 1000 кандидатов наук. Томский университет является крупным учебно-научным комплексом, ведущим классическим университетом исследовательского типа, признанным центром науки, образования и инноваций.

В 2023 году ТГУ стал одним из шести российских вузов, вошедших в эксперимент по отработке новых программ в рамках трансформации системы национального высшего образования. Новая модель университета будет сочетать образование, науку и инновационное предпринимательство для стимулирования и подготовки студентов к предпринимательской деятельности. Новая система высшего образования призвана обеспечить национальные интересы нашей страны, технологическое продвижение и развитие.

Ежегодно факультет иностранных языков приглашает известных ученых и руководителей научных школ, а также преподавателей вузов, учителей, аспирантов, магистрантов, работников образования принять участие и обменяться научными результатами и исследовательским опытом по актуальным проблемам педагогики в сфере иноязычного образования. Во время этого научного форума работают круглые столы, множество тематических секций, проводятся мастер-классы. Важной чертой этих мероприятий являются деловая обстановка, высокий уровень организации форума и внимательное отношение сотрудников университета к участникам и гостям.


Программа Международной научной конференции «Язык и культура»

Программа секции «Язык и культура в пространстве космического мировоззрения»

Приветствие конференции от Международного Центра Рерихов





Возврат к списку

Архив: 202320222021, 2020, 2019, 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007