Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

Международная общественная организация | Специальный консультативный статус при ЭКОСОС ООН
Ассоциированный член ДОИ ООН | Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов
Коллективный член Международного совета музеев (ИКОМ) | Член Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА»

Семья РериховЭволюционные действия РериховЖивая ЭтикаПакт РерихаМЦРМузей имени Н.К. Рериха
Л.В. ШапошниковаЗащитаОНЦ КМ КонференцииЧтенияКультурно-просветительская работаТворческие отделы

СТРАНИЦЫ  Новости МЦР|Новости сайта|Подписаться на новости|Сохраним Музей Рериха
версия для печати
01.02.2024

Лекция «Живопись Николая Рериха. Философия в красках» в Казани

0Lection_Kazan.jpg 

Н.К. Рерих. Песнь о Шамбале. 1943

В Казани начался юбилейный год семьи Рерихов. 20 января 2024 года Галерея современного искусства ГМИИ Республики Татарстан пригласила горожан на лекцию «Живопись Николая Рериха. Философия в красках», посвященную творчеству великого русского художника. Так в наступившем году продолжил свою работу лекторий «Держава Рериха». Его организатор – Татарстанское рериховское культурное объединение. Лекторий проходит при поддержке Государственного музея изобразительных искусств (ГМИИ, Казань) и Международного Центра Рерихов (Москва).

Благодаря масштабным проектам, посвященным юбилею Николая Константиновича Рериха, имя Мастера все чаще стало появляться в СМИ. Это, безусловно, вызвало интерес к его личности и творчеству, поэтому лекционный зал галереи, несмотря на метель, третий день бушевавшую в городе, был полон. Отрадно, что, помимо завсегдатаев на мероприятие пришло много новых посетителей, в том числе молодежь.

Лекцию прочитала Любовь Владиславовна Хоменок, кандидат педагогических наук, руководитель отдела развития Международного Центра Рерихов.

Николай Константинович Рерих – один из ярчайших представителей Серебряного века. Подобно титанам Возрождения, он обладал разносторонними способностями и дарованиями, оставив свой след в мировой культуре как мыслитель, как ученый-археолог, как выдающийся путешественник, побывавший в труднодоступных местах Центральной Азии. Не случайно в Индии, где Рерих прожил долгие годы, его называют Махариши – великий мудрец. Он известен также как культурный и общественный деятель, как создатель первого Международного договора в защиту культурных ценностей – Пакта Рериха. Но, пожалуй, наиболее всего он прославился своим художественным талантом. По подсчетам специалистов за свою жизнь Мастер создал около 7 тысяч живописных полотен. Конечно, в рамках одной лекции невозможно охватить все грани его художественного гения. Любовь Владиславовна постаралась раскрыть вехи становления Николая Рериха как творческой личности, обратила внимание на некоторые особенности его живописи и темы, которые он освещал в своих произведениях.

Многочисленные полотна Мастера погружают зрителя в далекое прошлое, представляют величественные образы духовных Учителей разных времен и народов, переосмысливают древние легенды, передают восхищение мощью Гималайских гор, но все его произведения объединяют три философские категории, принятые еще в античности, – Истины, Добра и Красоты. Красота для Николая Рериха – это не просто совершенство форм и цвета, она непосредственно связана с высшим духовным миром и обладает мощной преображающей силой. Красоту мыслитель воспринимал как духовную энергию, изливающуюся в наш плотный мир через творческий процесс, побуждающую человека к созиданию, настраивающую его душу на лад вечных ценностей жизни. Прекрасное в его понимании то же самое, что и «Святое», и проявляет себя не только в гармонии природы и искусства, но и в человеческих поступках, чувствах и мыслях, т.е. в понимании Рериха Красота неотделима от Добра и Истины. Святой подвижник, независимо от его национальности, вероисповедания или рода занятий, был для него высшим проявлением Красоты, а пример его духовного подвига вдохновлял художника на собственное совершенствование.  Николай Рерих считал, что преображение жизни Добром и Красотой как раз и является целью всех земных путей человека.

Эта особенность творчества Мастера делает его произведения духовно насыщенными, открывая нашему сердцу целый новый мир, мудрый, преображенный, который современник Николая Рериха, известный русский писатель Леонид Андреев очень точно назвал «Державой Рериха».

Ростки этого чудесного мира проявились у Николая Константиновича еще в детстве. Окружающая жизнь и природа будили в чуткой душе мальчика зовущие образы. Он заглядывался на проплывающие по небу облака, мечтал о стране высоких гор и, увлекаясь археологией, был очарован картинами далекого прошлого. Так формировался богатый внутренний мир юного художника, который впоследствии сложил его творческую индивидуальность и обусловил уникальность его художественного дара.

В 1893 году Николай Рерих поступает в Императорскую Академию художеств и встречает своего наставника, выдающегося пейзажиста А.И.Куинджи. В это время Н.К.Рерих серьезно увлекся исторической живописью. Рождается целый цикл картин «Начало Руси. Славяне». Причем он никогда не изображал прошлое ради прошлого. Он обращал внимание на стремление древних к красоте и связь с Высшим, которая была присуща искусству старины, выделял в истории «строительные», созидательные моменты и переосмысливал их с точки зрения настоящего и будущего. Н.К.Рерих утверждал: «Человеку, не умеющему понимать прошлое, нельзя мыслить о будущем».

Стремясь отражать высокие идеи в своем творчестве, Рерих ищет их наиболее яркое художественное выражение. Его интересует проблема декоративности, он тщательно изучает итальянские примитивы, древнерусскую и восточную живопись, ее композиционные приемы и связанное с ними применение «чистых» цветов.

Постепенно в творчестве Н.К.Рериха появляются произведения, не понятные многим его современникам, в которых читаются символы иной духовной реальности, нашедшей свое отражение в древних легендах и сказаниях. Здесь проявилась еще одна особенность творчества Николая Рериха – его умение не просто обращаться к традициям сакрального искусства разных народов, но и глубоко переосмысливать их символы.

Среди таких необычных картин, созданных с 1905 по 1911 год, особенно выделяются три произведения. Первое называется «Сокровище Ангелов» (1905), второе – «Владыки нездешние» (1907) и третье – «Книга Голубиная» (1911). Центральными образами этих произведений были Камень, Святые мудрецы и Книга. Ведущий рериховед, известный философ, историк и востоковед Л.В.Шапошникова писала: «Учитель, Книга и Камень составили смысл и содержание творчества и деятельности всей жизни Николая Константиновича Рериха». Действительно, о каких бы картинах Н.К.Рериха ни шла речь, их сюжеты в той или иной мере связаны с этими тремя краеугольными темами его творчества.

Новым витком в творческой биографии художника становится Восток. Величайшие художественные достижения, наибольшая духовная углубленность его искусства раскрылись именно здесь. Индия занимает в жизни и творчестве Николая Рериха особое место. Свои мысли и чувства Николай Рерих передал в тысячах полотен. Его не перестают восхищать Гималаи. На полотнах Мастера они как бы теряют свою земную природу, и мы видим их в ореоле небесной славы. Кажется, будто художник рассматривает их с высоты, «взглядом из беспредельности». Сияющие дали вершин, нежнейшие переливы красок, изысканная игра света и цвета, музыкальная ритмичность горных хребтов и непередаваемая мощь и величие. Каждая картина искрится, как драгоценный камень. Созерцая вершины на полотнах Рериха, мы видим не только горные пики, но и символы духовного восхождения человека.

В самом конце 1923 года Рерихи прибыли в Восточные Гималаи, откуда началась знаменитая Центрально-Азиатская экспедиция. В их жизни она сыграла огромную роль. На ее маршруте Николай Константинович создал более 500 полотен, этюдов, рисунков, в том числе три знаменательные серии картин. Цикл «Его страна» связан с легендами о таинственной Шамбале – Заповедной стране мудрецов, скрытой где-то в сердце Гималаев. Серия «Знамена Востока», посвящена Великим Учителям человечества. В серии «Майтрейя», появившейся в 1925 году, нашла свое яркое воплощение важная тема творчества Николая Константиновича – тема Будущего нашей планеты. В основе сюжета этого цикла лежит пророчество о приходе на Землю грядущего Будды – Майтрейи. Считается, что после этого в мире воцарится эпоха справедливости. Картины серии наполнены символами близости этого Великого события, ожиданием и верой народов Центральной Азии в лучшее будущее.

Начало 30-х годов XX века в жизни художника отмечено интенсивной международной деятельностью по продвижению идеи охраны культурных ценностей и формированием всемирного общественного движения за принятие соответствующего договора – Пакта Рериха. Картины с изображением Знамени Мира, отличительного знака Пакта, передающие идею необходимости спасения наследия прошлого ради будущего, духовного единения народов, роли женского начала в этом процессе, следуют одна за другой. Параллельно Николай Константинович Рерих обращается к образу Преподобного Сергия Радонежского. На полотнах Мастера Святой Сергий предстает как строитель русской духовной культуры и хранитель России.

В эти годы Николай Рерих особенно чутко воспринимает все происходящее в мире. Его сердце предчувствует беды и грядущие военные катаклизмы. Эти предвидения отразились на его полотнах, которые впоследствии назовут пророческими. Таких серий у Николая Рериха несколько, они появились как перед Первой, так и перед Второй мировой войной как предупреждение человечеству. Тревога за судьбу России, вера в ее непобедимость, в невероятную стойкость и самопожертвование русского народа зазвучали мощным набатом в его картинах времен Великой Отечественной войны.

Художественное творчество Николая Рериха – совершенно особое явление в мировой культуре. Секрет притягательности его произведений в их философской глубине и смысловой насыщенности, в богатстве сюжетов и разнообразии красочных сочетаний, в духовной неисчерпаемости личности самого Мастера. Любое произведение художника – это запечатленная в прекрасных образах глубокая мудрость философского Учения Живой Этики. Утверждая общечеловеческие идеалы добра и красоты, Мастер приоткрывает перед нами двери в высшую духовную реальность. В силу своей вневременности и человечности творчество Николая Рериха всегда будет актуальным, а личность самого художника не перестанет вдохновлять грядущие поколения.

Лекция вызвала живой интерес слушателей. Прозвучало много вопросов, связанных с творчеством Николая Константиновича Рериха и судьбой рериховского наследия в России.




Возврат к списку

Архив: 202320222021, 2020, 2019, 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007