Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

Международная общественная организация | Специальный консультативный статус при ЭКОСОС ООН
Ассоциированный член ДОИ ООН | Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов
Коллективный член Международного совета музеев (ИКОМ) | Член Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА»

Семья РериховЭволюционные действия РериховЖивая ЭтикаПакт РерихаМЦРМузей имени Н.К. Рериха
Л.В. ШапошниковаЗащитаОНЦ КМ КонференцииЧтенияКультурно-просветительская работаТворческие отделы

СТРАНИЦЫ  Новости МЦР|Новости сайта|Подписаться на новости|Юбилейный год Рерихов – 2024
версия для печати
25.04.2024

Выставка «Красота старины – устой настоящего и мост в будущее» в городе Берёзовском (Кемеровская область)


20240425_top.jpg


2 февраля 2024 года в Берёзовском городском музее имени Н.В.Плотникова состоялось торжественное открытие выставочного проекта Международного Центра Рерихов «Красота старины – устой настоящего и мост в будущее».

Приветствуя гостей, директор Музея Любовь Германовна Зиновьева сказала: «Весь этот год наш город и вся наша страна живут в особом вдохновенном ритме. По указу Президента В.В.Путина 2024 год объявлен Годом семьи. И нам очень важно, работая в этом направлении, узнать об удивительной семье Рерихов, наших соотечественников, которые внесли великий вклад в развитие русской и мировой культуры, искусства и философской мысли. Благодаря этой семье для своего совершенствования мы имеем культурное наследие Рерихов».

Любовь Германовна отметила, что 2024 год является юбилейным для семьи Рерихов: исполняется 150 лет со дня рождения всемирно известного художника, философа, путешественника и общественного деятеля Николая Константиновича Рериха (1874–1947), 145 лет со дня рождения уникального мыслителя и писателя Елены Ивановны Рерих (1879–1955) и 120 лет со дня рождения выдающегося художника и просветителя Святослава Николаевича   Рериха (1904–1993), их младшего сына. Кроме того, мы отмечаем 120-летие путешествия Н.К. и Е.И.Рерихов по древнерусским городам в 1903–1904 годах.

Выставка открылась прекрасным произведением Сергея Рахманинова «Элегия» в исполнении педагогов Детской школы искусств № 14 Г.В.Караваевой (фортепиано) и Е.В.Вениковой (скрипка).

С открытием экспозиции гостей Музея поздравил координатор выставочного проекта, председатель Кемеровской городской общественной организация «Рериховское общество Майтри» Александр Дмитриевич Лобачевский. Он вручил цветы директору Музея Л.Г.Зиновьевой. Александр Дмитриевич отметил, что Берёзовский – первый город в Кузбассе, который принимает выставочный проект Международного Центра Рерихов, и пожелал всем присутствующим проникнуться духом красоты Древней Руси, которую запечатлел Н.К.Рерих на своих полотнах. А.Д.Лобачевский подчеркнул, что выставка пройдет по городам Кузбасса и по регионам Западной Сибири.

Далее в исполнении Екатерины Анисимовой прозвучала песня «Родина» в музыкальном сопровождении педагогов Детской школы искусств № 14.

Заместитель начальника Управления культуры, спорта, молодежи и национальной политики Инна Борисовна Майер в своем выступлении отметила: «Храмы и монастыри, что запечатлел Н.К.Рерих в своей экспедиции “По старине”, их красота и мощь архитектуры, отвечают нашим исконно русским корням. Как метко сказал наш великий поэт, “здесь русский дух, здесь Русью пахнет”».

Гость из города Кемерово, Галина Алексеевна Княжева, главный библиотекарь и руководитель Центра культурных программ Государственной Кузбасской научной библиотеки имени В.Д.Федорова, рассказала о культурно-просветительской программе библиотеки по празднованию юбилеев семьи Рерихов и передала в дар Музею книги кузбасских писателей.

Председатель Кемеровского отделения Международной общественной организации «Лига защиты Культуры», искусствовед Юлия Петровна Руденко обратила внимание гостей праздника, что монастыри и храмы древних городов Руси, которые изобразил в своих произведениях Н.К.Рерих, хранят энергии духовных подвигов святых подвижников, увековеченные также в иконах и летописях этих монастырей. Эти святыни напитаны живыми энергиями духа человеческого и устремляют нас к совершенствованию.

Восхищаясь старинной живописью, стремлением мастеров древности украсить любую вещь и довести свой труд до совершенства, Н.К.Рерих писал: «Когда смотришь на древнюю роспись, на старые изразцы или орнаменты, думаешь: какая красивая жизнь была. Какие сильные люди жили ею. Как жизненно и близко всем было искусство, не то что теперь…». И сердечно огорчался, видя современную грубую реставрацию, процветающий штамп, пошлость и гибель превосходных памятников искусства, видя, как мало ценится и осознается красота русской старины и предпочитаются западные образцы. Рерих призывал посмотреть на родное искусство «теплым взглядом любви и восторга», задуматься о добром сохранении еще оставшихся памятников.

Ю.П.Руденко отметила, что именно в этой экспедиции по старине у Н.К.Рериха зародилась мысль о необходимости защиты народных святынь и исторических памятников от разрушений в мировом масштабе. Позднее Николай Рерих подготовил проект специального Пакта о защите культурного наследия, сопроводив его обращением к правительствам и народам всех стран. Причем, как пояснял Рерих, Пакт нужен и «как образовательный закон, который с первых школьных дней будет воспитывать молодое поколение с благородными идеями о сохранении истинных ценностей всего человечества». Проект получил всемирную известность и нашел широкий отклик среди мировой общественности.

15 апреля 1935 года, накануне Второй мировой войны, в Белом Доме в Вашингтоне главы 21 государства подписали первый в истории Международный договор о защите культурного наследия человечества как в военное, так и в мирное время. Вместе с Пактом Н.К.Рерих предложил отличительный знак – Знамя Мира, которым предполагается отмечать подлежащие охране культурные объекты.

Приветствуя открытие выставки, Лада Григорьевна Пукалова, заместитель председателя Рериховского общества г. Берёзовского, рассказала, что в экспозиции представлены копии картин архитектурной серии Н.К.Рериха, созданной во время поездки по древнерусским городам. В двухлетний маршрут, который Николай Константинович Рерих осуществил вместе со своей женой Еленой Ивановной, вошло более 40 городов, а именно: Москва, Ярославль, Кострома, Казань, Нижний Новгород, Владимир, Суздаль, Юрьев-Польский, Ростов Великий, Смоленск, Гродно, Вильнюс, Рига, Каунас, Таллин, Изборск, Псков, Тверь, Углич и другие. Е.И.Рерих, участвуя в экспедиции, выполняла обязанности фотографа.

Путешествие Рерихов осуществлялось и с благотворительной целью. Планировалось издать картины художника в виде открыток и альбомов, а средства от их продажи направлять в фонд Красного Креста.

Л.В.Шапошникова, ведущий исследователь жизни и творчества семьи Рерихов, в своей книге «Мастер» рассматривает путешествие Н.К.Рериха по Руси во взаимосвязи с образом Преподобного Сергия Радонежского: «Временами казалось, что Рерих как бы продолжает идеи Сергия, развивает их, вскрывает их жизненность. <…> Оба они, инок и художник, считали, что культурное строительство является главным в любом строительстве, что первое – основа всему. <…> Казалось, Сергий и его жизнь предопределили и выбор маршрута путешествия по старинным русским городам».

Величие и красота Древней Руси стали главной темой художественного и публицистического творчества Рериха в дореволюционный период. Путешествие семьи Рерихов и сегодня вызывает большой интерес у научной и культурной общественности. По-прежнему актуально звучит всенародный призыв Рериха: «Признано, что в деле общекультурных устоев страны уже пора обращаться не только к правительственным учреждениям, но прежде всего к народу. Уже надлежит народу знать свою историю, знать свои сокровища, беречь свои богатства...».

Как итог культурной и миротворческой инициативы великого русского художника и мыслителя, Пакт Рериха сыграл важнейшую эволюционную роль в формировании международно-правовых норм и общественной деятельности в области охраны культурного наследия. Мощный призыв «Мир через Культуру», который предложил и обосновал Н.К.Рерих, вызывает горячий отклик в сердцах многих людей по всему миру. Его идеи и забота о Культуре, высказанные в середине ХХ века, особенно актуальны в наше время.

Открытие выставки «Красота старины – устой настоящего и мост в будущее» осветили местная газета «Мой город» (выпуск от 09.02.2024) и Берёзовское городское телевидение «12 канал».


Юбилей Елены Ивановны Рерих в Берёзовском

12 февраля 2024 года в Берёзовском городском музее имени Н.В.Плотникова в рамках выставки и Международного творческого фестиваля «Дорогой Красоты, Добра и Мира» состоялась встреча, посвященная 145-летию со дня рождения Елены Ивановны Рерих.  Гости Музея познакомились с ее биографией и деятельностью.

Елена Ивановна была верным другом и помощником Николая Константиновича Рериха. Всемирно известный художник считал, что под его картинами должна стоять и ее подпись. Он посвятил ей ряд полотен и очерков.  Несколько его картин получили название «Ведущая».

Находясь в Лондоне, в 1920 году Елена Ивановна записала первые строки Живой Этики – новой философской системы, представляющей собой современную целостную концепцию реального Космоса.

Основным эволюционным свершением семьи Рерихов и самой крупной в XX веке стала Центрально-Азиатская экспедиция, которая продолжалась с 1923 по 1928 год. Она охватила труднодоступные районы Центральной Азии. Сложнейший маршрут экспедиции проходил через территории Сиккима, Кашмира, Ладака, Китая (Синцзян), России (с заездом в Москву и посещением Сибири, Алтая), Монголии, Тибета, а также по неизученным областям Трансгималаев. Елена Ивановна приняла участие в Центрально-Азиатской экспедиции, разделив вместе с ее участниками все трудности этого уникального путешествия. По итогам экспедиции был создан Гималайский институт научных  исследований «Урусвати», президентом-основателем которого стала Елена Ивановна Рерих.

Можно с уверенностью сказать, что без Елены Ивановны принятие Пакта Рериха было бы невозможным. Именно она во время Маньчжурской экспедиции Н.К.Рериха вела всю деловую переписку с международными культурно-просветительскими организациями и координировала их деятельность.

Елена Ивановна была удивительно скромным человеком. Все ее труды: «Преподобный Сергий Радонежский», «Основы буддизма», «Криптограммы Востока» – вышли под псевдонимами. Нет ее фамилии и на книгах Живой Этики.

Елена Ивановна, как и все Рерихи, очень любила Родину. И сегодня напутствием для нас звучат ее слова, написанные в 1938 году: «Теперь хочу сказать Вам ... верьте в Россию. Среди хаоса подымается мощная скала. Силы Света охраняют ее. Было Сказано – одна Россия держит равновесие мира».

На встрече в Музее присутствовали заместитель начальника Управления культуры, спорта, молодежи и национальной политики Берёзовского городского округа И.Б.Майер и заместитель председателя Рериховского общества г. Берёзовского Л.Г.Пукалова.

Выставка «Красота старины – устой настоящего и мост в будущее» экспонировалась в Берёзовском городском музее имени Н.В.Плотникова до 25 марта 2024 года.




Публикации

145-лет со дня рождения Елены Ивановны Рерих // Сайт Городского музея имени В.Н. Плотникова, Кузбасс, г. Березовский





Возврат к списку

Архив: 202320222021, 2020, 2019, 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007