Голос из зала
З. П. Страхова, Сочи
Для меня, как и для тысячи тысяч почитателей творчества Рерихов, этот замечательный музей аккумулирует благодаря искусству суть нравственных вершин человечества. Прозрением своего огромного таланта Н. Рерих – художник, мыслитель дарит нам свое восприятие красоты Земли, услышанную музыку тишины Космоса, напоминает о великом предназначении человека. Через искусство, как в незабываемом путешествии, нам открывается сфера, где пребывают Истины мироздания, всепланетарная Этика. И чем ближе к сердцу оказывается фокус «линзы» искусства, увеличивающей до бесконечности перспективу изображенного пространства, тем отчетливее воспринимается мысль художника, говорящего с нами посредством своего искусства о гармонии Мира, всепобеждающей Красоте, Истинном, Вечном.
Подлинное искусство обращается к тому лучшему в человеке, что он сумел сохранить в мутных перипетиях бытия. В картинах Н.К. Рериха каждому открывается главное: дарованный нам красивый мир надо ценить, оберегать и быть всему этому достойным. Приходит или, во всяком случае, усиливается осознание масштаба собственно себя в общей, изумительной по красоте картине Вселенной. Усиливается желание творить Доброе, благодатное для жизни: «Успеть бы воздать природе, людям, обществу полезное, необходимое, что явится, без сомненья, и радостным подарком для собственной души».
На картинах Н. Рериха немного изображений людей, но человек-собеседник в них всегда незримо присутствует: художник как бы «берет» с собою в высокогорье достойных Откровения, чтобы поделиться своим восхищением красотой, величественной тишиной природы Мироздания.
Все, что представлено в музее – результат тщательной высокопрофессиональной продуманности и, что важно, деликатно подано в традициях творчества самого художника. Отрадно, что в музее накануне научно-общественной конференции, посвященной яркому жизненному пути и творчеству Ю.Н.Рериха, открылся новый зал, раскрывающий яркий жизненный пут Юрия Николаевича.
По приглашению я приехала на эту конференцию в МЦР, где относительно не так давно состоялась моя персональная выставка цветной графики. По образованию я – музыкант-профессионал, а графика – мое хобби. В этот приезд я предложила оргкомитету в рамках культурной программы в собственном исполнении произведения И. Баха, К. Дебюсси, С. Рахманинова, А. Скрябина, П. Чайковского, собственные пьесы … и иного выступления совсем не планировала.
Но в последний день конференции средь «ясного неба» прозвучала тревожная информация, относящаяся к проблемам музея и связанным с ними именем его мецената Бориса Ильича Булочника.
В его защиту я приведу в пример только один случай из моей творческой жизни. На шестнадцатой персональной выставке моих картин в Москве в музее Рерихов в трех залах в 2008 г. Борис Ильич, просматривая выставленные картины, нашел их «интересными, необычными». Ни на что не надеясь, я сказала, что мне – педагогу пожизненно невозможно издать даже небольшой каталог своих картин (их у меня свыше 2000). Может быть, у себя в городе я несколько известна, особенно в сфере искусств, но в столице – нет. И он взял на себя все большие расходы по изданию в Кремлевской типографии моих работ в цвете – «Музыка в графике» (500 экземпляров, формат почти А-4, 270 страниц). Моим картинам он дал вторую жизнь, за что я буду ему всю жизнь необыкновенно благодарна!
При подготовке издания я испросила его согласие на упоминание его спонсорского имени в издаваемой книге – на что он категорически отказался. Я предложила ему с благодарностью 50% и более… изданного тиража, но он принял от меня только один экземпляр с дарственной надписью.
Он не знает об этом письме, и обозначенные в нем события, связанные с его именем, оставались бы известными только моему окружению. Но это письмо – моя естественная реакция, нравственная позиция родилось, как благодарное воспоминание об оказанной им большой материальной помощи. Я не могу не встать на защиту ДОБРОГО ИМЕНИ бескорыстного, уникального мецената Бориса Ильича Булочника. Изданная книга получилась, действительно, красивой. Большое спасибо ему!
Моя история – лишь маленький штрих в его большой, нравственно великой состоявшейся личности. Таких людей государству нужно предупредительно беречь, ценить и всячески им помогать.
З. П. Страхова, Сочи
12.10.2012.