версия для печати | |||
|
доктор философских наук
Философия Живой Этики – основа новой науки
Наш доклад опирается, по меньшей мере, на два методологических положения, которые вытекают из философии космической реальности – Живой Этики, других трудов Рерихов и работ Л.В.Шапошниковой. Русский космизм, который образуют космизм Серебряного века России и философия Живой Этики, есть проявление Духовной революции, которая началась в конце XIX века в нашей стране. В соответствии с другим положением, русский космизм представляет собой явление целостное, ибо его представителей объединяют черты, в той или иной мере присущие таким мыслителям как В.С.Соловьев, С.Н.Булгаков, П.А.Флоренский, Н.И.Пирогов, В.И.Вернадский, К.Э.Циолковский, В.И.Вернадский, А.Л.Чижевский, Н.К.Рерих, Е.И.Рерих, Ю.Н.Рерих, С.Н.Рерих, М.К.Чюрленис, А.Н.Скрябин и другие.
Если говорить о современности, то в науке сложилась проблемная ситуация. Социологическое представление о человеке и мире ограничивает науку в ее определении предмета научных исследований явлениями физического мира. В этом случае за пределами внимания ученых остаются проявления материи иных состояний и измерений. Между тем изучение подобного рода проявлений может качественно расширить границы нашего познания.
Указанный подход также ограничивает понимание и применение познавательных возможностей человека, сводя их преимущественно к экспериментальным методам и логическим процедурам. В итоге, за пределами познавательной деятельности остаются духовные методы познания. 8 октября, в нашем музее на открытии выставки художников-космистов об этих методах шла речь, когда выступающие обращали внимание на особенности художественного творчества как способа познания.
Иными словами, ограниченность методологии науки сдерживает развитие научного познания. Выход из этой ситуации состоит в формировании новой методологии науки на основе Живой Этики, методологии, которая давала бы возможность:
- во-первых, рассматривать в качестве предмета исследований не только явления плотной материи, но и явления материи иных состояний и измерений;
- и, во-вторых, применять в процессе познания духовные, или метанаучные методы, которые заложены в духовной природе человека.
Таким образом, необходимость и реальная возможность обновления методологии науки обусловлена как потребностями самой науки, столкнувшейся с ограниченностью своих философских оснований, так и творческим потенциалом философии космической реальности, освоение которого могло бы стимулировать науку в ее работе по формированию новой научной методологии.
Новая наука отличается от традиционной тем, что, согласно философии Живой Этики: во-первых, носит одухотворенный характер благодаря ее связям с более высокими структурами Космоса; во-вторых, опирается на новую систему познания, которая объединяет эмпирические и духовные, или метанаучные, методы познания; и, в-третьих, несет в себе этическую составляющую.
В то же время, обращая особое внимание на новую науку, мы не отрицаем науки традиционной. Эти два типа науки исторически представляют собой два этапа ее развития. Если рассматривать этот процесс теоретически, то новая наука вырастает в недрах науки традиционной, постепенно обнаруживая по отношению к последней свою ведущую методологическую роль.
Принципы новой научной методологии содержатся в философии Живой Этики. Задача ученых состоит в их осмыслении и применении в научных исследованиях. Но для этого необходимо избрать правильный подход к осмыслению и применению Живой Этики, который означает, что философия космической реальности представляет собой творческий импульс космической эволюции, который обнаруживает себя в пространстве Духовной революции в России. Именно благодаря этому важнейшему обстоятельству в Живой Этике оказались аккумулированы космические знания, необходимые человечеству для перехода на более высокий уровень эволюции. Эти знания (например, представление о многомерной и в то же время целостной структуре человека) необходимы ученому как для развития космического сознания, так для формирования новой одухотворенной науки.
Понимание природы Живой Этики как творческого импульса космической эволюции является единственно верным и поэтому в творческом отношении чрезвычайно продуктивным, ибо открывает перед учеными возможности осмысления и применения содержащихся в Живой Этике знаний в жизни и научных исследованиях.
Итак, мы приняли такое понимание Живой Этики, согласно которому она есть творческий импульс Космический эволюции и представляет собой проявление Духовной революции в России. Это открывает нам возможность определить направление процесса формирования космического сознания, которое протекает на основе осмысления Живой Этики и способствует развитию новой науки.
В то же время надо подчеркнуть, что здесь возникает одна очень важная методологическая проблема, осмысление которой проливает свет на возможности как адекватного осмысления ученым Живой Этики, так и на процесс формирования новой науки. Эта проблема заключается в том, что осмысление основ Живой Этики и процесс формирования новой науки – оба эти процесса протекают в сознании ученого. С позиций Живой Этики, для понимания и осуществления процесса научного познания принципиальное значение имеет то, что осмысление и претворение ученым ее положений затрагивает его духовный мир, сосредоточенный в первую очередь в сердце и интеллекте.
Иными словами, как только ученый начинает прилагать искренние усилия по осмыслению и претворению положений Живой Этики, эти структуры приходят в движение, и происходит их изменение и совершенствование. Все это в свою очередь вызывает расширение сознания ученого.
Уровень сознания ученого обусловливает его представления о Вселенной, своем месте в ее пространстве и, в частности, его представления о науке и научном познании. В свою очередь, уровень сознания ученого причинно обусловлен степенью его расширения. Чем более расширенным будет сознание ученого, тем более основательными и явными будут предпосылки формирования у него принципов новой науки. Но чтобы эти принципы заняли в сознании ученого доминирующее положение, его сознание благодаря его собственным усилиям должно стать сознанием космическим. Процесс формирования космического сознания наиболее точно выражается термином «расширение сознания», которое включает в себя признание ученым высочайших структур Космоса в качестве определяющих его жизнь и творчество, а также взаимодействие с этими структурами на основе их тончайшей энергетики. Можно предположить, что в этом сложнейшем процессе есть свои этапы. Но мы касаться их пока не будем.
Таким образом, расширение сознания ученого отнюдь не сводится к увеличению объема его знаний, хотя осмысление новых знаний в этом процессе играет существенную роль. Расширение сознания свидетельствует о качественном развитии глубинных духовно-энергетических структур человека. А результатом этого процесса выступает повышение уровня духовности и утончение энергетики человека.
Иными словами, расширение сознания ученого показывает, что в нем постоянно растет сознание космическое. Можно сказать, что итогом развития сознания ученого выступает расширенное сознание, которое по своему содержанию есть сознание космическое. Содержанием космического сознания выступает понимание космической сущности человека, а также его осмысленное взаимодействие с высочайшими структурами Космоса на основе энергетики этих структур. Здесь нам хотелось бы обратить внимание на то, что понятие «расширение сознания» акцентирует наше внимание на процессе формирования космического сознания, а понятие «космическое сознание» на результате этого процесса.
как необходимое условие развития новой науки
Применение Живой Этики как основы новой науки происходит в сознании ученого, где протекает многогранный творческий процесс. Этот процесс (если брать сферу научного творчества), образуют такие моменты:
1) освоение положений Живой Этики и одновременно развитие космического сознания;
2) формирование принципов новой науки;
3) определение направлений научных исследований и решение конкретных научных задач.
Иными словами, в сознании ученого как в фокусе сходятся все нити его творческой деятельности. В этой связи важно то, что формирование космического сознания в многообразном спектре направлений его духовного развития играет ведущую роль, ибо качества, присущие космическому сознанию, обусловливают реализацию всех других направлений творческой деятельности ученого. «Жизнь вечная, – пишет Е.И.Рерих об этой форме сознания, – завоевывается, именно космическим сознанием, или осознанием космичности своей сущности» [1].
В то же время практически все проблемы освоения Живой Этики человечеством еще впереди. Они возникнут и уже возникают на пути реальной, практической реализации основ философии космической реальности. Для того, чтобы начать этот процесс, нужно, читаем в Живой Этике, «найти путь к подвижности сознания. Сердце может почуять стыд недостойной траты времени» [2].
Что касается различения человеком в себе признаков нового сознания, то первым таким признаком, или «порогом нового сознания», будет победа над страхом, который «все еще владеет людьми» [3]. Надо отметить, что ученые, вся наука сегодня только приступают к освоению философии Живой Этики и соответственно формированию космического сознания.
Современная наука – это сложная система знаний, отображающая свойства и качества явлений Мироздания, а также законы функционирования и развития этих явлений. Такой подход предполагает, что предметом научного познания является также человек, выступающий частью Мироздания. В то же время важно отметить, что существующая наука изучает явления Мироздания односторонне, исключая из своей орбиты их тонкоматериальную сторону и сосредоточиваясь на видимой, плотноматериальной стороне. Такой подход обусловлен качественными недостатками существующей научной методологии. Она опирается на теорию познания, ориентированную преимущественно на эмпирические методы, которые в своих возможностях ограничены, так как при определении источника и предмета исследований эта теория познания имеет в виду только явления плотной материи.
Между тем, Живая Этика, частью которой выступает новая система познания, позволяет по-новому подойти к основным элементам познавательной деятельности. В новую систему познания входит особое понимание процесса познания и его целей, субъекта и объекта познавательной деятельности, предмета научного исследования и его методов, а также понимание истинного знания и его критериев. Все эти составляющие новой системы познания качественно отличаются от их понимания в существующей эпистемологии, поскольку формирование особенностей новой системы познания обусловливается космическим сознанием ученого, которое отражает реальное положение человека во Вселенной и закономерности его взаимодействия с ней.
Если мы обратимся к Живой Этике, то увидим, что новая система познания охватывает основные составляющие духовного мира человека в их единстве и взаимодействии. Приведение в действие этих составляющих позволяет ученому включать в орбиту новой методологии данные и выводы эмпирической науки, которые обретают в таком контексте новое, космическое, звучание.
Необходимой предпосылкой осмысления и применения такой системы познания является признание и сознательное использование всеначальной, или психической энергии, проистекающей из высочайших структур Космоса и аккумулированной в зерне Духа, которое присуще каждому человеку. «Огненное зерно духа остается в стихийной цельности, ибо значение стихий неизменяемо, но эманации зерна изменяются в зависимости от роста сознания. Так можно понять, что зерно духа есть частица стихийного огня, а накопленная вокруг него энергия есть сознание» [4]. Зерно Духа содержит изначально приданные ему Космосом космические знания, носителем которого выступают космические мысли. Особую роль во взаимодействии этих элементов играет сердце человека, которое является носителем его сознания. Задача ученого заключается в том, чтобы своими духовными устремлениями и волевыми усилиями очистить свое сердце от наростов самости и тем самым открыть его космическим знаниям.
Важное значение для познавательной деятельности ученого имеет его духовный опыт, благодаря которому он выверяет истинность своего познания в самом широком смысле этого слова.
Здесь весьма уместно вспомнить тезис, который был сформулирован в начале нашего доклада. Философской и методологической основой использования новой системы познания является признание и реализация положения о том, что Живая Этика есть творческий импульс Космической эволюции. Признание этот тезиса по-новому высвечивает процесс познания космической реальности, включая человека.
При рассмотрении процесса познания необходимо также учитывать нравственную позицию ученого и его культурный уровень. Новая система познания в целом отражает объективные закономерности и особенности научного познания. И от того, насколько этот процесс будет адекватно отображаться в теории познания, а указанная теория будет осмысливаться и применяться учеными в их исследованиях, зависит эффективность научного познания и развитие науки как системы знаний, помогающей человечеству осознавать себя в контексте реального космоса и решать космические, глобальные и региональные проблемы.
Итак, философская система Живая Этика содержит такое знание о человеке и Вселенной, осмысление и претворение которого есть одновременно процесс расширения сознания человека, а критерием этого процесса выступает формирование космического сознания.
В свою очередь в пространстве космического сознания, которое является результатом освоения и претворения человеком основ Живой Этики, развитие науки обретет качественно новые возможности – наука станет одухотворенной. И перед учеными, человечеством в целом откроются новые возможности его продвижения в лучшее будущее.
1 Рерих Е.И. Письма В 9 т. Т. 4 (1936 г.). М.: Международный Центр Рерихов, 2002. С. 9.
2. Агни Йога. (Знаки Агни Йоги). М.: Международный Центр Рерихов, Мастер-Банк, 2008. C. 308, п. 538.
3. Там же.
4. Там же. С. 167, п. 275.