|
версия для печати |
А.В.Стеценко. Пакт Рериха – путь к Миру через Культуру
Все мечтают о мире, о крепком мире, но
он не придет через международную
полицию, не утвердится запретами и
угрозами. Мир может заложиться в
сердце человеческом, но оно может
преисполниться доверием лишь через Культуру.
Мир через Культуру – наш постоянный
девиз. События доказали, насколько
необходим человечеству щит Культуры.
Если кто-то воображает, что
«цивилизованный» человек не может
одичать – он ошибается,
Цивилизованный дикарь – самое
отвратительное зрелище.
Николай Рерих
Как известно, история цивилизаций человечества в основном держалась на войнах, которые позволяли решать почти все проблемы, кроме основной – как сохранить мир. Ведь только в мирном строительстве возможно процветание. Но сознание большинства людей, видевших основной смысл жизни в удовлетворении постоянно растущих материальных потребностей, приводило ко все большему отделению материального от духовного, цивилизации от культуры и их противостоянию. В ХХ веке это разделение и противостояние привело к двум мировым войнам, которые поставили мир и все человечество на грань катастрофы.
XX век был самым разрушительным в истории человечества. По данным Википедии, за 100 лет прошедшего века на планете Земля произошло 214 вооруженных конфликтов и войн, в том числе две мировые войны.
По данным Института по изучению международных конфликтов в Гейдельберге, за последние 5 лет XXI века (2013–2017) в мире произошло 1125 войн и вооруженных конфликтов. Это в 5,3 раза больше, чем за весь ХХ век!
Если за последние 10 лет ХХ века в мире произошло 34 войны и вооруженных конфликтов, то за 5 последних лет XXI века их уже было – 1125. Таким образом, количество войн и вооруженных конфликтов возросло в 33 раза!
Такой значительный рост войн и вооруженных конфликтов убедительно свидетельствуют, что ни политические, ни экономические механизмы уже не могут служить гарантией прочного мира. Более того, часто именно они являются поводом для развязывания вооруженных конфликтов и войн. Поэтому установление мира на планете Земля – самая важнейшая задача.
Нельзя сказать, что человечество не пыталось установить прочный мир. Но эта задача решалось не в том направлении.
Гаагские конференции 1899 и 1907 годов, созванные по инициативе России, называют мирными, так как они положили начало установлению правил ведения войн и мирного урегулирования международных споров. Первая конференция предполагала «путем взаимного и миролюбивого обсуждения международных споров и условий ограничений вооружений предупредить войну». Направленностью второй было «посредством обмена мыслей выяснить те условия, при которых возникшая война могла бы быть поставлена в самые узкие рамки с точки зрения гуманности и общей пользы народов». Обратите внимание, что вопрос о прекращении войны и вооруженных конфликтов не был поставлен. Решением второй конференции был учрежден Гаагский трибунал – первый международный суд в истории человечества.
Но прошло всего несколько лет, как в Европе началась Первая мировая война. Миллионы людских ресурсов были втянуты в подготовку и ведение войн. Так, участниками Первой мировой войны стали 70 млн. человек, а ее жертвами – около 20 млн. Инфраструктура многих стран Европы была разрушена. Культурные ценности, являющиеся основой эволюционного развития человечества, понесли невосполнимые потери. Таким образом, подписанные договоренности первых так называемых «мирных» конференций в Гааге не имели никакой действенной силы.
Но есть другой путь установления на планете Земля прочного мира. Его предложил Николай Рерих, великий русский художник, ученый, писатель, общественный деятель, получивший также и образование юриста в Санкт-Петербургском университете. Наблюдая каким разрушениям подвергаются объекты культурного наследия не только в мирное, но и в военное время, он обращается:
– в 1914 году к верховному командованию русской армии, правительствам США и Франции с идеей заключения международного соглашения об охране культурных ценностей [1, с. 26];
– в 1915 году непосредственно к императору Николаю II и великому князю Николаю Николаевичу с предложением принять меры, направленные на охрану памятников культуры.
Тогда шла Первая мировая война и правительству России было не до предложений Рериха, но Николай Константинович не оставил идею добиться международного признания необходимости защиты культурного достояния всех народов.
После завершения Центрально-Азиатской экспедиции (1924–1928) Николай Рерих вновь призывает к необходимости защиты объектов культурного наследия. На этот раз он предлагает подписать международный договор «Об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников». Этот договор направлен на сохранение и защиту Культуры во всем ее многообразии и ликвидацию войн, так как расширяя поле Культуры, мы сужаем поле войны. В 1929 году свой призыв Николай Рерих уже обращает не только к правительствам стран, но и к международному сообществу.
Что же побудило великого русского художника и мыслителя взять на себя миссию призыва к международной общественности защитить объекты культуры?
«Культура и мир, – писал Николай Рерих в 1931 году, – являются священным оплотом человечества. В дни больших потрясений, и материальных и духовных, именно к этим светлым прибежищам устремляется дух смущенный. Но не только мы должны идейно объединиться во имя этих возрождающих понятий. Мы должны каждый посильно, каждый в своем поле, вносить их в окружающую жизнь как самое нужное, неотложное» [2, с. 107].
«Пути мира не могут быть насильно вбиты. Они живут в глубинах сознания. Для “цивилизации” – они утопия, но для культуры они пути единые, пути верные, пути прямые» [3, с. 403].
Слово «культура» имеет два корня. «…Первый, – писал Николай Рерих, – друидический, второй восточный. Культ-Ур – значит Почитание Света» [4, с. 108].
Таким образом, мы подходим к пониманию того, что в культуре мы имеем процесс приобщения человека к Свету. Корень «Ур» имеет санскритское происхождение, самого древнего языка, который дошел до нас в преданиях Востока, и он обозначает Энергию Огня. Из более поздних преданий и религиозных откровений нам известно, что понятие этого Огня связано с Божественной энергией. Таким образом, в объектах культурного наследия мы имеем Энергию Высшего Мира, другими словами, ту энергетику Красоты, которая является основным содержанием Культуры. Вот почему объекты культуры так необходимы человечеству, так как через них, через общение человека с этой энергией, заключенной в объектах культуры, дух человека получает необходимое ему питание. Поэтому так важно сохранить результаты деятельности человеческого гения, поскольку в условиях нашей бездуховной цивилизации эти памятники культуры дают возможность человеку оставаться человеком.
Человечество, населяющее планету Земля, связано с беспредельным пространством Космоса и является неотъемлемой его частью, подчиняясь его Великим Законам независимо от того, понимает это человек или отвергает. Свет, или то, что мы называем Светом, является причиной жизни всего Космоса – от планет и Галактик до человека, в видимом и невидимом человеческому глазу бесконечных мирах Космоса. Гармония мироздания держится на энергетике Красоты, являющейся основой Культуры, основой Света.
Всем известно ставшее крылатым утверждение Достоевского: «Красота спасет мир». Это не было случайным высказыванием, вложенным великим русским писателем в уста своего героя. Достоевский сам в этом был глубоко убежден. Об этом говорят его записи: «Красота есть нормальность, здоровье. Красота полезна, потому что она красота, потому что в человечестве – всегдашняя потребность красоты и высшего идеала ее. Если в народе сохраняется идеал красоты и потребность ее, значит, есть и потребность здоровья, нормы, а следовательно тем самым гарантировано и высшее развитие этого народа» [5, с. 28].
Но для того чтобы Красота выполнила свою миссию, человечество на планете Земля должно спасти Красоту от разрушения. А это возможно только при одном условии – человек должен осознать значение Красоты для своей жизни. Вот почему Николай Рерих, дополнив знаменитое высказывание Достоевского, сказал: «Осознание Красоты спасет мир». Энергетика Красоты в нашем плотном мире доступна для осознания человеком пока только через великие произведения культуры и величие окружающей нас природы. Не осознавая этого, человек закрывает доступ в свое сознание энергетики Красоты.
Без энергетики Красоты человек превращается в двуногое животное, способное только на разрушение и убийства. Энергетика Красоты, содержащаяся в великих произведениях искусства, при сознательном отношении к ним облагораживает человека, повышает его энергетику и расширяет сознание, способное выйти из узкого круга самости и понять окружающий его мир во всем его многообразии, которое держится энергетикой Красоты. Человек, отрезав себя от этой энергетики Красоты, обрекает себя на узкие тиски своей самости, которая закрывает человеку путь к пониманию других. Энергетика Красоты способна войти во внутренний мир человека и спасти его и окружающий мир только через Культуру.
Понимание этих процессов, стремление помочь человечеству найти выход из рокового круга разрушений и войн явились одними из основных причин, которые побудили Николая Рериха вновь предложить к подписанию международное соглашение, направленное на сохранение и защиту объектов культуры.
Пакт Рериха, предложенный Николаем Рерихом в грозные годы перед началом Второй мировой войны и направленный на сохранение самого необходимого для человечества – Культуры, т.е. сохранения и защиты на планете Земля Энергии Красоты, Божественной Энергии, которой жив дух человеческий, является одним из величайших даров человечеству.
Это предложение Николая Рериха было поддержано международным сообществом, инициатива которого вылилась в массовое международное движение за сохранение Культуры. Первые две международные конференции в поддержку этого договора в начале 30-х годов прошлого века прошли в Бельгии в старинном городе Брюгге. Но вскоре в Европе начал поднимать голову фашизм, которому европейские страны не смогли противодействовать. Партия войны вновь одержала победу над Культурой, и руководство стран Европы отказалось в дальнейшем поддерживать Пакт Рериха.
Идея Николая Рериха была подхвачена странами Латинской Америки и США, и в 1935 году предложенный договор, известный как Пакт Рериха, был подписан 21 страной Америки.
Итоги Второй мировой войны наглядно свидетельствуют, какую цену заплатили страны Европы, включая СССР, из-за недальновидности своих руководителей и политиков, которые не подписали Пакт Рериха.
Во Второй мировой войне участвовало 72 государства, в которых проживало 80% населения нашей планеты. Военные действия велись на территории 40 государств. К вооруженной борьбе было привлечено 110 млн. человек, в результате общие людские потери достигли 65 млн. человек. Но величайший урон, нанесенный этой войной Культуре, до сих пор дает о себе знать. Огромное количество объектов культуры было разрушено, т.е. значительная часть энергетики Красоты покинула землю. И это не метафора, а ужасная реальность, так как тонкой энергии Огня для ее пребывания на планете Земля нужна плотная материя, которой служат объекты высокого творчества человека. Разрушая эти объекты, мы лишаемся Божественной энергии, т.е. Красоты, так как уничтожается ее плотная форма.
После Второй мировой войны американские сотрудники Николая Рериха передали в ООН все документы по Пакту Рериха. В 1954 году Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) была созвана в Гааге международная конференция стран-участников ООН для принятия Конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженных конфликтов. Конвенция, в основу которой была положена идея Пакта Рериха о необходимости защиты объектов культурного наследия, была принята. Правда, идеи Пакта о безусловной защите всех объектов культурного наследия и персонала, работающего в них, как в мирное, так и в военного время, не вошли в Гаагскую Конвенцию. Была принята только идея охраны самих объектов и только в время вооруженных конфликтов. При этом приоритет отдавался не защите объектов культуры, а военной необходимости, т.е. военное командование само принимает решение в интересах целесообразности ведения военных действий разрушать памятники культуры или нет. И только в 1999 году во Втором протоколе Гаагской Конвенции этот пункт был отменен, но многие страны этот Протокол так и не ратифицировали. Таким образом, приоритет политики вновь взял верх над культурой.
Все вооруженные конфликты второй половины XX и начала XXI века показали, что и эта Конвенция не смогла уберечь от уничтожения объекты культурного наследия во время вооруженных конфликтов в Афганистане, Югославии, Ираке, Ливии, Египте, Сирии, Украине. Самое ужасное состоит в том, что вооруженные конфликты стали нормой международной политики, что бы при этом ни говорили сами политики. Известный тезис о том, что война является продолжением политики, до сих пор действует. Продолжающаяся война в Сирии и вооруженные конфликты на Украине показали полное бездействие всех норм международного права.
Все это привело к огромному потоку беженцев, которые устремились в страны Европы, неся им серьезные социальные проблемы и рост преступности. Стремление к господству одной политической системы над другой, нежелание правительств стран объединить свои усилия к совместному поиску путей решения основных проблем современной цивилизации (прекращения войн и вооруженных конфликтов, а также снижения роста преступности, наркомании, участившихся природных катаклизмов и многих других) привело к значительному обострению отношений между странами, к обмену санкциями и угрозе начала 3-й мировой войны. Мы стоим на грани глобальной мировой катастрофы, которая для нашей планеты и населяющего ее человечества станет последней.
Поэтому сохранение мира на нашей планете является основной и всеобщей задачей. И решить эту задачу можно только с помощью Культуры. Поэтому актуальность идей Пакта Рериха сегодня значительно возросла. Чем скорее мы это поймем и начнем действовать, тем быстрее достигнем мира. И это не какая-то фантастическая идея. Это реальность во всем своем неотложном применении, так как, только расширяя поле Культуры, нам удастся сузить поле войны до полного его исчезновения. Другого пути нет. Этому нас учат трагические уроки истории. В этом огромное историческое значение Пакта Рериха. Но его значение этим не ограничивается.
В Пакте Рериха заключена основная идея концепции Культуры автора договора – Мир через Культуру. Как известно, в самом слове Культ-Ура заложена ее суть – это почитание Света, т.е. осознание великой задачи человечества – познание и овладение высшими энергиями, энергиями высших миров. Следовательно, через Культуру (науку, искусство и религию) мы подходим к пониманию дальнейшего направления эволюции человечества – Космической эволюции человечества.
Вот что по этому вопросу писала Л.В.Шапошникова, выдающийся деятель мировой и русской культуры, индолог, возглавлявшая Международный Центр Рерихов и его общественный Музей, основанный С.Н.Рерихом и ею созданный: «…Пакт Рериха есть реальный знак космической эволюции. Это наш ориентир в трудном и сложном пути человечества. Пакт Рериха полностью направлен на эту эволюцию, утверждающую Свет, Красоту и Мир» [6, с. 87]. «Пакт Рериха до сих пор не осмыслен ни философски, ни духовно. Пора понять его космический характер и происхождение. Ибо Пакт Рериха не только юридический документ, но и целое явление, связанное с метаисторическим познанием и с космической эволюцией» [6, с. 86].
«Эта эволюция была отражена и на символе Знамени Мира, которое является отличительным знаком Пакта Рериха» [6, с. 82]. Нам известно, что в соответствии с текстом самого международного договора Пакт направлен «на всемирное признание флага, рисунок которого уже хорошо известен, в целях обеспечения охраны, в случае угрозы, всех памятников, составляющих культурное наследие народов и находящихся как в государственной, так и в частной собственности» [1, с. 514]. Возвращаемся к докладу Людмилы Васильевны: «И в связи с этим мы читаем в этом символе, который нам кажется очень простым, важнейший космический закон – Высшее в космической эволюции ведет за собой низшее. Иначе говоря, без высшей материи низшая не способна к космической эволюции. Тут же мы можем прочесть и второй не менее важный космический закон: каждое земное явление имеет две стороны – земную и небесную, или космическую, которая связана с высшей материей. Проблема в этом случае состоит в том, видим ли мы эту вторую сторону, ощущаем ли ее и умеем ли мы пользоваться в своем познании реальностью этой стороны. История человечества дает нам далеко не обнадеживающие примеры в этом отношении» [6, с. 83].
Без понимания того, о чем говорила Людмила Васильевна, нам не осознать всего величия Пакта Рериха и его значения в эволюции человечества. Сведение Пакта Рериха на уровень только защиты культурных ценностей в ходе вооруженных столкновений, удаляет из Пакта самое главное его содержание, без которого юридические, духовные и метаисторические механизмы не могут действовать. Поэтому Н.К.Рерих особое внимание в Пакте уделил покровительству, уважению и защите культурных ценностей не только в военное, но и в мирное время, не только объектов культуры, но и персонала, работающего в них. Следует особо отметить, что без применения положений Пакта в мирное время его механизмы защиты оказываются малоэффективны и в военное время, о чем свидетельствуют разрушения памятников культуры в Европе в ходе проведения военной операции НАТО в Югославии, вооруженных конфликтов на Северном Кавказе, Украине, на севере Африки, в Ираке, Афганистане, Сирии. Николай Рерих словно предвидел все будущие разрушения объектов культуры и заложил в Пакт требование: «Соответствующие правительства согласны предпринять необходимые меры в области внутреннего законодательства своих стран для обеспечения такого покровительства и уважения» [1, с. 514].
Пренебрежение к культуре, к ее защите и развитию приводит к духовному обнищанию масс, что в свою очередь ведет к росту агрессии людей, которая проявляется во всех сферах жизни общества. Если психическая энергия человека и общества не направлена на созидание в области культуры, то она, хотим мы того или нет, будет стихийно использована на разрушение. Поэтому Пакт Рериха уделяет большое значение человеку – творцу и хранителю прекрасного и берет его под свою защиту. Сама история продвижения Пакта Рериха и принятие его международным сообществом свидетельствуют о могучей созидательной силе общественного движения, деятельность которого была проявлена в энергетическом поле культуры.
Огромное значение Пакт Рерих имеет и для образования. «Пакт для защиты культурных сокровищ, – говорил Николай Рерих, – нужен не только как официальный орган, но как образовательный закон, который с первых школьных дней будет воспитывать молодое поколение с благородными идеями о сохранении истинных ценностей всего человечества» [3, с. 85].
Николай Рерих придавал большое значение роли общественности в сохранении и развитии культуры. «Дело культуры, – писал он, – никогда не может быть лишь делом только правительства стран. Культура есть выражение всего народа, вернее, всех народов. Потому-то народное общественное сотрудничество в деле культуры всегда необходимо для настоящего преуспеяния» [7, с. 207]. Следует отметить, что Пакт Рериха, идеи которого заложили основу всей деятельности ЮНЕСКО, был подписан в 1935 году только благодаря массовому международному общественному движению, инициированному Николаем Рерихом. Это ли не доказательство созидательной мощи общественности, когда она объединяет свои усилия во имя культуры?!
В современном мире значение общественной инициативы в деле сохранения и развития культуры и мира не только не утратило свою актуальность, но и значительно возросло.
В общественном движении заложена огромная сила. Она должна быть направлена на созидание. Это происходит только тогда, когда ее активность использована в культуре. Когда психическая энергия масс оторвана от созидательной силы Культуры, она стихийно используется на разрушение. Вооруженные конфликты, рост преступности и другие проблемы человечества являются убедительным доказательством этому. Нет культуры – нет мира. Политические и экономические механизмы, как доказывает история нашей цивилизации, не в состоянии дать нам полную гарантию сохранения мира на планете Земля.
Поэтому мы должны возродить международное общественное движение за мир, концепцией деятельности которого будут идеи Пакта Рериха. Основой этого движения должны стать Комитеты Пакта Рериха, так как нет другого действенного пути к миру, кроме пути к миру через Культуру.
«Все мечтают о мире, – писал Николай Рерих, – о крепком мире, но он не придет через международную полицию, не утвердится запретами и угрозами. Мир может заложиться в сердце человеческом, но оно может преисполниться доверием лишь через культуру.
Мир через Культуру – наш постоянный девиз. События доказали, насколько необходим человечеству щит Культуры. Если кто-то воображает, что “цивилизованный” человек не может одичать – он ошибается. Цивилизованный дикарь – самое отвратительное зрелище» [5, с. 317].
27-летняя история Международного Центра Рерихов (МЦР) свидетельствует о чрезвычайной востребованности идей Пакта Рериха в современном мире. МЦР в этом отношении провел огромную работу, которая, к сожалению, нынешним руководством Министерства культуры РФ была разрушена. Но об этом, я надеюсь, мы поговорим на круглом столе.
В заключение своего выступления приведу следующие пророческие слова Николая Рериха:
«Победит тот, кто сумеет покрыть механическую цивилизацию истинною Культурою.
Человечество переживает труднейший период переоценки ценностей, когда культура проникает в широкие массы и совершает сдвиг сознания. Каждый деятель, понимающий значение культуры, знает, насколько нелегко бороться с ветхими предрассудками и идти навстречу новому сознанию, открытому в сердцах молодых» [3, с. 265].
«Победит тот, кто в основу поставит великое сотрудничество, любовь к труду и преданность культуре. Искусство, наука и познание силы мысли приблизят светлое будущее» [3, с. 266].
Литература
1. Знамя Мира. Сб. М.: Международный Центр Рерихов, 2005.
2. Рерих Н.К. Твердыня Пламенная. Рига: Виеда, 1991.
3. Рерих Н.К. Листы дневника. В 3 т. Т. 2. М.: Международный Центр Рерихов, 1995.
4. Рерих Н. Держава Света. Священный дозор. Рига: Виеда, 1992.
5. Рерих Н.К. Листы дневника. В 3 т. Т. 3. М.: Международный Центр Рерихов, 1996.
6. Шапошникова Л.В. Метаисторический смысл Пакта Рериха // 75 лет Пакту Рериха: материалы междунар. обществ.-науч. конференции. 2010 г. М.: Международный Центр Рерихов, 2011.
7. Рерих Н.К. Листы дневника. В 3 т. Т.1. М.: Международный Центр Рерихов, 1999.
Доклад на VI-й Международной конференции «Пакт Рериха вчера, сегодня, завтра. 115-я годовщина экспедиции Рерихов “По старине”» (6–7 июля 2018 года, Рига, Латвия)
Архив: 2023, 2022, 2021, 2020, 2019, 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007