Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

Международная общественная организация | Специальный консультативный статус при ЭКОСОС ООН
Ассоциированный член ДОИ ООН | Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов
Коллективный член Международного совета музеев (ИКОМ) | Член Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА»

Семья РериховЭволюционные действия РериховЖивая ЭтикаПакт РерихаМЦРМузей имени Н.К. РерихаЛ.В. Шапошникова
Защита имени и наследия РериховОНЦ КМ КонференцииЖурнал «Культура и время»Творческие отделыСотрудничество

      рус  eng
СТРАНИЦЫ  Новости МЦР|Новости сайта|Подписаться на новости|Сохраним Музей Рериха
версия для печати
16.05.2021

Преподобный Сергий Радонежский и Россия

 sergiy2.jpg
 

Следует идти тем путем,
который так прекрасно рассказан
в высоких обликах, ведущих человечество.
Н.К.Рерих. И это пройдет

707 лет назад, 16 мая 1314 года по новому стилю, родился Преподобный Сергий Радонежский, великий русский Подвижник, духовный и государственный деятель, воплотивший идею Троицы в русском православии, основатель Троице-Сергиевой Лавры, собиратель и заступник русских земель.

Его образ особо почитался в семье Рерихов. Великим строителем Земли Русской, Русской Духовной Культуры называл Н.К.Рерих Преподобного Сергия. «Как бы ни болело сердце русское, – писал художник, – где бы ни искало оно решение правды, но имя Святого Сергия Радонежского всегда останется тем прибежищем, на которое опирается душа народа».

Преподобный Сергий Радонежский (3/16 мая 1314 – 25 сентября / 8 октября 1392)

«Бог и Родина» – вот то, что двигало жизнью и судьбой Преподобного Сергия… и эта любовь дала ему возможность так совершенно, до конца, исполнить заповедь Господню о любви к людям.
Н.Яровская. Преподобный Сергий Радонежский

Знак Преподобного является тем Воеводским стягом, к которому сходятся все, в ком бьется русское сердце, в ком не закоснела горячая любовь к Родине.
Н.К.Рерих. Свет неугасимый

Великие Учителя, приносившие человечеству знания в той или иной форме, способствовавшие осознанию наступающих изменений, вызванных энергетическими процессами космической эволюции, прошли через всю историю человечества. Они были теми, в ком персонифицировались космические силы, продвигающие эволюцию на всех ее уровнях. Без них подобное движение не состоялось бы [1].

Будда и Христос, Лао-Цзы и Конфуций, Платон и Сергий Радонежский, Моисей и Нагарджуна и им подобные появлялись на земле в переломные моменты ее истории и духовной эволюции. Они создавали тот энергетический фон, при котором становился возможным переход на более высокий эволюционный виток [2].

Каждый из них прошел свой земной путь, выполнил свою миссию, оставил яркий след в истории своего народа и достойно пронес свой терновый венец [3].

«Терновый Великий Венец ведет мир». Можно ли сказать ярче и точнее? Именно такое понимание роли героев в человеческой истории и эволюции заставило Николая Константиновича Рериха все время обращаться в своем творчестве к этой теме. Все мы помним художественно выразительные, исполненные биением высокой философской мысли его картины: «Звезда Героя», «Слава Герою», «Пламень Герою», «Чаша Герою», а также «Жанна д’Арк», «Гесэр-хан», «Христос», «Святой Сергий Радонежский», «Святой Франциск» и многие другие. На его полотнах – воины, святые, религиозные Учителя – все те, которые двигали историю и эволюцию человечества, через которых осуществлялось ведущее начало Космической Иерархии и чьи жизни явились примером героизма и самоотречения. Их терновые Венцы вели, ведут и будут вести мир, творя земную историю человечества по Великим космическим законам. Отношением к этим подвижникам история будет судить народ, эпоху и отдельного человека. «В истории всякой великой эпохи самый важный факт представляет то, каким образом люди относятся к появлению среди них великого человека». <…> Этим же отношением будет измеряться качество мышления людей и уровень их сознания [4].

Герои есть выразители духа народа, его сознания – справедливо утверждает Николай Константинович. Иными словами, герой есть персонифицированный дух народа, появляющийся в необходимое для этого народа время или эпоху. Среди русских героев и подвижников особо выделяется имя и облик Святого Сергия Радонежского. «Опять далеко за пределами церковного подвига, – пишет Рерих, – строительное и просветительное имя Святого Сергия хранится в сердцах как драгоценнейший Ковчег духа. Хранится оно как прибежище народного сознания в трудные минуты мировых перепутий». Святому Сергию Николай Константинович посвятил не один очерк, но «Свет неугасимый» самый впечатляющий среди них. «Высокий Воспитатель русского народного духа, Истинный Подвижник Православия, Воевода за правду и строительство Преподобный Сергий Радонежский является крепким прибежищем русского народа во все трудные годины земли русской. Жизнеописания Преподобного Сергия говорят о многих знаменательных чудесах Преподобного, и чудеса эти просияли не только при жизни Подвижника, но и после отхода Его в течение всех веков и до сего дня» [5].

В Сергии существовало то абсолютное героическое начало, которое свойственно лишь великим духовным водителям и Учителям. «...Память о Сергии, – писала Е.И. Рерих, – не умрет никогда, ибо велик магнит духа, заложенный им в душу русского народа. История развития духовности в русской душе и начало собирательства и строительства Земли Русской неразрывными нитями связаны с этим великим Подвижником». «...Он творил характер народа, создавая тем мощь государства», – справедливо утверждала она. <…> Прошло более шести веков с момента ухода Сергия, но его воздействие продолжается по-прежнему [6].

Истинно чудесно, поистине прекрасно среди водоворота нашей жизни, среди волн неразрешенных социальных проблем видеть перед собою сияющие Светочи всех веков. Прекрасно изучать жизнеописания этих великих Искателей и Подвижников и находить в них укрепление нашего мужества, неисчерпаемой энергии и терпимости. Прекрасно через этот неисчерпаемый источник любви и всевмещения понимать великие движения утонченных душ, в которых соединяется высшее знание с высшим устремлением [7].

Жизнь Преподобного Сергия прошла устремленно, плодотворно, и путь ее был удивительно прям и походил на несущуюся во Времени стрелу, пущенную чьей-то невидимой, но мудрой рукой. Прямой путь – не значит путь легкий. На этом пути было столько предвиденных и непредвиденных трудностей и тяжелого труда, что хватило бы на целую братию не одного монастыря. Влияние этого человека на многие стороны русской жизни было длительным и прочным. Культурная, духовная и политическая его деятельность отличалась качествами устойчивости и составила целую неповторимую эпоху в истории России. Позже он был канонизирован Церковью как святой. Основанный им монастырь играл на протяжении ряда веков крупную историческую роль. Дмитрий Донской перед Куликовской битвой получил в нем наставления и благословение самого Преподобного. Позже монастырь встал неприступной крепостью на пути поляков к Москве. А потом его стены спасли жизнь русского царя-строителя Петра I, заложившего Город, который сначала изменил судьбу России, а несколько веков спустя преградил дорогу нашествию нацистской тьмы. Трудясь на благо России, Сергий Радонежский прозревал будущее. Поэтому то, что он строил и создавал, не только имело долговременный характер, но и влияло на ход событий последующей истории. В 1919 году выдающийся русский философ П.А. Флоренский писал: «Вглядываясь в русскую историю, в самую ткань русской культуры, мы не найдем ни одной нити, которая не приводила бы к этому первоузлу: нравственная идея, государственность, живопись, зодчество, литература, русская школа, русская наука – все эти линии русской культуры сходятся к Преподобному» [8].

По древнему преданию, главным образом из сообщений Епифания, ученика Преподобного Сергия, первого его жизнеописателя, мы знаем, что Великий Светильник Земли Русской родился в 1314 году в семье именитых бояр ростовских Кирилла и Марии и был наречен во св. крещении Варфоломеем [9].

У Кирилла было три сына. Средний, Варфоломей, резко отличался от братьев. Не по годам сильный и сообразительный, он тем не менее с трудом усваивал грамоту. Был склонен к одиночеству и к глубокой, недетской задумчивости. Но был добросердечен и услужлив. И еще его отличало какое-то зрелое внимание к людям. Он зорко всматривался в них и, казалось, многое в них замечал и понимал. Однажды в поле он увидел сидящего под дубом старца-схимника. У старца была седая борода, ниспадающая на грудь, светлые глаза смотрели строго и проницательно. Что-то неудержимо потянуло Варфоломея к этому неизвестному человеку. Он привел его в дом, и старец долго разговаривал с боярином и боярыней. Речи его были не всегда ясны, а порой загадочны. Как будто старец о чем-то их предупреждал или пророчествовал. И тогда же он предрек Варфоломею жизнь необычную и плодотворную [10].

Вся жизнь Преподобного от самого детства носит на себе печать этой избранности. Таинственный схимник, его пророческие слова уже являются первыми вехами его предназначенного пути. Нам довелось слышать, в устной передаче, предание, живущее среди народа, что таинственный схимник передал отроку Варфоломею и чудесный камень с указанием зарыть его в определенном месте. Нигде не записано, где зарыт камень, но придет время и будет указано это место. Так еще живо в народе понимание той духовной силы, которая в течение многих столетий питала Землю Русскую [11].

Старец оказался прав, предрекая Варфоломею жизнь необычную. С годами Варфоломея все более влекло уйти в «пустынь» и посвятить себя суровой монашеской жизни. Он как будто был создан для нее. На мирскую жизнь он взирал без осуждения, но и ничего заманчивого для себя в ней не находил. Он ушел из дому, когда умерли его родители, так и не оправившиеся после страшного татарского погрома и бегства в чужие края. Варфоломей был молод и полон сил. Эта полнота сил физических и духовных сохранялась у него всю жизнь. Неподалеку от Москвы, в глухом лесу, покрывающем гору Маковец, он срубил себе келью. Выбор «пустыни» был с первого взгляда странным и ничем не мотивированным. И только спустя годы, когда на этом месте вырастут крепостные стены монастыря, прикрывающие Москву от вражеских нашествий, многое станет понятным в действиях Варфоломея. Долгое время он жил один в своей лесной келье. К этому времени он был уже пострижен в иноки и принял новое имя – Сергий. В одиночестве прошли целые годы [12].

Несомненно, это было труднейшее время, требовавшее громадного напряжения духовных и телесных сил [13].

«Какие тайны подвигов скрыла непроходимая чаща соснового бора, вкарабкавшегося по тому холму, на котором поселился чудный отшельник?»… вопрошает в своем очерке В. Никаноров. «Сколько было невыразимой красоты в этой жизни, все содержание которой можно обнять одним словом «Бог»... Ни одна живая душа не пробиралась еще в таинственное уединение. Никого не было между пламенеющим духом, рвавшимся к Богу, и взирающим на славный подвиг... Словно костер незагасимый зажегся тогда в дремучем лесу, на этом месте Сергиевом. Самая высшая из молитв – это непрестанное удивление Творцу больше всего наполняла душу Преподобного Сергия. Но была у него еще одна молитва. «Бог и Родина» – вот то, что двигало жизнью и судьбою Преподобного Сергия... и эта любовь дала ему возможность так совершенно, до конца, исполнить заповедь Господню о любви к людям [14].

Наконец, пришли к нему и желавшие подражать ему в подвиге жизни и просили принять их в число учеников его. Сергий проницательно разбирался в их побуждении и душевном складе. Никогда не отказывал искренно искавшим подвига, лишь предупреждал их о трудности пустынного жития и о страхах, оборевавших новичков… [15].

И до Сергия, и в первые годы Сергиевой обители монахи селились вместе, но сообща не жили. Каждый из них имел свое хозяйство, каждый сам заботился о пропитании. У одного это пропитание было, у другого нет. Сергий был первым, кто выдвинул идею общежития, общины. И реализовал ее в своей обители. <…> Эта удивительная община стала как бы прообразом будущего лучшего устройства мира, где равных людей объединяет труд и где духовные культурные ценности занимают одно из важнейших мест. В этом отношении Сергий намного опередил свое время [16].

Преподобный входил во все нужды, во все будни как своих учеников, так и всех трудящихся. Каждодневность не притупляла его чувствований, и сердце его не нарушало свою отзывчивость на всякие обиходные вопросы [17].

Не произносил он и длинных проповедей, речь его отличалась краткостью и убедительностью. Часто говорил он притчами, пользуясь самыми простыми и обыденными образами и сравнениями, которые легко запоминались слушателями. Но, прежде всего, Преподобный учил людей своим личным примером, применением учения в жизни каждого дня. Труд в его учении играл огромную, первенствующую роль. Он знал пламенную меру труда, потому непрестанный труд ставился им как условие и средство духовного достижения. Сердцем он прозревал, что труд во имя Светлой Иерархии, во имя ближнего преображается в качестве своем. Так труд был возведен им в священное понятие, не отделимое от духовного самоусовершенствования [18].

ТРУДЫ СЕРГИЯ

Вот уже борода седая. Вот уже Дух Пламенный в сослужении. Вот уже Князь поклонился, но стоит возу с хлебом запоздать, и братия возлюбленная не верит ни на час.

Стоит временно оскудеть кошелю, и братия, достойная и избранная, готова променять чудесную Благодать на чужой грош. Еще скажут – «что-то Угодники твои оскудели».

И днем, и ночью нужна не Благодать, а благоденствие тела.

Говорили о Сергии, что Игумен часто глухою ночью обходил кельи, и, находя спящих, он шел дальше, не тревожа.

Может быть, он надеялся найти бодрствующего [19].

Спустя десять лет по основании Обители около нее постепенно стали селиться крестьяне и скоро окружили монастырь своими поселками. Простота, великая сердечность Преподобного, отзывчивость на всякое горе и, более всего, его ничем несломимая вера в заступничество Сил Превышних, и отсюда ясная, радостная бодрость, не оставлявшая его в самые тяжкие минуты, привлекали к нему всех и каждого. <…> Он постоянно твердил о Хранителях Благих. Он призывал Их в свидетели и знал, что нет тайны от Мира Высшего, Мира Огненного, и, прежде всего, учил признательности Высшему Миру. Каждому приходящему, по сохранившемуся преданию, он предлагал поблагодарить Господа за встречу [20].

«Иже успеет услышать своего духа голос, над бездною вознесется», так говорил Сергий. «И ушедший в леса не может слышать речь людскую; и на ложе уснувший не услышит птичек, солнца возвестников; и чуду явленному молчащий откажется от глаза. И молчащий на брата помощь, занозу из ноги своей не вынет». Так говорил Сергий. Так хранит народ на путях своих сказания мудрые [21].

Удивительно много работал этот необычный человек. С его легкой руки началась монастырская колонизация глухих уголков Московского княжества, освоение огромных земель. <…> В монастырях не только писали книги на бересте и пергаменте, не только расписывали иконы. В них вершилась политика. И политика эта при Сергии была направлена на одно: собрать воедино земли русские, сплотить ссорящихся между собой князей и, наконец, освободить эти земли от постылого чужеземного татарского ига. Эта цель для Сергия была самой важной. Ради нее он направлял братию на суровое подвижничество в трудные земли – создавать новые обители [22].

Страшны были татары, но еще страшнее и губительнее для Земли Русской были все еще продолжавшиеся раздоры между князьями. Как известно, некоторые из них в своем противодействии укреплению Московского вел[икого] князя вступали даже в союз с врагами – татарами и литовцами. Преподобный Сергий, вместе со Святителем Алексием, и после него, всячески содействовал умиротворению таких раздоров и укреплению власти вел[икого] князя Московского [23].

И настолько было велико обаяние личности Преподобного, что самые упорные смирялись перед силою и мудростью его слова [24].

Он умел пользоваться каждым случаем, чтобы заложить в сознание народа зерно нравственного учения и дать проблеск в Мир Высший. Так, он посылал учеников своих на полевые работы к крестьянам, чтобы помочь им и получить возможность говорить о просвещении духа. И зерна его благостного учения дали чудесные всходы. Окрепла нравственность, окреп дух, поднялись силы народа, и подвиг освобождения Земли Русской, на который благословил его Преподобный, стал возможным [25].

Он знал, давая совет Вел[икому] Кн[язю] и благословляя его на великую решительную битву, какие последствия будут иметь его указания, и принял на себя ответственность. Принятие ответственности всегда почиталось как испитие Чаши. И Огненный Дух Преподобного знал, как нужна эта Чаша миру, и принял и вознес ее [26].

И следствием этого вдохновения и ободрения была великая победа над вековыми утеснителями. Победа эта явилась поворотным пунктом в истории молодого Московского Государства, несмотря на еще угрожавшее нападение врагов, все же она настолько укрепила веру народа в свои силы, настолько подняла дух его, что Московское Государство смогло укрепиться, чтобы с течением времени развиться в Великую Державу Всероссийскую [27].

Он говорит: Исполните все пути мирные, испытайте всю меру мира и тогда победа за вами. Он благословит битву после того, как удостоверился, что пути мирные исчерпаны. Он допустит все испытания и в них укажет прочные камни перехода и всхода [28].

Слышали все о силе Благословения, но по невежеству превратили это благодатное действие в суеверие. Между тем сила магнита и есть усиление благословением. Много говорят о сотрудничестве, но при каждом созидании нужно утвердить сознание. И что же непосредственнее укрепляет мощь, нежели луч Иерархии! [29].

Вспомним времена смутного времени, когда настойчивые и повторные видения Преподобного простым русским людям и посадскому мещанину Минину вывели их на великое служение своей стране. Все великие акты Русской истории совершались под Знаменем Преподобного [30].

НАСТАВЛЕНИЯ СЕРГИЯ

К Сергию пришел Святитель Алексей с вопросом – что делать?

Сергий ответил: «Помоги земле Русской».

Когда Сергия спросили крестьяне – что делать? Он ответил: «Помогите земле Русской».

Когда Минин обратился к Сергию, тогда пришел ответ: «Помоги земле Русской!» [31].

Громкие подвиги от 1612 до 1812 года не смолкли в веках. Вспомним манифест императора Александра I от 6 июля 1812 года к русскому народу: «Да найдет неприятель на каждом шаге верных сынов России, поражающих его всеми средствами и силами, не внимая никаким его лукавствам и обманам. Да встретит он в каждом дворянине Пожарского, в каждом духовном Палицына, в каждом гражданине Минина» [32].

Так и теперь доносится голос давней истории. Весной 2010 года на Спасской башне Кремля под толстым слоем штукатурки неожиданно обнаружилась тщательно скрытая фреска. Это был образ «Спас Смоленский», считавшийся утраченным в советское время. На фреске изображен Спаситель с раскрытым Евангелием на словах «Рече Господь… Аз есьмь дверь, Мною аще кто внидет, спасется». Два праведника, припадающие к ногам Спасителя, напоминают то, когда рука иноплеменников тяготела над землею русской, тогда великие заступники и ходатаи, Св. Преподобные Чудотворцы Сергий и Варлаам, поспешали умолять правосудие Божие, «и не тщетно бывало их моление. Они не только в жизни своей помогали земле Русской, но и по успении своем чудодействуют и своим заступлением и предстательством нас защищают» [33].

Фреска была написана в память об избавлении Москвы от осады крымского хана Мехмет-Гирея в 1521 году. По преданию, в самый последний миг, когда по воле Божией из Кремля вышли почивающие в его соборах святители, у Спасских ворот появились Преподобные Сергий и Варлаам. Оба упали на колени и умоляли святых помолиться Всевышнему о прощении грешных и спасении Москвы. Угодники вняли их мольбе и вместе с ними вознесли молитвы. Потом воротились в Кремль. Случайно ли, что на всех путях сужденных вырастают священные знамена Преподобного? <…> Всюду благовестит это непобедимое Имя [34].

Конечно, путь Преподобного не мог не быть отмеченным «так называемыми» чудесами. Ведь чудо есть знамение великого общения с Силами Высшими, с Иерархией Света. Потому кому же, как не Преподобному, должны были быть открыты они. От детства лежала на нем печать избранничества, и в зрелые годы, когда он укрепился и достиг равновесия духовных сил, общение это проявилось многими чудесами, которые не все дошли до нас, ибо не все были записаны [35].

Преподобный приобщался от пламенной Чаши. Преподобному сослужил Пламенный. В этой благодатной пламенности, в этом благом огне творящем, дошел до нас облик Святого Сергия. И пламенны были видения Ему Владычицы! [36].

Это благодатное видение явилось как бы завершением всего пройденного им пути Огненного Служения и утвердило созданное им дело [37].

Воистину, вся жизнь Преподобного могла быть выражена словами: «Ныне Силы Небесные с нами невидимо служат» [38].

ПРОВОЗВЕСТИЕ ВЛАДЫЧИЦЫ

Пришло время указать главное о сияющем видении Владычицы. Неужели великое предуказанное видение было молчаливо? Неужели потрясение духа и седина волос не были следствием Провозвестия?.. [39].

В каждом Учении находим символ этого огненного восхождения. Сергий причащался огненно. Так наглядно дан знак возможности высшей [40].

Говорил, Говорю и Скажу – Помогите строить Мою Страну [41]

Перед этим светильником пусть забудут люди все распри и разъединения. Невместно и неприлично русским людям дозволять силам темным разлагать и разъединять. Невместно перед Святым Ликом клеветать и лжесвидетельствовать. Невместно исполняться страхом и сомнением там, где горит правда Христова, вознесенная Священным Воеводою земли русской Преподобным Сергием. Пусть Его Святое имя объединит всех взыскующих Родины [42].

Приходится только удивляться этим словам, сказанным русским художником в нашем веке, на которые его вдохновил героический подвиг святого, жившего более шести веков назад. Видимо духовно-энергетическое влияние таких великих личностей, каким был Сергий Радонежский, длится многие века и будет существовать еще долго в пространстве, называемом Россией. И мы еще не раз назовем это имя и прибегнем к его помощи [43].

Научимся ценить своих великих людей, выражающих национальный гений. Поймем, что не массы слагают великую историю и славу страны и нации, но ее великие люди. Ибо великие возможности приходят с великими людьми. Пусть проснется в нас национальное достоинство, без которого нет истинного патриотизма [44].

Любите Родину. Любите народ русский. Любите все народы на всех необъятностях нашей Родины. Пусть эта любовь научит полюбить и все человечество. Чтобы полюбить Родину, надо познать ее. Пусть познание чужих стран лишь приведет к Родине, ко всем ее несказуемым сокровищам. Русскому народу, всем народам, которые с ним, даны дары необычные. Сокровища азийские доверены этим многим народам для дружного преуспеяния. Доверены пространства, полные всяких богатств. Даны дарования ко всем областям искусства и знания. Дана мысль об общем благе. Дано познание труда и бесстрашная устремленность к обновлению жизни. Где нарождается красота, там придет и расцвет всех трудовых достижений. В мирном труде познается и мир всего мира. В мире идет строительство и светлое будущее. А где постройка идет, там все цветет. Полюбите Родину всеми силами – и она вас возлюбит. Мы любовью Родине богаты [45].

Сергий – это живая связь с Миром Огненным! [46].

Как Пламень неугасимый и неисчерпаемый, стоит он и сейчас на дозоре, сердцу и духовным очам доступный и зримый. Множество светильников Земли Русской зажглось около Огня его, еще больше, может, предстоит... Неисповедимы пути духа... [47].

Святой Сергий – Строитель Русской Духовной Культуры. Каждое упоминание этого священного имени повелительно зовет всех нас к непрестанному светлому труду, к самоотверженному созиданию и делает из Святого Сергия поистине Преподобного для всех веков и народов. Повторяю, для всех веков и народов, ибо культура духа стоит над всеми границами [48].

Если вас спросят, в какой стране вы хотели бы жить и о каком будущем государственном устройстве вы мечтаете? С достоинством вы можете ответить: «Мы хотели бы жить в стране великой Культуры». Страна великой Культуры будет вашим благородным девизом: вы будете знать, что в этой стране будет мир, который бывает там, где почитаемы истинная Красота и Знание. <...> Ничто не может быть чище и возвышеннее, нежели стремиться к будущей стране Великой Культуры» [49].

Подготовила Лидия Маркелова


1. Шапошникова Л.В. Эпоха энергетического мировоззрения // Н.К.Рерих. Обитель Света. М.: МЦР, МП «ЭКОС», 1992. С. 14.

2. Шапошникова Л.В. Мудрость веков. М.: МЦР, 1996. С. 187.

3. Шапошникова Л.В. Неугасимый свет тернового венца // Н.К.Рерих. Душа народов. М.: МЦР, 1995. С. 17.

4. Там же. С. 16–17.

5. Там же. С. 17–18.

6. Шапошникова Л.В. Град Светлый. М.: МЦР, 1998. С. 18.

7. Рерих Н.К. Семь святых // Н.К.Рерих. Держава Света. Священный дозор. Рига: Виеда, 1992. С. 124.

8. Шапошникова Л.В. «Земной ангел и небесный человек» // Вестники Космической эволюции. В 2 т. Т. 1. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2012. С. 9–10; Шапошникова Л.В. Вестники метаисторического процесса // Земное творчество космической эволюции. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2011. С. 450–451.

9. Яровская Н. Преподобный Сергий Радонежский // Знамя Преподобного Сергия Радонежского. М., 1991. С. 30. «…Годом рождения Преп[одобного] Сергия Радонежского по Указанию следует считать именно 1314-й. <…> Не зря взят этот год (кстати, он совпадает с наиболее древними данными)» [Рерих Е.И. Письма. В 9 т. Т. II. М.: МЦР, Благотворительный Фонд им. Е.И. Рерих, Мастер-Банк, 2013. С. 134].

10. Шапошникова Л.В. «Земной ангел и небесный человек». С. 10.

11. Яровская Н. Преподобный Сергий Радонежский. С. 97–98.

12. Шапошникова Л.В. «Земной ангел и небесный человек». С. 10–11.

13. Яровская Н. Преподобный Сергий Радонежский. С. 36.

14. Там же. С. 39.

15. Там же. С. 40.

16. Шапошникова Л.В. «Земной ангел и небесный человек». С. 12.

17. Яровская Н. Преподобный Сергий Радонежский. С. 51–52.

18. Там же. С. 62.

19. Сент-Илер Ж. Криптограммы Востока. М.: МЦР, 1992. С. 44.

20. Яровская Н. Преподобный Сергий Радонежский. С. 50.

21. Там же. С. 51; Сент-Илер Ж. Криптограммы Востока. С. 43.

22. Шапошникова Л.В. «Земной ангел и небесный человек». С. 13.

23. Яровская Н. Преподобный Сергий Радонежский. С. 87.

24. Там же. С. 75.

25. Там же. С. 52.

26. Там же. С. 99.

27. Там же. С. 78.

28. Рерих Н.К. Он // Н.К.Рерих. Обитель Света. М.: МЦР, МП «ЭКОС», 1992. С. 44.

29. Рерих Н.К. Терпимость // Н.К.Рерих. Нереченное. М.: Эксмо, 2008. С. 173.

30. Рерих Н.К. Свет неугасимый // Н.К.Рерих. Душа народов. М.: МЦР, 1995. С. 77.

31. Сент-Илер Ж. Криптограммы Востока. С. 43.

32. Михайловский-Данилевский А.И. Отечественная война 1812 года. Воспоминания. М.: Захаров, 2004. С. 31.

33. Исторические записки о Фроловских, что ныне Спасских, Кремлевских воротах в Москве. М., 1872. С. 21.

34. Из слова академика Н.К.Рериха на освящение часовни Св. Преподобного Сергия // Знамя Преподобного Сергия Радонежского. М., 1991. С. 25.

35. Яровская Н. Преподобный Сергий Радонежский. С. 56.

36. Из слова академика Н.К. Рериха на освящение часовни Св. Преподобного Сергия. С. 25.

37. Яровская Н. Преподобный Сергий Радонежский. С. 93.

38. Там же. С. 91.

39. Сент-Илер Ж. Криптограммы Востока. С. 43.

40. Мир Огненный. Ч. I, § 157.

41. Озарение. Ч. II, Гл. IX, § 6.

42. Рерих Н.К. Свет неугасимый. С. 75.

43. Шапошникова Л.В. Неугасимый свет тернового венца. С. 18.

44. Рерих Е.И. Письма. В 9 т. Т. III. М.: МЦР, 2001. С. 163–164.

45. Рерих Н.К. Россия настоящая и будущая. Рига: Виеда, 1991. С. 63.

46. Яровская Н. Преподобный Сергий Радонежский. С. 100.

47. Там же.

48. Из слова академика Н.К. Рериха на освящение часовни Св. Преподобного Сергия. С. 24.

49. Рерих Н.К. Сожжение тьмы. Привет молодым // Н.К.Рерих. Душа народов. М.: МЦР, 1995. С. 102.



Возврат к списку

Архив: 2020, 2019, 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007