Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

Международная общественная организация | Специальный консультативный статус при ЭКОСОС ООН
Ассоциированный член ДОИ ООН | Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов
Коллективный член Международного совета музеев (ИКОМ) | Член Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА»

Семья РериховЭволюционные действия РериховЖивая ЭтикаПакт РерихаМЦРМузей имени Н.К. РерихаЛ.В. Шапошникова
Защита имени и наследия РериховОНЦ КМ КонференцииЖурнал «Культура и время»Творческие отделыСотрудничество

      рус  eng
СТРАНИЦЫ  Новости МЦР|Новости сайта|Подписаться на новости|Сохраним Музей Рериха
версия для печати
21.05.2021

Выставка авторских фотографий Б.С.Скобельцына в Печорах (Псковская область)

 pscov2.jpg
 

…Имя Бориса Скобельцына, племянника знаменитого академика, связывают,
в первую очередь, с реставрацией действительно неповторимой архитектуры Пскова.
Зодчеству древнего Пскова Скобельцын всегда придавал исключительное значение,
ставил ее особняком. Многим это казалось предвзятостью увлеченного человека,
однако Борис Степанович доставал фотографии, и тогда не только гости города,
но и псковичи видели известные им памятники в совершенно новом, неповторимом свете.

В.А.Потресов. Дело жизни Бориса Скобельцына

29 апреля 2021 года в Музее истории г. Печоры состоялось торжественное открытие юбилейной выставки авторских фотографий «Памятники древнерусского зодчества Пскова и Новгорода» реставратора, почетного гражданина Пскова Бориса Степановича Скобельцына из собрания Международного Центра Рерихов. Выставка, приуроченная к 100-летию со дня его рождения, организована Псково-Изборским объединенным музеем-заповедником, Музеем истории г. Печоры и Международным Центром Рерихов при поддержке Общества друзей Дома Н.К.Рериха в г. Острове.

Борис Степанович Скобельцын (30.04.1921–13.11.1995) родился в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). Он происходил из дворянского рода Скобельцыных. Его отец – инженер завода «Русский дизель» Степан Владимирович Скобельцын (1886–1952); дед – физик, директор Петроградского политехнического института Владимир Владимирович Скобельцын (1863–1947). Мать – Софья Ивановна, урожденная Авакова. Брат-близнец Кирилл погиб в 1942 году, защищая Ленинград, как и другой брат Глеб. До Великой Отечественной войны Борис успел окончить среднюю школу, в мае 1941 года закончил военную школу младших авиаспециалистов и вскоре юношей ушел на фронт. Всю войну он служил в истребительном авиационном полку. Воевать довелось на Юго-Западном, Воронежском, Северо-Западном и Белорусском фронтах, прошел путь от рядового до начальника экспедиции штаба корпуса. Был награжден орденом Отечественной войны II степени, медалями «За оборону Сталинграда», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина». В запас гвардии младший лейтенант 6-го Истребительного авиационного Барановического ордена А.В.Суворова корпуса Б.С.Скобельцын отправился в январе 1946 года.

В 1948 году Борис Степанович поступил в Ленинградский инженерно-строительный институт, но окончил только 2 курса. Работал в ленинградских строительных организациях конструктором, техником-архитектором, инженером; в один из сезонов трудился в Ярославской научно-реставрационной мастерской. В 1950-е годы Борис Степанович вместе с семьей приехал на Псковскую землю. С 1955 года он начал работать техником-реставратором в Псковской реставрационной мастерской.

Вспоминая это непростое послевоенное время, Борис Степанович рассказывал: «После войны, придя израненными, больными, мы жили в самых невыносимых условиях, и тем не менее наш народ совершил новый подвиг, когда страна восстанавливала разрушенное. Главная особенность заключалась в том, что к восстановлению культуры нашей мы приступили сразу же после окончания войны. И несмотря на то, что юбилей создания реставрационных мастерских приходится на 1996–1997 годы, реставрация началась сразу же после войны, сразу же, как приступили к восстановлению разрушенного фонда. Это был еще один подвиг».

Более 40 лет жизни Б.С.Скобельцын отдал консервации и реставрации памятников архитектуры. Это церковь Николы со Усохи в Пскове, церковь Николы Чудотворца в Устье, Мины, Виктора и Викентия в Кусве, Крыпецкий монастырь, усадьба Волышово Порховского района и др. Им проведена паспортизация памятников культуры Пскова и области, собран фотоархив памятников архитектуры Псковской и Новгородской земли. Б.С.Скобельцын – автор нескольких фотоальбомов, воспевающих архитектурные памятники Пскова и Новгорода (1966–1975). С 1957 года фотовыставки Б.С.Скобельцына проходили в различных городах страны: в Пскове, Ленинграде, Москве, Душанбе, Ульяновске и др. В 1993–1994 годах – в Академии художеств, Доме Дружбы народов и Музее этнографии Санкт-Петербурга, Музее архитектуры им. А.В.Щусева в Москве, благодаря ему была организована выставка «Архитектурное наследие Земли Псковской», а в 1994-ом году – памятная выставка «Псков разрушенный и Псков восстановленный». На псковском телевидении при участии Б.С.Скобельцына прошел цикл передач об архитектурных памятниках.

На открытии юбилейной выставки авторских фотографий псковского мастера выступили заместитель генерального директора ФГБУК «Псково-Изборский объединенный музей-заповедник» – директор музея-заповедника «Изборск» Изборского музея-заповедника Наталья Петровна Дубровская; дочь Б.С.Скобельцына, архитектор Надежда Борисовна Грошева; председатель Псковского рериховского общества в 1990–2000-е годы Светлана Алексеевна Верхотурова; член Союза журналистов России, член Союза писателей России, руководитель Псковского регионального отделения Союза краеведов России Тамара Васильевна Вересова; сотрудник отдела хранения монументальной живописи ФГБУК «Псково-Изборский объединенный музей-заповедник», секретарь Псковского отделения ВООПИК Олег Валентинович Федоров; руководитель отдела выставок Международного Центра Рерихов Дмитрий Юрьевич Ревякин. Также прозвучали приветствия организаторам выставки от вице-президента Международного Комитета по сохранению наследия Рерихов Анатолия Андреевича Лебеденко и председателя Санкт-Петербургского отделения МЦР Эдуарда Антоновича Томши.

Н.П.Дубровская в своем выступлении рассказала о многолетнем сотрудничестве музея с Б.С.Скобельцыным, который передал в фонды много редких материалов и документов, включая альбом с подлинными автографами А.С.Пушкина. «Вспоминаю, как Борис Степанович на свою небольшую пенсию делал фотографии, договаривался с летчиками для съемки памятников с воздуха, потом печатал свои увесистые альбомы. Уверена, что его работы достойны самых лучших залов нашей страны. Борис Степанович Скобельцын, как и все наши ветераны, – настоящий спаситель нашей земли. Он много сделал для Пскова. Он по-настоящему понимал нашу русскую культуру, делая все возможное для восстановления ее архитектуры. Наша задача передать это понимание подрастающему поколению».

После войны в разрушенный Псков, как отметила дочь Б.С.Скобельцына Н.Б.Грошева, «приехала целая плеяда архитекторов, которая загорелись восстановлением его сильно пострадавших памятников. Все они сильно полюбили этот край. Пожалуй, только Михаил Иванович Семенов был местный. Всеволод Петрович Смирнов, пригласивший моего отца в Псков, Вера Алексеевна Лебедева, Наталья Сергеевна Рахманина – они все приехали на псковскую землю из Ленинграда. Пришлось кропотливо восстанавливать не только жилой фонд, но и памятники архитектуры. Именно Юрий Павлович Спегальский настоял на том, чтобы было выделено специальное финансирование именно на восстановление псковских памятников. В процессе этой работы нужно было делать фотофиксацию. Так постепенно Борис Степанович увлекся и художественной фотографией. У него возникло желание передать красоту Псковского края и свою любовь к нему. Это было время, когда даже сами псковичи не знали, какие ценные памятники находятся на их земле. Выставки моего отца заново открывали псковичам и гостям края псковскую землю. У меня есть целый альбом восторженных отзывов зрителей, посетивших эти выставки. Причем Борису Степановичу ценны были не только сами памятники, но и природа, их окружавшая, и люди, жившие на этой земле. Время до 1975 года – золотой век псковской реставрации. Он закончился сокращением финансирования. И отец решил запечатлеть все памятники, сделать их паспортизацию. Я благодарна Международному Центру Рерихов за внимание к творчеству моего отца и хотела бы передать в дар МЦР подборку фотографий отца, посвященных народу сета из деревни Сигово, проживающему близ Печор». Также Н.Б.Грошева передала в дар Псково-Изборскому музею-заповеднику фотографии отца, посвященные памятникам Печор, Псково-Печерской лавре, а также фотографии А.Тарковского, сделанные Борисом Степановичем во время съемок фильма «Андрей Рублев».

Д.Ю.Ревякин поблагодарил руководство Псково-Изборского объединенного музея-заповедника за сотрудничество и поддержку в организации выставки, а также отметил, что она не состоялась бы без деятельного участия Общества друзей Дома Н.К.Рериха в г. Острове в лице председателя общества А.Л.Прохорычева. Общество помогло с оформлением и доставкой выставки. Глубоко символично, что Борис Степанович Скобельцын активно сотрудничал с Международным Центром Рерихов и рериховским движением на псковщине, поскольку идеи Н.К.Рериха о защите и сохранении культурного наследия, памятников архитектуры от всепожирающего пламени войн были ему очень близки и понятны. Пример бескорыстного и последовательного служения спасению архитектурного наследия псковской земли, показанный Б.С.Скобельцыным, по мнению Д.Ю.Ревякина, безусловно, вдохновляет всех защитников культуры и старины на активные действия в настоящем и будущем. К примеру, в Печорах сохранился дом, где останавливались Н.К.Рерих и Е.И.Рерих во время путешествия в 1903–1904 годов по древним городам России. Крайне важно сохранить этот памятник для будущего, увековечив его фасад памятной плитой.

Светлана Алексеевна Верхотурова рассказала, как она вместе с Борисом Степановичем привезла выставку его фотографий в Москву. В последние годы своей жизни архитектор активно сотрудничал с Псковским рериховским обществом, которое она возглавляла. «Дело в том, что генеральный директор общественного Музея имени Н.К.Рериха Л.В.Шапошникова предложила рериховским обществам привезти на выставку фотографии памятников, находящихся в своих регионах. Мой супруг, криминалист, предоставил Борису Степановичу свою лабораторию для печати больших фотографий, включая и фотографии для этой выставки. В октябре 1995 года Светлана Алексеевна вместе с Б.С.Скобельцыным приняла участие в работе Международной общественно-научной конференции Международного Центра Рерихов, посвященной 60-летию Пакта Рериха. В рамках этой конференции в стенах Российской государственной библиотеки была открыта фотовыставка древних памятников Пскова и Новгорода Б.С.Скобельцына», – рассказала она.

Сам архитектор выступил перед участниками конференции. Он был уже тяжело болен, но продолжал бороться за культуру родного края. «Хочу просить Международный Центр Рерихов принять мой скромный дар, мою фототеку, которую я представил на этой выставке. Это – архитектура Новгорода и Пскова, двух великих городов нашей страны. В этих двух городах заложены могучие силы», – сказал реставратор, передавая в дар МЦР свою последнюю фотовыставку. Одна из его последних фотографий сделана именно на этой конференции – это фотопортрет Л.В.Шапошниковой. Через два месяца Бориса Степановича не стало. Ряд его работ из этой выставки Людмила Васильевна включила в экспозицию Русского зала общественного Музея имени Н.К.Рериха в Москве. Именно эта выставка из собрания МЦР ныне представлена зрителям.

Т.В.Вересова вспомнила в своем выступлении о том, как важно сохранить память о Борисе Степановиче, который зафиксировал все памятники псковской области: «К примеру, разрушенное имение Волышово можно восстановить теперь только по этим фотографиям. Я помню нашу последнюю встречу с Борисом Степановичем в Пскове, когда мы долго беседовали с ним. И в его словах звучала боль за гибель памятников родного края. Теперь его фотографиями пользуются многие псковские и московские архитекторы-реставраторы. Пример – спасение храма в Слободе. Много фотографий Б.С.Скобельцына я старалась публиковать в журнале “Псковский летописец”. Для трехтомника “Псковская земля: история в лицах” мною была подготовлена статья о Борисе Степановиче. Мне довелось встречаться и общаться с Людмилой Васильевной Шапошниковой в Москве, во время сотрудничества с Ольгой Старовойтовой из Риги. Это было прекрасное, плодотворное время. И я очень рада, что такая ценная выставка вновь на Псковской земле».

О.В.Федоров передал поздравление от председателя Псковского отделения ВООПИиК И.Б.Голубевой. Он отметил, что присутствующие могут видеть восстановленные памятники именно глазами Бориса Степановича. Дело в том, что Псков во время войны был практически полностью разрушен фашистами, и благодаря Б.С.Скобельцыну и его коллегам мы можем созерцать возрожденную старину, а не руины.

Фотографии Бориса Степановича Скобельцына хранятся во многих музеях страны: в Государственном Эрмитаже, Музее этнографии народов России, Государственном музее архитектуры им. А.В.Щусева в Москве, Международном Центре Рерихов, в Псково-Изборском объединенном музее-заповеднике, в Музее-заповеднике А.С.Пушкина «Михайловское» и в других музеях.

Выставка работает в Музее истории г. Печоры с 30 апреля по 6 июня 2021 года с 10.00 до 18.00 по адресу: г. Печоры, ул. Международная, д. 6; конт. тел. 88114823077.

Дмитрий Горный

Приветствие от Международного Комитета по сохранению наследия Рерихов

Приветствие от Санкт-Петербургского отделения Международного Центра Рерихов

Архитектурные летописи Скобельцына // Центральная студия документальных фильмов, 1993 (видео)



Возврат к списку

Архив: 2020, 2019, 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007