Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

Международная общественная организация | Специальный консультативный статус при ЭКОСОС ООН
Ассоциированный член ДОИ ООН | Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов
Коллективный член Международного совета музеев (ИКОМ) | Член Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА»

Семья РериховЭволюционные действия РериховЖивая ЭтикаПакт РерихаМЦРМузей имени Н.К. Рериха
Л.В. ШапошниковаЗащитаОНЦ КМ КонференцииЧтенияКультурно-просветительская работаТворческие отделы

СТРАНИЦЫ  Новости МЦР|Новости сайта|Подписаться на новости|Юбилейный год Рерихов – 2024
версия для печати
25.06.2021

Музейное пространство – больше чем музей

 museum29.jpg
 

Международный день музеев, ежегодно отмечаемый 18 мая, замечательный праздник и настоящий культурный феномен. В этот день у музейщиков есть повод особенно громко напомнить людям о необходимости знать и любить свою историю, рассказать о том, что музеи могут не только сохранять опыт предыдущих поколений, но и обмениваться знаниями, развивать взаимопонимание и взаимоуважение между представителями разных культур, вести диалог между странами и народами в масштабах целого мира.

В рамках Дня музеев проводится фестиваль-акция «Ночь музеев». В 2021 году Международный совет музеев озаглавил эту акцию «Больше чем музей». Эта тема подчеркивает огромную значимость музеев в деле построения справедливого и стабильного будущего. Встретиться и обсудить эту важную тему Тверская Рериховская организация пригласила представителей государственных и школьных музеев Твери. Музейное пространство в нашей стране за последние десятилетия значительно увеличилось: появились частные, общественные музеи. И это замечательно, ведь разнообразие форм музеев расширяет возможности удовлетворения духовного спроса людей.

Тема «Больше чем музей» полемизирует с теми, кто считает, что музей – это склад древностей. Великие представители культуры – и среди них Дмитрий Сергеевич Лихачев, Николай Константинович Рерих – всегда возражали против такого представления о музеях. Н.К.Рерих целенаправленно возрождал античное понимание музея как живого «дома муз», синтетического единого пространства культуры во всех ее проявлениях. Эту основу он закладывал во все музеи, с которыми был связан и в России при Императорском обществе поощрения художеств, и в Америке, и в Индии. Музей как пространство культуры воплощает главные ее составляющие: любовь, красоту и знание. Экспозиции, созданные с любовью, заинтересованностью, привлекают посетителей музеев, вызывают у них ответные чувства. И, конечно, как мощный магнит действует красота оформления. Эмоциональные чувства, вызванные красотой и любовью, закрепляют и дополняют знания, которыми наполнено любое музейное пространство.

О Музейно-выставочном центре имени Лизы Чайкиной Тверского областного дома народного творчества (ТОДНТ) на встрече рассказала Оксана Владимировна Полякова, заместитель директора ТОДНТ по декоративно-прикладному, художественному творчеству и выставочной работе. Его главная задача – сохранение, возрождение и популяризация традиционной народной культуры и традиционных ремесел, а также развитие современных видов творчества.

Всегда необычные, окрашенные радостными и светлыми эмоциями, экспозиции залов этого центра привлекают большое число посетителей. У выставочного центра множество обучающих, культурно-просветительских, познавательно-развлекательных программ для самой разной аудитории от школьников и студентов до людей с ограниченными возможностями и семей с маленькими детьми. Он осуществляет совместные проекты с Государственным Российским Домом народного творчества имени В.Д.Поленова: «Гончары России», «Лоскутная мозаика», «Искусство современной вышивки», проводит традиционные ежегодные выставки-ярмарки и областные выставки «Венок талантов», «Тверские резчики», «Самобытное искусство тверской земли», прививая любовь к родному краю через творчество и освоение народных ремесел.

При Тверском государственном объединенном музее существует удивительное пространство – Детский музейный центр. Сотрудник этого центра Елена Анатольевна Клюева отметила: «Слова “Больше чем музей” напрямую относятся к нам, потому что помимо классических музейных форм деятельности мы занимаемся большой культурно-познавательной и воспитательной работой, развитием патриотизма и коммуникации. Наши главные посетители младшие школьники и семьи с детьми, а основное направление – праздники народного календаря в музее».

Музей проводит традиционные выездные программы «Народная игротека», «Старинные усадебные игры», здесь есть студия теневого театра, гончарная мастерская, где можно заняться ручной лепкой, поработать на гончарных кругах, сделать обжиг и глазурование поделок. Сегодня Детский музейный центр – это развивающийся организм, у которого есть масса возможностей.

Тверская Рериховская организация давно сотрудничает со школами Твери, в которых созданы школьные музеи. Они самые разные, и у каждого своя отличительная черта, своя изюминка. Составить школьный музей – это очень большая работа, и поэтому хотелось бы выразить педагогам особую признательность. Школьный музей – это всегда гордость школы, а для многих первоклассников – первый в жизни музей.

О музее школы № 3 рассказала его руководитель, учитель истории Оксана Александровна Нилова. По ее словам, музей является своеобразным ковчегом, сохраняющим историю о выпускниках и педагогах школы со времени ее открытия в 1936 году. Главные помощники Оксаны Александровны – ребята, участники исторического кружка. При их участии созданы экспозиции «Жизнь и ратные подвиги тверских князей», «Подвиги героев-земляков в Великой Отечественной войне», «Затверечье в истории Твери». Музей функционирует в режиме творческого научно-исследовательского центра, осуществляет социальные проекты: «Моя школьная семейная династия», «Спасибо деду за Победу», «Героические страницы прошлого», и сотрудничает с тверскими региональными общественными организациями «Дети погибших защитников Отечества», «Участники боевых действий в Афганистане и Чечне».

Отрадно, когда в любом благом деле существует преемственность, а особенно в области изучения истории родного края. Музей тверской старины школы № 15 возглавляет совсем молодая девушка – Ксения Небышинец. Она бывшая ученица школы, а в настоящий момент студентка исторического факультета Тверского государственного университета. Еще будучи школьницей, она активно участвовала в работе музея, материалы для которого собирались в этнографических экспедициях по Тверской области. Позднее экспозицию, которая представляет собой фрагмент древнерусского дома с обычной обстановкой того времени, дополняли ученики школы, учителя и обычные люди, заинтересованные в поддержке замечательной инициативы. Сегодня школьный музей – это не просто место, где дети изучают историю родного края, это интересная площадка для развития творческих навыков. Здесь работает школа экскурсоводов, проводятся интерактивные занятия, которые привязаны к календарю народных праздников, а посетители – учащиеся своей и соседних школ, малыши из детских садов Заволжского района Твери.

Школа № 25 уникальна тем, что находится в здании, которое является памятником истории и архитектуры, она старейшая в Твери. Своеобразную экскурсию по музею истории этой школы провела педагог-библиотекарь Елена Борисовна Саперова. Музей был создан на основе комнаты боевой славы и хранит память об учащихся и педагогах, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны. Троим ученикам, участникам войны, было присвоено звание Героя Советского Союза. Собрание материалов, которому могут позавидовать государственные краеведческие музеи, охватывает и более раннюю историю. Здание, которое сейчас занимает школа, было построено в 1908 году для двухклассного железнодорожного училища: дорога Санкт-Петербург – Москва нуждалась в грамотных рабочих. На протяжении нескольких десятилетий школьный музей сотрудничает с музеем тверских железнодорожников, в стенах которого проходят многие школьные мероприятия: уроки истории, литературы, рисования. Музейная педагогика – первостепенное направление в воспитательной деятельности школы № 25.

Как город знания, в котором есть место для музеев, представила гимназию № 44 заместитель директора по воспитательной работе Ольга Валерьевна Голубева. Здесь несколько музейных пространств. Площадь победы рассказывает о прошлых и настоящих победах в спорте, о медалистах, овладевших самыми высокими вершинами знания; площадь истории знакомит с 47-летней историей гимназии, которая является членом Международной ассоциации развивающего обучения, входит в число 500 лучших школ России, имеет свою газету и телецентр. Сквер памяти повествует о трагических страницах истории страны, затронувших судьбы учеников гимназии. Изюминка музейного пространства гимназии – зал мудрости, где ребята знакомятся с великолепным многообразием творческих решений народных умельцев в создании образа одного из символов мудрости – совы. Именно сова, держащая в лапах ключ, открывающий дверь к тайнам знания, изображена на гербе гимназии.

Любовь Викторовна Сидоренко, заведующая отделом по учету и хранению экспонатов Тверского городского музейно-выставочного центра, размышляя на тему встречи, вспомнила работу центра в трудные 90-е годы прошлого века. Тогда, по ее словам, он выполнял роль не только просветителя и пропагандиста, но и роль социального утешителя. Музейно-выставочный центр дает срез современной живописной, графической художественной культуры, декоративно-прикладного искусства, и важно, чтобы современные люди, и в том числе дети, гордились тем, какие у них замечательные творческие, разносторонние современники, как красиво они видят окружающий мир и передают это нам.

Видеофильм еще об одном музее не был показан на встрече из-за краткости времени. В этом видео обобщен опыт музейной деятельности в московской школе № 1286, и о нем рассказывала музейный педагог Анастасия Сергеевна Разводовская. В музейном комплексе этого образовательного учреждения девять музеев различной направленности, которые расположены в шести корпусах, и не только в кабинетах, но и в открытых рекреациях. Три из них объединены в военный музейный комплекс: два посвящены Великой Отечественной войне и один – афганским событиям. Еще три музея объединены в историко-фольклорный музейный комплекс, посвященный традициям Руси и России. И оставшиеся три музея – это экологический музей, историко-технический «Ретро-музей, посвященный эпохе СССР» и музей истории гимназического образования.

Завершающим в череде представленных музеев стал рассказ об общественном Музее имени Н.К.Рериха Международного центра Рерихов (МЦР), единственном в своем роде негосударственном музее. Он был создан на основе художественного и философского наследия семьи Рерихов, переданного в Россию Святославом Николаевичем Рерихом. Идею Н.К.Рериха о музее как живом пространстве, музейоне, «доме всех муз» воплотила в жизнь индолог, академик, писатель Людмила Васильевна Шапошникова, руководившая им четверть века.

О концепции музея рассказала Татьяна Ивановна Чечина, работавшая в нем на протяжении многих лет. Общественный музей имени Н.К.Рериха – это большой международный просветительский и научный центр, который существует ради главного знания, переданного Рерихами. Философское учение Живой Этики и искусство Николая Константиновича Рериха – два крыла этого знания, данного человечеству для его перехода на новую ступень эволюции, на новый уровень сознания – космический. В основу создания и развития музея была положена концепция культуры Н.К.Рериха, в которой утверждается преемственность прошлого, настоящего и будущего в поле культуры. Это сохранение в настоящем ценностей культуры прошлого, широкое ознакомление людей с этими ценностями и через эту деятельность создание основы для возникновения в будущем общества высокой культуры. Н.К.Рерих полагал, что только таким образом возможно установить прочный мир на Земле. «Мир через Культуру» – под таким девизом осуществлял он все свои культурные инициативы.

Являя собой яркий пример новой общественной формы культуры, Музей имени Н.К.Рериха МЦР более четверти века вел многогранную культурно-просветительскую работу и был отмечен международными и российскими наградами. Весной 2017 года при участии Министерства культуры РФ, возглавляемого в то время министром В.Р.Мединским, Государственный музей Востока незаконно совершил силовой захват и разрушение общественного Музея имени Н.К.Рериха под предлогом создания государственного музея семьи Рерихов, который так и не был создан.

«Разрушение музея есть разрушение страны», – писал Н.К.Рерих. Общественность, поддерживающая Музей имени Н.К.Рериха, объединилась в стремлении восстановить справедливость и вернуть этот музей в пространство культуры. Создан Комитет защиты общественного Музея имени Н.К.Рериха Международного Центра Рерихов, и он запускает программу «Набат совести». Суды, в которых Музей имени Н.К.Рериха отстаивает свои права, не выносят справедливых решений. Чиновники, которые разрушали музей, до сих пор пребывают на своих местах. Остается только бить в набат, чтобы докричаться до общества.

Государство в своей культурной политике обязано поддерживать все музеи – общественные, школьные, государственные, и тогда музеи, поистине, станут тем пространством, которое больше чем музей.

Наталья Буракова

Источник: Сайт Тверской областной Рериховской общественной организации, 26.06.2021



Возврат к списку

Архив: 202320222021, 2020, 2019, 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007