|
версия для печати |
Открытое письмо Комитета защиты общественного Музея имени Н.К.Рериха МЦР в связи с награждением генерального директора Государственного музея Востока А.В.Седова Международной премией имени Николая Рериха
В начале октября стало известно о присуждении генеральному директору Государственного музея Востока (ГМВ) А.В.Седову Международной Премии имени Николая Рериха 2021 года в номинации «Сохранение наследия Рерихов» [1]. Лауреатами данной премии становятся те, кто вносит «особый вклад в сохранение и развитие творческих традиций, культурных и нравственных основ», является высоким образцом «служения человека Культуре и Обществу, <…> для кого высокое творчество жизни и стремление к Общему Благу стали конкретным и повседневным делом, чья деятельность может стать вдохновляющим примером для молодого поколения» [2].
О «заслугах» по сохранению наследия Рерихов лауреата Премии А.В.Седова сказано, что «Государственный музей Востока под его руководством ведет большую работу по сохранению и популяризации наследия Рерихов. В музее создан филиал “Музей Рерихов”. <…> В апреле 2019 года в павильоне № 13 Музей Востока открыл масштабную экспозицию “Сохраняя культуру. Музей Рерихов на ВДНХ”».
Однако краткая справка об «особом вкладе» А.В.Седова в сохранение и популяризацию наследия Рерихов, являющегося мировым культурным достоянием, не отражает реальное положение дел и потому нуждается в пояснении и комментариях.
В апреле 2017 года под непосредственным руководством А.В.Седова был осуществлен силовой захват общественного Музея имени Н.К.Рериха Международного Центра Рерихов (МЦР) и наследия Рерихов, принадлежащего МЦР по праву собственности [3]. Уникальная экспозиция общественного Музея имени Н.К.Рериха, его дорогостоящее музейное и охранное оборудование были варварски разрушены. Кроме этого, наследие Рерихов, включающее бесценные картины Н.К. и С.Н. Рерихов, коллекции, архив, научные и литературные труды, мемориальную библиотеку, личные вещи и т.д., было вывезено из усадьбы Лопухиных, и условия хранения Наследия, фактическое его состояние до сих пор не известны [4]. Вандализм, проявленный руководителем государственного музея А.В.Седовым в отношении музея общественного, а также народного культурного достояния, оказался беспрецедентным. В настоящее время Международный Центр Рерихов вынужден, действуя в правовом поле, вести непрерывную работу по возвращению своих фондов, наследия Рерихов из незаконного владения ГМВ.
Возмутительны и другие действия А.В.Седова, оскорбляющие память о Рерихах и их делах. В юбилейный для семьи Рерихов 2019 год, 3 октября, накануне 145-летия со дня рождения Н.К.Рериха, А.В.Седов ультимативно потребовал от МЦР в пятидневный срок демонтировать единственный в России мемориальный комплекс семьи Рерихов в усадьбе Лопухиных [5]. Только благодаря вмешательству общественности удалось отстоять законное нахождение Мемориала семьи Рерихов в усадьбе Лопухиных.
А.В.Седову учредителями премии ставится в заслугу создание «Музея Рерихов» как филиала Государственного музея Востока. Это прямо противоречит волеизъявлению дарителя наследия Рерихов Святослава Николаевича Рериха, считавшего, что наиболее оптимальное функционирование создаваемого им Центра-Музея имени Н.К.Рериха в усадьбе Лопухиных может быть в статусе общественной организации, а «подчинение Центра Министерству культуры, а тем более Музею искусств народов Востока повело бы к неоправданному, <…> заведомому сужению задач и возможностей Центра» [6]. Налицо откровенно циничное небрежение к выполнению волеизъявления С.Н.Рериха, который передал в Россию наследие родителей с определенными условиями по его нахождению и использованию, что было одобрено и принято государством.
Можно ли считать «особым вкладом» А.В.Седова в сохранение наследия Рерихов создание экспозиции «Сохраняя культуру. Музей Рерихов на ВДНХ» в павильоне № 13 ВДНХ в 2019 г., которую позиционируют в качестве музея Рерихов? Известно, что ни ВДНХ, ни сам павильон не приспособлены для музейной работы и создания полноценного музея. Достаточно напомнить, что часть картин Н.К. и С.Н. Рерихов находились в непосредственной близости от входных дверей и от батарей центрального отопления, а также на промерзающих окнах, также были грубо нарушены температурно-влажностный режим, освещенность, системы охраны и противопожарной безопасности и др. Эти вопиющие факты неподобающих условий хранения и использования шедевров мировой живописи были обнаружены благодаря общественности и ее многочисленным обращениям в органы власти. Генеральная прокуратура РФ полностью подтвердила выявленные нарушения и внесла представления для их устранения руководству Министерства культуры РФ и Государственного музея Востока [7]. В настоящее время после ряда проверок, в том числе МЧС и Роспотребнадзора, павильон № 13 ВДНХ закрыт на реконструкцию, и срок возобновления его работы все время переносится.
К этому можно добавить скандальное происшествие, когда в январе 2021 г. стало известно о пропаже в Государственном музее Востока двух картин Рерихов из фондов МЦР, а также более двадцати документов из Архива семьи Рерихов [8].
Все это свидетельствует о реальном отношении А.В.Седова к наследию Рерихов и проблеме его сохранения, что порождает немало вопросов к учредителям и оргкомитету премии:
– Разрушение единственного в России общественного Музея имени Н.К.Рериха МЦР, основанного самим С.Н.Рерихом, надругательство над планами и идеями Святослава Николаевича, достойно ли присуждения Премии имени Н.К.Рериха?
– Такие действия, как рейдерский захват культурного наследия и музея, достойны ли премии, носящей имя человека, выступающего за сохранение и защиту культуры?
– Уничтожение Государственным музеем Востока многолетних трудов сотрудников МЦР и международной общественности по созданию и развитию общественного Музея имени Н.К.Рериха и восстановлению из руин усадьбы Лопухиных достойно ли какой-либо премии, не говоря уже о награде, носящей имя Рериха?
– Погромы и захваты в пространстве культуры, нарушение закона, попрание воли выдающихся деятелей культуры является ли высоким образцом «служения человека Культуре и Обществу» и «вдохновляющим примером для молодого поколения»? [2]
Наши вопросы неслучайны, поскольку присуждение генеральному директору Государственного музея Востока А.В.Седову Международной премии имени Николая Рериха 2021 года в номинации «Сохранение наследия Рерихов» мы расцениваем не иначе как глумление над делами Рерихов и памятью о них. Тем самым дискредитируется сама премия и наносится репутационный урон ее учредителям и организаторам.
В связи с вышеизложенным Комитет защиты общественного Музея имени Н.К.Рериха считает необходимым выразить свой протест по поводу необоснованного и незаслуженного награждения генерального директора Государственного музея Востока А.В.Седова Международной премией имени Николая Рериха.
Мы видим продолжающиеся попытки сформировать положительное общественное мнение в пользу Государственного музея Востока, а также его директора. Но истинное положение дел невозможно скрыть и затемнить подменами.
Международный Центр Рерихов и его общественный Музей имени Н.К.Рериха были и остаются в общественном сознании и истории связанными с волей С.Н.Рериха, его наказами. Импульс творческой мысли С.Н.Рериха вызвал к жизни волну народной поддержки и деятельного участия в жизни МЦР, в его делах, что продолжается до сих пор. Несомненно, что и в грядущем наследие Рерихов, а также МЦР и его общественный Музей останутся важной вехой в строительстве подлинно культурного российского общества. А какое будущее складывают для себя те, кто сегодня стараются изменить, исказить и переписать историю? Стоит задуматься.
17.10.2021
Примечания:
2. Конкурс на присуждение Международной премии имени Николая Рериха в 2021 году
3. Согласно распоряжению С.Н.Рериха от 22.10.1992 г., статус которого был подтвержден решением суда Южного округа Сакет Республики Индия от 02.11.2018 г., Международному Центру Рерихов были переданы все права собственности на предметы наследия Рерихов, перечисленные в приложениях к Завещательному распоряжению С.Н.Рериха от 19.03.1990 г.
4. А.В.Седов, директор Государственного музея Востока с представителями частной охраны во время захвата общественного Музея имени Н.К.Рериха в усадьбе Лопухиных (2017). Фотохроника; Фотохроника погрома общественного Музея имени Н.К.Рериха; С.Рубцов. Культобман; Л.Хоменок. «Восхождение» в… невежество: почему оказалась провальной выставка Николая Рериха. Новые Известия, 17.01.2018.
5. В Москве разрушают единственный в России Мемориал Рерихов; Музей Востока требует убрать Мемориал Рерихов из усадьбы Лопухиных; «Верх цинизма»: в Москве к дню рождения Рериха решили снести его мемориал.
7. Иванова Е. Госхоронение. Картины Рерихов погибают в государственном музее; Генпрокуратура заступилась за картины Рерихов; Генпрокуратура внесла представление в связи с ненадлежащим хранением картин Рерихов.
8. В Государственном Музее Востока пропали две картины Рерихов; А.Иванова. Пропавшие шедевры.
Источник: Комитет защиты общественного Музея имени Н.К.Рериха
Архив: 2023, 2022, 2021, 2020, 2019, 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007