Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

Международная общественная организация | Специальный консультативный статус при ЭКОСОС ООН
Ассоциированный член ДОИ ООН | Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов
Коллективный член Международного совета музеев (ИКОМ) | Член Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА»

Семья РериховЭволюционные действия РериховЖивая ЭтикаПакт РерихаМЦРМузей имени Н.К. РерихаЛ.В. Шапошникова
Защита имени и наследия РериховОНЦ КМ КонференцииЖурнал «Культура и время»Творческие отделыСотрудничество

      рус  eng
СТРАНИЦЫ  Новости МЦР|Новости сайта|Подписаться на новости|Сохраним Музей Рериха
версия для печати
28.11.2021

Юбилейная выставка авторских фотографий Б.С. Скобельцына в Порховском краеведческом музее

 petr2.jpg
 

13 октября 2021 года в Порховском краеведческом музее состоялось торжественное открытие юбилейной выставки Бориса Степановича Скобельцына «Памятники древнерусского зодчества Пскова и Новгорода» из собрания Международного Центра Рерихов, приуроченной к 100-летию со дня его рождения. Выставка организована Порховским краеведческим музеем, Международным Центром Рерихов (МЦР) при поддержке Общества друзей Дома Н.К.Рериха в г. Острове.

Имя Б.С.Скобельцына неразрывно связано с Порховом. Много лет Борис Степанович отдал реставрации памятников Порхова и Порховского района. Он стал автором проектов реставрации Порховской крепости и дворцового ансамбля в усадьбе «Волышово» Порховского района [1], церквей Рождества Богородицы и Никольской в Порхове.

Выставка МЦР дополнена разделом материалов о Б.С.Скобельцыне, предоставленных его дочерью Н.Б.Грошевой. Это семейные фотографии, а также фотографии, где запечатлены башни Порховской крепости, памятники усадьбы «Волышово», сделанные Борисом Степановичем в разные годы. Примечательно, что в экспозиции музея находятся предметы из «Волышово», спасенные стараниями музейных работников. Также на выставке представлена аэрофотосъемка панорамы Порховской крепости из фондов МЦР, которую архитектор сделал в 1970-х годах.

Сейчас в Порховской крепости проводятся реставрационные работы. Поэтому перед открытием выставки псковские архитекторы-реставраторы Галина Сергеевна Гофман, Владимир Евгеньевич Никитин и Андрей Михайлович Лебедев по просьбе общественности посетили Порховскую крепость и ознакомились с ходом ее реставрации. Примечательно, что Г.С.Гофман, ученица Б.С.Скобельцына, многие годы исследовала этот памятник, в частности Малую башню. Так, на заседании научно-методического совета по крепости в 2014 году она отмечала: «Несмотря на хроническое отсутствие денег у Российского государства и те самые естественные разрушения, Порховская крепость дошла до нас в очень хорошей сохранности. Даже пострадавшая от Витовта Малая башня: считалось, что она сохранилась с 1387 года, то есть с доогнестрельного периода. Но исследования показывают, что внутри башни есть следы реконструкции. Все же она была разрушена, но выложена в тех же формах. И для военных нужд больше не использовалась – в ней хранили известь, и до сих пор там есть громадный известковый слой» [2].

Крепость имеет большую ценность для нашей истории. Краеведы утверждают, что Порховская крепость, в отличие от других русских форпостов, не реконструировалась на рубеже XV–XVI веков. Поэтому сохранилась именно такой, какой была в первой половине XV века. Первая попытка недавней реставрации закончилась провалом и скандалом. Новый подрядчик, московская компания «Таласса», который ведет работы с октября 2020 года, должен закончить работы в 2022 году. На первом этапе необходимо разобрать завалы в помещениях, затем законсервировать осыпающиеся участки стен, а после восстановить недостающую кладку Порховской крепости. Современный проект реставрации также предполагает ремонт сводов башен, восстановление из дерева их куполов и шатров, оборудование на крепостной стене деревянного настила, по которому смогут прогуливаться посетители крепости.

«За год реставраторы успели обновить каменную кладку от Никольской до Малой башни и приступили к работам по воссозданию кровли прясла в этом месте. Параллельно с этим ведутся работы по реставрации каменной кладки на пряслах от Никольской до Средней башни. Не забывают рабочие и о самой Никольской башне – ее кладку также обновляют, кровлю реставрируют и в профилактических целях обрабатывают биоцидными составами, чтобы продлить срок службы», – утверждает в своей публикации журналист «МК Псков» Светлана Пикалёва [3].

Псковские реставраторы осмотрели работы в Малой башне, реставрационную кладку крепостных стен, колокольню Никольской башни. У архитекторов возникли вопросы к новому подрядчику, а также они высказали ряд предложений, которые позволят избежать ошибочных решений при восстановлении памятника. Затем гости приняли участие в открытии выставки своего коллеги.

Выставку, посвященную творчеству Б.С.Скобельцына, открыла заместитель главы администрации Порховского района по социальной политике Наталья Анатольевна Бялькина. Она поблагодарила организаторов и отметила: «Благодаря этой замечательной выставке порховчане могут ближе познакомиться с выдающимися памятниками культурного наследия нашей родной Псковской и соседней Новгородской земли. Борис Степанович занимался реставрацией наших памятников архитектуры, включая усадьбу “Волышово”. Очень хочется, чтобы как можно больше наших жителей посетило эту выставку черно-белых фотографий, прекрасно передающих атмосферу тех лет, в которой жил и работал реставратор». Также она поблагодарила псковских архитекторов из ВООПИиК за внимание к ходу реставрационных работ в Порховской крепости.

Приветствуя открытие выставки, директор Порховского краеведческого музея Оксана Владимировна Селиванова в своем выступлении сказала: «В свое время Борис Степанович передал в наш музей немало фотографий, на которых он запечатлел памятники Порхова и района. Он любил Порхов и неоднократно здесь бывал. Мы искренне благодарим Международный Центр Рерихов и Общество друзей дома Н.К.Рериха в г. Острове за столь значимый проект для города. Примечательно, что Н.К.Рерих не только бывал в Порхове и запечатлел его памятники, в частности Порховскую крепость, но и провел в районе первые масштабные археологические изыскания. Искренне благодарю наших гостей из Пскова. Если бы вы видели, как они ходили по крепости и сколько вопросов было у них к начальнику участка! Ведь на основе именно их наработок сейчас идет реставрация. Надеемся, что предложения, высказанные специалистами по результатам этой поездки, помогут в дальнейшей реставрации нашей уникальной крепости».

С искренней благодарностью к организаторам выставки и участникам встречи обратилась также дочь юбиляра Надежда Борисовна Грошева: «В этом году столетие Бориса Степановича мы отмечаем очень достойно. Мой отец занимался не только реставрацией памятников, но и их популяризацией. Он поставил перед собой важную цель – сохранить как можно больше памятников архитектуры и посвятил этому всю свою жизнь. Это и альбомы архитектурных шедевров Пскова и Новгорода, многочисленные обмеры памятников и их фотофиксация. Его неутомимый энтузиазм, конечно, был основан на примерах из прошлого. И в первую очередь я хочу назвать Н.К.Рериха, который являлся в России активным популяризатором русской старины, ее древних памятников. Теперь настало время сохранить память о тех, кто спасал и возрождал после войны прекрасные псковские и новгородские архитектурные святыни».

Архитектор Владимир Евгеньевич Никитин, пришедший в Псковский филиал Центральных научно-реставрационных мастерских в 1973 году и сразу попавший под опеку Б.С.Скобельцына, рассказал о совместной работе с ним и отметил: «После ухода из ЦНРПМ Борис Степанович полностью увлекся фотографией. Помимо памятников Пскова, здесь в витринах представлены прекрасные портреты из собрания семьи Скобельцыных. Борис Степанович успешно снимал академиков Д.С.Лихачева, А.Д.Сахарова, П.Л.Капицу. Он был портретистом от бога. А священники и монахи! Как он их прекрасно снимал, умело находя подход к каждому человеку! У него набрался огромный архив негативов, на которых портреты художников, архитекторов, реставраторов, священников, монахов, простых крестьян и ремесленников. Очень хотелось бы, чтобы в будущем появилась выставка его портретной фотографии».

Галина Сергеевна Гофман в своем выступлении обратила внимание на важность встречи с таким исключительным человеком, каким был Б.С.Скобельцын: «Моя жизнь на Псковской земле сложилась именно благодаря Борису Степановичу. Мы с ним познакомились в первые дни моего пребывания в Пскове, потом многие годы трудились рядом и очень дружили. Объездили с ним весь Псковский край. Он бережно передавал свою любовь к Псковщине и ее памятникам. Борис Степанович и привел меня на Порховскую крепость, реставрацией, спасением которой он занимался много лет и которой позже занялась и я. Меня называют ученицей его реставрационной школы, ведь именно Скобельцын научил меня любить свое дело. Я благодарна и его супруге Елене Ивановне за помощь и поддержку. Они стали для меня родными людьми».

Андрей Михайлович Лебедев поделился своими воспоминаниями о Б.С.Скобельцыне и мыслями о современных проблемах сохранения памятников: «Очень отрадно, что в Порхове открылась эта выставка. Борис Степанович любил Прохов и усадьбу “Волышово”, занимаясь проектом ее реставрации. Сегодня увидел в экспозиции музея кованые решетки парадной лестницы из этой усадьбы, а я-то думал, что она уже утрачена навсегда. Очень надеюсь, что в будущем мы сможем ее восстановить в первозданном виде. К сожалению, “Волышово” сейчас лежит в руинах…

В Псковском филиале ЦНРПМ работала моя мама Вера Алексеевна Лебедева [4]. Там же работал и Борис Степанович. Помню, ко всем делам, которыми приходилось заниматься, он относился очень горячо, с кем-то спорил, на кого-то обижался, но всегда твердо отстаивал свое мнение по части реставрации. В 1970-е годы еще были такие принципиальные люди, которые пришли в реставрацию, чтобы спасать памятники, а не зарабатывать на них деньги. Это теперь у сегодняшнего правопреемника Псковского отделения ЦНРПМ одним из первых пунктов в уставе стоит – извлечение прибыли. А в те далекие годы было совсем по-другому. В итоге из-за такого подхода уходят квалифицированные кадры, а дело страдает. Вместо качественной реставрации памятников мы имеем старинную архитектуру, изуродованную неумелой реставрацией.

Борис Степанович был замечательным человеком. Будучи коммунистом, он не особо верил в Бога, но Господь милостив. Каждому, на мой взгляд, дается не только по вере, но и по делам его. А дела Скобельцына были светлыми и чистыми. Он и в партию вступил только для того, чтобы приносить пользу памятникам. Реставратор мог прийти к любому начальнику и напрямую изложить проблему с тем или иным памятником, а затем потребовать помощи. Говорить прямо начальству Борис Степанович научился еще в фронтовые годы.

Б.С.Скобельцын отреставрировал не так много памятников, но много сделал для их фотофиксации и популяризации. Это было новое для того времени дело. У него дома хранились так называемые красные книги, где собраны подробные фотографии памятников Псковщины. Еще в 1980-е он с болью говорил: “Все гибнет, все гибнет, надо спасать”. А теперь, в 2000-е, в сфере охраны памятников – просто слезы… Псковское отделение Всероссийского общества охраны памятников и мы, архитекторы, как его члены, стараемся принимать участие в значимых проектах современной реставрации для того, чтобы не отдать наши памятники на окончательное растерзание равнодушным людям. И нынешнее наше непростое, трагичное для памятников и культуры время нужно пережить. Будем надеяться, что в будущем наши соотечественники станут более благосклонно относиться к подлинным памятникам, а не к уродливым “новоделам”. Но для этого подлинные памятники еще нужно сохранить. Борис Степанович был очень строг в этом вопросе и придерживался консервативной концепции сохранения памятников. И это должно быть нашим уделом!»

Руководитель отдела выставок МЦР Дмитрий Юрьевич Ревякин в своем выступлении поблагодарил коллег Порховского краеведческого музея за гостеприимство и отметил: «Проблема сохранения памятников в России – очень больная тема. Памятники гибнут постоянно, их счет идет на сотни и тысячи. Такое ощущение, что мы живем не в мирное, а в военное время. Фашисты целенаправленно уничтожали наши памятники, стремясь стереть нашу память о прошлом, наши исторические, национальные корни. Сейчас такому явлению способствует наше безразличие к памятникам, которые стоят как маяки времени, напитывая своей светоносной красотой живущее ныне поколение. И если ранее, например, крепость, как памятник гражданской архитектуры, имела строго утилитарное значение – она защищала от врагов, спасала жизни и не давала поработить наших предков, то сейчас эти прекрасные древние стены стали настоящими твердынями духа. Мы можем прикоснуться к этим камням, чтобы почувствовать их пульс, биение прошлых эпох. Архитекторы, реставраторы, художники, музейщики – все эти люди, много работающие и соприкасающиеся с памятниками, имеют способность ощущать пульс прошлого, их энергетику, живую связь с прошлым.

Часто приходится слышать, что у властей нет денег на тот или иной памятник. Вносятся предложения сделать из памятника ресторан, магазин, туристический центр или еще что-нибудь. Но самое лучшее, если мы приспособим градообразующий памятник для культурных задач. Грамотная музеефикация такого памятника позволяет раскрыть весь его потенциал для жителей и гостей города и региона.

Б.С.Скобельцын и его коллеги всегда будут являться примером для молодого поколения. Его труды направлены на то, чтобы молодежь полюбила старину, чтобы она была для нее не молчаливыми, мертвыми камнями прошлого, а радовала своей красотой и богатой историей. Он прекрасно разбирался в истории создания и бытования псковских и новгородских памятников старины, умел ярко это преподнести своим слушателям. Для него старые башни и стены дышали особой жизнью. Борис Степанович был одним из тех, кто воскресил эти памятники из забвения после страшного пожара войны. И эти шедевры помогают нам понять самих себя и построить, как говорил С.Н.Рерих, “более прекрасную, более совершенную жизнь”. Не раз доводилось наблюдать, как при умелом сохранении старины преображается не только сам памятник, но и город, в котором он находится. В ряде городов России мы можем видеть такие феномены. Это Владимир и Суздаль, Ярославль, Новгород и Псков, Санкт-Петербург… Есть такие феномены в Казахстане и Белоруссии. Я не беру сейчас Европу, поскольку там охрана памятников, в отличие от нас, находится на высоком уровне. Борис Степанович не только популяризировал, но и спасал памятники. И очень жаль, что его проект реставрации умирающей усадьбы в Волышово так и остался нереализованным. До нас дошли только ее прекрасные фотографии. Без культурного прошлого нет культурного будущего. Поэтому будем прилагать усилия для просвещения нашей молодежи, привития любви к своему архитектурному и культурному наследию, как это делал Борис Степанович Скобельцын».

Дмитрий Горный,
Порхов-Москва


1. В XVIII веке усадьба «Волышово» принадлежала семье генерала Иллариона Николаевича Овцына, а затем его дочери Екатерине Илларионовне и ее супругу Василию Алексеевичу Васильчикову – родителям трех известных братьев Васильчиковых – Иллариона, Дмитрия и Николая, портреты которых хранятся в Военной галерее 1812 года Зимнего дворца. Как известно, один из братьев, Николай Васильевич Васильчиков, стал вторым мужем Елизаветы Максимовны Ган, урожденной фон Пребстинг, бабушки Е.П.Блаватской.

2. Ширяева Е. Патина времени. Научно-методический совет при Государственном комитете Псковской области по охране объектов культурного наследия согласовал проект реставрации Порховской крепости // Псковская губерния (еженедельная региональная общественно-политическая газета). № 44 (716). 12 ноября – 18 ноября 2014.

3. Пикалёва С. Строители-недоучки и попытка номер два: Как столичные рабочие меняют старинную крепость в Порхове. Что успели сделать реставраторы за год работы // Сетевое издание «МК в Пскове». 20.10.2021.

4. Лебедева Вера Алексеевна (23.12.1929–18.12.2018) – старейший псковский архитектор-реставратор, одна из плеяды основоположников псковской школы реставрации. Ее профессиональный путь начался в 1951 году в Псковской специальной научно-реставрационной и производственной мастерской, куда она получила назначение после окончания Ленинградского архитектурного техникума (специализация – реставрация памятников архитектуры). Возрождению древней архитектуры Пскова и Псковской земли Вера Алексеевна Лебедева посвятила всю свою жизнь. За десятилетия служения делу исследованы, отреставрированы и сохранены десятки шедевров древнерусской архитектуры. Среди них такие всемирно известные памятники древнего Пскова, как церкви Ильи Пророка в Выбутах, Петра и Павла с Буя, Иоанна Богослова на Мишариной горе, церковь Георгия со Взвоза, Покровская башня и церковь Покрова и Рождества Богородицы, храмы Старовознесенского монастыря и другие выдающиеся произведения средневековой архитектуры.



Возврат к списку

Архив: 2020, 2019, 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007