Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

Международная общественная организация | Специальный консультативный статус при ЭКОСОС ООН
Ассоциированный член ДОИ ООН | Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов
Коллективный член Международного совета музеев (ИКОМ) | Член Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА»

Семья РериховЭволюционные действия РериховЖивая ЭтикаПакт РерихаМЦРМузей имени Н.К. РерихаЛ.В. Шапошникова
Защита имени и наследия РериховОНЦ КМ КонференцииЖурнал «Культура и время»Творческие отделыСотрудничество

      рус  eng
СТРАНИЦЫ  Новости МЦР|Новости сайта|Подписаться на новости|Сохраним Музей Рериха
версия для печати
11.06.2022

Открытие выставок «Пакт Рериха. История и современность» и «Хранительница Пскова» в Общественной палате РФ

 pact2.jpg    pscov2.jpg
     

12 апреля 2022 года в Общественной палате Российской Федерации состоялось торжественное открытие двух выставок – «Пакт Рериха. История и современность» и «Хранительница Пскова», предоставленных Международным Центром Рерихов и Благотворительным Фондом имени Е.И.Рерих.

Выставка «Пакт Рериха. История и современность» побывала в 20 странах мира, объединяя миллионы сердец во имя защиты всего самого прекрасного и святого, чем жив дух человеческий. Выставка «Хранительница Пскова» создана к 110-летию со дня установки Анастасиевской часовни – уникального памятника федерального значения. Представленные выставки посвящены защите культурного наследия и связаны с жизнью и деятельностью Николая Константиновича Рериха.

Представитель комиссии по вопросам развития культуры и сохранению духовного наследия Общественной палаты Павел Александрович Покровский в своем выступлении отметил: «Мы сегодня присутствуем на площадке Общественной палаты Российской Федерации в День космонавтики. И это глубоко символично. Как символ того, что сегодня нужно думать о том, что находится над нами. Когда мы вглядываемся в космос, я нисколько не сомневаюсь, в то же время космос вглядывается в нас. Символизм как мировосприятие, если мы сегодня говорим о назревшей необходимости приведения в достойное состояние часовни Святой Анастасии. Хочу напомнить, что 300 лет назад часовня появилась именно тогда, когда на землю, на которой она стоит, пришел великий мор. Когда из 4-х жителей остался в живых только один. И ее строительство этот мор остановило. Так и сегодня мы видим, что у нас на территории России, на территории всего Евразийского материка мор останавливается. Может быть, и это символ того, что мы в нужное время и, подчеркну, самое главное, в нужном месте ставим вопрос об охране культуры. Сегодня, в наше сложное время, культура может стать оберегающим покровом для всех нас, сможет сформировать светлых, позитивных людей. Комиссия по вопросам развития культуры и сохранения духовного наследия не могла остаться в стороне от открытия этой замечательной выставки. Я уверен, каждый из нас сделает все для того, чтобы развивалась культура, чтобы появлялись новые, замечательные идеи для ее сохранения».

В адрес участников, организаторов и гостей торжественной церемонии открытия пришло приветствие от председателя комиссии по физической культуре и популяризации здорового образа жизни, доктора педагогических наук, профессора, героя труда Российской Федерации Ирины Александровны Винер-Усмановой, а также от посла доброй воли ЮНЕСКО Александры Васильевны Очировой, которое зачитала Александра Олеговна Лазукина, председатель союза «Живые города».

Перед собравшимися выступила вице-президент Международного Центра Рерихов, директор общественного Музея имени Н.К.Рериха Наталья Николаевна Черкашина. Приветствуя собравшихся, она отметила, что одна из выставок называется «Пакт Рериха. История и современность» и рассказывает о создании великим художником Рерихом первого в мире договора о защите культурных ценностей как в мирные, так и в военные дни. Вторая – выставка «Хранительница Пскова». Обе выставки гармонично дополняют друг друга и призывают нас не забывать о культуре. Культура для Н.К.Рериха – это наиважнейшая основа. Культура – это почитание света, культура – это любовь к человеку, культура есть благоухание, сочетание жизни и красоты. Культура – оружие Света, культура – спасительница. Именно поэтому до рисунка на мозгу необходимо твердить о культурных ценностях, твердить всем возрастам, всем поколениям, всем народам – считал Николай Константинович Рерих. И для этого нужна организация выставок, проведение лекций, концертов и бесед об истинном значении культуры. Но нужно говорить и об охране культуры, поскольку понимание роли культуры в жизни общества очень сложно входит в сознание населения. Николай Константинович писал, что не только государственное признание, но и деятельное общественное движение должно принимать участие в охране и заботе о культуре. Открытие этих выставок – наглядный пример сотрудничества общественных организаций и государства. Такое культурное сотрудничество оказалось очень плодотворным и выигрышным на сегодняшний день. Устроителям выставки Наталья Николаевна пожелала и дальше продолжать свою деятельность, следуя путями Николая Константиновича, с верой, что свет культуры побеждает и только культура сможет изменить наш мир к лучшему.

Президент Благотворительного Фонда имени Е.И.Рерих Павел Михайлович Журавихин поздравил присутствующих с открытием выставок и выразил радость совместно с Международным Центром Рерихов за возможность показать в Общественной палате Российской Федерации две выставки и высказаться о высоких смыслах культуры. Он также сердечно поблагодарил за поддержку комиссию Общественной палаты по развитию культуры и сохранению духовного наследия, давнего партнера Фонда, и подробно рассказал о проекте.

Сохранение культуры возможно только при осознании того, чтó есть культура, ее ценности и сокровища. Важнейшим моментом в Пакте Рериха и его символе Знамени Мира является момент просветительства. Программа Фонда по сохранению Анастасиевской часовни как раз показывает, что идеи Пакта Рериха практичны и актуальны в наши дни и почему общественность так важна в деле сохранения культуры. Не случайно Николай Константинович всегда подчеркивал, что никакие указы, никакие постановления не смогут защитить культуру, если сама общественность не будет участвовать в деле строительства культуры, в деле сохранения памятников.

Идея спасти Анастасиевскую часовню родилась в самое неблагоприятное время – в 2020 году. Первым импульсом к ее спасению стал съезд рериховских организаций, когда более 400 представителей общественности взяли на себя ответственность за сохранение этой уникальной архитектурной жемчужины Псковской земли. Они обратились в Министерство культуры с просьбой помочь государственному Псково-Изборскому музею-заповеднику, в ведении которого находится этот памятник, спасти его, выделить деньги на реставрацию. К сожалению, как и в предыдущие 20 лет, этих средств не нашлось. Тогда 15 апреля 2020 года ровно 2 года назад, Фонд объявил благотворительную программу по сохранению часовни и начал объединять людей. Отклик был удивительный. Несмотря на то, что это было время пандемии. Работа по привлечению внимания к памятнику, по сбору средств открывала новые пути сотрудничества. Большое количество организаций и частных лиц откликнулось, чтобы спасти одну из духовных жемчужин России. Прежде всего это Фонд сохранения культурного и исторического наследия «Внимание» из Санкт-Петербурга, ставший партнером Фонда по сбору средств.

Зов общественности, зов Международного Центра Рерихов, зов Фонда был услышан и на Псковской земле. Автономная некоммерческая организация по сохранению культурных объектов Пскова и Псковской области «Возрождение» изыскала средства на привлечение специалистов по сохранению архитектурного облика памятника. К этому делу была привлечена реставрационная фирма «Артруст». П.М.Журавихин обратил внимание на то, что на открытии выставки присутствует Наумов Денис Владимирович, директор этой организации. И выразил благодарность всем сотрудникам, всем подвижникам Псково-Изборского музея-заповедника, а также губернатору Псковской области М.Ю.Ведерникову. Его поддержку Фонд ощущает постоянно и при затруднениях всегда имеет возможность обратиться к губернатору. Высоко оценил Павел Михайлович и поддержку Псковской епархии Московского патриархата, митрополита Тихона Шевкунова, который дал старт возрождению духовной жизни в этом памятнике. У стен часовни уже был проведен первый молебен о погибших псковичах во время эпидемий прошлых лет и во время эпидемии нынешней. Общество объединилось. Инициатива общественности превратилась в широкий культурный фронт по спасению культурного наследия России.

Фонд имени Е.И.Рерих не только собирал средства на восстановление часовни, но и проводил большую культурно-просветительскую работу. О чем говорит Пакт Рериха? Без просветительства невозможно сохранить культуру. Вместе с Международным Центром Рерихов Фонд организует выставки, благотворительные концерты. В частности, в январе этого года в Псковской филармонии состоялся благотворительный концерт в поддержку памятника. В Москве скоро завершится Всероссийский конкурс декоративно-прикладного творчества, посвященный 110-летию Анастасиевской часовни. Цель конкурса – привлечение внимания профессионального сообщества мастеров декоративно-прикладного искусства к судьбе часовни, создание посвященных ей оригинальных высокохудожественных работ, выполненных в различных видах декоративно-прикладного искусства. Члены жюри соберутся на площадке Государственного музея декоративно-прикладного искусства, за что Фонд благодарен его руководству в лице заместителя директора музея Натальи Юрьевны Кайковой, присутствующей сегодня на выставке.

Широкое партнерство Фонда на примере возрождения Анастасиевской часовни убедительно доказывает, что великая идея нашего замечательного соотечественника Н.К.Рериха о защите культуры не абстракция, а живая сила. Сегодня много говорят о патриотизме. Но патриотизм выражается не в словах, а в конкретных делах на благо своей Родины, на благо своего народа. Дело сохранения культуры – это самый короткий путь воспитать истинного гражданина своей страны, истинного патриота. Приобщение широких народных масс непосредственно к делу культурного строительства в разных общественных формах – это как раз и есть воспитание патриотизма, действенного и настоящего.

Завершая свое выступление, П.М.Журавихин вручил члену комиссии Общественной палаты по развитию культуры и сохранению духовного наследия Павлу Александровичу Покровскому журнал «Третьяковская галерея», посвященный Анастасьевской часовне.

В приветственном письме директора Государственного объединенного Псково-Изборского музея-заповедника Светланы Евгеньевны Мельниковой говорилось о том, что выставка «Хранительница Пскова», организованная Благотворительным Фондом имеет особое значение для музея-заповедника, который является хранителем Анастасиевской часовни. Выставка носит не только просветительский, но и проблемный характер. В настоящее время памятник федерального значения находится в аварийном состоянии и остро нуждается в реставрации. Музей делает все возможное для ее сохранения. В 2020 году к борьбе за спасение часовни подключился Благотворительный Фонд имени Елены Ивановны Рерих. Отрадно, что проблема сохранения уникального псковского памятника нашла широкий отклик в сердцах граждан, неравнодушных к нашему культурному наследию. Музей оказал всестороннюю поддержку Фонду в подготовке выставки. В конце 2021 года она успешно экспонировалась в залах музея и включала фондовые предметы, связанные с часовней. Выставка «Хранительница Пскова» представляет безусловный интерес для всех, кто интересуется памятниками русской культуры Серебряного века.

Перед собравшимися выступила художник-реставратор первой категории Межобластного научно-реставрационного художественного управления, руководитель группы реставраторов фресок Анастасиевской часовни Александра Борисовна Гребенщикова. Она рассказала о работе в большой команде, где каждый исполняет свою задачу в общем деле. Если бы Фонд не привлек внимание, не было бы такого общественного сплочения вокруг часовни, не было бы денег на реставрацию. Если бы реставраторы-архитекторы они сделали проекты, но не придумали, как будут перемещать часовню, то работа реставраторов живописи, а живопись в часовне зависит от состояния стен, то как бы хорошо они ни сделали свою работу, она бы ушла в никуда. Поэтому сейчас реставраторы очень ждут следующего этапа, когда часовню перенесут, когда будет хороший температурно-влажностный режим и не будет тех факторов, которые сейчас мешают живописи не разрушаться дальше. На следующем этапе уже можно будет привести живопись в экспозиционной вид, и можно быть спокойным, что храм обогревается и влага не поступает из почвы. Удивительное ощущение, когда ты не один поле, а ты часть команды, огромной команды. Внимание людей, живущих во Пскове, чувствовалось каждый день. Когда велись работы по укреплению и раскрытию фресок, не проходило и часа, чтобы в часовню не заглядывали люди, которые говорили, что всегда хотели посмотреть, что в ней внутри. Кто-то говорил: «А моя бабушка помнит часовню еще на мосту». История часовни, искренний интерес к ней – это как раз о воспитании культуры. Николай Рерих был одним из первых, кто по-настоящему увидел древнерусскую живопись, по-настоящему заинтересовался ею, кто ездил в Великий Новгород и видел фрески, ранее скрытые от всех. Для часовни Святой Анастасии Николай Рерих делал эскизы, а расписывал иконописец-реставратор Григорий Чириков и его артель. Эти фрески – свидетельство преемственности традиций, продолжение идейной линии древнерусской иконописи.

Руководитель выставочного отдела Международного Центра Рерихов Дмитрий Юрьевич Ревякин в своем выступлении остановился на истории создания и значении Пакта Рериха. В далеком 1935 году не все понимали до конца, что приближается страшная война, которая подвергнет невероятному разрушению объекты культурного наследия человечества. Николай Константинович Рерих предложил универсальную форму документа, который регламентировал приоритет защиты памятников и учреждений культуры во время войн и конфликтов, а воюющие стороны должны были учитывать. Однако миротворческие инициативы Николая Константиновича поддержали только Латиноамериканские страны и США. Они не были в полной мере приняты в Европе, где набирала силу фашистская Германия, и какие-либо документы, связанные с сохранением культурного наследия, для нее были неприемлемы. Непонимание идей Пакта Рериха привело к колоссальным разрушениям и катастрофе в области сохранения культурного наследия. Во многом до сих пор мы не можем восполнить эти утраты. Пакт, принятый в 1935 году, актуален и сейчас, поскольку он несет большую культурно-просветительскую направленность, является мощным маяком для всех, кто считает своим долгом сохранять культурное наследие. Николай Константинович Рерих провозгласил очень важный лозунг – «Мир через культуру», считая, что расширяя пространство культуры, мы сокращаем пространство войн и конфликтов, которые приводят к гибели культурного наследия. Он видел в культуре удивительный духовный мост, который можно выстраивать между народами. Культура человечества связывает многие нации. Рерих предвидел страшное пламя Второй мировой войны и, конечно, предостерегал от новых мировых конфликтов. Не случайно Международный Центр Рерихов много сделал для популяризации миротворческих идей Пакта Рерихов в международном плане. Знамя Мира, Пакт Рериха и выставка «Пакт Рериха. История и современность» ранее открывалась Виталием Чуркиным в штаб-квартире ООН. Знамя Мира поднималось в Гааге во Дворце Мира, в штаб-квартире ЮНЕСКО, на всех материках и континентах нашей планеты, во многих городах Европы. Мы живем в очень трудное, грозное время. И те негативные тенденции, которые сейчас наблюдаются, можно предотвратить внесением в жизнь замечательных идей, которые принесли Рерихи. Миротворческие идеи, заложенные в Пакте Рериха, способны дать нам устойчивое развитие. Истоком этих идей послужила Псковская и Новгородская земля, Москва, Троице-Сергиева Лавра, города Владимир и Суздаль, когда Николай Константинович Рерих со своей супругой Еленой Ивановной путешествовал по древнерусским городам в 1903–1904 годах. Николай Константинович увидел тогда, как прекрасна, богата наша страна удивительными памятниками и как важно их сохранить для потомков. Именно древнерусская культура дала мощный толчок для его миротворческой инициативы. Поэтому мы можем гордиться, что истоки Пакта Рериха, истоки сохранения мирового культурного наследия – здесь, в России. Нужно помнить об этом.

На открытии выставок «Пакт Рериха. История и современность» и «Хранительница Пскова» выступили стипендиаты Международного благотворительного фонда Владимира Спивакова из детской школы искусств города Долгопрудного и московской детской музыкальной школы имени Молчанова – Софья Пастушенко (баян) и дуэт гитаристов Арсений Пеньковский и Роман Фоменко, которые исполнили произведения русской и зарубежной классики. Выставки экспонировались в Общественной палате Российской Федерации до 22 апреля 2022 года.



Возврат к списку

Архив: 2021, 2020, 2019, 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007