Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

Международная общественная организация | Специальный консультативный статус при ЭКОСОС ООН
Ассоциированный член ДОИ ООН | Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов
Коллективный член Международного совета музеев (ИКОМ) | Член Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА»

Семья РериховЭволюционные действия РериховЖивая ЭтикаПакт РерихаМЦРМузей имени Н.К. Рериха
Л.В. ШапошниковаЗащитаОНЦ КМ КонференцииЧтенияКультурно-просветительская работаТворческие отделы

СТРАНИЦЫ  Новости МЦР|Новости сайта|Подписаться на новости|Сохраним Музей Рериха
версия для печати
15.06.2023

Открытое письмо Вице-президента Международного Центра Рерихов А.В.Стеценко министру культуры Российской Федерации О.Б.Любимовой

Уважаемая Ольга Борисовна!

На открытое обращение Международного Центра Рерихов (МЦР) к Вам (вх. Министерства культуры № 23-21166 от 26.04.2023 г.), в котором была высказана просьба разобраться в необоснованном запрете на проведение выставки МЦР «Красота старины – устой настоящего и мост в будущее», которая на основании Договора о сотрудничестве между Российской национальной библиотекой (РНБ) и Санкт-Петербургским отделением МЦР от 29.03.2023 г. должна была открыться 15.04.2023 года, мы получили два ответа от директора Департамента региональной политики, образования и проектного управления Министерства культуры РФ Светланы Даниловны Ермаковой.

Мы благодарим Светлану Даниловну, которая в своем письме от 23.05.2023 г. № 3827-06-1@ дала нам понять, что РНБ, являясь самостоятельным хозяйствующим субъектом, «имеет право самостоятельно определять содержание и конкретные формы своей деятельности». Также С.Д.Ермакова сообщила нам, что на запрос о закрытии выставки МЦР Министерство культуры получило от РНБ ответное письмо от 16.05.2023 г. № 544 (притом, что РНБ так и не ответила на неоднократные запросы МЦР), содержащее информацию, которая была «принята к сведению и рассмотрена уполномоченными лицами». В этом письме Министерства культуры полностью отсутствовали какой-либо анализ и оценка случившегося, а факты и документы, приведенные и представленные в нашем обращении к Вам, уважаемая Ольга Борисовна, были попросту проигнорированы. Поэтому мы вправе предположить, что Министерство культуры согласно с действиями генерального директора РНБ в отношении запрета на проведение выставки МЦР «Красота старины – устой настоящего и мост в будущее», рассказывающей о значении деятельности Н.К.Рериха в 1903–1904 гг., направленной на сохранение объектов культурного наследия русской старины.

Николая Константиновича можно по праву назвать основателем общественного движения в России по сохранению красоты старины. Если бы Николай Константинович после своего путешествия по старинным городам Руси в 1903–1904 гг. не обратил внимание общества на значение красоты старины и необходимость ее сохранения, исчезли бы многие уникальные старинные церковные росписи от рук неумелых реставраторов, а многие другие объекты культуры были бы разрушены или уничтожены из-за безразличия властей и общественности. Тогда его труд был высоко оценен, и многое удалось спасти. Но сегодня, оказывается, генеральному директору РНБ г-ну Гронскому не нужен подвижнический труд Н.К.Рериха, поскольку он дает команду отменить открытие выставки, посвященной деятельности Николая Константиновича по сохранению культурного наследия, которая, надеюсь, продолжает еще оставаться важным направлением работы Министерства культуры. Исходя из содержания письма С.Д.Ермаковой, становится понятно, что это направление деятельности Николая Рериха, не пришлось по душе и руководству Министерства культуры, поскольку оно так прореагировало на беспрецедентный запрет генерального директора РНБ на проведение выставки и так страстно пытается оправдать его действия.
        

Во втором своем письме от 02.06.2023 г. № 41-36-06-1@ директор Департамента региональной политики, образования и проектного управления С.Д.Ермакова проинформировала нас о планах Министерства культуры в 2024 году отметить 150-летний юбилей Н.К.Рериха рядом выставок в государственных музеях страны, за что мы ей искренне благодарны. МЦР приветствует такие мероприятия Министерства культуры. Картины Н.К.Рериха должны быть всегда доступны для наших граждан, ведь живописные полотна великого русского Мастера, как и великие произведения других творцов, несут людям энергию Красоты, без которой наша жизнь погружается во мрак невежества.           

Обращает на себя внимание и то, что в своем письме от 02.06.2023 г. Светлана Даниловна пытается всю вину за закрытие выставки МЦР возложить на наше Санкт-Петербургское отделение. Это свидетельствует о том, что руководство Министерства культуры незнакомо с содержанием Договора о сотрудничестве между РНБ и Санкт-Петербургским отделением МЦР от 29.03.2023 г., приложенного к открытому обращению МЦР от 24.04.2023 г. (вх. Министерства культуры № 23-21166 от 26.04.2023 г.), или считает его недостойным своего внимания. Так, в заключительной части письма Светланы Даниловны сказано: «В соответствии с договором о сотрудничестве между РНБ и РОО «СПБ Отделение Международного Центра Рерихов» (далее – Отделение) от 29.03.2023 Отделение приняло на себе обязательства подготовить и провести торжественное открытие выставки в онлайн-формате, организовать экскурсии по тематике выставки, а также другие культурные мероприятия в рамках тематики экспозиции по согласованию с РНБ. Согласно полученной от РНБ информации, в нарушение условий данного договора по состоянию на 14.04.2023 (день, предшествующий открытию выставки) Отделение не представило в библиотеку на согласование необходимую информацию и документы по экспозиции (план торжественного открытия, культурная программа), что сделало невозможным обеспечение подготовки выставки к открытию». Эти ложные утверждения, по-видимому, основаны исключительно на недостоверной информации, полученной от генерального директора РНБ, без учета фактов и документов, приложенных к обращению МЦР.

В соответствии с Договором о сотрудничестве между Санкт-Петербургским отделением МЦР и РНБ от 29.03.2023 г. (далее – Договор) обязанности по подготовке и проведению торжественного открытия выставки возлагались на РНБ, а не на Отделение МЦР:

«2.2. РНБ обязуется:

2.2.2. Организовать монтаж и торжественное открытие выставки.

2.2.3. Согласовать с Отделением план торжественного открытия выставки и ее культурную программу».

В то же время Отделение МЦР самым добросовестным образом подошло к выполнению своих обязанностей по подготовке и проведению открытия выставки, в том числе и в онлайн-формате (в соответствии с пунктом 2.1.3. Договора):

- 11.04.2023 г. на электронную почту заведующего сектором Отдела культурных программ РНБ А.Л.Гоза был отправлен перечень технического оборудования, которое будет использоваться Отделением при открытии выставки;

- 14.04.2023 г. была достигнута договоренность с РНБ о привлечении специалистов Отделения для обеспечения онлайн-трансляции торжественного открытия выставки 15.04.2023 г.

Утверждение о том, что «Отделение не представило в библиотеку на согласование необходимую информацию и документы по экспозиции (план торжественного открытия, культурная программа)» опровергается совокупностью доказательств:

- «Документы по экспозиции» представляют собой Список экспозиционных материалов, являющийся Приложением № 1 к Договору, который был подписан двумя сторонами одновременно с Договором 29.03.2023 г. Сами экспозиционные материалы были переданы представителю РНБ по Акту приема-передачи № 11 от 13.04.2023 г.;

- 07.04.2023 г. на электронную почту заведующей Отделом культурных программ РНБ Н.В.Колясовой (по её просьбе) Отделением было отправлено официальное приглашение Генеральному директору РНБ В.Г.Гронскому с пояснительными материалами по экспозиции и плану её торжественного открытия;

- 11.04.2023 г. на электронную почту заведующей Отделом культурных программ РНБ Н.В.Колясовой Отделением была отправлена афиша торжественного открытия выставки;

- 12.04.2023 г. Отделением была подготовлена и согласована с заведующей Отделом культурных программ РНБ Н.В.Колясовой Программа торжественного открытия выставки, окончательный вариант которой был направлен в РНБ по электронной почте 13.04.2023 г.;

- в рамках Программы торжественного открытия выставки была предусмотрена и культурная программа, которая включала в себя экскурсию по выставке и выступление оркестра «Северная Венеция», которое должно было состояться в Конференц-зале нового здания РНБ сразу после окончания официальной части открытия выставки (программа проведения этого концерта была отправлена на электронную почту заведующей Отделом культурных программ РНБ Н.В.Колясовой ещё 24.03.2023 г.). Отделением была подготовлена афиша запланированного концерта оркестра «Северная Венеция», при этом все средства от продажи билетов на концерт должны были пойти в пользу РНБ. Также Отделение провело работу по рекламе предстоящего концерта в социальных сетях.

РНБ также не выполнила пункт 2.2.6. Договора, в соответствии с которым была обязана «Обеспечить освещение выставки в СМИ, пригласить на открытие выставки почетных гостей и представителей культурной общественности». В результате эту работу провело Отделение МЦР: было отправлено более 40 приглашений на торжественное открытие выставки в правительственные, государственные, научные и культурные организации и дипломатические представительства в Санкт-Петербурге (причём было получено множество подтверждений об участии в открытии выставки представителей этих организаций).

РНБ не выполнила и пункт 2.2.7. Договора: «РНБ обязуется предоставить технические средства для размещения и открытия выставки, видео-телевизор (панель) для демонстрации видеоматериала в рамках тематики выставки». В итоге эту работу провело Отделение МЦР, которое изыскало необходимые технические средства и аппаратуру, а также привлекло специалистов для обеспечения онлайн-трансляции торжественного мероприятия.

В статье «Культура отмены» в РНБ – как руководство библиотеки подменило выставки», опубликованной петербургским информационно-новостным изданием МR7.RU (Мой Район) 15.05.2023 г., корреспондент Дарья Дмитриева сообщает, что, не получив ответа от пресс-службы РНБ о причинах запрета выставки МЦР, она разговаривала с сотрудниками библиотеки, которые ей сообщили, что они «связывают неожиданную отмену экспозиции с неофициальным приказом от министерства культуры». Возможно, так оно и было.

Уважаемая Ольга Борисовна, представленные доказательства убедительно свидетельствуют о том, что у генерального директора РНБ В.Г.Гронского и, вероятно, тех руководителей из Министерства культуры, кто мог отдать такой «неофициальный приказ», не было никаких оснований для запрета на проведение выставки МЦР «Красота старины – устой настоящего и мост в будущее». Отдавая такой «неофициальный приказ» на закрытие выставки МЦР, г-н Гронский и «иже с ним» проявили, во-первых, негативное отношение к творчеству Н.К.Рериха, культурной деятельности МЦР и других общественных организаций – организаторов выставки; во-вторых, они доказали свое невежество, так как проявили безразличие к важности сохранения красоты старины России и ее значению для будущего развития страны; и, в-третьих, они дискредитируют высокую репутацию руководителей учреждений культуры. В Российской национальной библиотеке хранятся фолианты славной истории нашей Родины, подтверждающие важность работы, проведенной Н.К.Рерихом в своем путешествии по старинным городам России в 1903–1904 гг. Могут ли такие руководители, отдавшие и выполнившие такой «неофициальный приказ», возглавлять учреждения культуры России, если у них проявлен такой негатив к популяризации героической истории Отечества и к нашим соотечественникам, которые составляют пантеон великих деятелей русской культуры, к которым бесспорно относится и Н.К.Рерих?! Думаю, что нет.

Почему, уважаемая Ольга Борисовна, с одной стороны, Министерство культуры планирует проведение государственными музеями страны выставок картин Н.К.Рериха, посвященных знаменательному юбилею великого миротворца, который прославил Россию своим творчеством, а с другой стороны, запрещает проведение выставки МЦР и других общественных организаций, в которой мы обращаем внимание на другую, не менее важную грань творчества великого нашего соотечественника – необходимость сохранения красоты старины!?

Неужели эта грань творчества Николая Константиновича, которая в итоге дала миру так необходимый ему правовой инструмент сохранения и защиты культурного достояния человечества (Пакт Рериха), основные идеи которого легли в основу не только создания и деятельности ЮНЕСКО, но и законодательства России в области охраны культурного наследия, сегодня утратила значение для нашей страны?! Пакт Рериха дает нам также и высокий ориентир нравственного совершенствования, без которого мы не сможем сохранить и развивать Культуру России, которая служит основой для дальнейшего развития страны.

Уважаемая Ольга Борисовна, повторяем нашу просьбу к Вам: дать принципиальную оценку безнравственным действиям генерального директора Российской национальной библиотеки В.Г.Гронского и тех, кто, возможно, отдал ему такой «неофициальный приказ» (если таковые имеются) закрыть выставку МЦР «Красота старины – устой настоящего и мост в будущее». Оставляя без внимания такие неэтичные, а значит, антикультурные действия руководителей учреждений культуры, Министерство культуры России разрушает доверие общества к своей деятельности.

С уважением,

Вице-президент
Международного Центра Рерихов                                                                            А.В.Стеценко




Возврат к списку

Архив: 202320222021, 2020, 2019, 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007