Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

Международная общественная организация | Специальный консультативный статус при ЭКОСОС ООН
Ассоциированный член ДОИ ООН | Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов
Коллективный член Международного совета музеев (ИКОМ) | Член Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА»

Семья РериховЭволюционные действия РериховЖивая ЭтикаПакт РерихаМЦРМузей имени Н.К. Рериха
Л.В. ШапошниковаЗащитаОНЦ КМ КонференцииЧтенияКультурно-просветительская работаТворческие отделы

СТРАНИЦЫ  Новости МЦР|Новости сайта|Подписаться на новости|Юбилейный год Рерихов – 2024
версия для печати
15.05.2024

Круглый стол «Рерихи: вестники Культуры» в Международном Мемориальном Тресте Рерихов (Индия)

 0KrStol_Kulu.jpg
 

6 мая 2024 года в Международном Мемориальном Тресте Рерихов (ММТР) в рамках юбилейного весеннего фестиваля, посвящённого в этом году теме «Рерихи: Вестники Культуры», прошёл Круглый стол, в котором приняли участие учёные, исследователи, художники и гости фестиваля.

Индийский куратор ММТР господин Суреш Кумар приветствовал гостей и участников Круглого стола. Он напомнил, что этот год – юбилейный для Николая Константиновича, Елены Ивановны и Святослава Николаевича Рерихов. Вклад Рерихов в кооперацию и сотрудничество между Россией и Индией неоценим. Именно в имении Рерихов происходит плодотворное взаимодействие художников, учёных, музыкантов при активном участии Посольства России в Индии, Международного Центра Рерихов (Москва), администрации Кулу, правительства штата Химачал Прадеш и сотрудников Треста. ММТР в Наггаре стал центром этого сотрудничества, важным не только для развития штата, но и для укрепления российско-индийских отношений и взаимной дружбы. Правительство Индии по достоинству оценило вклад Николая Константиновича в развитие культуры и приняло решение назвать его именем одну из улиц в столице Индии, Дели.

Российский куратор ММТР Лариса Вениаминовна Сургина обратилась к теме Круглого стола – «Рерихи: вестники культуры». Для Рерихов культура была не надстройкой или роскошью, не чем-то вторичным, но основой жизни, тем базисом, на котором строится цивилизация. Николай Константинович различал понятия культуры и цивилизации: цивилизация – это те утилитарные ценности, которые создаёт человечество для собственного удобства, тогда как культура – это то, что питает человеческий дух. Цивилизация невозможна без культуры – это тупик. В настоящее время особо актуально осознать глубину понятия культуры в творчестве Николая Константиновича Рериха. Он описывал культуру как триединство красоты, знания и любви или же искусства, науки и религии, или философии. И в том, и в другом случае культура представляется как связь с Высшим миром. Только культура способна объединить человечество. Девизом художника была идея мира через культуру. Николай Константинович Рерих отмечал важность как науки, так и искусства, и подчеркивал, что наука экспериментальная должна сблизиться с метанаукой – то есть знаниями, получаемыми через духовное пространство человека. Лариса Вениаминовна отметила, что доклады Круглого стола как раз будут отражать эту идею Рериха: на Круглом столе прозвучат выступления как учёных, занимающихся научными исследованиями на стыке с метанаукой, так и художников, и специалистов в гуманитарных областях.   

Первыми с докладом выступили Ирина Владимировна Архипова, Посол Культуры Союза женщин России, генеральный директор киностудии исторического фильма «Фараон» (Санкт-Петербург, Россия), организатор ежегодной международной научно-исследовательской экспедиции «Гималаи», и учёный Ринад Султанович Минвалеев, физиолог, кандидат биологических наук, доцент Санкт-Петербургского государственного университета. На протяжении многих лет докладчики проводят научно-исследовательские экспедиции, цель которых – всестороннее исследование метода повышения холодоустойчивости человека, разработанного учёными Санкт-Петербургского государственного университета: Ринадом Султановичем Минвалеевым и математиком, кандидатом физико-математических наук А.И.Ивановым на основе тибетской йоги Туммо. В своем выступлении Ирина Владимировна рассказала о том, что много лет назад сборник очерков Николая Константиновича Рериха «Сердце Азии» стал источником ее вдохновения, побудив совершить первое путешествие в Индию, а позже – стать организатором научно-исследовательских экспедиций в Гималаи, которые проходят под ее руководством уже 20 лет. В состав экспедиций входят ученые, которые тщательным образом документируют результаты и собирают необходимые данные для дальнейших исследований. Ринад Султанович, создатель метода повышения холодоустойчивости человека на основе тибетских практик Туммо, представил научные обоснования метода и результаты исследований, полученные во время предыдущих экспедиций. Учеными было установлено и опубликовано в рецензируемой научной периодике, что сочетание высотной гипоксии с холодовыми испытаниями обеспечивает наибольшую скорость антиатерогенных изменений липидного профиля сыворотки крови у относительно здоровых испытуемых (эффективная профилактика атеросклероза). Достигнуто управляемое снижение стрессовых гормонов при холодовых воздействиях (стресс-менеджмент). Найдены гемодинамические механизмы повышения холодоустойчивости человека. Выявлены вегетативные маркеры успешной высотной адаптации. Ирина Владимировна Архипова отметила важность и актуальность проводимых исследований для спортсменов и кадровых военных.

Далее с докладом выступила Галина Георгиевна Степанова – известная российская художница, хозяйка и основательница музейно-выставочного центра «Петербургский художник». Галина Георгиевна рассказала о своем опыте восстановления одного из памятников культуры федерального значения в частных руках – усадьбы Марьино, владелицей которой она является. В докладе поднималась тема необходимости сохранения, восстановления и использования памятников культуры. В настоящий момент Марьино – один из примеров успешного восстановления, сохранения и функционирования государственного памятника без участия государства. Галина Георгиевна очень бережно подошла к воссозданию атмосферы традиционной русской усадьбы XIX века. Пребывание в усадьбе переносит посетителей в атмосферу пышных балов, прекрасных комнат и зал – каждая со своей историей, конных прогулок по большому парку. В усадьбе постоянно проводятся фестивали и праздники, в том числе костюмированные, во время которых хозяева и гости надевали наряды соответствующей эпохи. Хозяйство устроено таким образом, чтобы оно могло обеспечить содержание усадьбы. После доклада Галина Георгиевна и участники фестиваля обсудили необходимость участия государства в подобных проектах. К сожалению, на данный момент это участие сводится к минимуму. Владельцам усадеб, подобных Марьино, необходимо самим изыскивать средства на восстановление и содержание исторических памятников. Лариса Вениаминовна Сургина напомнила собравшимся о Пакте Рериха, призванном защищать памятники культуры. Пакт был подписан многими государствами, но именно задачей общественности является воплощение этого Пакта в жизнь. Общественность должна сохранять и развивать культуру, а государство – всячески помогать ей и поддерживать.

Следующим докладчиком Круглого стола стал молодой индийский художник из Мумбаи Дэв Чандра. Заседание сессии проходило среди его картин, поэтому участники могли оценить лаконичность и глубину его работ, представивших священные индийские Гималаи в их ночной красоте. Выставка работ художника носит название «Гималайские ночи». Дэв Чандра поделился со слушателями историей своего знакомства с творчеством Николая Константиновича Рериха, которое потрясло и увлекло молодого художника, полностью изменив его жизнь. Подобно многим другим индийским художникам он открыл для себя красоту Гималаев благодаря картинам Николая Константиновича и стал певцом красоты горных вершин. На художника огромное влияние оказали и гуманистические идеи Николая Константиновича. Он заметил, что в нашем мире, основанном на корысти, полном войн и разрушений, идеи Рериха о мире через культуру и о защите культурных ценностей кажутся ему особенно важными и актуальными. Художник рассказал, что одной из задач его выставки, с которой он планирует путешествовать по индийским городам, есть и знакомство публики с идеями Николая Константиновича Рериха.

Завершил первую часть Круглого стола доклад Ольги Валерьевны Карасевой, аспирантки университета Джавахарлала Неру (Дели), научного сотрудника Объединенного Научного Центра проблем космического мышления Международного Центра Рерихов (Москва), посвящённый понятию культуры в творчестве Николая Константиновича Рериха. Художник понимал культуру как своеобразную летопись человеческих достижений, энергетическое, информационное поле, которое через объекты культуры, через труды многих поколений способно взаимодействовать с современностью, направлять человечество, вдохновлять к новому творчеству на благо мира. Важнейшим направлением деятельности Николая Константиновича Рериха за годы до начала Второй мировой войны становится продвижение идеи о необходимости защиты культурных ценностей как в военное, так и в мирное время. Годы неустанной работы художника нашли воплощение в документе, известном в истории как Пакт Рериха, который в первую очередь, опирается на осознание народами необходимости сохранения культуры для будущих поколений. К сожалению, общество оказалось не готово к такой ответственности, как не готово оно было и к пониманию идеи художника о единстве культуры вне границ государств, классовых и расовых перегородок. Именно на 20-30-е годы XX века приходится расцвет шовинизма в странах Европы. Это явление стало одной из причин, почему Пакт Рериха, к сожалению, не был повсеместно поддержан и применён в жизни. Воплощение идей Рериха в жизнь требовало проявления государствами и народами осознанного выбора в пользу сохранения культурных ценностей и строительства будущего, основанного на принципах этики и морали. Идеи Николая Константиновича Рериха о важности культуры и защиты культурных ценностей особенно актуальны в наше время.

Следующим взял слово известный скульптор с Дальнего Востока Юрий Алексеевич Бабушкин. Он поделился историей своего творческого пути – от ученого-физика и преподавателя до руководителя творческой мастерской художественной резьбы по кости «Амрита». В каком-то смысле Юрию Алексеевичу удалось сочетать в себе ум учёного и творческий взгляд художника. В связи с чем участники Круглого стола вспомнили знаменитое высказывание Святослава Николаевича Рериха о том, что человек будущего будет сочетать в себе ум исследователя, видение художника и сердце мыслителя.

В заключение Круглого стола прозвучал доклад Анатолия Андреевича Лебеденко, кандидата педагогических наук, старшего научного сотрудника ОНЦКМ Международного Центра Рерихов (Москва), который рассказал об опыте создания Святославом Николаевичем Рерихов школы имени Шри Ауробиндо Гхоша в Бангалоре. Направить сознание молодёжи в Прекрасное будущее есть задача истинной школы. Рериховская концепция воспитания благородного человека есть Этика Жизни, путь сознательного творения ведущего магнита Красоты под Знаменем Мира, Знаменем Культуры. Художественная школа-интернат была создана в 1967 году. Она отличалась тем, что в основе образовательного процесса лежало нравственное обучение, закладка этических принципов. «Мы стараемся с самого начала вести молодое поколение по пути восхождения», – говорил Святослав Николаевич Рерих. Преподаватели максимально ориентируют учащихся на самовоспитание и самообразование, чтобы дети могли открыть и реализовать свой путь достижения идеалов красоты. Особое внимание в школе уделяется развитию трудовых и художественных навыков. Дети с раннего возраста вышивают на ткани, занимаются мозаикой, дизайном, учатся танцам, музыке, игре на музыкальных инструментах. Святослав Николаевич особенно подчерчивал важность фигуры учителя, наставника в жизни человека. Он говорил, что для него истинным примером учителей жизни были его родители, Елена Ивановна и Николай Константинович Рерихи. В своих образовательных проектах Святослав Николаевич всегда старался передать ученикам высокие нравственные идеалы семьи Рерихов.

Завершился Круглый стол видеоприветствием школы № 49 города Владимира (Россия), в котором учащиеся рассказали о своем опыте построения образовательного процесса, основанном на принципах и идеях Рерихов. В частности, о выставках работ художника и постоянных экспозициях, посвящённых русской старине, Пакту Рериха и защите культурных ценностей. Учащиеся выразили надежду, что им удастся наладить контакты с индийскими школьниками и поделиться своим опытом, переняв их опыт. Закончилось выступление жизнеутверждающей песней в исполнении хора учащихся школы.

В завершение Круглого стола участники обменялись мнениями и впечатлениями и продолжили неформальную дружескую беседу за чаем и угощениями в честь православного праздника Пасхи.




Возврат к списку

Архив: 202320222021, 2020, 2019, 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007