|
версия для печати |
Чудесные миры Кэрол Фрейзер в усадьбе Рерихов (Индия)
В пятницу 24 мая 2024 года в Международном Мемориальном Тресте Рерихов в Наггаре открылась выставка художницы Кэрол Фрейзер под названием «Шамбала – обитель мира и свободы».
Кэрол родилась в Англии в 1939 году. Ее первая профессия – учитель музыки, но своё призвание она нашла в работе с детьми из неблагополучных семей. Неудивительно, что открытие выставки началось с песни о единстве в исполнении художницы, а в качестве главных гостей мероприятия она назвала двух юных девушек Кхушбу и Джоти, дочек близкого друга Кэрол, которые недавно закончили колледж и только-только начинают свою профессиональную карьеру.
В творчестве и философии Кэрол Фрейзер загадочный Восток – его духовность, ориентация на внутренние переживания и чувствования, спонтанность – сплетаются с жаждой познания, интеллигентностью и рациональностью Запада. В центре зала в окружении картин художницы стоит портрет ее духовного Учителя, в чьей философии Кэрол черпает свое вдохновение для создания живописных полотен. Отец художницы был выходцем из Индии. Родство с этой древней страной, погружение в ее культуру и традиции привели Кэрол к увлечению восточной философией и духовными традициям Индии, что, в свою очередь, нашло воплощение в ее музыкальном и художественном творчестве.
Подход Кэрол к творчеству во многом духовно-интуитивный и синергетический. Целое полотно может начаться с одного звука или цвета, с одной промелькнувшей мысли, с ощущения или чувства, с размышлений об основах бытия и устройстве миров, поэтому художница, рассказывая про свои картины, часто отмечает, что даже она не знает, что изображено на полотне. Ее работы – это бесконечный поиск ответов, попытки заглянуть за занавес, отделяющий творца от великих тайн Космоса, за грань между смертью и бессмертием.
Художница особое внимание уделяет цвету и его значению. Цвета сплетены со звуками, с особым ритмом мироздания, с чувством-ощущением. На выставке представлено несколько картин, каждая из которых, по задумке автора, является воплощением определённого цвета. Разные цвета передаются разными сюжетами и несут только им свойственное настроение, которое легко считывается внимательным зрителем. Оранжевый полыхает по ту сторону ущелья заревом еще не поднявшегося над горизонтом солнца. Зеленый притаился в листве развесистых деревьев на опушке рощи, которая будто бы напитана морозной свежестью – праной небольшой прозрачной горной речушки под ними. Мягкий желтый цвет разлился над долиной и окаймляет спокойные горные склоны, окрашивая их могучие силуэты разными тонами и оттенками цветов.
Глубокому синему цвету художница придает особое значение. На одной из картин изображён цветок, окруженный ореолом прозрачного свечения – будто бы на берегу потока, символизирующего бесконечность жизни. Кэрол на несколько минут задержалась у работы. За сюжетом картины стоит глубокая философия. Художница назвала работу «Цветок бессмертия», добавив, что так можно было бы назвать и всю выставку. Мы приходим в этот мир в поисках бессмертия, наше творчество – отражение этого поиска. Кто-то из нас подходит близко к достижению бессмертия, ведь то количество любви, которое мы принесли в этот мир, и есть степень бессмертия, которой нам удалось достичь. Художница заметила, что и вся ее жизнь – это попытка прикоснуться к цветку бессмертия. В какие-то моменты ей удавалось чуть-чуть ближе подойти к этому цветку, а в какие-то моменты казалось, что она бесконечно далека от него. Глубокие сине-фиолетовые тона картины отображают собой высокие энергетические вибрации высшего мира.
На картинах Кэрол, помимо снежных пиков и горных хребтов, ущелий, водопадов, рек и лунного сияния, скрывается множество потайных дверей, ведущих к той самой тайне бытия, которую пытается найти и интуитивно изобразить художница, к тем высшим мирам, цвета и сияние которых она старается передать на своих картинах. В узких горных расщелинах, на самых вершинах горных цепей – там, откуда падают вниз хрустальные горные водопады, в подлунных загадочных арках, в слиянии двух горных хребтов, в самой композиции картин, будто бы указывающей путь к потайному, скрытому за горизонтом иномира – везде запрятаны горние дороги и пути, ведущие к загадочным дверям. Туда и зовёт зрителей художница.
Иногда она сама не может передать словами изображённое на полотнах. «На этой картине, – говорит художница, – я пыталась изобразить спокойствие, чтобы передать его зрителям. Вы смотрите на нее, и вам становится спокойно и радостно. Только в этом и заключается идея этой картины, а воплотилась она вот в таких образах». «Что вы видите на этой картине?» – спрашивает гостей художница. «Давайте подумаем вместе», – с этих слов начинается путешествие в чудесные миры Кэрол Фрейзер.
Гости выставки в диалоге с художницей делились своим восприятием и пониманием ее работ и пытались разгадать их тайны, погрузившись в мир загадочных, многомерных, будто инопланетных горных пейзажей, в янтарь солнечных лучей, в радужное свечение ореола лунного диска, в бирюзу рек, озер и водопадов, загадочно появляющихся из ниоткуда, из какого-то первоисточника, из небытия, одушевляя и оживляя все вокруг и вписываясь в сюжет работ по законам бесконечности, а не трёхмерного мира.
Знакомство с выставкой Кэрол Фрейзер – это паломничество в мир глубоких образов, звучащих оттенков цвета, многомерных реальностей, к тем самым спрятанным где-то за горизонтом загадочным дверям в мир горний, в мир высших энергий, в котором бытие всего и всех обретает свой смысл. И, в конечном счёте, это путешествие зрителей к самим себе.
Архив: 2023, 2022, 2021, 2020, 2019, 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007