|
версия для печати |
Выставка художников из штата Гуджарат в Международном Мемориальном Тресте Рерихов (Индия)
24 мая 2024 года в Международном Мемориальном Трасте Рерихов (ММТР) открылась выставка художников из города Вадодары (штат Гуджарат). На открытии выставки присутствовали российский куратор ММТР, сотрудник Международного Центра Рерихов (Москва) Лариса Сургина, индийский куратор ММТР Суреш Кумар и другие гости. Все они приняли активное участие в интерактивной и познавательной экскурсии по выставке.
Штат Гуджарат находится на западе Индии и славится богатой и разнообразной культурой: орнаментами, традициями, отличными от остальной континентальной Индии, своеобразием обычаев, народных промыслов и этническим разнообразием. Богатые традиции штата нашли своё отражение в работах художников, представленных в экспозиции. Всего в выставке приняли участие 15 художников, работающих в разных жанрах и техниках.
Открытие выставки началась с традиционной церемонии зажжения лампад Дип Праджавалам, в которой участвовали сами художники и гости выставки. В индийской традиции огонь символизирует очищение, сосредоточение, торжественность. Церемония зажжения лампад, которая обычно происходит в начале культурных мероприятий, призвана настроить участников и зрителей на нужную волну, сделать восприятие точнее и негласно выразить благодарность за возможность осуществить задуманное. Иностранные гости, художники, кураторы ММТР вместе зажгли священный огонь, будто бы проиллюстрировав слова почётного гостя, экономиста и филантропа Кирита Пателя, с которых началась экскурсия по выставке: «Когда мы говорим о планете, о ресурсах, о том, из чего она состоит, мы зачастую забываем о самой главной составляющей – о человечестве. Мы забываем, что мы – единое целое с этой планетой, что мы трудимся, работаем, создаём в попытках найти гармонию, стать счастливыми. Наше творчество, наше единство – это то, что приносит радость, через страдания, через испытания. Мы как группа творцов должны увидеть единство всего в окружающей природе, в бабочках, порхающих вокруг нас, в каждом видимом и невидимом элементе этого мира – во благо человечества, ради того, чтобы достичь счастья в гармоничном сосуществовании друг с другом».
Кирит Патель не случайно упомянул гармоничное сосуществование с окружающей нас природой во благо будущего человечества. Под его началом осуществляется несколько гуманитарных проектов, призванных улучшить экологическую ситуацию в его родном штате Гуджарат и во всем мире. Он искренне верит, что внимание к окружающей среде принесёт человечеству понимание необходимости мирного сосуществования. Николай Константинович Рерих руководствовался в жизни девизом «Мир через Культуру», для Кирита Пателя девизом его жизни является «Мир через защиту окружающей среды». Можно сказать, что идеи господина Пателя во многом схожи в своей основе с идеями Рериха. Кирит Патель искренне верит, что не важно, кем и в какой форме сказана истина, не важно, кто и какими способами ищет принести благо человечеству, но если это желание действительно исходит из глубины сердца – в конечном счёте разные идеи и разнообразные способы их осуществления принесут человечеству высшее благо.
Интересно отметить, что город Вадодара (прежнее название – Барода) связан с именами Рерихов. В 1940-х годах, благодаря личной заинтересованности Его Высочества Махараджи, в картинной галерее Бароды не раз проходили выставки Николая Константиновича и Святослава Николаевича. Несколько их картин и сегодня находятся в коллекции местного музея.
Экскурсия по выставке, которую провёл для посетителей Атул Падия, художник и куратор выставки, началась с работ самого экскурсовода. На выставке представлена серия картин автора, посвящённая диалогу. Образы на картинах изображены, с одной стороны, в состоянии противоречия, дисгармонии, а, с другой стороны, даже в этом диссонансе они представлены будто бы в форме сообщающихся сосудов. На картинах можно увидеть интерпретацию сложных взаимодействий между представителями разных поколений: они не могут понять друг друга, на лицах читается удивление или гнев. Но в то же время они связаны друг с другом, они представляют одну линию преемственности, одно единое целое. Картины отображают идею взаимопонимания, несмотря на кажущиеся разногласия и препятствия. Работы автора выполнены в трёх техниках: краски, рисунок и цифровая живопись.
Представленные на выставке работы художницы Малы Ягнеш Шуклы являются визуальным повествованием о прощении и единении через принятие и понимание, которое превыше непонимания. Картины, выполненные в контрастных тонах, передают всю драму непростого процесса примирения и перехода от конфликта непонимания к гармонии всепрощения.
Виджай Качхиа работает учителем рисования в школе и владеет разнообразными традиционными техниками живописи, но в своем творчестве он предпочитает абстракционизм и отказывается от подражания реальности. Работы художницы Сандживани Чоудхари представлены на выставке в разных техниках и стилях: наброски традиционных портретов, серия, посвящённая изображениям птиц и растений, фотография и, наконец, компьютерная живопись, изображающая танцовщиц в движении. Акварели Минакши Пател наполнены внутренним сиянием и нежностью, они радостны и жизнеутверждающи. Художница переборола тяжёлое заболевание, но не растеряла жизнелюбия и внутренней радости, которые передаются и зрителю при знакомстве с её работами. В них – победа духа над материей. Художница Сонал Одедара пишет в разных техниках и использует разные материалы. На выставке представлены несколько работ, выполненных на листьях дерева бодхи, священного для Индии, а также фотокартины и размышления художницы над текстами, вылившиеся в серию абстрактных работ. В фотоработах художника Сурьяканта Госвами представлена специфика культуры восточного региона штата Гуджарат на границе с Махараштрой – хребта Сатпура в северной части Деккана. Зритель может заметить на фотографиях различные маски, использующиеся во время церемоний, и традиционные терракотовые статуэтки. Работы Паллави Варии продолжают тематику традиционной культуры штата. Гуджарат знаменит своим разнообразием стилей вышивки, выполняемой окрашенной вручную и высушенной на солнце ткани. Традиции гуджаратской вышивки насчитывают несколько столетий. Работы художницы – дань этим богатым традициям, однако она добавляет в них элементы современного искусства. Перед нами живые традиции, которые наполняются новыми, современными смыслами. Фотоработы Маниша Джоши и Бибала Мехты представляют собой красочные зарисовки обыденной жизни простых людей – от Катманду до Бенареса и Хайдерабада и отражают богатую и разнообразную индийскую культуру. Художник Нандубхай Ратхава является представителем одного из многочисленных племён штата Гуджарат. Западные и северо-западные штаты Индии, такие как Раджастан, Гуджарат и частично Мадхья Прадеш населены представителями небольших народностей адиваси, традиции и культура которых значительно отличается от культуры соседних регионов. В своих работах Нандубхай Ратхва, профессор факультета изобразительных искусств университета Бароды, пытается передать своеобразие родной культуры в собственной интерпретации: через наброски и портреты адиваси, изображения традиционных танцев, через образное отражение разнообразных культурных элементов, важных для художника. Рассказы автора о культуре своего народа вызвали живой отклик у зрителей. Многие вспомнили трогательные истории из личного опыта взаимодействия с адиваси Гуджарата. Представители племенных культур обычно живут достаточно бедно, стеснённые природными условиями: пустынным и засушливым климатом, высокими температурами, палящим солнцем. Но несмотря на тяжесть жизни, они полны радушия и всегда готовы помочь путникам в трудной ситуации, разделив остатки еды и воды. Гуджаратский художник Пармендра Гаджжар (Парам) отдал дань богатой культуре Химачала: на выставке представлено несколько работ художника, посвящённых традиционной архитектуре штата. Работы выполнены на коре гималайской берёзы. Оказывается, подобно славянам, население северных регионов Индии издревле использовало бересту в качестве материала для живописи и записи текстов. Интересны работы Бхаваны Пател, выполненные в традиционной технике «липпан кам»: инкрустация зеркалами глиняной поверхности, характерная для региона Кутч в Гуджарате. На картинах художницы и поэтессы Авани Шах представлены захватывающие дух виды космических просторов. Все работы художницы посвящены высшим силам и высшим мира и вдохновлены образами, появившимися в сознании автора во время медитации. Тему духовности продолжают работы Вирендры Кумара: перед зрителем предстают солнечные, наполненные внутренней гармонией виды на священную для индуистов и буддистов гору Кайлас.
Выставка вадодарских художников отражает разнообразие и богатство культуры Гуджарата и знакомит зрителя с современной интерпретацией традиционных культурных ценностей штата. В экспозиции сочетаются, казалось бы, несочетаемые элементы и стили, но в центре всего главная идея – единство и ценность культуры.
Архив: 2023, 2022, 2021, 2020, 2019, 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007