Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

Международная общественная организация | Специальный консультативный статус при ЭКОСОС ООН
Ассоциированный член ДОИ ООН | Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов
Коллективный член Международного совета музеев (ИКОМ) | Член Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА»

Семья РериховЭволюционные действия РериховЖивая ЭтикаПакт РерихаМЦРМузей имени Н.К. Рериха
Л.В. ШапошниковаЗащитаОНЦ КМ КонференцииЧтенияКультурно-просветительская работаТворческие отделы

СТРАНИЦЫ  Новости МЦР|Новости сайта|Подписаться на новости|Юбилейный год Рерихов – 2024
версия для печати
08.06.2024

Лекция «Метаистория Великой Отечественной войны в картинах Н.К.Рериха» прошла в Казани

 0Lection_Kazan.JPG

Н.К.Рерих. Победа. 1942

18 мая 2024 года в Галерее современного искусства города Казани в рамках лектория «Держава Рериха» состоялась лекция «Метаистория Великой Отечественной войны в картинах Н.К.Рериха», с которой выступила Любовь Владиславовна Хоменок, кандидат педагогических наук, музеолог, руководитель Отдела развития Международного Центра Рерихов (Москва). Организатор лектория, который проходит при поддержке Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан (Казань) и Международного Центра Рерихов (Москва) – Татарстанское рериховское культурное объединение.

Традиционно майские дни в нашей стране идут под знаком Победы советского народа в Великой Отечественной войне, и лекция, посвященная этому событию, продемонстрировала борьбу с фашизмом, отраженную в творчестве Николая Константиновича Рериха, великого русского художника, ученого, мыслителя, путешественника, культурного и общественного деятеля.

Для него война была чем-то большим, нежели сражением с фашистской Германией. Он видел в ней последнюю битву Сил Света с силами тьмы, названную в Откровении Иоанна Богослова Армагеддоном. Согласно философии Живой Этики в ХХ веке люди вплотную подошли к порогу Нового мира, который здесь на земле потребовал кардинальной ломки старых отживших форм, что повлекло за собой небывалые бедствия и потрясения, а в мирах иных состояний материи – решительную битву с силами тьмы. Ее следствием и стала Вторая мировая война, главную роль в которой предстояло сыграть России, под Водительством Высших сил взявшей на свои плечи миссию защиты мира на земле.

По мнению академика Людмилы Васильевны Шапошниковой, метаистория «является результатом творчества космической эволюции и несет в себе знания, связанные с материей высших миров». Одним из главных источников метаистории является искусство. Творчество Николая Рериха времен Великой Отечественной войны свидетельствует о том, что он был непосредственным участником грозных метаисторических событий и смог отразить их суть и смысл. Как отмечала Людмила Васильевна Шапошникова: «Через творчество Николая Константиновича Рериха метаисторический мир получил уже не символические, а реальные образы».

Слушателям интересно было узнать, что еще за несколько лет до Второй мировой войны картины Н.К.Рериха содержали предупреждение человечеству. Такие его произведения, как «Армагеддон» 1936 и 1940 гг., прямо указывают на приближение грозных событий. Особое место в этом пророческом цикле занимает Россия, ее тема начинает звучать в картинах Н.К.Рериха «Святогор», «Весть Тирону», «Богатыри проснулись» и других.

В 1941 году Н.К.Рерих пишет полотно «Гессер-хан». В нем отразилась целая палитра смыслов Великой Отечественной войны. Перед зрителем простирается огромное небо алого цвета, а внизу всадник – Гессер-хан, натянувший тугой лук. Насыщенный алый цвет создает особое напряжение, динамику и тревогу. С одной стороны, это цвет страданий, пролитой крови, цвет жертвы, которую придется заплатить русскому народу в этой войне, как Христу, распятому на кресте. С другой стороны, это и цвет огня, божественной благодати, цвет советского знамени, которое в 1945 году взовьется над поверженным Рейхстагом, наконец, это цвет Майтрейи – Будды грядущего, олицетворяющего наступление Новой Эпохи. Гессер выступает в картине символом утверждения героического начала, устремленности в будущее, божественной помощи. Тогда же пишется картина «Ковка меча» (Нибелунги). На небольшом по размеру холсте изображены кузнецы, кующие меч в каменном гроте при свете костра. Картина наполнена напряжением и предчувствием решающей битвы. Она звучит как набат: «Вставайте люди Русские…», «Вставай страна огромная…». Уже безвестные кузнецы куют меч подвига для Ивана Стотысячного, полыхающие языки пламени зовут на защиту Родины.

Лектор обратила внимание слушателей, что в творчестве Н.К.Рериха того периода появляются произведения на первый взгляд совсем не связанные с войной. Например, картина «Неведомый старик. Отшельник». Людмила Васильевна Шапошникова считает, что Старик у чудесного камня является символом высокой божественной помощи, которая была оказана русскому народу в борьбе с фашизмом. Среди таких произведений можно назвать полотна «Старый лама» (1941) и «Молодой лама» (1945), символизирующие смену старого мира и утверждение нового, а также почти весь «Гималайский цикл» художника. Л.В.Шапошникова – единственный из исследователей творчества великой семьи, раскрывший неслучайный характер и тесную связь горных пейзажей Николая Рериха с событиями Великой Отечественной войны. По ее мнению, Гималайские этюды художника в начале Великой Отечественной войны «были самыми трагичными и просто безнадежными», к 1942 году это настроение усилилось, но «чем ближе к границам страны продвигались российские войска, тем чище, светлей и прекрасней становились этюды и пейзажи Вестника космической эволюции». В 1945 году в них снова начинает звучать торжествующая радость. Будто все темные тучи рассеялись, принесенные ими грозы и ливни омыли и очистили землю, и небывалыми красками засиял драгоценный алмаз Нового мира.

Особый акцент лектор сделала на теме женского начала, которую отражает немало картин художника. Во время войны появляется «Василиса Премудрая», «Ждущая», «Настасья Микулична», создается несколько вариантов картины «Ведущая». Были ли эти произведения данью уважения всем женщинам, безропотно несшим на своих хрупких плечах тяготы войны, или, быть может, это собирательный образ самой Души России, воплощенный во всех русских женщинах? Об этом можно только догадываться. Но хорошо известно об особом отношении на Руси к женскому началу, воплощением которого являлась Богородица, и именно она в первую очередь считается заступницей Земли Русской. С одной стороны, ее почитали в народном православии как Великую Матерь, милосердную и родящую все живое, с другой, – ей о ратных победах молились князья. Русь называлась Домом Пресвятой Богородицы, или иначе, она – «необоримое Богородицы состояние или же достояние». Согласно известному религиозному философу Сергею Булгакову, ее образ на Руси сливался с образом Святой Софии – Премудрости Божьей. Не Ее ли голос слышал философ Владимир Соловьев, воспевая великое софийное начало мира, не о ней ли грезил поэт Александр Блок, прославляя свою Прекрасную даму? Вспомним, как являлась Владычица Преподобному Сергию, укрепляя и направляя его, как защитила от полчищ Тамерлана Русь. Явления Богородицы во время Великой Отечественной войны также запечатлены в истории.

Важнейшие события Великой Отечественной войны Николай Константинович отмечает, создавая свои картины. В 1942 году в канун знаменитой Сталинградской битвы пишутся «Ангел Последний», «Поход Игоря», «Александр Невский», «Борис и Глеб». Русский народ верил, что великие люди, которые когда-то проходили по историческим дорогам России, отдавая ей свое сердце, прославляя своими делами, становятся ее духовными покровителями и хранителями, которые защищают и оберегают ее. Это отразилось в различных сказаниях, житийной литературе, религиозном искусстве. Любовь Владиславовна Хоменок привела некоторые примеры, свидетельствующие, что это Высокое покровительство имело место и во время Великой Отечественной войны. Но для того чтобы эта помощь стала действенной и ощутимой, необходимо усилие и самого народа, не должна распадаться связь времен, которую бережно сохраняет культура, а исторический и метаисторический процессы должны совпадать. Картины Николая Константиновича как раз и были таким новым искусством, в котором Высшая реальность нашла свое подлинное выражение. Как будто Мастер пытался соединить прошлое, настоящее и будущее, направив всю силу «святой рати» былого в помощь России. «Два явления, метаисторический процесс и исторический земной, – пишет Л.В.Шапошникова, – слились воедино, как огненная энергетика Бориса и Глеба слилась с непобедимым духом воинов, шедших на защиту Родины». Именно в 1942 году битва Сил Света с тьмой завершилась победой Света. И тогда же Николай Константинович в картине «Победа» создает собирательный образ русского богатыря, поразившего свирепого дракона. Однако земное сражение с темной силой фашизма было еще далеко от завершения.

1943 год ознаменовался еще одной судьбоносной битвой – Курской дугой. Снова сошлись в смертельной схватке два воина на картине Рериха «Поединок Мстислава с Редедей». Летописи повествуют, что черниговский князь Мстислав, обратившись к заступничеству Богородицы, одолел предводителя племени касогов Редедю. Победа русского народа на Курской дуге стала переломным моментом в войне. Еще злой колдун на картине «Заклинатель», пытаясь обрести власть над миром, вызывает темные силы, еще пляшут на стенах его пещеры фантастические тени, но в целом тревога и напряжение первых лет войны на полотнах Рериха сменяется торжеством Высших сил. Пишутся «Песнь Шамбале», «Чара звериная», «Земля Славянская». В 1944 году создаются картины «Всеславянское», «Зов», «С нами Силы Небесные», где утверждается союз земного и надземного.

Наконец пришел победный 1945 год. Н.К.Рерих создает картину «Весна Священная», которая пронизана ликованием победы над фашизмом. «Мы не можем принимать “Весну” только как русскую или славянскую. Она гораздо более древняя, она общечеловечна», – писал он. Людмила Васильевна уверена: «Соединение метаисторического процесса с историческим привело к миру. К тому миру, за который оба старших Рериха упорно и длительно боролись. Николай Константинович и Елена Ивановна вскрыли глубочайший эволюционный смысл такого объединительного процесса. За время Великой Отечественной войны Рерих открыл особенности взаимодействия двух процессов и написал на своих художественных полотнах ее уникальную метаисторию, исследование которой поможет человечеству отказаться от кроваво-смертоносных средств».

Лекция произвела на слушателей большое впечатление. Состоялось живое обсуждение, в ходе которого участники мероприятия признались, что открыли для себя много нового в творчестве Николая Рериха и посмотрели на Великую Отечественную войну с позиции ее метаисторического значения для судьбы всей планеты. Также прозвучали слова благодарности устроителям мероприятия.

Л.В.Шапошникова. Метаисторическая живопись Н.К.Рериха. М.: Международный Центр Рерихов, 2013. – 448 с., ил.




Возврат к списку

Архив: 202320222021, 2020, 2019, 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007