|
версия для печати |
«Каменную летопись Руси» увидели в Великом Новгороде
Майская выставочная волна, которая открылась 17 мая 2024 года в Новгородском центре современного искусства, порадовала зрителей разнообразием жанров и техники исполнения. На разных этажах центра разместились сразу пять выставок. Первая из них – это выставочный проект Международного Центра Рерихов (МЦР) «Красота старины – устой настоящего и мост в будущее», посвященный 120-летию путешествия Н.К.Рериха по древнерусским городам. Кроме того, было представлено творчество современных художников – «Живое и мертвое» заслуженного художника России Александра Кондурова, «Глаза в глаза» Владимира Ежакова, члена Союза художников России, «Дверь в мою жизнь» Татьяны Машкаровой, члена союза художников Санкт-Петербурга, «Из ветра главы своея» Эльмиры Ярудовой, художника-иконописца.
Музыкальное сопровождение из симфонических произведений русских композиторов настраивало зрителей на восприятие выставки «Красота старины – устой настоящего и мост в будущее». Под звуки «Богатырских ворот» М.П.Мусоргского с открытием майской выставочной волны всех поздравил Сергей Борисович Пухачев, руководитель Новгородского центра современного искусства, кандидат филологических наук, искусствовед. Он отметил, что сегодня открываются пять выставок, но хочется начать с выставки, посвященной путешествию Николая Рериха по древнерусским городам, и обратил внимание собравшихся на один факт. После войны в небольшом немецком городе начали восстанавливать кирху. К сожалению, после бомбежки уцелела только часть витражей. Их достали из подвала и приступили к восстановлению. Начали выпускать газету, в которой каждый день отмечалось, сколько установили витражей, печатались интервью со строителями, архитекторами и жителями этого городка. Это яркий пример гражданского единения вокруг воссоздания культурной ценности. Николай Константинович Рерих явился автором такого исторического документа, как Пакт Мира, Пакт охраны культурных ценностей. Он был подписан 15 апреля 1935 года в Вашингтоне. К сожалению, Пакт Рериха подписала только 21 страна, причем это были страны американского континента, а в Европе ни одна страна не присоединилась к этому документу. Нельзя сказать, что Пакт остановил бы то, что началось через четыре года, но все-таки не присоединились. В начале Пакта сказано, что речь идет о защите художественных и научных учреждений и исторических памятников как во время войны, так и в мирное время. А это очень важно.
Совершить путешествие по древнерусским городам вслед за Николаем Константиновичем Рерихом и увидеть «каменную летопись Руси», вспомнить узловые моменты истории пригласила зрителей Лилиана Дмитриевна Палей, руководитель новгородской группы друзей МЦР. Она рассказала, что Н.К.Рерих совершил эту поездку по поручению Императорского Общества поощрения художеств и отправился в путешествие вместе с женой. За это время Елена Ивановна Рерих сделала около 500 фотографий храмов, монастырей, кремлевских стен и башен. Многие из них вошли в «Историю русского искусства» под редакцией И.Э.Грабаря. Николай Константинович изучал иконопись, настенную живопись, предметы прикладного искусства, писал этюды. Современники отмечали, что художник не просто изобразил «реальную внешность», но передал мощь и силу русского духа, «поэзию старины».
В экспедиции по древнерусским городам у Рериха родилась мысль о создании юридического документа о защите исторических памятников. Что же увидел Николай Константинович во время путешествия? Забвение, запустение, грубую и безграмотную реставрацию, разрушение и равнодушие к собственным святыням. С глубоким возмущением и сердечной болью обращается он к современникам через свои очерки и статьи, многократные выступления на заседаниях Общества поощрения художеств, археологического и архитектурного обществ. Позже последуют 30 лет кропотливой подготовки и продвижения Пакта Рериха: создание Комитетов, проведение Международных конференций и, наконец, подписание первого международного Договора об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников, который послужил основой Гаагской конвенции 1954 года.
Николай Константинович Рерих остро ощущал дыхание Второй мировой войны и спешил поднять Знамя Мира, которое представлено в экспозиции выставки и символизирует прошлые, настоящие и будущие достижения человечества в кольце Вечности, искусство, науку и религию в пространстве Культуры. Многие помнят фразу Достоевского «Красота спасет мир». А чтобы спасти, по мысли Рериха, надо прочувствовать и осознать Красоту. Осознать, что Красота – это мощный энергетический поток, который связывает Небесное и Земное через творчество человеческого духа. Красота объединяет прошлое, настоящее и будущее, истинная Красота объединяет людей.
В этом году культурная общественность отмечает юбилейные даты: 150 лет со дня рождения Н.К.Рериха (1874–1947) и 145 лет Е.И.Рерих (1879–1955), 120 лет со дня рождения их младшего сына С.Н.Рериха (1904–1993), выдающегося художника и общественного деятеля. Масштабная выставка картин Н.К.Рериха прошла в Государственной Третьяковской галерее, а в октябре ко дню рождения художника откроется выставка в Русском музее Санкт-Петербурга.
Международный Центр Рерихов подготовил и проводит целый ряд культурных проектов, один из них – «Красота старины – устой настоящего и мост в будущее». От имени Международного Центра Рерихов Новгородская группа друзей МЦР благодарит Центр культуры и искусства «Диалог» и Новгородский центр современного искусства за отклик и возможность проведения выставочного проекта. Пусть для новгородцев выставка послужит импульсом для нового взгляда на красоту старины, которая окружает их.
Встреча с творчеством Н.К.Рериха не ограничилась только работой выставки, но и продолжилась на лекции «Николай Рерих. Человек из Будущего». Она состоялась в Новгородском центре современного искусства 25 мая 2024 года в рамках интеллектуального клуба «Скворешня» для жителей и гостей города. В начале встречи Л.Д.Палей обратила внимание слушателей на то, что Н.К.Рерих в течение жизни не раз подвергался несправедливым нападкам и клевете. Так и в нынешнее время псевдо-исследователи с воспаленным воображением придумывают то, чего не было. Международному Центру Рерихов постоянно приходится быть на страже и документально опровергать эти лжеверсии. Лилиана Дмитриевна призвала участников не читать случайных книг, а обращаться к первоисточникам: к письмам и трудам самих Рерихов, к книгам известных рериховедов Павла Федоровича Беликова, Людмилы Васильевны Шапошниковой и других, которые лично общались с Рерихами и глубоко понимали их творчество.
К празднованию юбилеев Рерихов МЦР совместно с издательством «Молодая гвардия» опубликовал книгу Л.В.Шапошниковой «Николай Рерих» в серии ЖЗЛ. Автор книги – известный ученый-индолог, лауреат премии Джавахарлала Неру, доверенное лицо С.Н.Рериха и основатель общественного Центра-Музея имени Н.К.Рериха в Москве. Людмила Васильевна Шапошникова (1926–2015) в одиночку прошла по маршруту Центрально-Азиатской экспедиции Рерихов (исключая Китай) и написала целый ряд трудов об их творчестве. Новое памятное издание книги о Рерихе было вручено руководителю Новгородского центра современного искусства С.Б.Пухачеву, человеку, который читает лекции по истории искусства, проводит интересные выставки и наполняет культурное пространство города новыми впечатлениями.
С главными событиями жизни великого русского художника и его семьи, с основными гранями его творческой деятельности слушатели ознакомились во время презентации, где наглядно были представлены не только фотографии разных лет, но и картины Рериха из разных серий, эскизы к декорациям, мозаики и настенные росписи, карты экспедиций, книги, материалы о подготовке и подписании Пакта Рериха, об истории и значении Знамени Мира и Знака Триединства. Также был затронут вопрос о ситуации с наследием Рерихов в России и драматичным разрушением общественного Центра-Музея имени Н.К.Рериха.
В завершение Л.Д.Палей пригласила всех слушателей на выставку «Красота старины – устой настоящего и мост в будущее» и предложила там ознакомиться с материалом «Рерих и Новгородский край», в котором представлены археологические исследования Николая Константиновича в Новгородской области, картины, связанные с новгородской тематикой, а также 15 очерков Н.К.Рериха, где звучит тема Новгорода. В экспозиции Новгородского музея изобразительных искусств можно увидеть три работы художника: «Чудь под землю ушла» (1910-е), «За морями земли великие» (1910), «Озерная деревня» (1915-16).
Вспомним проникновенные строки Николая Константиновича Рериха из очерка «Великий Новгород»: «Люблю новгородский край. Люблю все в нем скрытое. Все, что покоится тут же среди нас. Для чего не надо ездить на дальние окраины: не нужно в дальних пустынях искать, когда бездны еще не открыты в срединной части нашей земли. По новгородскому краю все прошло. Прошло все отважное, прошло все культурное, прошло все верящее в себя. Бездны нераскрытые!»
Новгородская группа друзей МЦР
Публикации в СМИ
Красота старины – устой настоящего и мост в будущее // Афиша Новгород
В мае новгородцы увидят в НЦСИ пять новых выставок // 53 новости, 18.05.2024
Великий Новгород. Выставка «Красота старины - устой настоящего и мост в будущее» // ГТРК «СЛАВИЯ»,3.06.2024
Архив: 2023, 2022, 2021, 2020, 2019, 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007