|
версия для печати |
Чарующие узоры химачальской культуры в творчестве Хемлаты Тхакур (Индия)
С 29 мая по 2 июня 2024 года в выставочном зале Международного Мемориального Треста Рерихов (ММТР) проходила удивительная выставка художницы из Манали Хемлаты Тхакур. Это не первая её экспозиция в ММТР. Работы художницы горячо любимы посетителями Треста.
Все свою жизнь Хемлата Тхакур провела в окрестностях Манали. Природа, традиции и культура Химачала – неотъемлемая часть её жизни и её творческой вселенной.
Торжественное открытие выставки состоялось 29 мая. В этом мероприятии приняли участие российский куратор ММТР, сотрудница Международного Центра Рерихов (Москва) Лариса Вениаминовна Сургина и индийский куратор ММТР Суреш Кумар.
Гости выставки погрузились в прекрасный мир культуры Химачала, запечатлённый художницей с большой любовью на её полотнах. Хемлата Тхакур работает в разных жанрах и техниках. В своих работах она использует акварель и акриловые краски. На выставке были представлены работы, выполненные на холсте, бумаге, дереве, камне. Природа Химачала служит не только вдохновением для художницы, но и источником материалов для её работ.
По словам Хемлаты Тхакур, у неё нет художественного образования. Ее любовь к живописи зародилась в раннем детстве. Наблюдая за простой деревенской жизнью вокруг себя, за своими бабушками и дедушками, родителями, соседями, любуясь гималайскими видами и традиционной деревенской архитектурой, юная Хемлата загорелась желанием перенести свои впечатления на бумагу. Так начался ее путь в искусстве. С годами она совершенствовала свою технику, но её любовь к простым сценам из деревенской жизни, к портретам обычных людей, к родной химачальской культуре осталась прежней.
На выставке представлено множество работ, изображающих реальных людей, с которыми художница сталкивается в простой жизни каждого дня. Эти работы выполнены с удивительной реалистичностью, несмотря на кажущуюся простоту технических приёмов, используемых художницей. В портретах Хемлаты в первую очередь поражают живость и настроение, каким-то волшебным образом пронизывающие все детали. Иногда художница нарочито упрощает фрагменты фона, использует неправильную перспективу и схематические, почти детские, живописные приёмы, чтобы привлечь основное внимание к центру картины – живому человеку с его чувствами и эмоциями, к радости простого человеческого общения, к памятным минутам повседневности. Особо трогательными выглядят детские портреты: в огромных глазах, кажется, отражается целый мир, а выражения лиц отличаются такой живостью, что зрителю представляется, как пухлые детские щёчки вот-вот тронет милая улыбка.
Помимо портретов детей, женские образы художницы также несут определённое послание зрителю. Во множестве женских портретов, представленных на выставке во всём их разнообразии – от современных городских женских образов в вечерних платьях до ярких портретов химачальских красавиц всех возрастов в традиционных одеждах – в каждой картине будто бы звучит ода женщине: её иногда тяжёлой, но прекрасной жизни, её способности быть разной – творцом, матерью, хранительницей культуры, традиций, домашнего очага, свободной или стеснённой обстоятельствами, но всегда вдохновляющей и прекрасной.
На выставке также представлены работы художницы в стилях классической индийской живописи и картины, посвящённые темам, связанным с многообразными религиями Индии – размышления художницы над основами мироздания и их творческое, мифологическое воплощение. В этих работах реалистический стиль сменяется образным, схематично-упрощённым, на смену сдержанным, естественным тонам приходят яркие, чистые краски, будто бы высекающие мифологические сюжеты из ткани повседневности. Таковы картины, изображающие Бхагавана Будду, Ганешу, Шиву. Эти работы в композиции выставки таким чудесным образом переплетаются с реалистичными видами химачальской деревни и портретами её жителей, что зритель невольно приходит к пониманию, что это не просто оторванные от реальности мифологические сюжеты, но совершенно реальная часть жизни этих простых людей на портретах. Это одна культурная вселенная в разных её проявлениях, всепроникающая ткань вечного бытия, отражающаяся в бытии обыденном.
Не случайно выставка открылась именно в имении Рерихов в Наггаре – ведь и для семьи Рерихов долина Кулу стала домом вдали от дома, их карма бхуми – местом работы и творчества на благо человечества. В картинах Хемлаты Тхакур можно проследить схожую с работами Николая Константиновича и Святослава Николаевича Рерихов тематику: традиционную архитектуру долины Кулу, портреты местных жителей, элементы местной культуры и местных верований, традиций, легенд и мифов, красоту и одухотворённость местной природы. Как и Рерихи, Хемлата Тхакур пытается сохранить и передать красоту традиционной культуры, защитить прекрасные её проявления посредством своего искусства. Ее картины служат посланием к зрителям: «Давайте вместе увидим и сохраним прекрасное в окружающем нас мире!» Выставка в очередной раз привлекла внимание жителей и гостей штата к богатым культурным традициям Химачала.
Архив: 2023, 2022, 2021, 2020, 2019, 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007