|
версия для печати |
Шакти глазами художницы Вишакхи Аккихал (Индия)
4 июня 2024 года в выставочном зале Международного Мемориального Треста Рерихов открылась выставка работ молодой художницы, графического дизайнера Вишакхи Аккихал с загадочным названием «Бхайрава молвил “Ка”: Шакти моими глазами».
Тем, кто лишь поверхностно знаком с индийской культурой, название выставки не скажет ничего. Но на самом деле в нем содержится вся философская концепция выставки. Бхайрава – это одна из ипостасей индийского бога Шивы. Но выставка посвящена не ему, а богине Кали. В соответствии с индийской традицией, Шива нарёк Кали 1008-ю именами, 64 из которых начинались со слога «Ка»: Бхайрава молвил «Ка».
Если мы попытаемся представить Кали, то, конечно же, перед нами предстанет образ гневной богини с высунутым языком, клыками и гирляндой из черепов демонов на шее, с четырьмя руками, в одной из которых она сжимает меч, а другой держит за волосы отрубленную голову демона. В индуизме богиня Кали является женой Шивы, воплощением Шакти – женской энергии в ее разрушительной форме.
По легенде, когда миром завладел демон Ракта Бидж, никто из богов не мог с ним справиться, и была вызвана богиня Кали. Ракта Бидж обладал способностью создавать новых, подобных себе демонов из каждой капли своей крови, пролитой на землю. Поэтому Кали, убивая демонов, должна была пить их кровь до тех пор, пока не остался только сам Ракта Бидж. Кали победила и его, выпив его кровь. Но после этого богиня в своём гневе забыла, кто она, и начала уничтожать все вокруг в разрушительном танце. И тогда сам Шива должен был выйти к разгневанной богине и положить себя к её ногам. Ничего не видя в гневе перед собой, Кали наступила на Шиву во время бешеного танца, но, наступив, поняла, что она наделала. Ее сознание прояснилась. От стыда и сожаления о содеянном богиня высунула язык. Именно такой обычно запечатлена Кали: в момент окончания битвы с демонами, когда она наконец-то завершила свой разрушительный танец и раскаялась в содеянном. И тогда Шива начал называть Кали 1008-ю именами, каждое из которых отражало её суть, будто бы пытаясь напомнить своей жене, кем она является на самом деле во всей полноте её божественной женственности. Эти 1008 имён записаны в «Шри Кали Сахастранама Стотре».
После небольшого экскурса в индийскую мифологию вернёмся к нашей художнице Вишакхе Аккихал. Первым делом гости выставки поинтересовались, является ли художница последовательницей Кали? Кали – очень требовательная богиня, ей нельзя поклоняться не в полную силу, иначе она накажет. По этой причине лишь немногие индуисты считают себя последователями Кали. Отвечая на этот вопрос, художница рассказала интересную историю создания своих работ, представленных на выставке. Она призналась, что всегда немного боялась Кали и никогда не осмеливалась проводить пуджи (обряды поклонения) гневной богине, но в то же время восхищалась её мощью. Однажды Кали явилась ей во сне в своей форме Котаркши. Котаркши переводится как «та, чьи глаза бесконечны», та, которая видит все, та, от которой не спрятаться. Богиня велела художнице создать целую серию её образов. После этого сна художница, вдохновлённая видением богини, загорелась идеей нарисовать те ипостаси Кали, которые упомянуты в «Сахастранама Стотре». В настоящий момент художница закончила 23 формы. Их всех объединяет то, что они начинаются с буквы «К» –отсюда и загадочное название выставки.
Экспозицию открывает изображение Капалини – той, которая носит гирлянду из черепов. Это изображение привычно: клыки, высунутый язык, черепа. Однако в изображении нет гнева – это та Кали, которая уже закончила свой разрушительный танец, её глаза спокойны, её волосы украшены цветами. Она – Кали-Мать, та, которая способна защитить от опасностей, став грозной, но ее любовь безгранична.
Другая форма Кали – Каларатри – глядит на нас большими зелёными глазами, в которых будто бы отражается окружающий мир. Каларатри – та, что темнее самой тёмной ночи. Чёрный цвет, по замыслу художницы, символизирует наше эго, а Каларатри – это женская сила, осознавшая себя в своём гневе и превозмогшая своё эго при помощи своего супруга, господа Шивы, символизирующего мужскую энергию, мужское начало Вселенной. Каларатри на картине Вишакхи Аккихал предстаёт перед нами с растрёпанными волосами, с серёжками из осенних листьев. Ее сопровождает большеглазый оленёнок. Она похожа на лесную фею – воплощение природы, которая так же, как Каларатри, может быть и суровой – когда выведена из равновесия, и любящей, защищающей – когда в гармонии. Лоб Каларатри украшает красный синдур – символ женственности, крови, связи с предками, с природой, со своей душой.
Ещё одна форма – Кунджарешварагамини – «та, кто является владычицей слонов». В индийской традиции слон есть символ мудрости, силы, терпения и грациозности. Древние тексты упоминают среди достоинств будущей невесты «походку, грациозную, как у молодой слонихи». Кунджарешварагами грациозна, женственна, мудра. Она изображена с хоботом и слоновьими ушами, её волосы украшены цветами. Лицо её ясно, она полна достоинства и того спокойствия, которое приходит лишь с уверенностью в себе, основанной на осознании и принятии своей сущности, со всеми достоинствами и недостатками.
Картикки – та, что является воплощением всего сделанного. Она предстаёт перед нами с четырьмя лицами. Богиня зорко следит за чувствами и эмоциями, замечает их работу. Она с мудростью взирает на плоды прошлых действий и уничтожает «клеши» – прежние травмы, негативные эмоции, стереотипы, ложные взгляды, которые заставляют нас держаться за мир физических и чувственных страданий. Ее лица отображают преходящие эмоции, которые объединяются в одно целое мудростью осознанности и больше не уводят нас в сторону от истинного пути.
Перед зрителем мелькают красочные образы божественной женственности – в них нет гнева, они не вызывают страх, они прекрасны. Каждую картину сопровождает философское описание, раскрывающее и поясняющее видение художницы. Такие образы Кали большинству зрителей не знакомы, они трогательны, грациозны, полны хрупкой красоты и в то же время стихийны, непредсказуемы, грозны. Картины Вишакхи Аккихал – ода божественной женственности во всех её аспектах.
Художница использует смешанную технику: акриловые краски на картоне, аппликацию, коллаж. Экскурсия по выставке, на которой присутствовали в качестве почётных гостей кураторы Международного Мемориального Треста Рерихов Лариса Вениаминовна Сургина и Суреш Кумар Надда, стала увлекательным и красочным путешествием в мир мистических историй, глубокого осмысления аспектов индийской культуры и познакомила гостей с основополагающей концепцией индийской философии – Шакти, божественной женственностью, одной из движущих сил бытия.
Архив: 2023, 2022, 2021, 2020, 2019, 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007