Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

Международная общественная организация | Специальный консультативный статус при ЭКОСОС ООН
Ассоциированный член ДОИ ООН | Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов
Коллективный член Международного совета музеев (ИКОМ) | Член Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА»

Семья РериховЭволюционные действия РериховЖивая ЭтикаПакт РерихаМЦРМузей имени Н.К. Рериха
Л.В. ШапошниковаЗащитаОНЦ КМ КонференцииЧтенияКультурно-просветительская работаТворческие отделы

СТРАНИЦЫ  Новости МЦР|Новости сайта|Подписаться на новости|Юбилейный год Рерихов – 2024
версия для печати
28.06.2024

Выставка «Художественное видение» в Тресте Рерихов (Индия)

 0Artistic Vision_Kulu.JPG
 

6 июня 2024 года в Международном Мемориальном Тресте Рерихов (ММТР) состоялось открытие выставки 11 художников под названием «Художественное видение» («Artistic Vision»), организованной творческим объединением «Studio Seven» при участии ММТР.

На торжественном открытии выставки присутствовали господин Анудж Шарма, заместитель окружного прокурора округа Кулу, российский куратор ММТР Лариса Сургина, её индийский коллега Суреш Кумар, а также индийские и российские гости и сотрудники Треста Рерихов.

Господин Шарма в своей приветственной речи заметил, насколько важно то, что выставка столь замечательных художников, которая могла бы состояться в Дели или в любом другом большом городе, организована именно в Наггаре, в имении Рерихов. Это был сознательный выбор художников, которые считают, что необходимо привлекать внимание к наследию семьи Рерихов в Индии, а также поощрять интерес подрастающего поколения к работе с этим наследием.

Профессор Вандана Верма, одна из художниц, участвовавших в выставке, в своей приветственной речи упомянула о том, что несколько её студентов работают над темами, связанными с творчеством Николая Константиновича Рериха, и она надеется, что в будущем они смогут посетить усадьбу Рерихов в Наггаре, чтобы продолжить работу и внести свой вклад в популяризацию творчества Николая Константиновича в Индии. Доктор Раджниш Гаутам, коллега профессора Вермы, упомянул, что это не первая выставка в ММТР, в которой участвуют художники. Для них Наггар тесно связан с именем Н.К.Рериха, которое является значимым для современных индийских мастеров живописи. Будучи художником и мыслителем, Николай Константинович поощрял и направлял молодое поколение индийских художников, участвовал в выставках, учебной работе художественных школ, состоял в переписке со многими знаменитыми живописцами. Его статьи об искусстве, вошедшие во многие сборники и опубликованные в газетах, стали культовыми для индийской интеллигенции. Доктор Раджниш Гаутам вместе со своей коллегой профессором Ванданой Вермой продолжают дело Николая Константиновича Рериха: под их руководством проводятся семинары, ежегодно издаются сборники статей, посвящённых искусству. К научной работе они привлекают молодое поколение художников и искусствоведов – своих студентов. Просветительская работа коллег очень важна: искусство, будучи частью культуры, является важным звеном в формировании культурного пространства современности, движущей силой творческого прогресса, без которой невозможно процветание стран и народов. Сохранение и изучение индийской культуры и индийского искусства, продолжение культурных традиций и переосмысление их в контексте современности – важная задача художников и деятелей искусств, над решением которой и трудится коллектив авторов, чьи полотна были представлены на выставке.

Художники работают в совершенно разных направлениях: импрессионизм, модернизм, реализм.

Работы Суреша Кумара образны, построены на контрасте, в них отражены сложные и глубокие взаимоотношения между мужчиной и женщиной, между поколениями, взаимоотношения между человеческой природой и природой божественной.

В абстрактных работах Прасантха А.В. отражается космос человеческих мыслей и ощущений, преломление божественного через призму человеческого мышления: переплетение загадочных форм – божественных и человеческих, цветов, измерений.

На картинах Ушиты Джайн мир царства природы как бы переносится в духовную плоскость: черепахи, которым посвящена серия работ автора, будто бы изображены внутри стихии духа, подчинены каким-то иным законам, нежели законы физического мира, они светятся, их движения, узоры на их телах закручены в ритмах окружающей их вселенной.

Работы художницы Альфи строятся вокруг изображения сферы как наиболее совершенной и законченной формы. При помощи цветов и структур художница передает разные чувства и ощущения, разное настроение, пользуясь одними и теми же композиционными приёмами.

В работах химачальской художницы Урваши Канвар за основу композиции взяты простые предметы: шишки химачальских сосен, грибы, которые встречаются исключительно на территории штата. Они изображены будто бы в отрыве от окружающей среды, вырваны из контекста. Такой приём позволяет автору обратиться непосредственно к подсознанию, выстроив смысл картин на ассоциативном ряде, возникающем в уме зрителя.

Работы художника Вивека Прабхукелускара наполнены жизнерадостной гармонией цвета и формы. Маленькие танцовщицы с милыми детскими личиками будто бы исполняют свой танец в центре вселенной, подобно индийским богам в их танце-тандаве. Кудрявый мальчик Ганеша посреди океана с улыбкой смотрит, как мышонок Мушака с хитрым выражением мордочки силится унести модак – сладкую разновидность пельменей, столь любимую Ганешей. А вот маленький Ганеша играет с Мушакой в корнях священного дерева пипал. Работы художника трогательны и будто бы переносят зрителя в добрую вселенную, полную красоты и детской невинности.

Работы жены художника Ниланги Прабхукелускар совсем иного стиля. Они символичны и графичны. Смысл их передаётся через композицию, проявленную в простоте и схематичности формы. Творческий замысел художницы легко читаем. Перед нами фигура и, будто бы ее отражение – они держатся за руки и образуют форму круга. Темная, зыбкая поверхность, из которой выходит отражённая фигура, противопоставляется ясному небу с поющими птицами наверху картины, в сфере другой фигуры. Смысл картины заключается в том, что лишь сам человек, своими усилиями, может вытащить себя из безысходности существования в сферу радости и гармонии. Все картины художницы лаконично и четко выражают идеи автора языком образов и ярких красок.

Работы профессора Ванданы Вермы наиболее близки по стилю импрессионизму. Реалистичные образы ее картин выполнены в цветовой гамме, отражающей и передающей чувствования и ощущения художницы. Так, картина, изображающая Девпраяг Сангам, слияние рек Алакнанди и Бхагиратхи, которые образуют Гангу, – выполнена художницей с преобладанием желтых и голубых оттенков. Настроение женских портретов так же подчёркивается интригующей игрой цвета и формы.

Доктор Раджниш Гаутам в этот раз удивил зрителя серией абстрактных работ. Художник может виртуозно работать в разных техниках. На выставке также можно увидеть его реалистичный карандашный набросок с натуры, выполненный художником прямо на месте за 15 минут, и серию графических работ.   

Картины художницы Бину Гупты выполнены в приглушённой цветовой палитре. Они будто бы дышат осенью. В них – осмысление осени человеческой жизни. Подобно листьям на деревьях, человеческая жизнь стремится к закату, чтобы вновь возродиться весной. Картины художницы можно назвать стихами в красках, воспевающими бесконечность и красоту жизни, природы, гармоничное слияние и сосуществование человека и природы.

Работы Рины Чаудхари, представленные на выставке, раскрывают тему женственности: женские образы на картинах полны грусти и надежды, они смотрят на зрителей из темницы своей повседневности с упрямством и волей к жизни. На картинах нашли символическое отражение и самые тёмные, и самые светлые моменты женского существования. Работы художницы сочетают в себе реализм и символизм с импрессивным использованием цветовых сочетаний.

Экскурсия по выставке стала для зрителей своеобразным погружением в столь разные и непохожие друг на друга творческие вселенные, которые, казалось бы, сходятся в одной точке, где сливается красота творчества человеческой души с красотой той высшей реальности, что стоит за каждым образом, искусно выраженным художниками на их полотнах.




Возврат к списку

Архив: 202320222021, 2020, 2019, 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007