|
версия для печати |
Выставка «Начало» Хаббаба Ахмеда и Мохаммада Момина в усадьбе Рерихов в Наггаре (Индия)
8 ноября 2024 года в выставочном зале Международного Мемориального Треста Рерихов (ММТР) состоялось торжественное открытие совместной выставки двух замечательных художников из Панджаба Хаббаба Ахмеда и Мохаммада Момина, отца и сына, под названием «Начало». Такое название было выбрано художниками не случайно. Это их первая профессиональная выставка. В открытии экспозиции приняли участие российский и индийский кураторы Треста, сотрудники ММТР и другие гости.
Хаббаб Ахмед начал рисовать более 20 лет назад. Живопись стала увлечением художника помимо его основной профессии. Писать картины художник научился сам, постоянно совершенствуя свои навыки. Его искусство родилось из любви к гармонии образа, формы и цветовой палитры. Хаббаб Ахмед сознательно выбрал реализм в качестве стиля своей работы. Этот стиль позволяет ему соединять классическую гармоничную форму с чистотой и богатством цвета.
В некоторых пейзажах художника за внешними формами природы скрывается глубокое философское послание к зрителю. Вот волны, которые воплощают собой состояние борьбы. В них чудятся силуэты лошадей, которые не сдаются и несутся вперед, преодолевая препятствия. Та же идея находит отражение в другой картине, которую автор назвал «Ручей». На ней изображен горный поток, легко огибающий каменные завалы на своем пути. Вода для художника есть символ преодоления препятствий. «Мы должны стать водой, –объясняет художник, – чтобы преодолевать жизненные препятствия. Ничто не может остановить водный поток, он изменчив, гибок, всегда движется вперед. Чтобы ориентироваться в этой жизни, чтобы научиться преодолевать препятствия, нам иногда нужно уподобиться водному потоку».
За реализмом художника скрывается глубокий символизм. В его картинах спрятаны размышления о жизни, жизненном пути, семье, любви, единстве. Так, букет роз на абстрактном фоне – это символ его семьи, где каждая роза –человек-личность. Абстрактный фон будто бы воплощает собой мелькающие годы, сменяющие друг друга события, на фоне которых семья-букет остается неизменной в своей целостности, сплоченности, близости людей-цветов друг другу.
Иногда художник пишет свои картины без привязки к определенной идее, которая стоит за сюжетом. Он считает, что в некоторых работах даже гармонии цвета, его символизма достаточно, чтобы передать определенное чувство зрителю. Цвет сам по себе уже несет определенное послание. Влияние цвета на зрителя также очень важно для художника.
Хаббаб Ахмед стал учителем для своего сына Мохаммада Момина, второго художника, чьи работы были представлены на выставке. Он, так же как и отец, начинал с реализма. На выставке можно увидеть его ранние работы, в которых, как он признается, ему было важно достичь абсолютной точности в передаче малейших деталей. «Как на фотографии», – улыбается Мохаммад. Постепенно его внимание переместилось с желания точной документальной передачи образов на картине к символичности, внутренней глубине сюжета. На последних картинах художника появляется движение, абстрактный фон, большая схематичность, внимание к общему сюжету полотна, а не к деталям.
Для Момина так же, как и для его отца, характерно глубокое философское осмысление своих образов. Иногда за простым, на первый взгляд, изображением стоит целая история. Его картины, которые показывают движение – «Ускоренние», «Погоня» – символически говорят нам о быстротечности времени, о мгновенности событий. На картине «Погоня» мы можем видеть расплывшиеся, постоянно движущиеся фигуры баскетболистов, сражающихся за мяч: фокус их внимания сосредоточен лишь на мяче, поэтому трибуны вокруг, сами спортсмены представлены, подобно световым частицам, в постоянном движении. Картина символично показывает, как в нашей жизни отступает на второй план и будто стирается все, что находится вне фокуса нашего внимания.
Особой вдохновительницей и почитательницей творчества обоих живописцев является уважаемая Аиша, жена одного художница и мать второго. У Аиши и Хаббаба Ахмеда двое талантливых сыновей. Их второй сын Мохсин также увлекается живописью, фотографией и прикладным искусством. Аиша и Мохсин приехали поддержать своих художников и активно участвовали в экскурсии по выставке, делились своим видением их творчества, рассказывали трогательные истории создания тех или иных картин. Госпожа Аиша поделилась наблюдением о том, что ее младший сын Момин, картины которого были представлены на выставке, пишет достаточно быстро, потому что полностью погружается в процесс и забывает обо всем на свете. Для него очень необычно заниматься одной картиной больше нескольких дней. А ее муж подходит к написанию картин основательно, не спешит, долго совершенствует свои работы, возвращаясь к ним вновь и вновь.
В заключение кураторы ММТР поделились своими впечатлениями от выставки. Индийский куратор господин Суреш Кумар пожелал художникам дальнейших творческих успехов. Он выразил надежду, что первая выставка в таком пространстве, как усадьба в Наггаре, где творила великая семья Рерихов, является важной вехой на творческом пути обоих художников, и что сотрудничество их с Трестом продолжится и дальше.
Глядя на замечательную творческую семью, на их сплоченность и всеобщую вовлеченность в творческий процесс, российский куратор и сотрудница Международного Центра Рерихов Лариса Вениаминовна Сургина также напомнила о семье Рерихов. Она отметила, что Николай Константинович замечал, что за каждой картиной стоит образ Лады, его жены, Елены Ивановны Рерих, которая служила источником вдохновения как для самого художника, так и для их выдающихся сыновей. Госпожа Аиша также является сердцем для своей семьи, ее душевное присутствие и внутренняя теплота чувствуются в каждой картине. Выставка художников, заметила Лариса Вениаминовна, гармоничностью форм и сочетанием красок, несомненно, зовет зрителей к Прекрасному, тем самым воплощая призыв и девиз всей жизни Святослава Николаевича Рериха: «Будем стремиться к Прекрасному!»
Архив: 2023, 2022, 2021, 2020, 2019, 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007