версия для печати | |||
3 декабря 2013 года.
Научный семинар ОНЦ КМ «Проблемы русского космизма».
Доклад: «Мой дед священник Павел Флоренский».
Докладчик – Флоренский Павел Васильевич, академик РАЕН, Международной славянской академии наук и искусства, доктор геолого-минералогических наук, профессор Российского государственного университета нефти и газа имени И.М.Губкина (г. Москва).
![]() |
|
Павел Александрович Флоренский родился 9 января 1882 года на Кавказе, в Тифлисе (Тбилиси). Отец – русский, инженер-путеец, строивший железную дорогу в Закавказье. Мать принадлежала к знатному армянскому роду, училась в Санкт-Петербурге. В семье, где росло семеро детей, была создана атмосфера высокой культуры и широких взглядов, знакомства со многими областями знаний и искусства; выписывались книги, научные и литературные журналы из России и из-за рубежа. Тифлис в то время был одним из центров культуры, в гимназиях преподавали замечательные педагоги. В такой атмосфере уже в детстве у Флоренского сформировался интерес к широкому кругу знаний, как в области естествознания, так и в области истории и культуры. Уже в гимназии у него обнаружились способности ко многим предметам – естественным и гуманитарным, а также к языкам. Так, интересуясь поэзией, он особенно ценил ее духовно-эволюционное значение: «Сравнительно в меньшей степени, – вспоминал он, – меня занимал смысл стихов, а преимущественно влекло их звучание и их ритмика. Обладая почти абсолютной памятью, все привлекательное для меня я запоминал с одного раза в точности; в особенности это относилось к стихам. Пушкин, отчасти Лермонтов – только их я признавал в раннем детстве, остальное же не доходило до моего слуха».
Павел Александрович Флоренский – один из плеяды людей универсального знания, из круга ученых, мыслителей-энциклопедистов в истории человечества. В Италии его называют «русским Леонардо», во Франции – «русским Паскалем». Можно добавить: «Ломоносов нового времени». Вот только время, в которое он жил, было одним из самых трагических в истории России. Трудно перечислить отрасли знаний, в которые не внес бы свой вклад П.А.Флоренский, многое из этого было подхвачено и продолжено другими.
В творчестве П.А.Флоренского обычно выделяют два этапа, которые завершились основополагающими трудами. Теодицея, что в несколько упрощенном переводе значит «оправдание, объяснение, обоснование Бога», – это книга «Столп и утверждение Истины» (1914) – единственный большой труд по философии, изданный при жизни, написанный, когда его автору было менее тридцати лет. Труд обращен к людям образованным, и книга сыграла большую роль в развитии сознания интеллигенции, как Серебряного века, так и представителей «ядерной эпохи». Мои сверстники, отметил докладчик, рожденные в 1937 г., ее знали и читали «Столп» в 1960-1970-е гг., когда чтение религиозной литературы было небезопасно, так как мой дед был символом ученого-священника, погибшего в лагерях.
Другой этап творческой жизни П.А.Флоренского – антроподицея, оправдание человечества («У водоразделов мысли», «Философия культа» и др. работы, созданные зрелым сорокалетним мыслителем без надежды на издание) – включает несколько томов, рукописи которых сохранила его семья. Теперь они изданы усилиями его внуков, и многое, особенно «Иконостас» (1922) и «Имена» (1926), органично вошли не только в науку, но и в общественное сознание и нередко цитируются как общеизвестное.
Однако в творчестве П.А.Флоренского, как и в его жизни, уместно выделить еще два этапа, которым соответствуют литературные и философские произведения мыслителя, относящиеся к его эпистолярному наследию. Это гимназические и студенческие письма Павла Флоренского семье – отцу, матери и близким и, симметрично, снова письма семье, но уже жене и детям как завершение жизненного пути. Письма из лагерей 1933-1937 гг. – труд последнего этапа творчества заключенного П.А.Флоренского. В них он передает накопленное своим детям, а через них всем людям, поэтому главное направление его мысли – род как носитель Вечности во времени и семья как главная единица человеческого общества. Средоточием переживаний становится единство рода, семьи и личности, которая уникальна, неповторима, но в то же время тысячами нитей связана со своим родом, а через него – с Вечностью, ибо «прошлое не прошло». Род в свою очередь обретает в семье равновесие оформленных личностей, неслиянных и нераздельных, в семье происходит передача опыта рода от родителей к детям, дабы не «прервалась цепь времен».
![]() |
|
По аналогии с предыдущими трудами, письма П.А.Флоренского из тюрем и лагерей стали четвертым философским трудом и их можно назвать генодицея – оправдание рода, семьи. Как и послания апостола Павла в I веке, эти письма Флоренского не документы зла и беззакония, а свидетельства величия человека, ни при каких обстоятельствах не отрекающегося от Истины и добра. Книги в 4-х томах «…Пребывает вечно», первый и второй из которых издан Международным Центром Рерихов в 2011 и 2012 годах, следует отнести к этому последнему труду философа. Публикуемый корпус писем из лагеря не имеет аналогов в истории человечества. Он подобен ткани, которую образуют нити-основы. Это на редкость цельное и совершенное по внутренней структуре литературное произведение, оно имеет стройную и прочную основу: выраженную завязку-фундамент, медленно развивающийся сюжет и неизбежное трагическое завершение, вплоть до подведения итогов и болезненного стремления успеть в оставшихся страничках передать детям как можно больше.
Важность сохранения и публикаций семейной переписки объяснил сам П.А.Флоренский в письме своей сестре Ю.А.Флоренской от 30 декабря 1916 г. из Сергиева Посада в Москву. Вот один из его фрагментов: «Я давно думаю об основании “семейного” издательства, т.е. нашем и м.б. некоторых друзей. Цель его – собирать документы, воспоминания, сведения о разных лицах нам близких, с нами знакомых и т.д., т.е. тут будут воспоминания, дневники, письма, монографии и биографии о лицах и вопросах, генеалогий и т.п., собрания сочинений. Некоторые выпуски издательства предполагают делать более интимными и не пускать в продажу, покрывая расходы на них из других, продаваемых. Вообще же это предприятие мне представляется не доходным, а лишь себя окупающим. ˂…˃ Вообще же подумай об этом круге предприятий. Я думаю, это не легко лично для нас, но и общественно и научно они представляют значительность».
«Поэт в России больше, чем поэт», и то же можно сказать и об ученом, мыслителе, тем более – священнике. Павел Флоренский – свидетельство тому. Его жизненный путь – личностный парафраз эпохи, а судьба – символ времени, которое пережил он вместе со своим народом. Он выстоял, несмотря на жестокие испытания, и верил в будущее, и еще предстоит оценить и освоить его размышления о государственном устройстве будущей России, которые он написал, как протокол допроса, в Бутырской тюрьме. Протокол допроса подследственного П.А.Флоренского поражает своим бесстрашием, спокойствием и, в то же время трезвой прозорливостью. «Можно сказать, – писал С.Н.Булгаков, – что жизнь ему как бы предлагала выбор между Соловками и Парижем, и он избрал… Родину, хотя то были и Соловки, он восхотел разделить судьбу со своим народом».
26 ноября 2013 года.
Научный семинар ОНЦ КМ «Проблемы русского космизма».
Доклад: «Монизм и панпсихизм в учениях Э.Геккеля, К.Фламмариона, К.Э.Циолковского: компаративный анализ».
Докладчик – Алексеева Вера Ильинична, заведующая научно-просветительским отделом Государственного музея истории космонавтики имени Э.К.Циолковского, кандидат философских наук, лауреат премии Е.Р.Дашковой, заслуженный работник культуры (г. Калуга).
![]() |
|
В истории философии космизм, монизм и панпсихизм пересекаются, но далеко не являются однозначными понятиями. На примере мировоззрений и философских учений немецкого зоолога Эрнста Геккеля (1834 – 1919), французского астронома Камиля Фламмариона (1842 – 1925) и русского мыслителя Константина Эдуардовича Циолковского (1857 – 1935) рассмотрено соотношение этих понятий. Ниже приводятся подтемы доклада.
Идеи Геккеля и Фламмариона как источник мировоззрения Циолковского. Книги обоих авторов с многочисленными пометками Циолковского имеются в библиотеке ученого. Циолковского привлекла идея Геккеля о монистическом мировоззрении как снимающем противоположность между наукой и религией (монизм как мост между наукой и религией); также монистическое начало в естествознании (материальный мир является единым предметом для естественно-научного изучения совокупностью естественных наук); учение о единой субстанции с рядом атрибутов. Циолковскому весьма импонировал подход Фламмариона к антропологической и социальной идее, эволюционизм человека и общества в масштабах Вселенной. Как Геккель, так и Фламмарион были приверженцами панпсихизма, что является одной из линий монистического взгляда на мир. Психоплазма Геккеля, атом-дух Циолковского, слитность духовного и материального начал Фламмариона – разные линии одной панпсихической посылки. Автор доклада рассмотрел панпсихизм не как устаревшее историко-философское понятие, но как результат интуитивных поисков мыслителей монистического склада ума, которые предвидели ряд современных научных представлений о мире.
![]() |
|
Характеристика мировоззрения Э.Геккеля (материализм, атеизм, монизм, панпсихизм). В докладе дана характеристика взглядов Геккеля, которые были необычайно популярны в его время. Эта популярность была обусловлена своими историческими предпосылками. Будучи приверженцем ярко выраженного материалистического и атеистического начал, Геккель тем не менее искал связки между материей и духом, косной материей и сознанием. Циолковского привлек именно его методологический подход, а не результаты этих поисков, которые оказались не блестящими.
Характеристика мировоззрения К.Фламмариона (идеализм, монизм, панпсихизм, космизм). Приведена характеристика мировоззрения Фламмариона, блестящего писателя, популяризатора астрономии, автора ряда идей в области космизма (идея множественности обитаемых миров и их иерархии; идея совершенствования человеческого духа на космической арене; идея эволюционного развития земной цивилизации в качестве космической).
Характеристика мировоззрения Циолковского (монизм, панпсихизм, космизм). Циолковский воспринял монистическую методологию Геккеля в качестве руководства к действию и разработал собственную монистическую систему, характеристики которой приведены в докладе. Панпсихизм (учение об атоме-духе) занял свое место в его учении как база идеи бессмертия человека и материи в целом. Космизм Циолковского кратко характеризуется тем, что человек действует в масштабах Вселенной и обретает некоторые ее свойства, общество становится одной из сущностных характеристик Вселенной, налаживается прямая связь между Причиной космоса (Богом) и иерархией космических рас.
Автором сделан общий вывод о том, что Геккель при ярко выраженном монистическом мировоззрении и заявке на космистское мышление не являлся космистом. В этом смысле Циолковскому предстояло решить задачи, которые декларировал, но не сумел выполнить Геккель. Напротив, учение Фламмариона в совокупности его составляющих (учение об источнике происхождения мира, о человеке и обществе) относится к ряду космистских. При этом идеи Фламмариона и Циолковского значительно отличаются друг от друга, то есть оба мыслителя имеют свое лицо.
21 мая 2013 года.
Научный семинар ОНЦ КМ «Проблемы русского космизма».
Доклад: «Значение концепции символизма П.А. Флоренского для современных исследований проблемы духовности человека».
Докладчик – Осипов Анатолий Александрович, доктор философских наук, профессор кафедры философии Черноморского государственного университета имени Петра Могилы (Украина, г. Николаев).
![]() |
|
Согласно о. П. Флоренскому, базовой витальной основой духовности является “символизирующая деятельность жизни”, которая коренится в единстве психических и телесно-физиологических процессов организма человека. Достижение целостности возможно лишь на пути обретения духовного опыта. Философ ставит вопрос о единстве всех форм и уровней жизнедеятельности человека в их синтетической связанности на основе духовности. Абсолютизация роли познавательной деятельности, разорванность сущностных сил человека являются следствием утраты благодати. В процессе духовных практик осуществляется символизирующая деятельность психики, в ходе которой происходит трансформация и настройка органов тела человека в органичном сочетании со структурами психики.
![]() |
|
Исследуя антропологическую природу символизма, о. П. Флоренский говорит об определяющей роли совокупной деятельности органов тела человека и на основании этого приводит классификацию различных видов духовности. Магичность слова в учении о. П. Флоренского обусловлена тем, что оно соединяет внешние и внутренние уровни действительности в единое целое. Слово, произнесенное с волевой концентрацией, является естественной причиной возникновения особой формы специфического воздействия человека на окружающий мир и его взаимодействия с этим миром.
Творчество о. П. Флоренского является примером попытки осуществления синтеза философии, искусства, науки и религии на основе символотворческого процесса, осуществляемого в духовных практиках. Это может стать основанием для формирования парадигмы нового типа рациональности, основанной на определяющей характеристике природы человека – духовности.
9 апреля 2013 года.
Научный семинар ОНЦ КМ «Проблемы русского космизма».
Доклад: «Музыкальный универсум Павла Флоренского».
Докладчик – Шабанова Юлия Александровна, заведующая кафедрой философии Днепропетровского национального горного университета, доктор философских наук, профессор (Украина, г. Днепропетровск).
![]() |
|
Наследие П.В. Флоренского не ограничивается сугубо религиозно-философской традицией, а вбирает в себя методологию моделирования закономерностей Вселенной, что обусловило его научные открытия в разных областях технического знания. Его творчество осуществляется на метанаучном и метаисторическом уровне, используя методологию аналогий свойственную теософскому учению Блаватской, что выразилось в органической взаимосвязи гуманитарных и технических знаний, которые были нераздельны для мыслителя. Уникальность и неповторимость наследия Флоренского, выразившиеся через универсальность его взглядов, отражают специфичность его учения, которое отличает теоэкзистенциальность и антропокосмизм.
Универсализм Флоренского находит органичное выражение в интуициях целого, свойственных XXI веку. Современное определение целостности возможно через «антропный принцип» Б. Картера, согласно которому, человек и Вселенная взаимоопределяемы и взаимообусловлены. Можно сказать, что именно в искусстве антропный принцип смещается из сферы пояснительной в сферу осуществления. Именно в искусстве, достигающем предела символической интенсивности, происходит сбрасывание символики. В искусстве через преодоление языков и кодов культуры проступает мир сущего. А среди всех искусств в музыке (ее язык не имеет эквивалента ни в одной области культуры, чья предметность принципиально внепонятийна, и не подлежит редукции) проступает тот самый генезис, который больше нигде не обнаруживает себя с такой очевидностью. Музыка как предельное отражение целостности представляется возможным ориентиром в обновлении философской предметности через новую рациональность, отражающую принципы музыкального устройства Вселенной, и образцом обновления форм существования философии, науки и даже религии.
Музыкальность как особенность философского мировоззрения Флоренского позволила подарить миру столь уникальное, универсальное и синтетическое учение о глубинном понимании человека. Музыкальность – принцип внутренней организации Флоренского, который мыслил музыкально. Так в основу творческого метода Флоренского были положены следующие принципы музыкального мышления:
![]() |
|
— антиномизм в виде взаимодействия интуитивного и рационального, цель которого – преодолеть разрыв между подсознательным символом и сознательным образом, то есть достичь единства;
— целостность, представленная через триадичную природу музыки, выраженную через синтез творения-исполнения-восприятия;
— принцип музыкальной организации пространства как потока жизни;
— интуитивизм как целостное чувствование глубины реальности, эволюционных смыслов развития;
— синтетизм как единение внешнего символа и его внутреннего ощущения, глубинного невыразимого понимания;
— синкретичность как «порождающая модель языка», как протоязык, сохранивший свою нераздельную синкретическую природу коммуникации целостными смыслами;
— синергийность (синергия – религование (связь) с Богом) как взаимодействие с высшим духовным миром;
— внесистемная системность как способность к постоянному преодолению статики, расширению смыслов;
— гетерофония (полная свобода всех голосов, в виде взаимного «досочинения») как знак осмысленной и целенаправленной множественности в ее внутреннем единстве;
— духовность («пневматосфера»), как сущностное проявление жизни одухотворенного Космоса.
Через специфику музыкального мышления, как имплицитной основы творчества Флоренского, получает обоснование универсализм его взглядов. Философ моделирует универсальные законы Космоса через интуитивно-сердечную связь с Богом, наделяя каждую точку проживания человеком эволюционной миссией. Учение Флоренского выступает содержательным разрешением кризисных состояний философского постмодерна путем утверждения и развития продуктивных идей космизма, обогащенных теоэкзистенциальной методологией и антропософской аксиологией симфонической личности.
19 марта 2013 года.
Научный семинар ОНЦ КМ «Проблемы русского космизма».
Доклад: «Новое космическое мироощущение как пространство творческой деятельности Ю.Н. Рериха».
Докладчик – Фролов Виктор Васильевич, заместитель Генерального директора музея имени Н.К.Рериха по научной работе, доктор философских наук, профессор.
![]() |
|
При исследовании данной темы принципиальное значение имеет стремление автора рассмотреть проблематику доклада в пространстве философской системы Живой Этики. Это пространство актуализируется автором ссылкой на следующие положения Живой Этики: человек и Космос составляют неразрывное единство, человек – существо космическое и творческое, мера реализации творческого потенциала человека зависит от уровня развития его сознания.
В докладе рассматриваются особенности категорий «мировоззрение», «мироощущение» в традиционной философии, а также категории «новое космическое мироощущение» и «новое космическое мировоззрение» на примере работ Л.В. Шапошниковой. При этом отмечается, что в работах этого философа указанные понятия имеют различные значения. В то же время в рамках данного доклада понятие «новое космическое мироощущение» рассматривается как тождественное понятию «новое космическое мировоззрение».
![]() |
|
В докладе раскрываются обстоятельства жизни и творчества Ю.Н. Рериха, повлиявшие на формирование его космического мироощущения. Это – водительство Учителей в отношении семьи Рерихов, философская система Живой Этики, энергетика Камня, или фрагмента уникального метеорита, находившегося в семье Рерихов, сама эта семья как единое духовное целое, энергетика Е.И. Рерих, картин Н.К. Рериха, маршрута Центрально-Азиатской экспедиции.
Важную роль в формировании космического мироощущения Ю.Н. Рериха сыграли его духовно-интеллектуальные качества: самоотверженность, героизм, высочайший нравственный уровень, блестящие способности к обучению. При рассмотрении особенностей формирования космического мироощущения Ю.Н. Рериха важно учитывать тот факт, что семья Рерихов представляла собой уникальную голограмму. В этом смысле каждый из Рерихов, по выражению Л.В. Шапошниковой, нес в себе задачи, эволюционную миссию и творчество всех членов семьи. Все грани жизнетворчества семьи Рерихов осуществлялись в пространстве идей Живой Этики, поэтому космическое мироощущение Ю.Н. Рериха необходимо рассматривать в контексте данной философской системы. Свое воплощение, применение и развитие новое космическое мироощущение получило в таких аспектах научного творчества Ю.Н. Рериха: экспедиции по Центральной Азии, работа в Институте «Урусвати», трехтомник «История Средней Азии» и других направлениях данного творчества.
19 февраля 2013 года.
Научный семинар ОНЦ КМ «Проблемы русского космизма».
Доклад: «Метаистория глазами Максимилиана Волошина на примере книги стихов "Путями Каина" и поэмы "Россия"».
Докладчик – Мишина Елена Евгеньевна, главный редактор журнала «Культура и время» Международного Центра-Музея имени Н.К. Рериха.
![]() |
|
Фундаментальное свойство Вселенной, как известно, состоит в том, что она многовариантна. Но эта многовариантность не противоречит и другому мнению, – что внутри каждого варианта существует детерминированный путь его развития. То есть вариантов пути развития цивилизации – бесконечное множество, и они детерминированы, но только до момента, когда цивилизация подходит к точке выбора. Тогда вступает в силу многовариантность, состояние рыцаря, стоящего на перепутье. Это – точка выбора, и когда осознавший себя человек разумный начал творить свою собственную историю, то из множества путей эволюционного развития он выбрал ту, которая вывела его на путь Каина.
В книге стихов «Путями Каина» М.А. Волошин рассматривает всю траекторию развития человеческой истории от момента осознания себя до апокалипсической точки, которая будет поставлена Страшным судом, а он, как и Сам Судия, находится внутри нас: «…И каждый сам себя судил…». Волошин отслеживает поворотный момент, когда человечество отказывается от естественного природного пути развития, а вместе с тем от многих уготовленных ему уникальных качеств его существа, приставляя костыли технического и социального развития, которые и приводят к неизбежности Апокалипсиса. Поэтическая форма этого историософического размышления своей образностью подчеркивает степень драмы земной истории, которая стала именно драмой вследствие выбора именно этого пути исторического развития.
![]() |
|
Апокалипсический исход, который на сегодня сужден человечеству, действительно был бы неотвратим, и Волошин был бы прав до конца, как он прав на нынешний день, если бы в метаисторическом пространстве не существовало бы бесконечного числа событий, которое одновременно в нем существует. Каждое в свою очередь имеет возможность реализоваться при перемене выбора. Нам дан ещё один шанс продолжить дальнейший отрезок следования на пути эволюционного развития человечества, избежав апокалипсической драмы. Учение Живой Этики и новое космическое мышление дает человечеству возможность переосознать себя как естественную составляющую Вселенной, как со-знательного со-участника в творчестве Метаистории, принимая то, что она предлагает нам и, совершить тот свой выбор затем, чтобы потом на выбранном пути совместно с Космосом творить вселенскую Гармонию, понимая ответственность и за свой исторический выбор, и за его последствия.
29 января 2013 года.
Научный семинар ОНЦ КМ «Проблемы русского космизма».
Доклад: «Аксиологические основы русского космизма».
Докладчик – Перекусихина Наталья Александровна, кандидат педагогических наук, доцент Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых (г. Владимир).
![]() |
|
В докладе была сделана попытка выявления основных ценностных идей, которые стали бы основой будущей педагогической концепции, развивающейся в русле русского космизма. Для систематизации аксиологических идей, лежащих в основе русского космизма, была применена мысль С.Л. Рубинштейна, который, характеризуя человека как субъекта, выделил три его основных отношения: к миру (Универсуму), к другим людям и к себе. Рассмотрение основных направлений философии русского космизма позволило определить как общие моменты, так и отличия в ценностных предпочтениях авторов и последователей того или иного направления русского космизма.
Универсум для русских космистов являлся системным целым, живым организмом, многомерным и, в силу своей организованности и целесообразной динамики (эволюции), отчасти разумным. При этом существуют два взгляда на появление Универсума: создание или самосоздание в соответствии с четкими и определенными целями (Божественной Волей) и бессознательное «развертывание» из себя в силу присутствия еще непознанных человеком законов Мироздания.
![]() |
|
Человек в русском космизме всегда рассматривался как человек космический, способный реализовать свою активную природу в деле творческого изменения Мироздания, являясь связующим звеном между миром земным и миром небесным, между природой и Абсолютом. Сущность человека анализировалась путем выявления параллелей с Мирозданием как живой системой таким образом, что Вселенная виделась Макрокосмом, человек – микрокосмом.
Основа ценностного отношения к другим людям для русского космизма – необходимость рассмотрения человечества в своей совокупности как единого субъекта эволюционного процесса, что актуализирует не только проблему взаимоотношений человечество – Космос, но и взаимоотношений людей друг с другом. В психолого-педагогическом аспекте наиболее важным является тот момент, что работа по осмыслению и преобразованию Вселенной и себя необходима для обеспечения смысложизненной мотивации деятельности человека.
11 декабря 2012 года.
Научный семинар ОНЦ КМ «Проблемы русского космизма».
Доклад: «Космичность жизни – основа естествознания В.И. Вернадского».
Докладчик – Аксенов Геннадий Петрович, кандидат географических наук, старший научный сотрудник Института истории естествознания и техники имени С.И. Вавилова РАН
![]() |
|
Сегодня во всем мире с именем В.И. Вернадского сопрягается слово «биосфера», как с Ч. Дарвином, например, – эволюция видов. Идеи этого выдающегося мыслителя полагаются в основу международных проектов изучения биосферы, разработки правительственных документов. Однако, теоретическая основа учения о биосфере все еще остается в стороне. Ее главный тезис: жизнь – вечна, она никогда не происходила из инертной материи.
С самых первых шагов в науке В.И. Вернадского интересовали общие законы природы. Уже в студенческом докладе 1884 г. он спрашивает сам себя: одними и теми же законами управляется живое и неживое, разве жизнь не подчинена таким же строгим законам, как неживое вещество? Эти волнующие вопросы надолго затем уходят вглубь, но именно они направляют его научный поиск, заставляют делать жизненные и идейные выборы. И только после создания геохимии (1909 г.) они выходят на поверхность.
Решающий поворот произошел в 1916 г., после формулирования учения о живом веществе. Ученый закладывает основы биогеохимии. В ее фундаменте – новая мысль о вечности жизни, о неизменности ее геохимических функций. Эти функции живого вещества служат для трансформации солнечной энергии в земные структуры и геологические оболочки. Таким образом, жизнь на Земле представлена не просто собранием организмов, а системой, не случайной для планеты.
![]() |
|
В 1921 г. ученый выступает с публичным обнародованием своего нового учения в лекции «Начало и вечность жизни». Центральным тезисом для обоснования идеи вечности и непроисходимости в ней жизни служит найденный В.И. Вернадским в анналах науки принцип Ф. Реди: «Все живое – от живого!». Он означает, что за всю историю научных наблюдений не обнаружено зарождение живого организма из косного вещества. Следовательно, организмы были на Земле всегда, а их эволюция не обозначает отсутствия биосферы на каком-то первоначальном этапе геологического прошлого. На этих эмпирических обобщениях построена книга «Биосфера» (1926 г.).
Развитие идеи вечности жизни в 30-е гг. шло в двух направлениях.
1) Вглубь строения живого вещества. Ученый находит решающее свойство живого вещества, отличающее его от косного – диссимметрия, обнаруженная в свое время Луи Пастером. Все структуры живого организма на любом уровне – от атомного до целостного синтезируются в одном из двух возможных вариантов строения, в основном, в левом. Это пространственное различие продуцируются только размножением. Его нельзя создать искусственно, оно не создается случайно. Отсюда – невозможность самозарождения живого.
2) Выяснение планетной роли биосферы. В.И. Вернадский распространяет представление о конструктивной функции биосферы на другие небесные тела того же типа, т.е. – твердые и сферические. Он считает, что биосфера создала атмосферу планеты на Земле, следовательно, создает и на других планетах.
В конце жизни В.И. Вернадский создает свои самые важные работы: «О состояниях пространства в геологических явлениях Земли» и «Химическое строение биосферы Земли и ее окружения». В первой он формулирует методологические принципы нового естествознания, строящегося на фактах и эмпирических обобщениях. Важнейшие из них – принципы сохранения массы (Ньютон), сохранения энергии (Карно-Майер) и космичности жизни (Гюйгенс). Из них исходит описательное естествознание – не теоретическое и не связанное с предыдущей научной картиной мира. Общепринятая картина принимает идею непременного начала сущего, идущего от ветхозаветной натурфилософии.
Таким образом, новое естествознание В.И. Вернадского основано на следующих положениях:
- Жизнь существовала всегда, она не случайна в общем строе природы и не происходила никогда из инертной материи.
- Жизнь функционирует только в виде биосферы, системы организмов. Сохраняется в виде семян, цист, спор неопределенно долго.
- Закономерности биосферы дополнительны к законам физики и химии.
- Биосфера есть планетное явление, т.е. строитель планетных оболочек: атмосферы, гидросферы, литосферы и источник «энергии недр».
- Эти свойства можно распространить на однотипные космические тела.
Ныне развитие наук о Земле, микробной палеонтологии, планетной астрономии прямо подтверждают эти положения. Изучение геологической истории расширило временные рамки существования биосферы в 8 раз. Таким образом, никакие новые факты не противоречат идеям В.И. Вернадского.
27 ноября 2012 года.
Научный семинар ОНЦ КМ «Проблемы русского космизма».
Доклад: «Идея космической перспективы человечества в русской философской культуре».
Докладчик – Мапельман Валентина Михайловна – доктор философских наук, профессор Московского городского педагогического университета.
В докладе был проведен анализ прогностических представлений и построений, накопленных в искусстве, науке, философии в период с конца XIX века по настоящее время и касающихся космических сценариев развития земной цивилизации. Эти представления, по мнению ученого, отражают одну из актуальных задач развития человечества.
С конца XIX века творческие и научные разработки во всех сферах культуры и теоретических знаний постепенно начинают приобретать характер космического мировосприятия. В ХХ столетии человечество выходит в космос. Оно уже не ограничивается познанием Вселенной, а начинает ее осваивать, обживать и связывать с ней свое будущее существование. На исходе второго тысячелетия перед человечеством встает в полном объеме проблема своего будущего, как на нашей планете, так и, возможно, вне ее. Однако теоретические варианты реализации данных идей нередко принимают противоречивые и даже конфликтные формы.
В.М. Мапельман в своем выступлении сделала акцент на моментах философско-этических и морально-нравственного характера в русской философской культуре. Российские ученые, мыслители, представители искусства и культуры оказались в эпицентре творческих поисков, сконцентрировав своей основной интерес на морально-нравственных (поведенческих) аспектах данной проблемы. Отчетливо выявилось стремление выработать и предложить нормы и правила поведения людей в условиях смены ценностных ориентиров на основе принятия идеи космической эволюции человечества.
30 октября 2012 года.
Научный семинар ОНЦ КМ «Проблемы русского космизма».
Доклад: «Принципы русского космизма».
Докладчик – Алексеева Вера Ильинична, кандидат философских наук, лауреат премии имени Е.Р. Дашковой, заведующая научно-просветительским отделом Государственного музея истории космонавтики имени К.Э. Циолковского.
Целью доклада было дать общую характеристику космизма как философского течения, характерного для русской философии XIX – XX вв. Русский космизм ассоциируется с именами А.В. Сухово-Кобылина (1817 – 1903), Н.Ф. Федорова (1829 – 1903), Н.В. Бугаева (1837 – 1903), Н.А. Умова (1846 – 1915), К.Э. Циолковского (1857 – 1935), В.С. Соловьева (1853 – 1900), С.Н. Булгакова (1871 – 1944), П.А. Флоренского (1882 – 1937), В.Н. Муравьева (1885 – 1932), В.И. Вернадского (1863 – 1945), Н.Г. Холодного (1882 – 1953), А.Л. Чижевского (1897 – 1964), Д.Л. Андреева (1906 – 1959). Отдельные идеи можно найти в наследии Н.И. Пирогова (1810 – 1881), К.А. Тимирязева (1843 – 1920), П.Д. Успенского (1878 – 1947) и многих других ученых и мыслителей.
Космизм можно считать самостоятельным философским направлением, так как он затрагивает вопросы онтологии, антропологии, теории познания, философии религии, теории общества, методологии универсального образования и воспитания нового человека.
Было проведено сравнение базовых космистских идей с особенностями таких крупнейших философских систем, как буддизм, индуизм, теория христианства. Выявлены как общие моменты, так и специфика космизма. Основополагающими принципами космизма являются монизм (теория единства мира, проявляющаяся на всех уровнях мирового бытия), духовно-материальное единство мира, антропокосмизм, космо-антропологический параллелизм, связь человека с человеком через высший духовный центр. В лекции было раскрыто содержание этих понятий.
Особое внимание было уделено учению о человеке. Человек предстает в космизме как проективное существо, которое должно эволюционировать в ходе общественного развития и кардинально изменить свою природу (физическую, психологическую), развить интеллект и новые свойства характера, соответствующие космической миссии человека. Одну из главных ролей должно сыграть универсальное образование, то есть освоение основ философии, религии и научного творчества,
В лекции говорилось о том, что в целом теория космизма вскрывает негативные стороны современного человеческого бытия, подвергает глубокой критике направленность сознания и образ жизни человека; формальность общественных отношений, разделивших цельную жизнь индивидуума на многочисленные сегменты. Философская концепция космизма предлагает выход из сложившейся ситуации, глубоко аргументированный, логически обоснованный и в значительной степени практический.
В этой связи знакомство с теоретическими положениями русского космизма, такими, как принцип нераздельности и неслиянности в применении к отношениям между людьми (Федоров); принцип автотрофности (Циолковский, Вернадский); принцип органопроекции (Флоренский); перестройка общественных отношений на основе изменения личностных характеристик человека; новые концепции градостроительства (Андреев) может оказать неоценимую помощь в расширении нашего сознания и в выработке стратегии действия по обновлению общественных отношений.