версия для печати | |||
25 августа 2024 г.
Онлайн-семинар «Философско-историческая концепция Н.К.Рериха» (в трилогии Л.В.Шапошниковой “Великое путешествие”, кн. 2 «По маршруту Мастера»)».
Участники семинара:
Стеценко Александр Витальевич, вице-президент МЦР;
Фролов Виктор Васильевич, доктор философских наук, профессор;
Святохина Галина Борисовна, кандидат философских наук;
Виноградова Валентина Владимировна, культуролог, музеевед;
Дьяченко Ирина Юрьевна, кандидат культурологии.
16 июля 2023 г.
Научный семинар «Философско-историческая концепция Н.К.Рериха (в трилогии Л.В. Шапошниковой “Великое путешествие” – кн.1 «Мастер»)», в онлайн-формате.
Участники семинара:
Стеценко Александр Витальевич, вице-президент МЦР;
Дьяченко Ирина Юрьевна, кандидат культурологии;
Троянова Елена Владимировна, кандидат исторических наук;
Фролов Виктор Васильевич, доктор философских наук, профессор;
Святохина Галина Борисовна, кандидат философских наук;
Хоменок Любовь Владиславовна, кандидат педагогических наук.
14 марта 2020 г
Научный семинар Объединенного научного центра проблем космического мышления Международного Центра Рерихов (ОНЦ КМ МЦР). Тема: "Представление о материи и сознании в книге Е.И.Рерих «Основы буддизма»".
Докладчик: Ирина Юрьевна Дьяченко – кандидат культурологии, руководитель ОНЦКМ МЦР.
30 июня 2019 г.
Научный семинар «Формы взаимодействия Космоса и человека: от низшего к высшему».
Докладчик: Иван Михайлович Угрин, кандидат политических наук, научный сотрудник сектора философских проблем политики ИФ РАН, доцент ГАУГН. (Москва).
20 июня 2019 г.
Научный семинар "Гималайское имение Рерихов и традиции русской усадебной культуры". Участники семинара: В.Г.Шатко, С.А.Потапова, научные сотрудники Главного Ботанического сада РАН (Москва), Л.В.Сургина (заочно), сотрудник Международного Центра Рерихов (Москва), российский куратор Международного Мемориального треста Рерихов в Индии.
23 мая 2019 г.
Научный семинар ОНЦ КМ Международного Центра Рерихов. Тема семинара: "Солнечно-земные связи: история проблемы, нынешнее состояние, мировоззренческие аспекты".
Докладчик: Леонтий Иванович Мирошниченко, доктор физ.-мат. наук, главный научный сотрудник отдела физики Солнца и солнечно-земных связей ИЗМИРАН, г. Троицк.
13 февраля 2019 г.
Научный семинар ОНЦ КМ Международного Центра Рерихов.
Тема: "Метакод и метаметафора – главное открытие ХХ века". Докладчик: Кедров Константин Александрович, доктор философских наук, Академия философов и поэтов Университета Н.Нестеровой (Москва).
26 января 2019 г.
Научный семинар ОНЦ КМ.
Доклад: "Перспективы научного обоснования понимания мозга человека как инструмента деятельности сознания (по материалам современных исследований)".
Автор - Егорова Елена Михайловна, доктор химических наук, главный научный сотрудник ФГБНУ "Научно-исследовательский институт общей патологии и патофизиологии".
8 декабря 2018 года.
Научный семинар ОНЦ КМ.
Доклад: "Электромагнитное поле, фоновое электромагнитное поле и следствия из его взаимодействия с веществом".
Автор - Тетерин Евгений Петрович, заведующий кафедрой физики ФГБОУ ВПО «Ковровская государственная технологическая академия им. В.А. Дегтярева», кандидат физико-математических наук, доктор технических наук, профессор, почетный работник высшего профессионального образования РФ (Ковров).
26 октября 2018 года.
Научный семинар ОНЦ КМ.
Доклад: "Передача информации в живых системах".
Автор - Краснов Михаил Сергеевич, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник Лаборатории физиологически активных биополимеров ФГБУН «Институт элементоорганических соединений имени А.Н. Несмеянова Российской академии наук» (Москва).
21 марта 2018 года.
Круглый стол на тему "Социология космоса".
Организаторы Круглого стола: Объединенный Научный Центр проблем космического мышления (ОНЦ КМ) Международного Центра Рерихов (Москва), «Технологический университет» Московской области (Королев), Мемориальный музей космонавтики (Москва) и секция «Русский космизм» при Российском философском обществе (РФО). Информационные партнеры: «Вестник РФО», журнал «Культура и время».
17 мая 2018 года.
Семинар молодых ученых ОНЦ КМ.
Тема: "«Краткая повесть об Антихристе» В.С. Соловьева как историософский текст".
Автор - Виноградова Валентина, сотрудник МЦР, культуролог, педагог, искусствовед.
29 апреля 2018 года.
Международный научный семинар (Индия).
Тема: "Рерихи в Кулу: грани творчества".
В семинаре приняли участие индийские и российские исследователи и ученые.
28 августа 2017 года.
Семинар молодых ученых ОНЦ КМ.
Доклад: "Буддизм в Центральной Азии с I века до нашей эры по VIII век нашей эры".
Автор - Карасева Ольга Валерьевна, аспирант Центра изучения России и Центральной Азии школы международных исследований университета Джавахарлала Неру (г. Дели, Индия).
23 мая 2017 года.
Научный семинар ОНЦ КМ.
Доклад: "Агни Йога – синтез философии йоги".
Автор - Шелковников Андрей Юрьевич, доктор философских наук, профессор кафедры философии Московского педагогического государственного университета (МПГУ).
20 мая 2017 года.
Выездной семинар ОНЦ КМ.
Тема: "Живая Этика как система научного познания мира".
В работе семинара приняли участие сотрудники Международного Центра Рерихов (МЦР), представляющие Объединенный научный центр проблем космического мышления (ОНЦКМ) и отдел развития музея: В.В. Фролов, А.А. Лебеденко, В.Г. Соколов, Б.Ю. Соколова, П.Д. Абрамов, И.Ю. Дьяченко, Л.В. Хоменок, а также российские ученые из высших учебных учреждений И.Л. Пластун (Саратов) и Е.П. Тетерин (Ковров), практикующие врачи О.Е. Григорова (Москва) и Г.А. Яковлева (Пермь). Присутствовали: и.о. Генерального директора Музея имени Н.К. Рериха Н.Н. Черкашина, ее заместитель П.М. Журавихин, сотрудники МЦР, представители общественности.
18 марта 2017 года.
Научно-практический семинар.
Тема: "Рерихи – патриоты русской культуры".
Организаторы - Международный Центр Рерихов (МЦР) и Российское философское общество (РФО). Информационные партнёры - «Вестник РФО», журнал «Культура и время», Информационный портал «Музеи России».
28 февраля 2017 года.
Семинар молодых ученых.
Тема доклада: "Эволюционный персонализм Н.О. Лосского".
Автор - Абрамов П.Д., кандидат философских наук, доцент кафедры философии РНИМУ им. Н.И. Пирогова, научный редактор журнала «Культура и время». Тема доклада: "Е.П. Блаватская и В.С. Соловьев: пересечение судеб и философских идей".
Автор - Куляница Д.С., магистр религиоведения (РГГУ), сотрудник Международного Центра Рерихов.
12 февраля 2017 года.
Авторский семинар в рамках Лектория ОНЦ КМ.
Тема: "Самопознание в творчестве".
Автор - Томша Елена.
8 февраля 2017 года.
Культурно-просветительский проект Объединенного Научного Центра проблем космического мышления (ОНЦ КМ) МЦР "Историко-философские вечера в Музее имени Н.К. Рериха".
Проект представили Фролов В.В., заместитель Генерального директора Музея имени Н.К. Рериха по научной работе, руководитель ОНЦ КМ, доктор философских наук, профессор и Лебеденко А.А., заместитель руководителя ОНЦ КМ, кандидат педагогических наук, кандидат философских наук.
Цикл лекций "Великие имена в судьбе Центральной Азии". Автор - Расулова Татьяна Салиховна, кандидат философских наук, профессор Государственной консерватории Узбекистана (Ташкент).
15 ноября 2016 года.
Семинар молодых ученых ОНЦ КМ.
Доклад: "Роль воды в жизни организмов".
Докладчик - Михаил Краснов, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник института элементоорганических соединений имени А.Н. Несмеянова РАН.
8 октября 2016 года.
Семинар молодых ученых ОНЦ КМ.
Доклад: "Музыка как проявление гармонии Вселенной и человека".
Докладчик - Елена Иванова, дипломант международных конкурсов, преподаватель-концертмейстер Омского музыкального училища им. В.Я. Шебалина.
3 февраля 2015 года. Научный семинар ОНЦ КМ.
Доклад: «Кайлас – обитель стихии Огня».
Докладчик – Титов Александр Валерьевич, путешественник, фотограф.
Будучи участником экспедиций С.Ю. Балалаева в регион Кайласа в 2011 и 2012 годах, докладчик на основании результатов своих наблюдений и размышлений о данном регионе представил собственную теорию о феномене Кайласа, а также раскрыл ряд смысловых моментов, связанных с легендами, преданиями и традициями народов Востока о Кайласе. В частности, автор обратился к мифологическим и религиозным представлениям об этой священной вершине, которые свидетельствуют о связи данного региона с космическим Огнём. В древнейших учениях Востока – индуизме, буддизме, джайнизме и древнетибетской религии бон – Кайлас отмечен как одно из самых особенных мест на нашей планете. Это – обитель высших богов, за символическими образами которых стоят вековые осмысления законов космической реальности, а также источник великих энергий и сил, связанных с циклами эволюции. Эти энергии являются различными проявлениями единой всеначальной энергии – космического Огня, символизирующие же их Боги также имеют огненную природу.
С представлениями о Кайласе как об обители богов тесно связаны легенды о том, что в этом регионе находится начало нашего мира. Эти легенды связывают Кайлас с символикой Мировой Оси и Мирового Древа, а значит – и с непременным спутником этих символов – Небесным Змием-Драконом, охраняющим северный полюс мира и обитающим в ветвях Мирового Древа. Этот Дракон есть символ первичной космической энергии, перводвижения волн космического Огня, представленного колебательной формой тела змеи.
Ещё одним фактом, свидетельствующим о связи Кайласа и стихии Огня, является форма горы, представляющая собой почти правильную природную пирамиду. В представлении античных философов именно пирамида является формой кристаллов стихии Огня. Интересно, что само слово «Кайлас» происходит от санскритского kēlāsa, что буквально означает «кристалл».
Также были рассмотрены природные закономерности, действующие у Кайласа, ведь они представляют собой проявление основных законов и принципов стихии Огня, которые необходимо познавать и осваивать.
22 января 2015 года.
Научный семинар ОНЦ КМ «Проблемы русского космизма».
Доклад: «Будущее в свете научной фантастики XX – начала XXI века».
Докладчик – Тищенко Геннадий Иванович, художник, режиссёр-мультипликатор, автор иллюстраций к произведениям К. Э. Циолковского, А. Н. Толстого, И. А. Ефремова, Г. С. Мартынова, С. Лема, Р. Бредбери, Г. Уэллса.
В романе «Машина времени» Г. Уэллс предсказал, каким может стать общество, если одни люди будут паразитировать на других; также он предупредил, что люди, в процессе специализации могут уподобиться селенитам из его романа «Первые люди на Луне». В романе «Мы» Е. Замятин предсказал многие реалии сегодняшнего дня: унификация людей, их зомбирование, для того, чтобы ими было легче управлять. О. Хаксли в романе «О дивный новый мир», описал Эру людей, выведенных в инкубаториях; девиз этой цивилизации: «общность, одинаковость, стабильность».
Роман Дж. Оруэлла «1984» враги СССР использовали для критики идеи социалистического общества, словно мир, описанный Оруэллом, является результатом развития исключительно социализма. А как же тогда прослушивание телефонных переговоров, разоблачённое Сноуденом?
Глотком чистого воздуха стала «Туманность Андромеды» И. А. Ефремова. Сложно было ожидать от западной фантастики, отрицающей дальнейшее развитие общества и воспитание не потребителя, а Человека с большой буквы, оптимистического взгляда на будущее. Роман перевели на полсотни языков, он открывал десятку лучших фантастических произведений всех времён и народов по опросу, проведённому во Франции. Воспитание человаека, свободного от эгоистического стяжательства, чувствующего себя органической частью справедливого общества, - это единственно верный путь в светлое будущее! Целая плеяда произведений, появилась вслед за романом И. Ефремова. Это «Магелланово Облако» С. Лема, «Возвращение. Полдень XXII век» Стругацких, «Люди, как боги» С. Снегова и многие другие книги об обществе, в котором хотелось бы жить!
Были в Советском Союзе и антиутопии: «Майор Велл анд ю» Л. Лагина, «Хищные вещи века» Стругацких и др. Это памфлеты, критикующие западный мир с его социальным дарвинизмом и культом потребления. Но вершина антиутопии - «Час быка» И. Ефремова о цивилизации, управляемой олигархами. Увы, многое предсказанное Ефремовым, стало реальностью.
С ростом успехов генетики и нанотехнологий стала популярна идея трансгуманизма - совершенствования организма человека. В эссе «Глотайте хирурга» Г. Гуревич предсказал создание нанороботов, ремонтирующих не только органы человека, но и корректирующих развитие клеток, уничтожая раковые клетки и производя чистку сосудов. Провозвестником трансгуманизма был учитель К. Циолковского Н. Фёдоров, автор философии общего дела, считавший, что человечество объединится ради достижения бессмертия.
22 апреля 2014 года.
Научный семинар ОНЦ КМ «Проблемы русского космизма».
Доклад: «Проблема глобальной ответственности в философии русского космизма».
Докладчик – Пушкина Ирина Михайловна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, психологии и профессионального обучения Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова (г. Архангельск).
Идея воспитания глобальной ответственности имеет отечественные истоки, ее предвосхитили русские космисты: Н.А. Бердяев, В.И. Вернадский, К.Н. Вентцель, В.С. Соловьев, Е.И. и Н.К. Рерихи, Н.Ф. Федоров, Н.Г. Холодный, К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский и др. Именно в рамках русского космизма в начале XX века зародилось понимание ответственности разума за разрешение противоречий между человеком, человечеством, природой, Космосом. Человек – созидатель, а не разрушитель.
Русские космисты, выступившие с идеей планетарной, а затем и космической интеграции человечества (А.В. Сухово-Кобылин, Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский и др.); выявившие общемировой закон о космическом характере жизни природы и человека (В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский и др.); указавшие один из главных и притягательных векторов стратегии развития человечества – его планетарно-космическое преобразование (В.Н. Муравьев и др.), природы и общества (Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский и др.); создавшие ноосферную модель будущего (В.И. Вернадский, Н.Н. Моисеев, А.И. Субетто и др.); обосновавшие целостное мировоззрение и ведущую роль в нем принципа антропокосмизма (Н.А. Бердяев, Н.Г. Холодный и др.), расширенное понимание среды, распространение экологических требований и представлений за пределы планеты Земля в Космос (А.Л. Чижевский и др.), первыми подошли к проблеме глобальной ответственности, необходимости воспитания в человеке чувства ответственности за судьбу всего человечества и планеты.
Глобальная ответственность – это ответственность за природу (экологическая ответственность), сохранение биосферы и ноосферы, т.е. жизни на планете во всех ее проявлениях, за решение всех глобальных проблем, созданных человеческой цивилизацией. Глобальная ответственность является способом поддержания мира (целостности общества и общественного согласия, социальной справедливости и усовершенствования общественных отношений), сохранения Земли как общего Дома для всех жителей планеты, где люди – одна семья, и каждый человек должен активно участвовать в мироустройстве. Глобальная ответственность означает нравственную установку человека, основанную на глубоком понимании смысла последствий своей деятельности на планете.
Формирование глобальной ответственности – это философско-педагогическая концепция, позволяющая по-новому взглянуть на цели и задачи современной науки и образования в России. Сюда входит развитие планетарного мышления, целостного восприятия окружающего Мира и Человека как его неотъемлемой части и высшей ценности. Также данная концепция включает идеи: становление чувства личной ответственности за решение глобальных вопросов, касающихся каждого жителя Земли; экологическое воспитание, забота о жизни всех живых существ на Земле; воспитание такого важного нравственного качества как ответственность перед будущими поколениями.
В целом, формирование глобальной ответственности – это целенаправленный процесс становления у молодого человека на базе целостной картины Мира ответственности за последствия преобразований, производимых на Земле и в Космосе.
8 апреля 2014 года.
Научный семинар ОНЦ КМ «Проблемы русского космизма».
Доклад: «Русский космизм Ивана Ефремова и Живая Этика».
Докладчик – Смирнов Николай Николаевич, историк, соавтор с Ольгой Александровной Ерёминой книги «Иван Ефремов» (М., 2013, серия ЖЗЛ) – первой полной биографии этого великого мыслителя, ученого и писателя.
Иван Антонович Ефремов – фигура знаменитая, но, как это часто бывает с великими, малоизвестная. Многие факты биографии долгое время были скрыты, в результате чего потребовалось целое «палеонтологическое» расследование его жизни и творчества.
В 13 лет – уже контуженный, демобилизованный красноармеец с фронтов Гражданской войны, сын полка, вынужден зарабатывать себе на жизнь. Участие в многочисленных экспедициях на грани, а часто и за гранью сил – Дальний Восток, Забайкалье, Средняя Азия, Предуралье, Русский Север, Прикаспий, Поволжье, Монголия… Сверхнапряжённая учёба, поразительное жизнелюбие и неукротимая энергия, вектор которой с юности указывал, словно стрелка компаса, на главное – общее благо.
Научные открытия: уже в 19 лет – Линнеевская премия; присвоение звания кандидата наук за два года до получения диплома о высшем образовании; тафономия (за нее – Сталинская премия) – революционный синтез геологии и палеонтологии, до сих пор не осмысленный в должной мере.
Первые литературные успехи утверждены и завизированы Л.А. Кассилем, П.П. Бажовым и А.Н. Толстым. У Ивана Антоновича было множество научно-фантастических предвидений: рельефный характер морского дна, голография, алтайская ртуть, якутские алмазы…
Крупные формы: «Великая Дуга», «Туманность Андромеды», «Лезвие бритвы», «Час Быка», «Таис Афинская». И одновременно – расширение сознания, глубочайший интерес к творчеству М.А. Волошина, Н.С. Гумилёва, К.Э. Циолковского, В.И. Вернадского, Л.С. Берга, к индийской и эллинской философии, культам матрицентризма. Знакомство с Живой Этикой – и размышления над судьбами СССР в этом контексте. Утверждение материализма одухотворенного и устремление в космос как единственный способ плодотворной эволюции человечества после построения ноосферного коммунизма на нашей планете.
Основной корпус идей насыщает человеческой конкретикой фундаментальные положения русского космизма – рефлексия высшей цели, осознание разума как геологической и шире – космологической силы, переход этой силы в разряд субъектов эволюции. Фактически речь идет об осознании эволюцией самой себя через развитие сознания всего человечества. Более того, у Ефремова с его идеями эволюционной конвергенции речь идет о необходимости диалога между самостоятельно возникшими в разных точках космоса ноосферами, об их взаимоотражении и изначально заложенной в рамках эволюционных законов тяге к единению. Космический, ноосферный коммунизм Ефремова оказался напитан благотворными соками Живой Этики, многолетний интерес писателя к которой был отнюдь не случаен. Его интересовала, прежде всего, мера и точки перехода из одного качества в другое в текучем, диалектически устроенном мире. Человеческие судьбы, жизнь не абстрактного человечества, но противоречивых реальных людей – без внимания к этой стороне вопроса, без умного решения каждой личностью вселенских вопросов в своей собственной судьбе – никакое продвижение невозможно. Поразительная конкретность, многоаспектность и холистичность Живой Этики, обращенность ее к нравственным нюансам давали возможность исследовать самые мелкие детали эволюционных узоров, в ничтожно малом узреть ядерную энергию, необходимую для большого пути.
Одно из фундаментальных положений, роднящих Живую Этику и ефремовское понимание, – это отношение к женщине и его роль в происходящих процессах. Понимание сложнейшей гендерной проблематики, изучение аспектов мудрости, страсти, любви и воли при понимании того, что они неизбежно будут окрашены гендерно – уникальное явление в мировой литературе, учитывая связь вопросов пола с вселенскими константами. Достаточно сказать, что космос Ефремова имеет ярко выраженное женственное начало, и недаром именно женщине – Фай Родис – выпадает честь стать вестницей беспредельности мироздания на планете мучений Тормансе.
Красота как наивысшая целесообразность, мудрость как сочетание знания и чувств, понимание порогов познания, идея диалектического синтеза – ими насыщены все произведения Ефремова. Взаимодействие с Юрием Николаевичем и Святославом Николаевичем Рерихами, П.Ф. Беликовым, К.Г. Портнягиным, Г.Ф. Лукиным немало дало пытливому духу исследователя. В наше время наиболее плодотворный путь становления человека пролегает через практику Живой Этики – так полагал Иван Ефремов. Важно при этом понимать, что он оставался творческой индивидуальностью, активно осмысляя приходящие к нему источники в поисках своих решений, его творческая самостоятельность и многоукладность несомненна и придает особую ценность этому симфоническому созвучию идей – идей русского космизма, которые становятся все актуальнее за прошедшие десятилетия…
Выдающаяся личность Ивана Антоновича Ефремова, его удивительное по глубине мировоззрение вызвали большой интерес у публики, которая заняла практически весь зал им. Ю.М. Воронцова. В результате, по завершении доклада, ответы Николая Николаевича и на вопросы слушателей, – а в этой части семинара на вопросы отвечала и Ольга Александровна Ерёмина, соавтор книги «Иван Ефремов», – составили как бы вторую часть доклада, в рамках которой был освещен еще целый ряд уникальных тем, связанных с жизненным путем Ивана Антоновича.
В другом разделе семинара – «мнения слушателей» – в числе выступлений присутствовавших состоялась небольшая презентация уникальных изданий из мемориальной библиотеки Рерихов, явившаяся для всех неожиданным и весьма приятным сюрпризом. Заведующая научной библиотекой, ответственный хранитель мемориальной библиотеки Рерихов Международного Центра Рерихов Наталья Карловна Воробьева представила книги И.А. Ефремова – первые, прижизненные издания, которые сам Иван Антонович подарил Юрию Николаевичу и Святославу Николаевичу Рерихам. Каждая из книг, а это – «Великая Дуга» (повести и рассказы, М., 1956 г.), «Туманность Андромеды» (М., 1958 г.), «Дорога ветров» (М., 1958 г.), «Юрта Ворона» (М., сборник, 1960 г.), «Лезвие бритвы» (М., 1964 г.) – содержит соответствующую дарственную подпись автора, которые ныне представляют особую ценность. По окончании семинара, который продлился два с половиной часа, все желающие имели возможность познакомиться поближе с этими уникальными изданиями.
25 марта 2014 года.
Научный семинар ОНЦ КМ «Проблемы русского космизма».
Доклад: «Русский космизм: образ мира, человека, истории».
Докладчик – Гачева Анастасия Георгиевна, доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник Института мировой литературы имени А.М.Горького РАН, главный библиотекарь Музея-библиотеки Н.Ф.Федорова.
Философия космизма пронизана интенцией восхождения. От homo sapiens к homo sapiens explorans (Н.А. Умов) и homo immortalis (В.Ф. Купревич), от человечества к богочеловечеству, от материи к Богоматерии (В.С. Соловьев, С.Н. Булгаков, П.А. Флоренский), от атомарности и розни ко «всемирному родству», «многоединству» по образу и подобию Божественного Триединства (Н.Ф. Федоров). Космисты-ученые (Н.А. Умов, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский) и космисты – религиозные мыслители (Н.Ф. Федоров, В.С. Соловьев, С.Н. Булгаков, П.А. Флоренский и др.) утверждают негэнтропийное качество жизни, указывают на «Логос, действующий в материи» (Флоренский) и влекущий ее к совершенству. Человек – орудие Логоса, проводник Его преображающего действия в мире; человеческий труд, творчество, культура носят эктропийный характер. В противовес эксплуатирующему, потребительскому отношению к природному миру, ставящему цивилизацию на грань катастрофы, космисты выдвигают идею регуляции природы, касающейся и внешнего мира, и самого человека. Для христианских космистов (Федоров, Булгаков, Флоренский, Сетницкий, Горский) регуляция выступает как осуществление заповеди «обладания землей», как образ благого управления миром, требует субъект-субъектного, а не субъект-объектного отношения к реальности. Гордынному антропоцентризму, ставящему человека над бытием, космисты-ученые противопоставляют антропокосмизм (Циолковский, Умов, Вернадский, Холодный), а христианские космисты – теоантропокосмизм, триаду «Бог, человек и природа» (Федоров).
Оправдание мира – как преображающейся ноосферы, становящегося Царствия Божия – и оправдание человека – как орудия этого становления соединяются в традиции отечественного космизма с оправданием истории. История предстает как пространство труда и творчества, взаимодействия Божественных энергий и совокупных сил человечества. В ней совершается «работа спасения», «восстановление мира в то благолепие нетления, каким он был до падения» (Н.Ф. Федоров). Космисты выдвигают идеал новой науки, служащей делу жизни, полагая перспективу ее развития в новом, совершеннолетнем союзе с религией, требуют этических, совестных оснований знания, обретающего в эру ноосферы вселенский, планетарный характер.
В деле творческого мировоздействия новая наука соединяется с новым искусством. Это искусство «восьмого дня», включенное в богочеловеческое дело спасения, участвующее в преображении бытия в Царствие Божие. Оно поднимается с прокрустова ложа творчества «мертвых подобий», расширяясь до «искусства действительности», реального пересоздания жизни, до всеземного, всекосмического художества, поприщем которого является вся Вселенная. И категория прекрасного предстает у мыслителей-космистов не только как эстетическая, но и как онтологическая категория, определяя меру совершенства творения, его одухотворенности, благости, полноты, выступая одной из главных характеристик божественного плана бытия.
В светлой, благой перспективе истории выстраивают мыслители-космисты и новое понимание экономики, видя в хозяйстве труд возделывания мира, направленный на «защиту и расширение жизни» (С.Н. Булгаков), восстановление первоначальной полноты бытия, раскрытие его софийности, и новое понимание политики, выдвигая идею христианской политики, основанной на евангельских заповедях, на понимании того, что все народы земли – члены единого человечества, восходящего к Богочеловечеству. Сознание общих, всепланетарных задач рода людского соединяется в них с уважением к каждому, большому и малому народу, к пониманию ценности национального, которое не противоречит универсальному, но является необходимым условием его полноты. Они убеждены: всечеловеческое единство не должно стирать цветущего многообразия наций, народов, культур – каждая из них неповторима, каждая вносит свой вклад в строительство ноосферы.
25 февраля 2014 года.
Научный семинар ОНЦ КМ «Проблемы русского космизма».
Доклад: «Измененные состояния сознания человека в космических полетах».
Докладчик – Кричевский Сергей Владимирович, доктор философских наук и кандидат технических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Института истории естествознания и техники имени С.И. Вавилова РАН, военный летчик 1-го класса, космонавт-испытатель.
Основные цели доклада, сделанного в проблемной постановке:
– привлечь внимание к необходимости проведения систематических научных исследований ИСС в полетах;
– изложить основные аспекты и известные артефакты, попытаться сформулировать сущность ИСС в полетах, осветить основные гипотезы, дать общую классификацию ИСС в полетах;
– распространить информацию о литературе и источниках по теме;
– получить «обратную связь» в ходе дискуссии, что может способствовать формированию программы исследований.
Проблемам изучения различных аспектов сознания человека, его эволюции, от сознания человека земного и до «вселенского», «космического» сознания, измененным состояниям сознания (ИСС), посвящены значительное количество исследований и обширная литература. Но при этом мало работ об особенностях сознания и ИСС человека в полетах. Вместе с тем связи с развитием аэрокосмической деятельности (АКД), ее значительным влиянием на индивидуальное и массовое сознание в XX–XXI веках, правомерно говорить о «человеке летающем» и, соответственно, о сознании «человека летающего». Сознание «человека летающего» охватывает совокупность аспектов и состояний сознания человека (в том числе ИСС), непосредственно связанных с полетами и жизнедеятельностью в аэрокосмическом пространстве (оно включает атмосферу Земли и Космос), и свидетельствует о выходе «человека летающего» (особенно профессионалов - летчиков и космонавтов) в процессе и в результате АКД на более сложную, высокую ступень эволюционного развития в сравнении с обычным «земным» бытием и сознанием человека земного (Кричевский С.В. Аэрокосмическая деятельность: Междисциплинарный анализ. – М.: ЛИБРОКОМ, 2012. – 384 c.; Кричевский С.В. Космическое будущее человека и человечества: проблемы и перспективы // Философские науки. – 2013. – №9. – С.38-43).
Один из важнейших блоков рассматриваемой проблемы ИСС – взаимодействие сознания человека и окружающей среды.
Были кратко рассмотрены основные понятия. Сознание. Психика. Сознание и подсознание. Сверхсознание (космическое сознание). Измененные состояния сознания (ИСС).
Что является «нормой» сознания в полетах? Состояния сознания зависят от внутренних и внешних факторов, а также от их сочетанного воздействия. Можно говорить об «относительности» НСС и ИСС на Земле, в полетах, в аэрокосмическом пространстве, при жизни вне Земли. Происходит модификация структуры сознания, его блоков, спектра НСС и ИСС, а также адаптация сознания: НСС > ИСС > … > ИСС = НСС.
Были приведены примеры конкретных ИСС в полетах в аэрокосмическом пространстве : в атмосфере Земли и космических полетах.
Дана общая классификация ИСС в полетах: иллюзии (оптические, вестибулярные, положения в пространстве и т.п.); видения (сновидения), в т.ч. фантастические; проскопии (предвидение, прогнозы будущего); др.
Были рассмотрены теоретические и практические аспекты ИСС в полетах, модель сознания в контексте возможной эволюции человека, проблемы и перспективы исследований.
28 января 2014 года.
Научный семинар ОНЦ КМ.
Доклад: «Исследование феномена Кайласа и его значение для эволюции человека».
Докладчик – Балалаев Сергей Юрьевич, кандидат физико-математических наук, путешественник, фотограф (г. Воронеж).
Николай Константинович Рерих в своем творчестве огромное значение уделял гималайскому региону. Если говорить о горе Кайлас, то существует не менее шести картин и один эскиз с названием «Путь на Кайлас»; саму вершину Н.К. Рерих изобразил в 1946 году, за год до своего ухода. По-видимому, Николай Константинович на интуитивном уровне знал о сути и значении этого величайшего духовного магнита, в том числе – для эволюционного продвижения человека. За последние девять лет автором доклада организовано и проведено двенадцать экспедиций в регион горы Кайлас (нагорье Тибета, Китай), одной из целей которых является исследование самого феномена этой горы. На основании анализа древних священных текстов, современных научных сведений и духовного опыта участников экспедиций делается попытка приоткрыть сущность феномена Кайласа, в том числе и его уникальные отличия от других горных образований.
Кайлас является священным местом паломничества для около миллиарда (!) приверженцев таких религиозных систем как индуизм, буддизм, джайнизм и бон. На нашей планете нет другой такой вершины, которая являлась бы священной для такого огромного количества людей, к тому же принадлежащих к разным религиозным конфессиям.
Древние индуистские, буддийские и бонские тексты говорят о Мандале Кайласа как об уникальном многомерном, многоуровневом образовании, центре Мира, содержащем все аспекты бытия. Центральная часть Мандалы Кайласа представляет собой огромный каменный восьмилепестковый лотос, образованный восемью долинами, разделенными восемью горными грядами, примыкающими к Кайласу. В центре этого каменного лотоса расположена сама гора. Все это обнаруживает определенные соответствия древним описаниям легендарной горы Меру. Необычна и сама форма горных образований, составляющих Мандалу Кайласа. В комплексе данной вершины присутствуют гигантские каменные образования вогнутой формы; также Кайлас и ряд окружающих его гор имеют пирамидоподобный вид. Анализ срезов Кайласа горизонтальными плоскостями на различных высотах на специально созданной трехмерной спутниковой модели выявил наличие ряда особых форм – квадрата, пятиугольника, шестиугольника, что может быть связано с особыми энергетическими конфигурациями. По нашему мнению, Мандала Кайласа является одним из важнейших энергоинформационных узлов нашей планеты, гигантским природным преобразователем энергий, идущих из Космоса, а также местом, где осуществляется энергетический обмен планеты с Космосом. Кроме того, Кайлас оказывает определенное трансформирующее влияние на людей, совершивших к нему паломничество.
Делается вывод о важности комплексного изучения феномена Кайласа, как современными научными методами, так и с помощью непосредственного духовного восприятия, о необходимости систематизации и распространении сведений об одном из величайших мировых святилищ – комплексе Кайласа, его роли в эволюции планеты и человека.