Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

Международная общественная организация | Специальный консультативный статус при ЭКОСОС ООН
Ассоциированный член ДОИ ООН | Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов
Коллективный член Международного совета музеев (ИКОМ) | Член Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА»

Семья РериховЭволюционные действия РериховЖивая ЭтикаПакт РерихаМЦРМузей имени Н.К. Рериха
Л.В. ШапошниковаЗащитаОНЦ КМ КонференцииЧтенияКультурно-просветительская работаТворческие отделы

версия для печати
Держава Рерихов|Положение|Пояснительный материал по темам|Правила оформления работ|Жюри|Контакты|

Пояснительный материал по темам




ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Сохранение культурного наследия во имя Будущего

«Культура есть почитание Света, Культура есть любовь к человеку. Культура есть благоухание, сочетание жизни и Красоты. Культура есть синтез возвышенных и утонченных достижений. Культура есть оружие Света. Культура есть спасение. Культура есть двигатель. Культура есть сердце. Если соберем все определения Культуры, мы найдем синтез действенного Блага, очаг просвещения и созидательной Красоты», – писал Н.К.Рерих. Почему столь возвышенно мыслитель отзывался о культуре?

Существует более 500 определений понятия культура, но до сих пор не одному из них не удалось вместить всю необъятность и сложность этого явления. Исследователи выделяют два направления в трактовке понятия «культура», следующие из этимологии (происхождения) слова. Первое идет от греческого «возделывать», окультуривать, улучшать, отсюда понятие «культурное растение». Другое определение происходит от латинского «культ» – религиозного почитания богов и священных изображений.

Обе трактовки не противоречат друг другу, поскольку в основе своей имеют стремление к совершенствованию, а воплощенным совершенством с точки зрения религиозного человека является Бог.

Выдающийся русский философ Н.А.Бердяев писал: «Культура из религиозного культа развивается... Философская мысль, научное познание, архитектура, живопись, скульптура, музыка, поэзия, мораль – все заключено органически целостно в церковном культе. Древнейшая из культур – культура Египта началась в храме, и первыми ее творцами были жрецы. Культура связана с культом предков, с преданиями и традициями. Она полна священной символики, в ней даны знания и подобия иной духовной действительности. Всякая культура (даже материальная культура) есть культура духа, всякая культура имеет духовную основу – она есть продукт творческой работы духа над природными стихиями».

Для Николая Рериха Высшая духовная действительность, о которой пишет Н.А.Бердяев, воплотилась в понятии «Свет». По его мнению, слово «Культура» состоит из двух частей. Первый корень «культ» – латинского происхождения означает «почитание». Второй корень «Ур» в переводе с санскрита (языка священных текстов древних ариев) означает «Свет», «Огонь». Конечно, речь идет о Свете как о средоточии всех возвышенных понятий человечества, его высших моральных ценностей и явлений подлинной красоты. Поэтому Н.К.Рерих, утверждал, что «Культура есть почитание Света». Каждое произведения искусства, научное достижение, поведение человека Н.К.Рерих рассматривал с точки зрения его светоносности, а значит, принадлежности к культуре.

В основе культуры лежит творческая деятельность человека. Именно творчество согласно мнению многих философов роднит человека с Богом творцом. Бог, по религиозным представлениям сотворил природу и человека, потому его называют Творцом, о человеке создавшем, например, великое произведение искусства также говорят творец. Он, также как Бог, творит свой мир – мир человеческой культуры.

Поколения известных и анонимных творцов создают мировое культурное наследие, которое является сокровищницей возвышенных достижений человеческой мысли и творчества. Может ли мир существовать без культуры?

Николай Рерих был уверен, что ни совершенствование человека, ни позитивное развитие общества, ни мир на земле невозможны без осознания важности Культуры и сохранения культурного наследия. Культура и неразрывно связанная с ней Красота обладают той мощной преобразующей силой, которая способствует духовно-культурному развитию человечества. Действительно созерцая великое произведение искусства, например, «Сикстинскую Мадонну» Рафаэля человек способен испытывать самые возвышенные чувства, которые согревают и освещают его душу. Может ли общество существовать без этих благодатных энергий Прекрасного, не погрузится ли оно в хаос и разрушение? Николай Рерих был уверен, что будущее зависит от отношения к Культуре. Гибель Культуры есть гибель всего человечества, расцвет культуры – его процветание и благополучие.

Николай Рерих внес огромный вклад в развитие и понимание сокровенной сути культуры. Будучи выдающимся художником, мыслителем, ученым-археологом он всю жизнь посвятил утверждению в обществе осознания роли и значения культуры, необходимости сохранения мирового культурного наследия.

В 1903-1904 гг. Николай Константинович вместе с женой Еленой Ивановной совершили поездку по древним русским городам. Именно тогда, очарованный стариной и огорченный небрежением к ней, художник задумался о необходимости сохранения сокровищ культуры на международном уровне. Эту инициативу удалось оформить в юридический документ только в 1929 году. Вместе с юристами был разработан первый Международный договор в области сохранения ценностей культуры (Пакт Рериха). Проект Пакта получил всемирную известность. Во всех странах стали создаваться общества в его поддержку, которые быстро переросли в масштабное общественное движение. Инициативу русского художника поддержали многие выдающиеся деятели культуры и науки. Среди них: Ромен Роллан и Бернард Шоу, Рабиндранат Тагор и Томас Манн, Альберт Эйнштейн и Герберт Уэллс.

В рамках Договора был утвержден предложенный Н.К.Рерихом отличительный флаг, особый символ Пакта, известный под названием Знамя Мира. Знамя должно развеваться над всеми объектами культуры и символизировать их охрану в военное и мирное время. Знамя Мира – флаг, на белом фоне которого три амарантовые сферы заключены в круг того же цвета. Это триединство важнейших понятий эволюции: прошлого, настоящего и будущего; человека, планеты и космоса; искусства, науки и религии, любви, знания и красоты.

Знак Триединства – один из древнейших символов человечества. Н.К.Рерих выбрал его не случайно. В ходе многочисленных археологических раскопок, изучения памятников искусства разных времен и народов он обнаружил, что этот знак характерен для всей мировой культуры. Его выбор для Знамени Мира Николай Константинович связывал с иконой «Троица» Андрея Рублева. «Именно этот символ – символ древнейшего христианства, освященный для нас также и именем Святого Сергия, подсказал мне наш знак», – писал он.

Принятию Пакта Рериха предшествовали три международные конференции в Европе и Америке. «Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников» был подписан 15 апреля 1935 года в Вашингтоне, в Белом Доме, в присутствии президента Ф. Рузвельта.

Пакт состоял из восьми пунктов и призывал к сохранению культурных ценностей не только во время войны, но и в мирные дни. «Для нас, – говорил Н.К.Рерих, – Знамя Мира является вовсе не только нужным во время войны, но, может быть, еще более нужным каждодневно, когда без грома пушек часто совершаются такие же непоправимые ошибки против Культуры».

Договор подписали США и 20 стран Центральной и Южной Америки. Президент США Франклин Рузвельт в своей речи сказал: «Предлагая этот Пакт для подписания народам всего мира, мы стремимся к всемирному применению одного из важнейших принципов сохранения современной цивилизации».

К сожалению, европейские государства не поддержали Пакт Рериха. Но именно культура Европы понесла самые страшные потери в время, разразившейся в 1939 году Второй мировой войны. Активное движение за Пакт Рериха возобновилось по ее окончании.

В 1954 году в Гааге на основе Пакта Рериха была принята международная «Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта». Конвенцию подписали представители пятидесяти шести государств, в том числе и Советского Союза.

Пакт Рериха заложил основы международно-правовой защиты Культуры, и практически показал возможность выхода из тупика, в котором оказалось человечество в результате небрежения к истинным духовным ценностям.

Сама идея сохранения культурного наследия имеет в современном мире своих многочисленных сторонников и последователей. В СССР самая первая организация в защиту культурного наследия образовалась в 60-х годах ХХ века и получила название «Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры». Сегодня действует немало общественных объединений и движений, которые стремятся взять под защиту памятники истории и культуры, привлекают внимание общественности и властных структур к необходимости их сохранения, борются с недобросовестными застройщиками, безжалостно уничтожающими старину. Отрадно, что в их работе активное участие принимает молодежь.

Николай Рерих был уверен, что бережное отношение к культуре и культурному наследию нужно воспитывать с детских лет, давая детям представление о Культуре как Святыне, которую нужно сохранять и защищать. Обращаясь к подрастающему поколению, он писал: «Молодежь! Вы самые юные, самые устремленные в светлое будущее, перечтите, что писалось о сохранении культурных сокровищ, и продолжите нашу работу. Мы-то уйдем, но вы останетесь в жизненной борьбе и превозможете многие препоны.

Для вас, для молодых, культурные сокровища будут истинными ценностями. Вы поймете, что эти сокровища составляют всенародное достояние. Так же, как и Родина, культура должна быть охранена, оборонена».

Литература:

1. Баренбойм П.Д. Пакт Рериха как источник российской доктрины правового государства. // Московско-Петербургский философский клуб. Режим доступа: https://philosophicalclub.ru/content/docs/rp/rp.html

2. Дьяченко И.Ю. Пакт Рериха: культурно-исторические аспекты // Культура и время. 2005. № 3. С. 22-31.

3. Дьяченко И.Ю. Программа Пакта Рериха // Педагогика Культуры, 2020. № 32.

4. Дьяченко И.Ю. Пакт Рериха как путь достижения мира // Вестник РУДН, 2007. № 3. 

5. Куцарова Марга. Знамя Мира – Красный Крест Культуры // Культура и время. 2003. № 2 (8). С. 169-175.

6. Лебеденко А.А. Знамя Мира: объединительный знак триединства на стыке культур и цивилизаций // Россия – Восток: взаимодействие в искусстве. Сборник статей. М., 2020. С.155-175.

7. Соколов В.Г. Живая Этика и новая парадигма культуры // Живая этика и наука. Материалы Международной научно-общественной конференции. М.: Международный Центр Рерихов; 2008. 760 с.

8. Томша Э.А. Петербургские истоки Пакта Рериха // Материалы международной конференции 75-лет Пакта Рериха. С. 297-297.

9. Уварова Л.И., Уваров В.И. По ступеням человечности – к ценностям Культуры: К 70- летию Пакта Мира // Педагогика Культуры. С-Пб.: 2005. № 1. С. 21-30.

10. Шапошникова Л.В. Метаисторический смысл Пакта Рериха // Космическая эволюция в свете культурного наследия Рерихов: сборник докладов. – М.: Международный Центр Рерихов, 2011. С. 365-372.

11. Шапошникова Л.В. Пакт Рериха и эволюционное значение культуры // Защитим культуру: Материалы международной общественно-научной конференции, посвященной 60-летию Пакта Рериха. М.: МЦР, 1996. С. 78-86.


Картины Н.К.Рериха:

Галерея картин Николая и Святослава Рерихов // Интернет-каталог. Режим доступа: https://gallery.facets.ru/catalog.php


Видео:

1. «Время собирать камни...», д/ф. //Международный Центр Рерихов. YouTube- канал. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=l K25aTeHmM

2. «Пакт Рериха. Мир через Культуру», д/ф // Международный Центр Рерихов. YouTube- канал. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=S9DfkeuHofM

3. Е.С.Кулакова «Л.В. Шапошникова и Д.С.Лихачев об эволюционной роли культуры», 2021 г // Международный Совет Рериховских организаций имени С.Н. Рериха. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=GeH4PPrLoXI

4. Шапошникова Л.В. Культура и цивилизация (фрагмент доклада) // Благотворительный Фонд имени Е.И. Рерих. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=v5PVMZerRwU