Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

Международная общественная организация | Специальный консультативный статус при ЭКОСОС ООН
Ассоциированный член ДОИ ООН | Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов
Коллективный член Международного совета музеев (ИКОМ) | Член Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА»

Семья РериховЭволюционные действия РериховЖивая ЭтикаПакт РерихаМЦРМузей имени Н.К. Рериха
Л.В. ШапошниковаЗащитаОНЦ КМ КонференцииЧтенияКультурно-просветительская работаТворческие отделы

версия для печати
Держава Рерихов|Положение|Пояснительный материал по темам|Правила оформления работ|Жюри|Контакты|

Пояснительный материал по темам




ПРИЛОЖЕНИЕ 5

С.Н. Рерих: «Будем всегда стремиться к Прекрасному»

Этот жизненный девиз С.Н.Рериха может быть дополнен его же призывом «Будите в себе прекрасное». В этих словах выражены по существу вера и убежденность Святослава Николаевича в действенной силе Прекрасного. Сын великого русского художника Н.К.Рериха, он, как и отец, создал в сфере Прекрасного свой собственный неповторимый мир образов в красках и слове. В этом мире нам и следует искать ответы на возникающие вопросы: что такое Прекрасное и для чего к нему нужно стремиться?

Когда мы произносим «Прекрасное», то имеем в виду Красоту. Мы говорим «красота природы», «красивое здание... картина, статуя, музыка, танец», «красивое лицо» и т.д. В обыденном представлении красота – совершенство формы, т.е. чисто внешнее явление. Однако в древности мыслители вкладывали в понятие «Прекрасное», гораздо большее. Они выделили три основные категории Прекрасного – Истина (Знание), Добро и Красота, которые осмысливались как единое целое. Как такое возможно? Давайте попробуем разобраться.

Вот, например, красивое здание. Прежде всего, в нем должна быть красота как зримое проявление прекрасного. Но его создание невозможно без следования строительным нормам (знания). Кроме того, здание не может считаться прекрасным, если оно построено без любви и заботы. Архитектор хочет, чтобы людям было в здании комфортно (удобная планировка и др.) или чтобы вошедших посещали возвышенные мысли и чувства, например, в храме. Так и «здание» человеческой личности. Красивое лицо не всегда является признаком красоты души. Личность традиционно определяют ее поступки. Но ведь поступок тоже может быть красивым. Нас поражает и восхищает подвиг во имя Родины, смелость и мужество всегда говорить правду, великое сострадание и милосердие, свойственное святым и подвижникам. Получается, что Красота может быть Добротой, Любовью, Состраданием – то есть теми качествами характера человека, которые создают прекрасный поступок и духовную красоту личности. Без Знания и понимания нравственных законов, невозможно воспитание подобных качеств.

Духовно красивая личность способна творить красоту и вокруг себя, создавая великие произведения искусства, принося людям знания, необходимые для их внутреннего развития, согревая и освещая светом своего сердца окружающих. Они известны как великие творцы культуры и их творения продолжают вдохновлять многие поколения. Так сама жизнь становится прекрасной, когда она озарена подлинной красотой.

Восхищаясь преображающей силой Красоты, средневековые философы считали, что сущность Бога и есть Красота. «Бог творит Красоту не только вовне себя, он сам по своей сущности тоже есть Красота». Так в древности пытались выразить восхищение и преклонение перед Красотой, пронизывающей собой весь мир. С.Н.Рерих ощущал ее повсюду: «Прекрасные цветы, красивые птицы и насекомые, – писал он, – удивительно сложные симметрии кристаллов, игра света на отдаленных облаках, вершинах гор, вечно зовущих и выражающих гармонию необычайной красоты. Или человеческое лицо со всеми своими характерными особенностями, и человеческое тело как вершина эволюции! Мир буквально наполнен прекрасными образами и идеями, вдохновляющими примерами высокого совершенства. Мы только должны постараться открыть свои глаза и быть готовыми к восприятию более совершенных явлений».

Жизненный и творческий путь С.Н.Рериха, как и каждого из семьи Рерихов, являет собой пример именно такой прекрасной жизни, где слиты воедино Красота, Любовь и Знание. Итог художественного творчества Святослава Николаевича – более 4000 полотен, насыщенных неповторимой Красотой, будь то портреты, пейзажи или жанровые сцены, а также работы над эскизами декораций и костюмов для театральных постановок. С.Н. Рерих как ученый занимался исследованиями в области медицины, ботаники и других направлений науки и практики, всюду открывая новые пути. По воспоминаниям современников, близко знавших Святослава Николаевича, он представлялся им совершенным человеком, гармоничным и светлым.

С.Н.Рерих покинул Россию еще в детстве, но любовь к ней и веру в ее высокую миссию пронес через всю жизнь. Домом С.Н.Рериха стала Индия. Там Святослав Николаевич прожил большую часть жизни и считал эту древнюю страну своей второй Родиной. Богатая природа Индии, разнообразие обычаев и традиций ее многочисленных народов, сокровища древней мудрости и великое самобытное искусство стали для Святослава Николаевича и предметом познания, и источником вдохновения. По словам самого Святослава Николаевича «Поскольку я художник, то лучшим выражением моей жизненной позиции, сокровенных переживаний и размышлений являются мои картины». Яркие по колориту, картины художника звучат гимном неувядающей красоте Индии, ее великим людям и простым труженикам. За мгновениями повседневности и обыденности на его полотнах ощущается дыхание вечной жизни.

Святослав Николаевич Рерих считал, что творческий человек должен знать об особой ответственности перед людьми: «Почему я ищу красоту, а не ищу некрасивое, отрицательное? Когда вы изображаете что-то на картине, то это остаётся и будет отражать себя в будущем и воздействовать на других. В жизни мы можем отвернуться от некрасивого, но когда это зафиксировано, и с величайшим мастерством, то мы не можем от этого уйти. Поиски красоты – это то, что сблизит людей и спасёт мир».

Художник отмечает: «Отклик на красоту исходит изнутри нас самих. Мы реагируем на то, что нам созвучно, а если этого нет внутри нас, то и не можем реагировать. Способность видеть красоту нужно воспитывать». Воспитание стремления к поиску и узнаванию красоты – начало пути совершенствования человека.

В жизни эта задача стоит перед каждым, аперед педагогом – в особенности. Для ее решения Святослав Николаевич в Бангалоре создал академию художеств «Читракала Паришад» и опекал Художественную школу-интернат им. Ауробиндо Гхоша, где дети и студенты воспитываются в атмосфере Прекрасного. Красота незаметно входит в сердца, пробуждая лучшие чувства и мысли, устремление к идеалу.

Вестником Красоты называла С.Н.Рериха генеральный директор общественного Музея имени Н.К. Рериха в Москве Л.В.Шапошникова – доверенное лицо С.Н.Рериха. Именно ей он поручил создание музея на основе переданного им в дар народу России наследия семьи Рерихов.

Красота в работах Святослава Николаевича живет как напоминание о том, что надо беречь, чего остерегаться, к чему стремиться. Надо вглядеться, вчувствоваться, вслушаться и вдуматься, для этого у человека есть два дара эволюции – ум и сердце. «Будем всегда стремиться к Прекрасному!» Всегда – это значит каждый час, каждый день без выходных и праздников, круглый год и всю жизнь!

Литература:

1. С.Н.Рерих. Биография // Рериховская библиотека. Режим доступа: https://roerich-lib.ru/s-n-rerikh/biografiya-snr

2. С.Н.Рерих Стремиться к прекрасному /МРБ // Рериховская библиотека. Режим доступа: https://roerich-lib.ru/index.php/stremitsya-k-prekrasnomu

3. С.Н.Рерих Искусство и жизнь /МРБ// Рериховская библиотека. Режим доступа: https://roerich-lib.ru/index.php/svyatoslav-rerikh-iskusstvo-i-zhizn

4. С.Н.Рерих К беседе с художниками /МРБ// Рериховская библиотека. Режим доступа: https://roerich-lib.ru/index.php/s-n-rerikh-k-besede-s-khudozhnikami

5. «Будите в себе Прекрасное.»: к 110-летию со дня рождения С.Н.Рериха. Том 1 // Рериховская библиотека. Режим доступа: https://roerich-lib.ru/s-n-rerikh/s-n-rerikh-budite-v-sebe-prekrasnoe-1

6. «Будите в себе Прекрасное.» Том 2// Рериховская библиотека. Режим доступа: https://roerich-lib.ru/s-n-rerikh/s-n-rerikh-budite-v-sebe-prekrasnoe-2

7. 100 лет со дня рождения С.Н.Рериха. Материалы Международной научно-общественной конференции. 2004. // Электронная библиотека МЦР. Режим доступа: https://lib.icr.su/node/1031

8. Беликов П.Ф. Святослав Рерих: Жизнь и творчество. М.: Международный Центр Рерихов, 2004. 328 с. Режим доступа: https://roerich-lib.ru/belikov-p-f-svyatoslav-rerikh-zhizn-i-tvorchestvo 

9. Воспоминания о С.Н.Рерихе. М.: Международный Центр Рерихов, 2004. 240 с.

10. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. М.: Детская литература, 1989. 238 с.

11. Уроки Лихачева: Методические рекомендации для учителей средних школ. СПб.: 2006. 160 с.

12. Сухомлинский В.А. // Антология гуманной педагогики. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2002. 224 с.


Картины С.Н. Рериха:

Галерея картин Николая и Святослава Рерихов // Интернет-каталог. Режим доступа: https://gallery.facets.ru/catalog.php


Видео:

1. «Святослав Рерих – Мастер, Сын Мастера», д/ф // YouTube-канал. Режим доступа: https://youtu.be/ANHcBVHZZgI?si=2aKNaVP7O4Vt31FT

2. «Письмена. Николай и Святослав Рерихи», д/ф // Международный Центр Рерихов. YouTube- канал. Режим доступа: https://youtu.be/mQALghkphKY?si=Ic3NS t0BzWAazN