рус  eng
Международный Центр Рерихов
Международная общественная организация | Специальный консультативный статус при ЭКОСОС ООН
Ассоциированный член ДОИ ООН | Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов
Коллективный член Международного совета музеев (ИКОМ) | Член Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА»
Общественный музей имени Н.К. Рериха Международного Центра Рерихов
Страницы 1|2|3|4|Виртуальный тур

Административное здание и медицинский корпус Института Гималайских исследований «Урусвати»
Административное здание и медицинский корпус
Института Гималайских исследований
«Урусвати». 1930-е

На склоне горы, чуть выше рериховского дома, располагаются два здания Института Гималайских исследований.

Институт назывался «Урусвати», что значит «Свет Утренней звезды». «Разве не утро, славное для нового труда и достижений, – писал Н.К. Рерих, – вечное исцеление, вечный поиск, вечное достижение? В этих местах, где была выкристаллизирована великая мудрость Риг-Вед, где прошли сами Махатмы, здесь, в пещерах и на вершинах аккумулировалась сила человеческой мысли! <…> Это уникальное место для многих научных исследований. Здесь вы чувствуете праздник знаний и красоты».

Перед нами в витрине – фотография административного и лабораторного корпусов Института. Здесь же – фотография Ю.Н. Рериха, который был директором Института и его ведущим сотрудником.

Институт «Урусвати» был комплексным, и в нем были представлены самые различные науки. Помимо археологического отдела при Институте были открыты отделения естественных наук и тибетской медицины, истории культуры народов Азии, филологии. В нем были библиотека и музей. В Институте изучались астрономия и астрофизика, биология и химия. Создавалась лаборатория по изучению средств для борьбы с раком, была открыта бесплатная клиника для местных жителей.

В прекрасно оборудованных лабораториях намечался комплекс исследований психической энергии человека, энергии мысли. «Мысль, как тончайшая энергия, является основою Тонкого Мира <…> Там все творится мыслью и мыслью же все разрушается», – писал Николай Константинович. «...Мы знаем, что за исследования в области мысли серьезные ученые получали всякие служебные неприятности, а иногда даже лишались университетской кафедры. Так бывало и в Европе и в Америке. Но эволюция протекает поверх всяких человеческих затворов и наветов. <…> повсюду вместо недавних отрицаний и глумлений возникает новое безграничное знание».

Таких институтов, как «Урусвати», в мире еще не было. Он как бы опережал свое время. В его деятельности сочетались древние знания с самыми современными научными открытиями. В нем удивительным образом соединились традиционные методы древней Азии и те, которым еще надлежало сложиться.

Зимой сотрудники Института работали в лабораториях, а летом уходили в научные экспедиции. Здесь, в каменистой почве гималайских долин, никто еще не вел археологических раскопок. Николай Константинович был уверен, что раскопки подтвердят то, что принесла ему Центрально-Азиатская экспедиция. Он был уверен, что здесь, в Гималаях и в Индии, лежат многие разгадки древней культуры человечества. Великое путешествие продолжалось, и Институт являлся его неотъемлемой частью.

Журналы Института Гималайских исследований &laquo;Урусвати&raquo;
Журналы Института Гималайских исследований «Урусвати».
Нью-Йорк. 1931 – 1933
Отчеты и дневники проводившихся экспедиций, исследования, связанные с важнейшими направлениями науки, последние открытия ученых публиковались в «Журнале Института Гималайских исследований «Урусвати», все три выпуска которого находятся в витрине зала.

«Станция должна развиться в город Знания, – писала об Институте «Урусвати» Елена Ивановна. – Мы желаем в этом городе дать синтез научных достижений. Поэтому все области науки должны быть впоследствии представлены в нем. И так как знание имеет своим источником весь Космос, то участники научной станции должны принадлежать всему миру, то есть всем национальностям …».

Все члены семьи участвовали в деятельности Института. Е.И. Рерих, тонкий знаток искусства, уникальный философ, мыслитель, была президентом-основателем и концептуально руководила его научными отделами.

Святослав Николаевич, художник, знаток древнего искусства и местных фармакопей, ботаник и орнитолог, занимался естественными науками.

Юрий Николаевич, директор Института, востоковед, археолог, лингвист, вместе с учеными ламами работал над созданием тибетско-русско-английского словаря с санскритскими параллелями и собрал ценнейшую коллекцию древних тибетских рукописей и книг. Он первый произвел ряд археологических раскопок в Кулу и прилегающих областях индийских Гималаев. Публикации его исследовательских работ были важным событием в научном мире.

Н.К.Рерих, Е.И.Рерих, Ю.Н.Рерих, С.Н.Рерих в долине Кулу
Н.К. Рерих, Е.И. Рерих, Ю.Н. Рерих, С.Н. Рерих
в долине Кулу
Сам Николай Константинович, основатель Института, был его вдохновителем и идейным наставником. Проблема культурных связей между народами Востока и России, захватившая его еще в молодости, выходила за рамки чисто исторических интересов. «Если поискать да прислушаться непредубежденно, то многое значительное выступает из пыли, из мглы. Нужно, неотложно нужно исследовать эти связи. Ведь не об этнографии, не о филологии думается, но о чем-то глубочайшем и многозначительном», – писал Н.К. Рерих.

В работе Института принимали участие тибетские ламы и индийские ученые. Крупные ученые Запада, и среди них А.Эйнштейн, сотрудничали с Институтом. Академик Н.И. Вавилов, известный биолог и генетик, переписывался с институтом «Урусвати». Ученый занимался исследованием происхождения культурных растений, и поиски привели его к Гималаям. Из «Урусвати» Вавилову отправлялись посылки с образцами и семенами нужных ему растений. Николай Константинович и Николай Иванович мечтали о встрече, но эта встреча так никогда и не состоялась…

«Свет Утренней звезды», которая загорелась в 1928 году в далеких Гималаях, на короткое время осветил путь тех, кто искал и стремился. В 1939 году началась Вторая мировая война. Работа в Институте замерла. «Нынче исполнилось четверть века наших странствий, – писал Рерих в 1942 году. – Каждый из нас четверых в своей области накопил немало знаний и опыта. Но для кого же мы все трудились? Неужели для чужих? Конечно, для своего, для русского народа мы перевидали и радости, и трудности, и опасности. Много, где нам удалось внести истинное понимание русских исканий и достижений. Ни на миг мы не отклонялись от русских путей. Именно русские могут идти по нашим азийским тропам».


Страницы 1|2|3|4|Виртуальный тур



Наши партнёры