|
Две вершины. Гепанг. 1934 |
«… я почувствовал себя неописуемо счастливым. Нет таких слов, чтобы описать чувство восторга и радости при виде восхитительных золотых массивов, возвышающихся в небеса как символ нашего устремления в Беспредельность, залитых светом божественного сияния. Такие минуты жизни подобны прекрасным звездам, сияющим на небосводе нашего бытия. Каждая прекрасна, каждая уникальна и неповторима».
Поразительная светоносность красок – одна из особенностей живописи Святослава Николаевича. Мягким светом мерцают «Жемчужно-голубые горы», окутанные серебристыми туманами; светятся, дышат всеми оттенками самых нежных, самых радостных цветов «Ледниковые горы». Ярки и контрастны краски картины «Гепанг. Две вершины», но смягчающая воздушная дымка придает очаровательную таинственную живость всему пейзажу.
Сага о Гессар-Хане. 1937 |
Именно мысль Индии, красота и утонченность этой страны стали источником художественного вдохновения для создания многочисленных философских полотен Святослава Николаевича. Внутренние импульсы потаенных глубин души художника отражались в его работах, таких ярких и необыкновенных. Святослав Рерих говорил: «На выставках часто спрашивают, насколько верны натуре краски моих картин. Даже советуют: потушите цвет, такой интенсивности в реальности не бывает... Что сказать на это? Не бывавшие в горах говорили о работах отца: зачем вы уходите от правды? Ведь не бывает такого неба, таких огромных звезд... Знающие горы знают эти звезды, это небо, которое словно само светится изнутри золотом или зеленью... Ослепительна палитра самой природы Индии, жизни Индии: красная земля, голубое небо, яркие одежды, украшения людей. Наши женщины утром в течение нескольких минут наводят сложнейшие узоры в своих жилищах, на полу и просто на земле. Берут в пригоршни размолотые камни-кварциты, светлые или цветные, и сыплются струйки между пальцами. Поводят руками вокруг себя, а на земле остается сложнейший орнамент, словно ковер <…> Я попросил одну мастерицу зарисовать этот орнамент; она старалась, рисовала, но как ей было трудно! А вот этот ежедневный ковер, который стирается к вечеру, создается радостно, непринужденно, девочки работают - подражают матери, как птица учится петь <…> Вот этот дух <…> – во всем. <…> Эти элементы реальности могут сложиться и в картины, которые принято называть аллегорическими».
Как философские притчи воспринимаются картины Святослава Николаевича о жизни индийской деревни. И при этом все они очень убедительны. Кажется, что сам присутствуешь там, где за тяжелым плугом идет крестьянин, погоняя буйволов по краснозему южной Индии (картина «Пахота»). Свет солнца наполняет все пространство картины. Цепь гор вдалеке окутана розово-жемчужными облаками. Эти же облака очерчивают фигуры пахаря и волов, объединяя в гармоничное целое человека-труженика и природу. Художник не допускает обыденности происходящего, а рисует мистерию Вечности, где «все сливается воедино: труд человеческий, природа, горы, «биосфера», переходящая в космос».
С.Н. Рерих. Христос с учениками. Конец 30-х – начало 40-х годов |
«Миссия художника заключается в том, чтобы нести в нашу жизнь красоту, – писал Святослав Николаевич, – раскрывать ее для других, привлекать к ней наше внимание и показывать нечто большее, чем наша повседневность, – жизнь завтрашнюю, жизнь более великого мира, раскрытие следующей стадии эволюции нашей жизни. Таким образом, художник должен быть также и пророком, настроенным на звучание извечных сил, способным вчитываться в эволюционные течения».
Царство Духа, свободное от оков физического ограничения, возникает на полотнах Святослава Николаевича последнего периода его творчества. Об этих удивительных картинах, о знакомстве с ними рассказывает Людмила Васильевна Шапошникова – Генеральный директор Центра-Музея имени Н.К. Рериха. В 1992 году, в один из дней, Людмила Васильевна поехала в мастерскую художника, располагавшуюся в его имении Татагуни (жил Святослав Николаевич тогда уже непосредственно в Бангалоре). «Я открыла дверь мастерской Святослава Николаевича, и мы вошли в помещение так хорошо мне знакомое. <…> На полу прислоненные к книжным полкам и покрытые полиэтиленом стояли картины хозяина мастерской. Многие мне были знакомы по выставкам, репродукциям и по личному общению с автором здесь же в мастерской. Это была Красота, сотворенная большим художником. Но вот вынутые из полиэтиленовой упаковки передо мной замелькали картины, которых я раньше не видела. Яркие, светящиеся краски, странные, как будто земные и в то же время неземные формы. Тонкое и красивое женское лицо, возникшее из каких-то причудливых облаков, деревня и в то же время не деревня, река, идущая сквозь горы и освещающая их изнутри. Я затрудняюсь и сейчас дать точное описание увиденного мною. Но тогда я поняла, что на двухмерном пространстве полотна Святослав Николаевич изобразил тонкий мир четвертого, а может быть и более высокого измерения. Он видел и прозревал этот мир своими утонченными центрами, своей высокой энергетикой. Имея в своем распоряжении язык двухмерного пространства, он сумел с его помощью максимально приблизиться к иному миру, открыть как бы окно в него и доказать беспредельную возможность искусства. Полотна несли людям уникальный опыт самого мастера и повествовали о реальности и доступности нездешних миров. Картины подтверждали то, что сам человек, неся в себе миры более высоких измерений, является как бы мостом между ними и миром плотным».
Это были картины того последнего цикла творчества художника, который не знаком даже любителям его живописи. К сожалению, они были похищены после смерти Святослава Николаевича, и мы в настоящий момент не знаем их место нахождения.
С.Н. Рерих беседует с посетителями своей выставки
в Государствееном Эрмитаже. Ленинград. Январь 1975 г. |
Вся семья Рерихов была единым духовным явлением. «Жизнь нашей семьи – это была жизнь в труде, – писал младший сын. – Все мы, каждый в своей области, трудились, но все работали всегда вместе. Вчетвером мы составляли единое целое и помогали друг другу. Это позволило нам узнать очень многое, собрать и дать другим». Все они любили Россию, глубоко знали и понимали ее культуру, были убеждены в высокой миссии страны и верили в ее будущее.
Вместе со своей женой, прекрасной индианкой Девикой Рани, внучатой племянницей Р. Тагора, Святослав Николаевич не раз приезжал на Родину с выставкой картин, своих и своего отца. После смерти брата Юрия в 1960 году Святослав остался единственным хранителем уникального наследия своей семьи. Выполняя завет родителей о передаче наследия на Родину, С.Н. Рерих стал основателем нашего Центра-Музея имени Н.К. Рериха в Москве.
В завершение хочется привести слова Святослава Николаевича, сказанные им в одном из интервью: «Мы хотим сделать более счастливую жизнь. Так? Что есть эта более счастливая жизнь? Мы видим, что, несомненно, должны помнить о духовных началах... Мы забываем, к сожалению, откуда мы вышли, куда мы идем, что мы из себя представляем. Мы забываем, что мы вышли из Вечности. Вечность нас окружает... Из Бесконечности и Вечности. Они заложены в каждом из нас. Мы их несем, эти великие чувства. К сожалению, мы это часто забываем. Теперь - как это сделать (более счастливую жизнь)? Все просто, чрезвычайно просто! Только каждый день мы должны помнить, что мы хотим сделать сегодня что-то лучше, чем мы делали вчера. Чтобы было хоть немного лучше. Вот это желание продвинуться вперед – это все!.. Поэтому я и говорю, что все очень просто...»
|
||
|