рус  eng
Международный Центр Рерихов
Международная общественная организация | Специальный консультативный статус при ЭКОСОС ООН
Ассоциированный член ДОИ ООН | Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов
Коллективный член Международного совета музеев (ИКОМ) | Член Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА»
Общественный музей имени Н.К. Рериха Международного Центра Рерихов
Страницы 1|2|3|4|5|Виртуальный тур

В Дарджилинге началась практическая подготовка к Центрально-Азиатской экспедиции. Горное княжество Сикким, спрятавшееся в Гималаях к северу от Дарджилинга среди снежных вершин и густых заповедных лесов, стало первым, очень важным этапом экспедиционного маршрута.

 «Называли Сикким страною молний, – писал Николай Константинович. – Конечно, и молнии здесь бывают, но не проще ли назвать: «Страна небесных ступеней»? Лучшего преддверия к тайнам будущего трудно придумать. Неисследованная, малопроникаемая страна скал и цветов».

Окно монастыря. Сикким. Фото Л.В.Шапошниковой
Окно монастыря. Сикким.
Фото Л.В. Шапошниковой
Тонкая резьба и красочная роспись монастырских зданий Сиккима непостижимым образом напоминали Рериху древние храмы России: «Вот они, мои милые новгородские и ярославские дверки. Вот она, прекрасная фресковая живопись. Вот они, цветные орнаменты, обвившие все наличники оконцев и дверей». Славянские мотивы и узоры угадывались в индийских песнях, хороводах, элементах костюмов. «Не будем делать ни предположений, ни тем более выводов, – писал он, – но занесем эту поучительную подробность как еще одну путеводную веху».

В тайниках монастырей хранились старинные рукописи. В них повествовалось о священной стране Шамбале, границы которой охраняли неприступные горы и снежные люди. Настоятели монастырей и ламы, отшельники и мудрецы рассказывали художнику о подземных ходах, ведущих в заповедную страну, о пещерах, хранящих сокровища, о священных книгах, падающих с неба, о каменных бусинах
 
 
Танец бога Канченджанги. Фото Л.В.Шапошниковой
Танец бога Канченджанги.
Фото Л.В. Шапошниковой
«зи», обладающих целительной силой. Звучало имя Майтрейи, владыки любви и сострадания, Будды грядущего, с приходом которого на земле установится царство справедливости.

Источник этих древних тайных знаний легенды связывали с Канченджангой – «Горой Пяти Сокровищ». Раз в год спускается со снежных вершин могущественный бог Канченджанги – в тот день, когда в Сиккиме устраивают танцы в его честь. Темно-красная грозная маска скрывает его лик. Вместе с устрашающим Махакалой, защитником Сиккима, вершат они круги магического танца. Бог Канченджанги стережет Сокровища священной Горы и Тайную долину.

За легендами и мифами стояла какая-то неизвестная еще реальность. Она оживала на полотнах Мастера, написанных в Сиккиме. Картины серии «Знамена Востока», «Его Страна», многие из которых находятся в зале Живой Этики и зале Учителей, несли в себе необычный, таинственный, мало знакомый Европе мир. Розовеющая на рассвете снегами священная Канченджанга, величественные, одухотворенные горы, белый конь, несущий Сокровище Мира, сказочные мудрые люди, похожие на героев древности.

«В самом Сиккиме, – отмечал художник, – находился один из Ашрамов Махатм. В Сикким Махатмы приезжали на горных конях. Их физическое присутствие сообщает торжественную значительность этим местам. Конечно, сейчас Ашрам перенесен из Сиккима. Конечно, сейчас Махатмы оставили Сикким. Но они были здесь. И серебро вершин цепи сияет еще прекраснее…»

Маршрут, пройденный экспедицией в 1924 - 1928 гг.
Маршрут, пройденный экспедицией в 1924 – 1928 гг.
Картины, очерки и дневниковые записи Н.К. Рериха о Шамбале, о Камне, о Махатмах – Великих Душах, хранителях тайных знаний, были похожи на сказку. Но это была реальность, с которой Рерихи уже соприкоснулись. В небольшом храме неподалеку от Дарджилинга в общении с Учителями был разработан окончательный маршрут Центрально-Азиатской экспедиции и определены ее цели.

«Кроме художественных задач, – отметил впоследствии Рерих, – в нашей экспедиции мы имели в виду ознакомиться с положением памятников древностей Центральной Азии, наблюдать современное состояние религии, обычаев и отметить следы великого переселения народов. Эта последняя задача издавна была близка мне».

Караван Центрально-Азиатской экспедиции был необычным. Ему предстояло пройти по дорогам Великих странников и переселенцев, по землям древнейших культур Азии, найти то, что связывало многие культуры во времени и пространстве. Заповедная Страна, Камень, Великие Души встанут указующими вехами на его пути.

Подготовка к маршруту была закончена. Святослав Николаевич временно возвращается в Америку. В дальнейший путь отправляются Николай Константинович с женой и старшим сыном.

Юрий Николаевич ко времени своего приезда в Индию уже получил серьезную востоковедческую подготовку. Кроме знания нескольких европейских языков, он в совершенстве овладел многими языками народов Азии, в том числе санскритом и пали. Это давало возможность обходиться без переводчиков не только в пути, но и на местах при изучении древних памятников культуры и манускриптов на «мертвых» языках.


Страницы 1|2|3|4|5|Виртуальный тур



Наши партнёры